Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В обществе с чистым АСП, т.е. с тотальной ролью 5 страница




5. Отсутствие реального механизма передачи власти, побуждающее наиболее дальновидных восточных деспотов не следовать известной формуле "После меня хоть потоп", а во избежание развала созданных ими империй сознательно отправлять под топор собственных детей (Указом турецкого султана Мехмета II от 1478 г. предписано: "Тот из моих сыновей, который вступит на престол, вправе убить своих братьев, чтобы был порядок на Земле").

 

Парадокс: восточное общество, построенное на гуманно-этических принципах поддержки слабого за счет ограничения сильного (частного собственника), пожертвовавшее экономической эффективностью во имя сохранения социальной стабильности, могло обеспечить это только за счет поголовного бесправия всех слоев населения в деспотической системе. Степень этого бесправия можно проиллюстрировать поэтическими сопоставлениями. А.С.Пушкин писал о далеко не самом гуманном Законодательстве Российской империи:

"Законы поднялись

Хватая в когти зло..."

О том же предмете в Китае из Ши Цзина:

"Законов сеть и день и ночь

Ждет жертв и нечем им помочь..."

Европейское сознание, в принципе правильно понимающее суть деспотической системы правления, в то же время несколько упрощенно понимает механизм функционирования системы и особенно роль самого деспота как неограниченно самовластной политической фигуры. На самом деле Верховный владыка в своих действиях должен был считаться со множеством ограничивающих его реальную власть факторов:

- право на деспотическую власть предполагало соблюдение носителем этой власти традиций государственного управления и сохранение сложившихся до него устоев жизни общества. Не соблюдавший эти условия властитель отторгался Системой с такой же жестокостью, как и другие ее рабы - подданные, нарушившие правила функционирования системы. Кроме того, в соблюдении "правил" был кровно заинтересован бюрократический аппарат - от этого зависело не только политическое, но и физическое выживание его членов.

Владыка, управляющий по правилам, сложившимся и освященным задолго до него, также не был абсолютно самостоятельным и полновластным:

- кадровые перестановки по всей бюрократической вертикали он мог производить только в начале своего правления, а впоследствии только с подачи и при поддержке аппарата;

- властитель регулировал только верхи бюрократической структуры, а ее низы саморегулируются по сложившимся правилам. На практике властитель царствует, но "не может позволить" утруждать себя недостойными его высокой особы деталями и мелочами государственного управления. На деле деспотическая власть у Системы, а сам властитель является носителем Священновластия - он Символ деспотическо-бюрократической системы. Разумеется, в этом качестве он может позволить себе капризы и развлечения типа битья министров бамбуковыми палками за нерадивое исполнение ими их обязанностей, что внешне выглядит доказательством его неограниченной власти;

- в различных звеньях государственно-бюрократической структуры всегда идет борьба по вертикали местнических и по горизонтали групповых интересов. Если европейские монархи могли практически бесконечно балансировать между разнонаправленными интересами различных классов, сословий и групп, то восточный правитель в конечном счете обязан был принимать конкретные, и не всегда безопасные лично для него, решения.

Между правителем, всегда стремившимся к усилению самовластья, и аппаратом, сторонником ограничения участия правителя в управлении рамками символичного священновластия, всегда существовало скрытое противостояние. Стремясь освободиться от бюрократической опеки, опасной не только с политической точки зрения, правитель усиливает роль своего придворного окружения, не связанного с аппаратом. В этом причина появления на политической арене специфической категории евнухов:

- они были выдвинуты лично правителем;

 

- будучи приближенными к священной особе, они были заинтересованы в ее благополучии и долгом царствовании, и враждебно относились к аппарату;

- они не обременены семейными узами и мало связаны общепринятыми морально-этическими нормами. Им можно доверить интимную жизнь священной особы и ее безопасность в гареме (гарем - крупный общественный феномен Востока. Оказал стимулирующее влияние на развитие производства предметов роскоши. Один из центров политических интриг. Затраты на него порой превышали военные расходы - например, в Иране). Евнухов всегда можно заменить, т.к. желающих попасть "наверх" или отправить туда своих детей было достаточно.

При всех достоинствах евнухов в качестве приближенных у них все таки есть недостаток - они люди, и хотят посредством усыновления детей обеспечить свое старческое будущее; они воруют и интригуют, и боятся неизбежной кары за это от своего властителя-благодетеля. Поэтому деспот мог найти свой конец в гареме в результате удушения его шелковой подушкой руками верного евнуха.

Аналогичную евнухам антиаппаратную роль в руках правителя играет дворцовая гвардия, набираемая из не имеющих корней в данном обществе рабов и иностранцев. Однако и здесь существовала опасность превращения правителя в "дворцового пленника" гвардейцев, янычар, гулямов. Однако смена правителя и даже династии означает всего лишь смену Символа деспотической системы, основу которой составляет не личность правителя, а нормы взаимоотношений госаппарата с обществом, основанным на АСП.

Корпоративность

Высшая степень централизации, унификации, регламентации и контроля всех сфер (не только формы, но и содержания) жизни - все это ставило перед миллионами подданных восточных деспотий задачу обеспечения самозащиты от всепроникающей роли государства. В условиях Востока такая самозащита могла быть успешной только при условии ее коллективно-группового характера. Поэтому атрибутом восточного общества является корпоративность - система вертикальных связей (и) замкнутых групп (кланы, касты, секты, землячества, общины, гильдии, тайные общества...), противопоставленных всесилию государственного деспотизма.

Задачи корпорации: борьба за выживание в продовольственно напряженном обществе, защита прав и привилегий ее членов, сохранение в общественной структуре гарантированной ниши для данной корпорации.

Орудия корпорации: групповая солидарность, с которой вынуждено считаться государство и чужаки из других корпораций; монопольное влияние в какой-либо сфере производства (касты в Индии).

Сила корпорации в том, что ее члены, поступаясь частью своих индивидуальных прав, делегируя их в распоряжение корпоративной верхушки в обмен на защиту с ее стороны, придают этой верхушке экономическое и политическое могущество.

Поскольку корпорация является вертикальной структурой, она объединяет представителей различных имущественных слоев - слабые могут рассчитывать на определенную материальную поддержку более состоятельных, а последние - на массу физической поддержки снизу в обществе, где богатый всегда находится под подозрением государства и общества. Вертикальная корпоративная структура противоречит процессам становления классового самосознания. Корпоративность - поведение человека, продиктованное преимущественно его принадлежностью к корпорации, независимо от того, совпадает ли оно с его классовыми интересами. Корпоративность сглаживает классовые антагонизмы и делает их второстепенными, т.к. на первом плане в корпоративном обществе - враждебность к "чужакам", а не социально-имущественный критерий.

В корпоративном обществе индивид - не личность сама по себе, а всегда член определенного коллектива, от которого зависит его выживание, и не выходит за его пределы (это прерогатива корпоративной верхушки). Обязанности перед корпорацией подавляют индивидуальные наклонности (если они бесполезны ей): человек оценивается не по тому, какой он есть, а по тому, насколько он соответствует своему месту в коллективе корпорации.

Глава корпорации рассматривается ее членами как благодетель, выступающий в роли посредника между ними, с одной стороны и чужаками и государством, с другой стороны (на Востоке редкий контакт с чиновником обходился как минимум без "чаевых" или без наказания бесправного подданного). Поскольку главами корпораций могли стать, в основном, люди влиятельные (относительно богатые и образованные), то корпоративная верхушка в опоре на групповую солидарность имела реальные возможности воздействия на чиновничество нижнего и среднего звена. Это позволяло верхушке попутно решать и собственные проблемы материального и иного характера посредством сделок с коррумпированным чиновничеством.

Т.о., корпоративная солидарность обеспечивала рядовым членам минимальные гарантии безопасности, а корпоративной верхушке - политическое влияние и рост материальноге благосостояния. Гибель государства не подрывала корпоративную микроструктуру общества, которая сохранялась без выхода из докапиталистической формации. Деспотическому государству была выгодна корпоративная структура общества - благодаря ей государство могло иметь дело при сборе налогов на местах и при решении других вопросов не со всем населением, а с его представителями в лице глав корпораций, т.е. с неформальным неофициальным местным и групповым самоуправлением. Такое удивительное сочетание "самоуправления" внизу и открытости правящего класса вверху при деспотической системе дало К.Марксу основания говорить о наличии на Востоке "демократически-деспотических" начал.

Опасаться силы корпораций у государства не было оснований:

- они разъединяли, а не объединяли низы общества, добиваясь только своих узкокорпоративных целей;

- они смягчали бесправие подданных и, следовательно, их недовольство;

- корпорации не столько противостояли деспотизму, сколько приспосабливались к нему. Они имели не наступательный против государства характер, а оборонительный (кроме тайных обществ, с которыми государство вело ожесточенную борьбу по принципиальным соображениям - они были вне сферы государственного контроля);

- главы корпораций, больше всех выигрывавшие от их существования, были заинтересованы в сохранении сильной государственной власти как гарантии их ниши в социально-политической и экономической структуре общества.

 

Государство имело рычаги воздействия на корпорации:

- при государственной монополии на природные ресурсы оно могло их фондировать по принципу "угодным дам, а неугодным не дам", что отражалось на поведении корпораций и особенно их верхушки;

- при отсутствии государственной монополии на ресурсы и производство той или иной продукции государство может регулировать их в ту или иную сторону, т.е. с корпорациями можно было вести державный диалог средствами административно-командной системы;

- при отсутствии должной уступчивости руководства корпораций государство могло производить "отстрел" неугодной корпоративной верхушки, заменить которую всегда было много желающих из числа рядовых корпорантов.

Таким образом, если в Европе права и свободы обеспечивались институтом частной собственности, то на Востоке бесправие только смягчалось корпоративностью. Корпорации - антипод гражданских институтов Европы (гражданские институты открыты, индивидуальны, конкурсны, подконтрольны обществу - корпорации же являются закрытыми коллективными структурами, позволявшими человеку не подняться с колен бесправиями, а только приспособиться к нему). Если буржуазная идеология сочетает интересы личности и общества (рынок + право), то корпоративная идеология сочетает интересы группы и государства в отсутствие гражданского общества как такового (без рынка и без права).

 

СХЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

в обществе с "чистым" АСП, т.е. с тотальной ролью





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 421 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2340 - | 2145 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.