Стимулирование культурно-досуговой активности в организации анимационной деятельности молодежи наиболее оптимально осуществляется через целенаправленную самореализацию молодых людей с достаточно высоким, но не востребованным социально-культурным потенциалом, имеющих определенные навыки лидерства и способных формировать вокруг себя культурно-досуговую среду.
Навыки лидерства и способности формировать вокруг себя культурно-досуговую среду могут быть развиты у молодых людей только в процессе их активного социально-культурного творчества при условии корректного социально-педагогического регулирования этого процесса.
Важным социально-педагогическим условием стимулирования культурно-досугового творчества молодежи являются материально-техническая и организационно-методическая поддержка со стороны трудовых коллективов, учреждений культуры, общественных организаций, координация их деятельности, направленная на поддержку всех социально-значимых инициатив молодежи в сфере досуга.
Энергетический источник механизма формирования культурно-досуговой активности молодежи базируется на удовлетворении культурно-досуговых потребностей. Внутренним источником функционирования механизма является противоречие между возникшими у личности молодого человека культурно-досуговыми потребностями, условиями ее социокультурной деятельности, реализацией ее потенциала в названной сфере деятельности и новыми, более возвышенными потребностями.
Культурно-досуговый потенциал молодежи может быть максимально реализован не только в разветвленной социокультурной инфраструктуре, формируемой государственными органами, но и инициативными группами, молодежными самодеятельными объединениями.
Рассмотрев комплекс теоретических и прикладных вопросов организации и стимулирования культурно-досуговой деятельности молодежи, можно сделать следующие основные выводы:
1. У большей части молодежи сложилось некритическое отношение к своему досугу.
2. Эффективность формирования качеств субъекта культурно-досуговой деятельности у молодежи зависит от целенаправленного вовлечения ее в содержательную деятельность, носящую социально-значимый характер, от корректного социально-педагогического регулирования ее досуговой деятельности.
3. Продолжает сохраняться тенденция расширения вне институциональных форм использования свободного времени практически у всех возрастных и социально-профессиональных групп молодежи.
4. У младших возрастных групп молодежи по прежнему остается значительной стихийно-групповая направленность использования свободного времени.
5. У большей части молодежи практически всех социально-профессиональных групп при переходе от младших возрастных групп к старшим происходит снижение общей интенсивности досуговой деятельности, ведущей к упрощению структуры досуговых занятий, к постепенному возрастанию пассивных домашних форм проведения свободного времени, ориентированных на семью за счет снижения в бюджете свободного времени активных форм досуга.
6. За последние годы все отчетливее обозначается тенденция возрастания интереса молодежи к различным формам досуга, в основе которых лежат народные традиции времяпрепровождения.
7. Большая часть форм досуговой деятельности молодежи определяется гедонистическими и престижно-конформистскими мотивами.
В механизм формирования культурно-досуговой активности молодежи входят и личностные средства, которые используются во взаимодействии на межличностном уровне и в самореализации субъекта в анимационной деятельности.Эти средства можно разделить на четыре группы: 1) мотивационно-волевые (мотивы, навыки, привычки, упражнения); 2) когнитивно-аксиологические (эвристический стиль мышления, логические навыки, познавательные алгоритмы, ценностные ориентации и т.д.); 3) поведенческие средства (действия, поступки, меры практического характера); 4) самовоспитание, саморегулирование досуговой деятельности.
В личностный компонент механизма формирования культурно-досуговой активности молодежи входит волевое начало. Реальные акты культурно-досуговой деятельности регулируются волевыми усилиями личности (пусть даже и вялыми - при пассивно-созерцательных видах деятельности). Взаимодействие людей в ходе культурно-досуговой деятельности, естественно, предполагает определенное противодействие, асинхронность, опережающее реагирование и развитие, антистрессовые реакции.
Если рассматривать механизм формирования культурно-досуговой активности молодежи в динамике, то здесь необходимо выделить наиболее важные, на наш взгляд, этапы. На этапе диагностирования культурно-досуговых потребностей молодежи необходимо учитывать, что они обусловлены целым рядом факторов: сложившимся образом жизни, традициями, новациями, стереотипами. Действительно, многие общественные стереотипы минимизируют энергетические, интеллектуальные, эмоционально-волевые затраты во взаимодействии молодежи с культурно-досуговой средой. Полагаясь на них, молодой человек может переключаться на творческие моменты своей культурно-досуговой деятельности, сосредоточить усилия на более полной реализации своего социокультурного потенциала. Все дело, видимо, в существе стереотипов, в том, какие стереотипы служат «стартовой площадкой» в культурно-досуговой деятельности.
Среди стереотипов, тормозящих развитие активного молодежного отдыха, в том числе и туристского, можно назвать следующие:
· однообразие культурно-досуговой деятельности как следствие ограниченного выбора и привычки к этому однообразию;
· неразвитость вкусовых предпочтений, не избирательность в потреблении культурных ценностей;
· навязанность тех или иных форм культурно-досуговой деятельности как доминирующих без учета направленности и интересов молодежи.
На этапе определения целевой педагогической установки в механизм вводятся возможности ее реализации через создание благоприятной культурно-досуговой среды и формирование позитивных установок на участие в культурно-досуговой деятельности. Средствами достижения цели являются институциализированные, нормативно-регулятивные и личностные.
На этапе вовлечения молодежи аниматорам необходимо учесть яркость, оригинальность и своеобразие культурно-досуговой деятельности. Она ценится молодежью за то, что несет в себе эмоциональное и импровизированное начало, элементы игры, возможность общения.
Средствами возвышения культурно-досуговой деятельности, ее усложнения и обогащения элементами творчества являются:
· формирование у молодежи умений и навыков самоорганизации досугового времени, оптимально осуществляемой через: планирование своего времени; широкое использование эстетического и оздоровительного потенциала природной среды;
· вовлечение молодежи в интеллектуально насыщенное по содержанию и эмоционально привлекательное по форме общение;
· критическое отношения к своему досугу, самоанализ результатов культурно-досуговой деятельности.
Создавая, проект анимационной программы для молодежи было проведено анкетирование молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет. На вопросы анкеты ответили 60 человек. Целью опроса было выявление потребностей молодежи в организации и проведении своего туристского досуга.
Анализ анкет показал, что почти все ответившие на вопросы предпочитают проводить свой досуг совместно с друзьями (90%).(Таб.1) При выборе турпродукта, 70% обращают внимание на предлагаемые анимационные мероприятия.
Предпочтения молодых людей выглядят следующим образом:
· 90% выбирают развлекательные анимационные мероприятия,
· 60% - спортивные,
· 45% - познавательные,
· 60% - экскурсионные,
· 60% - приключенческо-игровые
(Таб. 2). 90% опрошенных хотели бы участвовать в предлагаемых анимационных программах.
· 60% в спортивных,
· 90% в развлекательных,
· 60% в познавательных,
· 85% в экскурсионных,
· 75% в приключенческо-игровых,
45% хотели бы совершить туристические пешие походы