Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Разновидности большого куфра.




Большой куфр, в зависимости от причин, бывает пяти видов. Разъяснил их имам Ибн аль-Коййим в своих словах:

«Что касается большого куфра, то он подразделяется на пять частей: куфр ат-такзиб; куфр высокомерия и отказа вместе с тасдыком; куфр И’род; куфр сомнения; куфр лицемерия.

1. Что касается куфра ат-такзиб, то это убежденность в том, что посланники являются лжецами. Такого вида куфра мало среди кафиров. Воистину, Всевышний Аллах поддержал Своих посланников и даровал им в их подтверждение знамения и явные доводы, посредством чего был установлен довод и удалено оправдание. Сказал Всевышний Аллах о фараоне и его народе: «Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости» («Муравьи», 14), а также Он сказал Своему посланнику: «Они не считают лжецом тебя – беззаконники отрицают знамения Аллаха» ( «Скот»,33.). Если назвать этот вид куфра, упоминаемого в аяте, куфром ат-такзиб, то это также будет правильно. Так как это был такзиб, проявляющийся на языке.

2. А что касается куфра высокомерия и отказа, то это куфр иблиса. Он не отрицал приказ Аллаха и не встретил его непризнанием. Но он отреагировал на приказ Аллаха высокомерием и отказом. В этот вид куфра попадают те люди, кто признал посланника и то, что он пришел с Истиной от Аллаха, но не подчинился ему по причине отказа и высокомерия. В основном все враги посланников попадали в этот вид куфра. Как сообщил Аллах о фараоне и его народе: «Неужели мы уверуем в двух людей, которые подобны нам, тогда как их народ служит нам» (23:47) и о словах народов своим посланникам: «Вы только люди подобные нам» («Ибрахим», 10). Также Он сказал: «Самудяне сочли лжецом пророка из-за своего беззакония» («Солнце»,10). Также этот вид куфра – куфр яхудов, как сказал Всевышний: «Когда же к ним явилось то, что они узнали, они отказались уверовать в него» (2:89), а также сказал: «Они знают его (Мухаммада) так же, как знают своих сыновей» (2:146). Также это куфр Абу Толиба, так как он признавал пророка и не сомневался в его правдивости. Однако его объяла ревность и возвеличивание его отцов, что он не захотел отказаться от их религии и засвидетельствовать, что они на куфре.

3. А что касается куфра аль-И’род – это когда человек отвращает свой слух и свое сердце от Посланника. Он не признает его и не считает лжецом, не поддерживает его и не враждует с ним и абсолютно не прислушивается к тому, с чем он пришел. Как сказал один человек из племени Бану ‘Абд Йя Лейль пророку ﷺ: «Клянусь Аллахом, я скажу тебе кое-что. Если ты являешься правдивым, то ты более велик, чтобы я ответил на твой призыв, а если ты являешься лживым, то ты настолько презрен, что я не буду с тобой говорить»[151].

4. А что касается куфра сомнения, то это такой куфр, когда человек не уверен в правдивости посланника или в его лживости. Напротив, он сомневается в его призыве. Сомнение этого человека продолжается только тогда, пока он продолжает отворачиваться от того, чтобы посмотреть аяты, подтверждающие правдивость Посланника. Он не слушает эти аяты и не оборачивается на них. А если он обернется на них и посмотрит в них, то у него не останется сомнений, потому что эти аяты приводят к признанию, а особенно если посмотреть на все эти аяты. Воистину, их указание на его правдивость подобно указанию солнца на наступление дня.

5. А что касается куфра лицемерия, то это происходит тогда, когда человек заявляет о своем Имане, но утаивает в своем сердце ат-такзиб. Это называется большое лицемерие. Придет разъяснение видов лицемерия, если пожелает Аллах»(«Мадаридж ас-Саликин», 1/346.

Также он сказал: «Разъяснил Коран, что куфр подразделяется:

1. Куфр, происходящий от невежества, заблуждения и следования за предками. Это куфр большинства чьих-либо последователей и простонародья.

2. Куфр отрицания, упрямства и желания противоречить истине. Подобно куфру тех, о ком мы уже упоминали. Большинство из тех, кто попадает в этот вид куфра, это те, кто имеет главенство среди своего кафирского народа, в знаниях или власти, или те, кто обладает среди своего народа имуществом и пропитанием. Одни из них начинают бояться за свою власть, другие же за имущество и преднамеренно выбирают куфр перед Иманом.

3. Куфр И’род – это когда человек не обращает внимания на то, с чем пришел Посланник. Он не любит и не ненавидит его, не относится к нему дружелюбно и не враждует с ним. Напротив, он отворачивается от следования за ним и от вражды к нему.

Последние два вида куфра не признают большинство мутакаллимов, но признают только первый вид. А второй и третий вид куфра они сделали указанием на первый, но не куфром самим по себе. У них куфром является только незнание (об Аллахе и Посланнике).

Тот, кто поразмышляет над Кораном, Сунной, историями пророков, над их общинами, над тем, как они призывали свои общины и что произошло между пророками и их народами, тот убедится в ошибочности высказываний мутакаллимов. Также этот человек поймет, что в основном куфру предыдущих общин сопутствовали убежденность и знание о правдивости их пророков и правильности их призыва и того, с чем они пришли. Коран переполнен известиями о том, что мушрики, поклоняющиеся идолам, признавали Аллаха и то, что Он один является их Господом и Создателем, и что земля и то, что на ней принадлежат Ему. Также они признавали то, что Он является Господом семи небес и великого Трона, что в Его руках власть над всем, что Он повелевает, и никто не повелевает Им, что Он подчинил солнце и луну, ниспосылает дождь и взращивает растения. Коран извещает обо всем этом, доказывает то, что эти люди признавали все это, тем самым подтверждая правдивость того, к чему их призывали их посланники. Как после этого кто-либо может говорить, что эти люди вообще не признавали того, что у них есть Господь и Творец?! Это великая ложь. Поэтому куфр – это больше, чем просто незнание. Напротив, те вещи, на которые они говорят, что это не куфр, являются еще худшим куфром» («Мифтах дар ас-Са’ада», 1/94.).

Критерии малого куфра.

А что касается малого куфра, то это любой грех, названный Шариатом куфром, вместе с тем, что совершающий этот грех остается в Исламе, на что указали шариатские тексты или единогласное мнение ученых.

Из этого раздела слова пророка ﷺ: «Какой-бы человек не сказал своему брату: «О, кафир!», эти слова обязательно вернутся на одного из них. Или они падут на второго или же вернутся, сказавшему их» (аль-Бухари, 6104, Муслим, 60).

«Он назвал второго человека братом первого, на момент произнесения первым этих слов. Также он сообщил, что эти слова вернутся к одному из них. Если же второй полностью вышел из Ислама, то он не будет братом первому, напротив, в нем присутствует куфр» («Сборник фатв», 7/355).

Также сюда входит порицание чьего-либо происхождения, причитания по покойному, сражение мусульманина с мусульманином и клятва не Аллахом.

На это указали слова пророка ﷺ: «Две категории людей впадают в куфр: те, кто порочит чье-либо происхождение и причитающие по покойнику» (Муслим, 67).

Также его слова: «Поношение мусульманина – грех, а сражение с ним – куфр» (аль-Бухари, 48, Муслим 64).

Также его слова: «Не становитесь после меня кафирами, рубящими друг другу головы» (аль-Бухари, 121, Муслим, 65).

Также его слова: «Тот, кто поклялся не Аллахом совершил куфр и ширк» (ат-Тирмизи, 1535, Абу Дауд, 3251).

Все эти сообщения о малом куфре.

Из тех доводов, которые указывают на то, что пороченье чьего-либо происхождения и причитания по покойному является малым куфром – хадис, переданный имамом Муслимом от Абы Малика аль-Аш’ари о том, что пророк ﷺ сказал: «Четыре вещи в моей Умме из пережитков джахилии, которые люди не оставят: гордость знатным происхождением; пороченье чьего-либо происхождения; связывание выпадения дождя со звездами; причитание над покойными. Если причитающая не покается до своей смерти, то она будет воскрешена в Судный День в одеянии из жидкой смолы, а ее рубахой будет короста» ( Муслим 934, ат-Тирмизи 1001, Ахмад 22955)

Сообщение пророком ﷺ о том, что эти дела останутся пребывать в его Умме и их не оставят, доказательство на то, что эти дела являются куфром, который не выводит из Религии. И человек, совершающий их не лишается почета быть причисленным к его ﷺ Умме.

Также пришло доказательство на то, что сражение мусульманина с другим мусульманином не выводит из Религии, а это слова Всевышнего: «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их» («Комнаты», 9), а также его слова: «О те, которые уверовали! Вам предписано возмездие за убитых: свободный - за свободного, раб – за раба, женщина – за женщину. Если же убийца прощен своим братом, то следует поступить по справедливости и уплатить ему выкуп надлежащим образом. Таково облегчение от вашего Господа и милость. А кто преступит границы дозволенного после этого, того постигнут мучительные страдания» (2:178).

Было утверждено братство по вере между сражающимися и это указало на то, что убийство и сражение не является куфром, выводящим из Религии (шарх акида аль-васатия, Фаузан, стр. 163).

Относительно же клятвы не Аллахом сказал ат-Тирмизи, да помилует его Аллах, в своем «Сунане», после упоминания предыдущего хадиса: «Сказал Абу ‘Иса: «Это хороший хадис». Некоторые обладатели знания растолковали слова, пришедшие в этом хадисе «совершил куфр и ширк» как угрозу. Доказательство на это хадис Ибн ‘Умара, в котором сообщается о том, что пророкуслышал, как Умар говорил: «Клянусь моим отцом, клянусь моим отцом!» и сказал ему: «Разве Аллах не запретил вам клясться вашими отцами?». А также хадис Абу Хурайры о том, что пророк ﷺ сказал: «Тот, кто поклялся аль-Лятом и аль-Уззой пусть скажет «Нет божества, кроме Аллаха». Сказал Абу ‘Иса:«Это подобно тому, что передано о словах пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Воистину, показуха является ширком»».

Сказал имам Абу ‘Убейд аль-Косим бин Салям, да помилует его Аллах: «А что касается переданных асаров, упоминающих куфр и ширк, которые понимаются как грехи, то мы понимаем их так, что они не являются куфром и ширком, которые удаляют Иман от совершающего их. Но эти грехи только из традиций и нравов, которых придерживались кафиры и мушрики» («аль-Иман» Абу ‘Убейд, стр. 43).

Основа, на которую опираются Ахлю Сунна в этом разделе – это: «В одном человеке могут собраться куфр и Иман, ширк и Таухид, богобоязненность и греховность, лицемерие и Иман. Это одна из великих основ Ахлю Сунны. Противоречат Ахлю Сунне в этом разделе люди нововведений, подобные хавариджам, му’тазилитам и кадаритам. И вопрос о выходе из Огня обладателей больших грехов и будут ли они там вечно, строится на этой основе» («Молитва», автор Ибн аль-Коййим, стр. 51; «маджму фатава» 7/353-355).

Сказал шейх Ибн ‘Усаймин, да помилует его Аллах, в комментарии к хадису: «Две категории людей впадают в куфр…»: «Слова пророка ﷺ «куфр», то есть «эти два качества являются куфром». Это не означает, что если у верующего будут присутствовать эти два качества, то он станет кафиром. Так же, как если у кафира будут присутствовать какие-либо качества Имана, как например: стеснительность, отвага и щедрость, он не будет верующим. Сказал шейх аль-Ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах: «В противоположность этому сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Между человеком, ширком и аль-куфром – оставление молитвы» (Муслим,82). Он, да благословит его Аллах и приветствует, употребил тут частицу «аль», указывающую на сущность этого куфра. То есть под куфром тут имеется в виду куфр, выводящий из Религии. В противоположность этому, когда приходит слово куфр без частицы «аль», то это не указывает на выход из Ислама»»(«аль-Коуль аль-Муфид шарх китаб ат-Таухид», 2/216; «Комментарий к Сахиху Муслима», 1/291; слова шейх аль-Ислама смотри в «Иктида ас-Сырат аль-Мустаким», 1/237).

Также сказал шейх ‘Усаймин, да помилует его Аллах, давая определение малому ширку: «Это любые слова или дела, которые Шариат назвал ширком, но которые не выводят из Религии. Наподобие клятвы не Аллахом» («Сборник фатв шейха Ибн ‘Усаймина», 2/203; «Комментарий к трем основам», находящийся в «Сборнике фатв» шейха 7/115.).

Следует знать, что те виды малого ширка, указания на которые предшествовали, подобные клятве не Аллахом, показухе и связывание дождя со звездами, в некоторых ситуациях могут стать большим ширком. Сказал шейх Ибн ‘Усаймин, да помилует его Аллах: «Клятва не Аллахом будет большим ширком, если у клянущегося будет убеждение, что то, чем он клянется, равняется Всевышнему Аллаху в величии. А если такого убеждения не будет, то это малый ширк» («аль-Коуль аль-Муфид…», 2/325).

Примечание:

Основа заключается в том, что выражения «куфр» и «ширк», пришедшие в Коране и Сунне, а в особенности, если они пришли с частицей «аль», указывают на свой абсолютный смысл. Сказано «абсолютный», потому что они выводят из Религии. Это применяется до тех пор, пока не придет что-то, что воспрепятствует такому их применению и укажет на то, что их надо понять, как малые куфр и ширк.

Сказал шейх ‘Абд аль-Лятыф бин ‘Абд ар-Рахман бин Хасан, да помилует его Аллах: «Такие выражения как: «зульм», «ма’сыя», «фусук», «фуджур», «муваля», «му’ада», «рукун», «ширк» и тому подобные выражения, пришедшие в Коране и Сунне, под ними подразумевается их полный (абсолютный) смысл и действительность. Но иногда под ними подразумевается частичный их смысл. Первый смысл является основой у ученых Усуля. Что касается второго, то он осуществляется только при наличии какого-либо словесного или смыслового указания. Это распознается только при помощи пророческого разъяснения и комментариев из Сунны. Сказал Всевышний: «Мы отправляли посланников, которые говорили на языке своего народа, чтобы они давали им разъяснения» (14:4) ( «ар-Расаиль аль-Муфида», автор шейх Абд аль-Лятыф, собрал шейх Сулейман бин Сахман, стр.21).

Из тех доводов, которые указывают на то, что основа – это понимание их в полном смысле, это то, что разум сразу понимает под ними полный смысл. Как это пришло в хадисе Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими Аллах, об истории солнечного затмения: «Сказал пророк: «Мне был показан огонь, и я никогда не видел более ужасного зрелища. Я увидел, что больше всех его обитателями являются женщины». У него спросили: «Почему о, посланник Аллаха?» Он ответил: «По причине их куфра». Сподвижники спросили: «Они проявляют куфр в Аллаха?» Он ответил: «Они проявляют куфр по отношению к благодеяниям и своим близким. Если ты будешь делать добро какой-либо из них всю жизнь, а потом она увидит от тебя что-нибудь не то, она скажет: «Я никогда не видела от тебя ничего хорошего»» ( аль-Бухари, № 1052; Муслим № 907).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 710 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2196 - | 2141 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.