Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социально-экономическая структура Руси




Лекция № 1

Возникновение и развитие древнерусского государства

(IX – середина XI вв.)

План лекции

1. Предпосылки образования государственности восточных славян.

2. Социально-экономическая структура Руси.

3. Политический строй. Внутренняя и внешняя политика русских князей.

4. Культура Руси Х-ХIII вв.

 

Предпосылки образования государственности восточных славян

Образование Древнерусского государства с центром в Киеве (Киевская Русь) было закономерным результатом социально-экономического и политического развития восточнославянских племен. Древнерусское государство, занимавшее восточно-европейскую равнину, образовалось в итоге длительного процесса развития восточнославянских племен, представлявших собой важнейшие этнические структуры Европы.

Предпосылки образования государства восточных славян складывались в течение нескольких столетий, с VI по VIII вв. К этому времени родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, «соседской» общине. Развилась частная собственность на землю.

Разложению родового строя способствовало отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шел процесс формирования классов будущего феодального общества. Возникла феодальная собственность на землю.

Произошли значительные изменения в политической жизни восточных славян. В VI в. появились 14-15 больших племенных союзов (поляне, древляне, кривичи, вятичи и др.). Во главе стояли князья и племенная знать, но большим влиянием пользовалось народное вече.

Одновременно происходил процесс формирования древнерусской народности. Этническим ядром были Среднее Приднепровье и районы лесостепи под названием «Русская земля» (от Киева до Воронежа). Свое название она получила от имени племени «рось» (русь).

Политическое объединение славянских племен и складывание государства было ускорено внешней опасностью и необходимостью организовать совместную борьбу с кочевниками. С У1 в. славяне вели борьбу с аварами, с VIII в. – с хазарами. А с конца IХ в. – с печенегами.

Летописная легенда о «призвании варягов» (Рюрика и его братьев) легла в основу так называемой «норманнской теории» происхождения Русского государства, выдвинутой немецкими историками, жившими в России ХVIII в. С точки зрения этой теории, варяги, т.е. скандинавы, норманны, явились одновременно и завоевателями славян и создателями Русского государства. Однако, государственность у славян начала складываться задолго до IХ в., к которому относятся походы варягов-норманов в Восточную Европу. Исследователи русского летописания доказали, что рассказ о «призвании варягов» представляет собой творчество летописца-новгородца ХI в., пытавшегося изобразить историю возникновения княжеской власти на Руси, исходя из современных ему порядков в Новгороде ХI в., куда новгородцы сами приглашали («призывали») угодных им князей. При этом летописец использовал в легенде о призвании братьев-варягов эпический мотив о братьях-основателях городов и государств, широко распространенный у различных народов Европы.

Условной датой образования Древнерусского государства считается 882 год, когда Олег стал первым киевским князем. В начале ХI века Древняя Русь объединяла почти все восточнославянские племена и превратилось в крупнейшее государство Европы.

 

Социально-экономическая структура Руси

Основу хозяйства Древней Руси составляло пашенное земледелие разных типов. На черноземном юге земли распахивали в основном ралом или плугом с парной упряжкой волов, а на севере и в лесистых местах – сохой, которую впрягали одну лошадь. Сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, лен, коноплю, сажали репу.

О важности земледелия говорит тот факт, что засеянные земли назывались «жизнью», а основной злак для каждой местности – «житом» (от глагола «жить»). К IХ-Х вв. появилось большое количество земель, расчищенных из под леса. Применялась переложная система (перелог), известно было двуполье и трехполье с яровыми озимыми посевами. В лесных районах сохранялось подсечное земледелие (подсека).

В хозяйствах крестьян имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, домашняя птица. Развивались рыболовство, охота, бортничество (добыча меда). С развитием торговли возник спрос на пушнину, что усилило в хозяйстве роль охоты.

В ранний период Древнерусского государства повсюду существовали крестьянские общины, которые являлись объектом притязаний со стороны некоторых феодалов. Крестьянская община называлась «миром» или «вервью» и состояла из одного большого села или нескольких разбросанных поселений, а также из больших семей и мелких крестьянских хозяйств, которые самостоятельно обрабатывали землю. Все члены общины были связаны круговой порукой (взаимной ответственностью за уплату дани, за преступления). Помимо земледельцев в общине жили и ремесленники: кузнецы, гончары и др.

Большую ценность представляла земля с работающим на ней населением. Экономической основой Древней Руси было крупное феодальное землевладение князей, бояр, мужей-дружинников, после принятия христианства – церкви.

Разновидностью земельной собственности были «черные» государственные земли, верховными собственниками которых были князья, дарившие, продававшие и обменивавшие их вместе с проживавшими на этих землях «черными» крестьянами.

К середине ХI в. все чаще земли попадают в частные руки. Как и в других европейских странах, на Руси создавался княжеский домен, представлявший собой комплекс земель, населенных людьми, принадлежащими главе государства, подобные владения появились и у братьев великого князя, его жены и родственников. Вокруг крупных городов появлялись боярские вотчины (от слова «отчина» - наследие отца), где жили бояре и дружинники.

В ХI в. появились церковные земельные владения, которые великие князья предоставляли высшим иерархам церкви – митрополиту, епископу, монастырям, церквам.

Хозяйство феодала держалось на использовании многочисленных категорий непосредственных производителей: смердов, рядовичей, закупов, изгоев, холопов.

Большую экономическую мощь приобретали города, которые были политическими, административными, торговыми и ремесленными центрами, где сосредотачивались богатства крупных феодалов. Города заселялись торговыми людьми, ремесленниками, занимавшимися городскими промыслами. Центром города был кремль (детинец), у стен которого и снаружи располагался посад (торгово-ремесленное поселение), где находился торг (торговая площадь), на котором протекала вся жизнь города. Торговцы и ремесленники жили на посаде, близ кремля, куда их селили князья и бояре, отсюда и пошло их название – посадские люди, игравшие заметную роль в хозяйстве и политической жизни общества.

В городах развивалось мастерство кузнецов, оружейников, золотых и серебряных дел мастеров, стекловаров, каменщиков, гончаров и многих других специалистов. Русское ремесло стояло в одном ряду с ремеслом передовых стран Западной Европы. Предметами восхищения на Западе и Востоке были русские стальные клинки, кольчуги, золотые изделия с эмалью и резьбой по кости.

В конце IХ – первой половине Х вв. расширялись внешнеторговые связи Руси. Зарубежные страны покупали русские изделия и другие товары, привезенные купцами. Важнейшими статьями экспорта страны были: пушнина и меховые изделия, лес, мед, воск, смола. В меньшей степени вывозились продукты сельскохозяйственного производства: выделанная кожа, сало, зерно, лен, пенька.

Социальная борьба. Уже в ХI в.в Древнерусском государстве происходят открытые выступления народных масс против феодалов. Отличительной особенностью этих движений является то, что большинство их имело религиозную оболочку. Усиление гнета связывалось в сознании смердов и городских низов с введением новой религии, что придавало их борьбе форму борьбы за старую языческую религию против христианства. Этим и объясняется, что в большинстве случаев движениями социальных низов руководили волхвы (носители старого языческого культа). К наиболее крупным выступлениям следует отнести: «мятеж великий» в Суздале 1024 г., Киевское восстание 1068 г., восстание смердов в Ростовской земле, на Белоозере (около 1071 г.). В конце ХI в. усиливаются социальные противоречия, вызванные прежде всего ростом ростовщичества и вследствие этого разорением и закабалением торгово-ремесленного населения Киева.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1235 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2257 - | 2182 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.