Предмет истории и философии науки
Задача максимум – определить связь с другими науками и другими закономерностями нашей сферы исследования, увидеть ее шире и по-другому. В этом смысл этого курса.
Предметом изучения курса "История и философия науки" являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их исторически изменяющемся социокультурном контексте.
…позитивистское направление науки…
Проблемами философии науки являются:
1 Философские идеи и концепции, лежащие в основе методологии исследований …
2 Детерминируются ли общие положения науки однозначно или можно сделать разные выводы?
3 Критерии научности и возможности их обоснования Критерии научности (торсионные поля, телепатия)? Каковы?
4 Как мы находим основания для определения того что одно решение лучше другого?
5 Количество возможных теорий на одной научной базе.
6 Логика научного знания.
7 Взаимодействие науки и религии. Роль науки и религии в обществе.
8 Место человека в мире (человек - мыслящий тростник?) Глубинная цель человеческой деятельности в различных сферах.
9 Границы пределов познания.
Наука, мифология, религия
Мировоззрение – система взглядов на мир в целом и на место человека в нем.
Стадии развития мировоззрения:
- обыденное мировоззрение;
- мифологическое мировоззрение;
- религиозное мировоззрение;
- научное мировоззрение.
Миф – художественно-образное представление действительности. В мифе есть элементы реализма и элементы антропоморфизма (парадигмы мышления). Парадигма – стиль мышления. Антропоморфизм (человекоподобный) – перенос на природные явления человеческих качеств (бессознательное перенесение), прежде всего – способности мышления и человеческих действий. Реализм - понимание вещей такими какие они сами по себе, объяснение их из самих себя, без посторонних фантастических прибавлений.
Мифологическое мировоззрение сформировало первые абстрактные понятия о мире: хаос – порядок, люди – боги, животные – растения, земля – небо. Мифы содержат предписания о поведении людей т. е. первые моральные нормы.
Мифы существуют и сейчас:
- миф о превосходстве арийской рассы;
- миф о вечности капитализма;
- миф о рынке (экономическое понятие о невидимой руке).
Религия. Суть религии – вера в сверхъестественное (это м. б. явления, нарушающие законы природы).
Самые древние религии без бога:
- фетишизм – вера в предметы, которые якобы обладают сверхъестественными свойствами (амулеты, талисманы);
- тотемизм – вера в прородителя племени (обряд: кушать плоть господню, пить кровь господню – хлеб ассоциируестя с плотью, а вино – с кровью);
- магия – сила внушения и физическое воздействие (массаж, троавы, внушение – гипноз);
- анимизм (анима – душа) – одушевление мира, т. е. в каждом предмете есть дух.
Религия включает вероучение, оно приобретает теоретизированный характер. Формируется культ богов. Возникает церковь – социальный институт. Религия основана на фантастическом антропоморфическом объяснении мира. Перенос человеческих качеств на богов, но эти качества находятся в превосходной степени (бог любит всех, полное знание доступно только богу). Религия не ориентирует на понимание природы (подвластно богу) в отличие от науки.
Научное мировоззрение. В средние века возникла необходимость проведения границ сфер влияния науки и религии. Наука решает повседневные задачи, а религия – мировоззренческие. Фома Аквинский (13 в.): "Без науки существовать невозможно. Наука и религия должны как-то сосуществовать. Должен быть раздел их сфер деятельности".
Научность – соответствие реальности научным концепциям. Главные признаки научности:
- наличие достаточной эмпирической базы (опора на факты, уфология не наука);
- наличие адекватного метода исследования;
- возможность проверки знания на практике.
Главные отличительные признаки науки
Сайентизм – концепция которая настаивает на том, что только наука позволяет решить главные проблемы общества, спасти человечество от бед.
Антисайентизм – концепция в которой выражается разочарование как в научно-техническом прогрессе, так и в науке, т. е. наука малоэффективна.
Формы познания:
1 Обыденное познание.
2 Искусство.
3 Мифология. Мифологическое познание, т.е. на основе художественного (анекдоты).
4 Религиозная форма познания – понять мир на основе религиозных концепций, во многом она противоположна научной.
5 Философская форма познания. Философия – наука о всеобщем, пользуется научными методами познания.
6 Научное – такая форма познания которая исключает антропоморфное понимание мира, связана с развитием техники.
В процессе развития человечества произошел отход от антропоморфности. В период первых городских цивилизаций (в Индии, древнем Египте, в Палестине (г. Иерихон, г. Газа)) появились условия для отделения свойств предметов от субъективных. Появились представления о законах природы, независящих от желаний человека (17 в. до н. э.).
Особенности научного познания:
- ориентация науки на изучение объектов которые м. б. включены в человеческую деятельность и исследование этих объектов как подчиняющихся объективным законам природы и общества;
- нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом массового практического освоения только в будущем;
- наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности, научное познание зависит не только от изучаемого объекта, но и от социокультурных факторов, наука и общество влияют друг на друга;
- наука не может заменить собою все формы познания мира, она изучает объективные законы, а субъективные переживания человека изучает искусство и религия;
- одна из целей науки – предвидеть возможные будущие изменения объектов;
- существует внутренний познавательный интерес в науке. Можно получить неожиданный эффект (нанотехнологии, новые конструкционные материалы). Примеры: законы наследственности Грегора Менделя, Александр Флеминг открыл антибактериальные свойства некоторых плесневых грибков. Однако на эти открытия сначала ни кто не обращал внимания.