Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсобенности философского мировоззрени€




‘»Ћќ—ќ‘»я  ј  “»ѕ ћ»–ќ¬ќ««–≈Ќ»я

1. ѕон€тие, состав и структура мировоззрени€. 1

2. ћифологическое мировоззрение. 1

3. –елигиозное мировоззрение. 2

4. ќсобенности философского мировоззрени€. 3

5. ѕредмет и структура философии. ќсновной вопрос философии. 4

6. ћетоды философии. 5

7. ‘ункции философии. ћесто и роль философии в культуре. 6

 лючевые пон€ти€ темы.. 7

–екомендуема€ литература. 7

 

ѕон€тие, состав и структура мировоззрени€

ћировоззрение Ч это система общих представлений о мире и человеке, котора€ определ€ет цели, жизненные ориентиры и нормы поведени€ индивида.

—убъектом, или носителем, мировоззрени€ €вл€етс€ человек. ¬месте с тем существует и социальное мировоззрение, которое формируетс€ на основе индивидуальных мировоззрений. ќбщество или социальна€ группа €вл€ютс€ коллективными носител€ми мировоззрени€.

ћировоззрение включает в себ€ две основные сферы: мироощущение Ч чувственна€, эмоционально-психическа€ сфера, и миропонимание Ч рациональна€, интеллектуально-познавательна€ сфера.

¬ структуре мировоззрени€ выдел€ют несколько самосто€тельных уровней:

1) знани€ Ч повседневные, профессиональные, научные и философские систематизированные сведени€ (познавательно-информационный уровень мировоззрени€),

2) ценности и оценки Ч определЄнное отношение человека к жизни (ценностно-идеологический уровень),

3) идеалы и нормы Ч ориентиры, программы поведени€ и представлени€ человека о перспективах своей жизни (поведенческий уровень),

4) убеждени€ Ч степень приверженности человека определЄнным взгл€дам и иде€м, а также способность и готовность к жертвам ради этих идей.

»сторические типы мировоззрени€: мифологическое, религиозное, философское.

ћифологическое мировоззрение

ћифологическое мировоззрение Ч это форма общественного сознани€, котора€ совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое воспри€тие окружающей действительности. ћифологическое мировоззрение характерно дл€ ранних стадий развити€ человека и человечества и св€зано с мифологией Ч особой формой духовной культуры, посредством которой происходит познание окружающего мира и регулирование социальных отношений.

ќсобенности мифологического мировоззрени€:

1) синкретичность (т.е. целостность и нерасчленЄнность) Ч в мифах сложно переплетаютс€ религиозные веровани€, зачатки научных знаний, философии, искусства, политических и социальных представлений;

2) форма выражени€ мифов преимущественно чувственно-поэтическа€. –ациональные пон€ти€ ещЄ не сформированы. »спользуютс€ сравнени€, аллегории, отождествлени€, символы;

3) в общественной жизни Ч ориентаци€ не столько на осмысление и целенаправленное совершенствование социальной действительности, сколько на традицию, ритуал, усто€вшиес€ нормы поведени€ и системы ценностей.

ѕредметом мифологии выступают вопросы происхождени€ мира и человека, исторические событи€, культурный мир, вопросы жизни и смерти, добра и зла, а также будущее человека и мира.

–аньше мифологи€ расценивалась в качестве наивного, Ђдетскогої, полуфантастического мировоззрени€, в котором, согласно распространЄнному мнению, реальна€ действительность причудливо искажалась, как в кривом зеркале. —овременные исследователи отход€т от таких односторонних оценок и рассматривают мифы в качестве ранних, иногда метафорических, но по-своему плодотворных и глубоких попыток постижени€ быти€.

–елигиозное мировоззрение

¬ ранних, неразвитых формах религиозное мировоззрение практически сливаетс€ с мифологией, так как св€зано преимущественно с эмоционально-чувственным воспри€тием быти€ и основываетс€ на мифологической идейной платформе. ¬ поздних, более развитых формах оно опираетс€ на определЄнную философскую, т.е. рационально-пон€тийную, основу.

“ермин Ђрелиги€ї имеет два основных значени€. ѕервое, более широкое, св€зано с происхождением слова (religare Ч соединение, св€зывание, союз) и подразумевает практику приобщени€ человеческой души к некой ¬ысшей –еальности (Ѕог, јбсолют, јтман, јди-Ѕудда,  осмический –азум, ¬селенское —ознание и т.д.). ¬торое, более узкое значение, определ€ет один из типов мировоззрени€, а также конкретное социальное выражение этого типа, т.е. указывает на конкретную религию как социальный феномен.

–елигиозное мировоззрение Ч это тип мировоззрени€, основанный на вере в существование фантастических, сверхъестественных сил, которые вли€ют на жизнь человека и окружающий мир.

ќсобенности религиозного мировоззрени€:

1) доминирование веры, при подчинЄнном положении знани€ и разума;

2) убеждение в возможности сверхъестественных, внепричинных и необъ€снимых €влений, того, что выходит за рамки природных законов и возможностей человеческого познани€;

3) наличие жЄстко установленных традицией обр€дов, ритуалов и культа;

4) наличие —в€щенного ѕисани€, а иногда и последующих теологических догматов, которые воспринимаютс€ в качестве божественного ќткровени€, а значит Ч абсолютной истины.

ѕредметом веры могут выступать Ѕог, посмертное бытие, возда€ние, этические нормы, определЄнные представлени€ о происхождении мира и человека, религиозна€ практика и т.д. Ѕог, как правило, понимаетс€ в качестве высшего личностного существа (јбсолютной Ћичности) Ч творца мира и блюстител€ его законов.

‘ункции религии:

1)мировоззренческа€: религи€ формирует общее представление о мире в целом;

2)компенсаторна€: религи€ компенсирует слабость человека перед природой, социальными проблемами и иными объективными факторам негативного характера;

3)регул€тивна€: религи€ регулирует человеческие отношени€ и индивидуальное поведение определЄнными иде€ми, нормами, установками, традици€ми, ритуалами, правом, моралью, предписани€ми;

4)культуротранслирующа€: посредством религии осуществл€етс€ культурна€ преемственность поколений;

5)интегрирующе-дезинтегрирующа€: религи€ объедин€ет и разъедин€ет индивидов в группы и социальные институты, и некоторые другие функции.

–елигии раздел€ют на религии первобытного общества (племенные религии), национальные и мировые.

ѕервобытные формы верований: тотемизм, маги€, фетишизм, анимизм. Ќаиболее значительные национальные религии: зороастризм (парсизм) Ч ƒревний »ран, индуизм (ранн€€ форма Ч брахманизм) Ч »нди€, иудаизм Ч »уде€ (»зраиль), конфуцианство, даосизм Ч  итай, синтоизм Ч япони€.

ћировые религии: буддизм (маха€на, хина€на, ваджра€на, ламаизм, чань-буддизм, дзэн-буддизм), христианство (православие, католицизм, протестантизм), ислам (суннизм, шиизм, суфизм). ¬ современном мире выдел€ют и нетрадиционные внеконфессиональные культы синкретического характера (нью, эйдж, саентологи€ и др.).

¬ истории религиозное мировоззрение в зависимости от конкретных особенностей религии и исторического этапа играло как прогрессивную, так и регрессивную роль

¬ современном мире различные формы религиозного мировоззрени€ распространены как среди отсталых, так и среди высокоразвитых в социально-экономическом смысле наций.

ќсобенности философского мировоззрени€

“ретьим историческим типом мировоззрени€ €вл€етс€ философи€. ‘илософи€ Ч это тип мировоззрени€, отличающийс€ рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

ѕервые из известных оформленных философских учений по€вл€ютс€ на рубеже VII и VI вв. до н.э. практически одновременно в трЄх различных регионах: в ƒревней »ндии, ƒревнем  итае и ƒревней √реции. “ем не менее, есть основани€ предполагать, что истоки философии восход€т к более ранним периодам истории индийской, египетской и вавилонской цивилизаций, в мифологических и предфилософских литературных источниках которых уже звучат определЄнные философские мотивы.

ѕервоначально философска€ мудрость про€вл€етс€ в качестве критики традиционного уклада жизни, норм и представлений. ѕервые ростки философии взрастают на почве сомнени€ в справедливости и истинности обыденных традиционно-патриархальных положений. ¬ целом философи€ возникает в период кризиса мифологического и религиозного сознани€, установки и методы которого уже не представл€ютс€ достаточными дл€ объ€снени€ природной и социальной действительности. ¬озникает необходимость отделени€ истинного от общеприн€того, подлинного от видимого, а также необходимость построени€ нового прочного мировоззрени€ и определени€ новых жизненных ориентиров. ѕопытки решени€ этих задач и привод€т к развитию философии, как свободного, критичного, разумного размышлени€ о мире и человеке.

ќсобенности философского мировоззрени€. ‘илософское мировоззрение отличаетс€ от религиозного и мифологического тем, что оно:

1) основано на знании, а не на вере либо вымысле;

2) рефлексивно, т.е. имеет место обращЄнность мысли на саму себ€;

3) логично, т.е. имеет внутреннее единство и систему;

4) опираетс€ на чЄткие пон€ти€ и категории.

ќсновные стадии эволюции философского мировоззрени€:

1) космоцентризм Ч философское мировоззрение, в основе которого лежит объ€снение окружающего мира, €влений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил Ч  осмоса Ч и согласно которому всЄ сущее зависит от  осмоса и космических циклов. ƒанна€ философи€ была свойственна ƒревней »ндии, ƒревнему  итаю, другим странам ¬остока, а также ƒревней √реции.

2) теоцентризм Ч тип философского мировоззрени€, в основе которого лежит объ€снение всего сущего через господство необъ€снимой, сверхъестественной силы Ч Ѕога. ƒанное мировоззрение было распространено в средневековой ≈вропе.

3) антропоцентризм Ч тип философского мировоззрени€, в центре которого стоит проблема человека. ќн присущ ≈вропе эпохи ¬озрождени€, Ќового и новейшего времени, современным философским школам.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-06; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 19054 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

639 - | 493 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.