Культура. Существует несколько разных определений культуры, но в данном контексте культура – это совокупность психологических установок, ценностей и жизненных ориентиров некой массы людей.
Симптоматика – это совокупность симптомов; симптом – признак некого заболевания.
Таким образом, моя задача – написать о том, как эмоция-реакция или эмоция-состояние представителей одной культуры (т.е. какого-либо общества, объединенного общими нравственными стандартами, жизненными принципами и ориентирами) может свидетельствовать о каком-либо «заболевании» данной культуры, о ее уязвимости, неправильности.
Я хочу поговорить об эмоции «неудовлетворённость» в рамках ХХ и ХХl вв.
Под неудовлетворенностью я понимаю непринятие личностью/социумом сложившейся ситуации, желание большего и лучшего, потребность и стремление поменять что-то в жизни.
Двадцатый век богат примерами. Революция 1905 года, а также Февральская и Октябрьская революции были реакцией общества на сложившуюся в стране ситуацию. Толчком к началу Первой русской революции послужил расстрел мирной демонстрации рабочих, которые вышли на улицы из-за многочисленных нарушений их рабочих прав, плохих условий труда и земельного голода. Если представить эту информацию в виде схеме, то цепочка событий будет выглядеть так:
Нарушения прав рабочих и земельный голод à эмоция-состояние неудовлетворённости в рабоче-крестьянской среде à мирная демонстрация à расстрел демонстрации («Кровавое воскресенье») à эмоция-реакция «неудовлетворенность общества действиями императорских войск (расстрелом)» à массовые волнения и стачки итд
Если говорить о революциях 1917 года, то здесь в схеме событий в качестве причин также будут фигурировать эмоция-реакция и эмоция-состояние «неудовлетворенность». Общество было неудовлетворенно затянувшейся Первой мировой войной и решениями монарха, а также помнило о «Кровавом воскресенье».
Неудовлетворенность – болезнь не только российского общества, это эмоция-болезнь многих европейских стран, переживших в течении 50 лет сразу две Мировые войны. Как правило, война порождается неудовлетворенностью и приводит к неудовлетворенности; по сути, войну можно представить как круговой марафон за чем-то лучшим и большим, где число финишировавших значительно меньше числа стартовавших. Так случилось и в ХХ веке. Потрясенное таким количеством военных событий, общество жило с постоянным ощущением конца света, апокалипсиса, с постоянным чувством несообразности происходящего и неудовлетворенности этим происходящим. Эмоции «неудовлетворенность», «непонимание» и «страх» отразились и в искусстве. Именно в ХХ веке появляются «странные», «непонятные» картины, ничем не напоминающие традиционную живопись, в ХХ веке появляются футуристические стихи Крученых, Маяковского, Хлебникова…происходит некая мутация искусства. А ведь П. Пикассо писал: «Художник рисует не то, то видит, а то, что чувствует». Люди искусства чувствовали неудовлетворенность, беспорядок в жизни, непонятность, ужас и абсурдность происходящего, это находило отражение в творчестве. Я не помню имени писателя, который сказал, что не обязан писать понятные и приятные книги, когда всё, что происходит вокруг – непонятно и абсурдно. То есть, больная культура порождает больное искусство. Символом-предвестником эмоций «неудовлетворенность», «непонимание» и «страх» можно считать картину Э.Мунка «Крик», созданную в конце XIX начале XX вв, на которой изображено человекоподобное существо, схватившееся за голову и кричащее в отчаянии, за ним – два человека, никак не реагирующих на происходящее, вдалеке – кровавый закат. Многие полагают, что картина отражает состояние одиночества, ужаса и отчаяния, граничащего с безумием, ощущение катастрофы. Таким образом, эмоции «неудовлетворенность», «непонимание» и «страх» - симптомы болезни первой половины ХХ века, порожденные кризисом культуры и чередой насилий людей друг над другом, над человеческой натурой и законами природы.
Ярким примером эмоции «неудовлетворенность» является появление субкультур во второй половине ХХ века. После двух Мировых войн возникла субкультура «хиппи», выступавшая за ненасилии и имевшая лозунг «Make love, not war». То есть, уставшая от войн и потрясений культура насилия на природой и человечеством породила чувство неудовлетворенности, что в свою очередь породило субкультуру, которая этому насилию противостояла и призывала вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм. Вообще практически любая субкультура – вызов существующему порядку, вызванный несогласием, непринятием, неудовлетворенностью существующим порядком.
Еще один пример эмоции «неудовлетворенность» как симптома кризиса цивилизации можно найти в истории России в конце 1980-х и 1990-х, в период до, во время и после «перестройки». Две песни той эпохи можно назвать знаковыми: «Скованные одной цепью» группы Наутилиус Помпилиус, имеющая социально-политический подтекст и отражающая кризис позднего периода советской власти и «Перемен!» Виктора Цоя. По поводу подлинного смысла «Перемен» существуют разногласия, но фактом остается то, что в 1980-х и 90-х обе эти песни стали культовыми и символизировали неудовлетворенность общества существующими устоями, где «сброшены орлы, ради бройлерных куриц» и где «можно делать и отсутствие дела», и желание перемен.
Однако эмоция «неудовлетворенность» может трактоваться и по-иному: не только, как реакция на социальные, экономические, политические и исторические события и не только как состояние, созданное определенными социально-политическим устройством. Эмоция «неудовлетворенность» может также означать постоянное желание получать что-то лучшее, большее, новое. Особенно хорошо прослеживается то, как «срабатывает» эмоция-состояние неудовлетворенности в ситуации с мобильными и компьютерными устройствами. Не все, но многие люди чувствуют острую потребность иметь наиновейшую из возможных моделей телефона и испытывают дискомфорт и неудовлетворенность, если по каким-то обстоятельствам не могут себе этого позволить. Еще один красочный пример эмоции-константы «неудовлетворенность» - борьба за свободу разного рода социальных меньшинств. В наше время можно придерживаться каких угодно политических и религиозных убеждений, можно говорить, всё, что думаешь, любить, кого хочешь, жить в той стране, в которой предпочитаешь, носить любую одежду или даже ее почти что полное отсутствие, вести любой образ жизни… но тем не менее, эмоция «неудовлетворенность» от всех этих свобод ничуть не ослабевает. Чем больше возможностей и свободы имеет человек, тем больше он чувствует неудовлетворение, желание противопоставить себя остальным, выделиться, бороться за свои убеждения, даже если никто не притязает на них… Эмоция «неудовлетворенность» движет современным обществом, формируя и подпитывая культуру потребителей и индивидуалистов.
Таким образом, эмоция «неудовлетворенность» имеет разные формы, причины и проявления, однако на протяжении долгого времени она является одним из ведущих симптомов культуры нового времени.