Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Эллинистическая философия.




Последний период называют эллинистически-римская философия. Начало - эллинистическая философия. Первый период связан со стоицизмом, эпикуреизмом, скептицизмом, перипатетиками (4-1 вв.до н.э.).

Стоицизм. Эта школа получила название от слова «стоя» — название портика — открытой галереи, которая поддерживается коллонадой. Основана около 300 г. до н.э. в Афинах Зеноном из Китиона (ок.333 262 до н.э.). Согласно стоицизму, мир ест единое, одушевленное, сферическое тело, целесообразно устроенное и разумное. Мир проходит ряд циклов в своем развитии. Каждый цикл завершается превращением всего в огонь, затем — новое рождение.

Все в мире зависит от разума, поэтому надо принять его и следовать его законам, жить «по природе». Это означает: «не противься судьбе: глупого судьба тащит, а умный сам идет».Человек не в силах противостоять судьбе. Мы беззащитны перед возможными случайностями, болезнью, смертью. Люди несчастны потому, что стремятся овладеть благами, которое не в их власти.

Единственное, что в нашей власти — это воля поступать согласно разуму.

Скептицизм. Как философская школа скептицизм (от греч. «скептикос» - критикующий) возник в 4-3 вв. до н.э. Представители: Пиррон (365-275), и далее, в след.периоде развития секптицизма Секст Эмпирик (200-250 гг.н.э.) и др. Скептики утверждают, что нельзя доверяться ни показаниям органов чувств, ни доводам разума. Мы судим о вещах не по тому, какие они в действительности, а по тому, как они воспринимаются органами чувств. Из этого миропонимания, они делают следующий вывод: надо воздерживаться о любых суждениях о вещах. Воздержание, ставшее в философии скептиков основополагающим нравственным принципом приводит к невозмутимости, душевному покою, равновесию (апатия и автаркия) — только так достигается высшее блаженство.

 

Эпикуреизм. Основателем школы был Эпикур (342-270 гг. до н.э.). Сам отказывался признать себя чьим-либо учеником и называл себя самоучкой. В 306 г. он переселяется в Афины, где покупает дом с садом, основал там свою школу, которую назвал «Сад Эпикура». Он — последователь атомистического учения Демокрита. Все явления природы он объяснял различными соединениями бессмертных атомов, которые отличаются не только по форме и величине, как у Демокрита, но и по весу.

Философия же — путь к счастливой жизни, логика и физика – часть флософии. Эпикур считает, что, не зная природы вселенной, нельзя уничтожить в душе человека страх. Именно страх смерти мешает человеку жить счастливо. От этих страхов избавляет учение о природе. Вселенная состоит из бессмертных атомов и пустоты. Она вечна. Смерть — ничто. Когда мы есть, смерти нет, когда смерть есть, нас нет. Поэтому смерти не надо бояться.

Счастье, по Эпикуру — это ничем неомраченное удовольствие. Источником блага Эпикур считает наслаждение, при этом понимая его как отсутствие страдания. Путь к постоянному наслаждению — обуздание желаний. Необходимо различать:

— желания естественные и необходимые (не испытывать голода, холода и т.д.);

— желания естественные, но не необходимые (роскошная одежда, изысканные блюда);

— желания неестественные и ненеобходимые (богатства, славы, бессмертия и т.п.).

Важнее всего — практиковать строгое ограничение желаний, умеренность во всем. Главная жизненная задача человека — достижение атараксии (душевной невозмутимости).

 

Перипатетики (греч. совершаемый во время прогулки) - последователи философии Аристотеля. Название происходит от того что в философской школе Аристотеля (ликее), основанной в Афинах в 333 до н. э., обучение обычно происходило во время прогулок. Перипатетическая школа существовала около тысячи лет (до 529 н. э.) и была крупнейшим центром античной науки. Наиболее выдающимися ее руководителями (схолархами) после смерти Аристотеля были: Теофраст из Эфеса (372-287 до н. э.), особенно известный своими работами по ботанике; Стратон из Лампсака (ок. 305-270 до н. э.), развивавший материалистическую тенденцию философии Аристотеля; Андроник Родосский (1 в. д» н. э.), издавший соч. Аристотеля; Александр Афродизийский (конец 2 - начало 3 в. н. э.), комментировавший философию Аристотеля в духе материализма.

Древнеримская философия.

Средний эллинизм или римская философия. К ее ярким представителям относятся: Луций Анней Сенека, Марк Аврелий, Тит Лукреций Кар (1 в. до н.э. – 2 в.до н. э.),: поздний эллинизм - неоплатонизм, Плотин, Порфирий (3-6 в. н.э.).

 

Луций Анней Сенека (ок. 4 г. до н. э.-65 г. н. э.) - младший происходил из сословия "всадников" \ Сословие всадников" было вторым привилегированным сословием после сословия сенаторов. \, получил всестороннее естественнонаучное, юридическое и философское образование, сравнительно длительный период успешно занимался адвокатской практикой. Позже становится воспитателем будущего императора Нерона, после восшествия которого на трон он получает наивысшее общественное положение и почести. Во второй год власти Нерона он посвящает ему трактат "О милосердии", в котором призывает Нерона как правителя сохранять умеренность и придерживаться республиканского духа. Нерон, ощущавший, что сама личность Сенеки, всегда воплощавшая для него норму и запрет, является преградой на его пути, не мог упустить случая и приказал своему наставнику покончить жизнь самоубийством: по приказу Нерона Сенека был приговорён к смерти с правом выбора способа самоубийства. Покончил жизнь самоубийством по приказу Нерона, чтобы избежать смертной казни.

В теории познания Сенека подчеркивает, что разум имеет свое начало в чувствах. Сенека исходит из того, что все в мире и во вселена ной подчинено власти строгой необходимости. Это вытекает из его понятия бога как правящей силы, властвующей над разумом (логосом).

Как основной выделяется принцип согласия с природой (жить счастливо - значит жить в соответствии с природой) и принцип подчиненности человека судьбе. Сенека отвергает стремление к накоплению имущества, к светским почестям и должностям: "Чем выше кто взошел, тем ближе он к падению. Очень бедна и весьма кратка жизнь того человека, который с великими усилиями приобретает то, что еще с большими усилиями должен он удерживать". Смысл жизни Сенека видит в достижении абсолютного душевного спокойствия. Одной из основных предпосылок этого является преодоление страха перед смертью. Этой проблематике он отводит весьма много места в своих трудах. В этике он продолжает линию старой стои, подчеркивая понятие человека как индивида, стремящегося к совершенствованию в добродетелях.

Жизнь, в которой человек все или подавляющую часть своих усилий посвящает собственному совершенствованию, жизнь, в которой он избегает участия в общественных делах и политической деятельности, является, согласно

Тит Лукреций Кар (ок. 95-55 до н.э.), написавший философскую поэму "О природе", которая является также и ценным художественным произведением тогдашней литературы.

Лукреций полностью отождествляет свои взгляды с учением Демокрита и Эпикура; последнего он считал наилучшим греческим философом. В своем произведении он объясняет, доказывает и пропагандирует воззрения представителей атомистического учения, последовательно защищает основные принципы атомизма как от более ранних, он во многих случаях разрабатывает и углубляет мысли Демокрита и Эпикура. Единственным сущим Лукреций считает атомы, и пустоту. Материя, прежде всего, это первичные тела вещей, во-вторых, все, что есть совокупность названных элементов. Ни одна сила, однако, атомы уничтожить не может, они всегда побеждают своей непроницаемостью. Душу он считает материальной, особым соединением воздуха и тепла. Она протекает через все тело и образована тончайшими и наименьшими атомами.

 

Неоплатонизм. Прогрессирующий кризис римского общества в последние годы республики и в первые годы империи закономерно отражается и в философии. неоплатонизм развивается в III-V столетиях н. э; в последние столетие существования Римской империи. Он является последним цельным философским направлением, возникшим в период античности. Неоплатонизм формируется в той же самой социальной обстановке, что и христианство. Его основателем был Аммоний Саккас (175-242), а наиболее видным представителем Плотин (205-270) \ Аммоний Саккас не разрешал своим ученикам издавать в письменном виде его взгляды. Поэтому и Плотин, как его ученик, начинает писать только в позднейшие годы. Его труды в большинстве были изданы после его смерти одним из его учеников - Порфием.

Плотин считал, что основой всего существующего является сверхчувственный, сверхъестественный, надразумный божественный принцип. От него зависят все формы бытия. Этот принцип Плотин объявляет абсолютным бытием и говорит о нем, что он непознаваем. "Это бытие есть и остается богом, не существует вне его, а есть именно сама его тождественность". Все остальное, что существует в мире, производно от этого единственно истинного бытия. Природа, по Плотину, сотворена так, что через материю (тьму) проникает божественный принцип (свет).

Душа - это нечто чуждое материальному, телесному и внешнее по отношению к ним. Подлинным познанием является познание подлинного бытия, т. е. божественного принципа. Единственным способом приближения к божественному принципу Плотин считает (как уже говорилось) экстаз, который достигается лишь духовным усилием - душевным сосредоточением и подавлением всего телесного.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 642 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2555 - | 2197 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.