Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Развитие политического сознания и политической идеологии в России




Истоки политических идей в России следует искать в про­цессе становления и развития Киевской Руси — первого древ­нерусского государства, возникшего в результате объединения славянских племен. Идейным стержнем русской государствен­ности стало христианство, а точнее одна из его ветвей — право­славие. Основные каноны православия — не убий, не укради, не прелюбодействуй и др. — предопределили основные черты характера народа: его духовность, трудолюбие, коллективность, терпимость, миролюбие, державность. Согласно православным представлениям люди на земле лишь готовятся к вечной жизни на том свете. Соблюдая христианские заповеди, они служат Бо­гу, который все видит и знает. Наместником Бога на земле яв-

 

296 Глава 9. Политическое сознание и политическая идеология

ляется царь-государь. Поэтому начавшийся добровольно про­цесс распространения и внедрения православных религиозных идей в народные массы затем активно поддерживался власть имущими. Отсюда патернализм политической власти и толе­рантность народа по отношению к ней. Однако сказанное вы­ше вовсе не означает, что такой путь развития для России был абсолютно однозначным. Следует отметить, что еще на ранних стадиях развития русской государственности появились поли­тические идеи и реалии демократического толка. Ярким приме­ром был Новгород — вечевая феодальная республика (XII— XV вв.). Вече — собрание свободного мужского населения города — решало все наиболее важные вопросы жизни Новго­родской земли. Решения принимались большинством голосов, хотя и здесь определенное влияние оказывали религиозные по­литические идеи. Глава новгородской церкви принимал участие в государственной деятельности, имел свой суд, собственную бюрократию и воинские формирования.

Одной из особенностей процесса развития российской по­литической идеологии являлся ее интернациональный харак­тер. Огромная территория, многонациональный состав народов требовали от государственной власти бережного отношения к социально-экономическим укладам и нравственно-религиоз­ным устоям различных наций и народностей. Разумеется, в ис­тории Российского государства взаимоотношения власти и от­дельных народов не всегда были патерналистскими. Политиче­ское сознание и идеология испытывали на себе и воздействие таких факторов, как насильственное присоединение, подавле­ние восстаний, депортация.

Важными вехами на пути формирования политических идей в России стали отмена крепостного права, судебная и земская реформы, которые дали новый импульс развитию самобытной российской демократии. Самобытность заключалась в сочета­нии светских и православных идей, возвышении коллективно­го над индивидуальным, в смешении монархических и респуб­ликанских идей, в сочетании национального и интернацио­нального, народности и державности. Глубокий исторический след оставили конституционные проекты декабристов, учиты­вавшие труды А. Н. Радищева и М. М. Сперанского, амери­канских и европейских исследователей демократии, революци­онно-демократические идеи А. И. Герцена, В. Г. Белинского. В это же время зародились идеи правового ограничения мо

 

§ 4. Развитие политического сознания в России 297

нархии, построения правового государства, которые в дальней­шем развивались в рамках российского конституционализма. Важный вклад в развитие правовой и политической идеологии XIX—XX вв. внесли русские правоведы либерального направ­ления Б. Чичерин, П. Новгородцев, Б. Кистяковский, В. Гес-сен и др.

Накануне революции 1905 г. в России существовало много­цветье политических течений. Оппозицию самодержавию со­ставили либеральные демократы и революционеры (социал-де­мократы, эсеры, анархисты). Первая русская революция выяви­ла весь своеобразный смешанный тип политического сознания, в котором стихийный радикализм вполне совмещался с монар­хизмом. Рабочий класс в значительной мере избавился от этой двойственности в ходе революции, крестьянская же масса должна была пройти более длительный путь. Февральская, Ок­тябрьская революции привели в конечном счете к становлению моноидеологии — коммунистической.

Коммунистическая идея пришла в Россию с Запада и попа­ла, как оказалось, на благоприятную почву православия, кол­лективности и державности. По существу, ее постулаты были сходными с канонами православия, только она их выражала в социально-политической и сугубо светской форме. С приходом к власти большевиков религия была заменена идеологией марк­сизма-ленинизма, Бог — социалистическим государством, рай — светлым коммунистическим будущим. Отчасти поэтому коммунистическая идея просуществовала достаточно длитель­ное время и овладела массами. Однако абсолютно нереальная конечная цель и в особенности формы и средства достижения этой цели, перерождение партийно-идеологической верхушки обрекли ее на неудачу на данном историческом отрезке вре­мени.

Сегодня Россия переживает мировоззренческий кризис, ко­торый по своим корням и последствиям, может быть, является более сложным и трудноразрешимым, чем социально-экономи­ческие и политические неурядицы. На нынешнем этапе обще­ственного развития, с нашей точки зрения, предпочтительнее отдать дань идеологическому плюрализму. Нельзя исключать возникновения новых, реанимации в откорректированном виде «старых» идей и течений. Все чаще и аргументированнее звучит тезис о русской национальной идее, которая могла бы сплотить

 

 

298 Глава 9. Политическое сознание и политическая идеология

державообразующую нацию и все остальные нации и народно­сти, проживающие на территории государства.

Пророческими считаются слова выдающегося русского мыс­лителя И. Ильина: «Будущее скрыто от человеческого взора. Мы не знаем, как сложится государственная власть в России после большевиков. Но знаем, что если она будет антинацио­нальной и противогосударственной, угодливой по отношению к иностранцам, расчленяющей страну и патриотически безы­дейной, то революция не прекратится, а вступит в фазу новой гибели; и тогда все предполагаемое нами будет отсрочено. Но придет час, когда русская национальная власть вступит ради спасения России на указываемые нами пути»1.

Нет сомнения в том, что Россия сегодня обретает идеологи­ческую уверенность на путях реализации общегуманистических и демократических идеалов, сочетающихся с российским пат­риотизмом, державностью и народностью, борьбы за подлин­ные и непосредственно действующие права и свободы челове­ка, формирования правового гражданского общества.

В последнее десятилетие политический процесс в России шел под знаком борьбы двух идеологий, двух мировоззрений. Общество было разделено на два лагеря, к сожалению, непри­миримых. Очень часто это была не борьба мнений, а борьба на уничтожение.

Современная российская идея предполагает необходимость соединения общественных ценностей с традиционными, среди которых в качестве основополагающих фигурируют держав-ность, духовность, патриотизм и социальная солидарность (кол­лективизм).

Державность — это стремление к государственному сувере­нитету; осознанная гордость за роль России во всемирной ис­тории, ее вклад в общемировую материальную и духовную культуру; надежды россиян на то, что их страна будет одним из полюсов мирового хозяйства, займет достойное место в миро­вом сообществе. Духовность — особый образ жизни россиян, когда морально-нравственные ценности имеют приоритет пе­ред материальными благами. Справедливость — собственность, созданная своим трудом. Принцип социальной справедливости находит отражение в стратегических положениях Конститу­ции РФ.

1 Ильин И. Наши задачи // Собрание сочинений. М., 1993. Т. 2. С. 14.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 336 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2221 - | 2091 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.