Два последующие десятилетия, охватывающие период Великой Отечественной войны и восстановления социалистического народного хозяйства (1941-1951) и период борьбы за развитие социалистического общества в СССР и упрочение мировой системы социализма, не дали специальных работ по общей теории книговедения. Эти годы, особенно послевоенные, характеризуются дальнейшим развитием и совершенствованием практики книжного дела и появлением публикаций, посвященных практическим, производственным проблемам книжного дела в историческом или современном плане. Активизация работы крупнейших библиотек в первые послевоенные годы, направленная на восстановление книжных фондов, стимулировала историко-книговедческие исследования.
Вместе с тем проводились также научно-исторические и научно-методические исследования по проблемам других книговедческих дисциплин библиографии, библиотековедения, искусства книги.
Накапливался и систематизировался с марксистско-ленинских позиций фактологический материал по истории книговедения.
Заметно возрастает внимание к отдельным периодам развития русской, национальной и зарубежной книги.
Появляются научные работы, посвященные разысканию, изучению и описанию старопечатного репертуара отечественных изданий. Среди них особенно высоким историко-книговедческим, искусствоведческим, историко-литературным уровнем выделяются труды А. С. Зерновой. Библиографическим и историко-книговедческим изучением раннепечатной русской книги занимались и другие ученые. Библиографическое обследование различных пластов репертуара отечественных изданий отражено в ряде обстоятельных и ценных работ.
Несколько позднее в связи с 375-летием со дня смерти Ивана Федорова, 400-летием русского книгопечатания оживляется историко-книговедческое исследование национальной книги - украинской, белорусской, литовской, латышской, а затем и других народов СССР.
В это же время появляются обобщающие исследования по истории русской дореволюционной, советской и зарубежной книги, всеобщей истории книги, фактологическая база которых безусловно была укреплена названными выше разработками.
Теоретически многозначительным в плане разработки истории книги как книговедческой дисциплины является обособление истории книгоиздательского дела. В 60-е гг. самыми обильными становятся публикации историко-книгоиздательских исследований. Наиболее значительные обобщающие труды в этой области-монографии Н.Г. Малыхина и А.И. Назарова.
Во всех упомянутых выше работах, несмотря на преобладание фактологического материала, практически решались и отрабатывались вопросы объекта, предмета, методов истории книги, хотя обоснования этих категорий в них и нет. А главное - в них накапливался и систематизировался материал, готовилась почва для теоретических обобщений на следующем этапе развития советской науки о книге.
Наиболее интенсивные разработки велись в области истории, теории и методики библиографии и библиотековедения.
В 1944 г. вышли две первые, а в 1947-третья и четвертая части ставшей подлинным памятником отечественной книговедческой мысли «Истории русской библиографии до начала XX века» Н.В. Здобнова.
Как и во всяком истинно научном исследовании, здесь сочетались аспекты исторические и теоретические. Теоретические аспекты проявились в определении объектной области историко-библиографических исследований. Библиографические пособия, организации и учреждения, деятельность и жизнь виднейших библиографов, библиографические теории, концепции, т.е. само книговедческое знание на уровне библиографии, рассматриваются на общественно-политическом, социальном, историко-культурном, собственно историко-книжном фоне. Дальнейшим шагом в развитии теории библиографии следует считать принципы систематизации и группировки конкретного историко-библиографического материала, выделение видов и подвидов библиографии, хотя стройной иерархической системы их Н.В. Здобнов не предложил. В одном ряду он называет государственную, рекомендательную, критическую, краевую, книготорговую, отраслевую библиографию, а также библиографию периодических изданий, журнальных и газетных статей. Тем не менее это была первая отчетливо выраженная схема библиографии, с разработки которой началось дальнейшее теоретическое исследование видовой структуры библиографии на основе сущностных критериев, обусловленных предметом библиографоведения как книговедческой дисциплины.
Основным направлением теоретических библиотековедческих исследований в эти годы становится обоснование и разработка объекта, предмета, целей и задач библиотековедения, выявление функций библиотеки в условиях завершения строительства социализма, исследование теоретических аспектов библиотечного руководства чтением, теоретических принципов библиотечно-библиографической классификации, места библиотековедения в системе научного знания. По-прежнему актуальной, но нерешенной оставалась проблема специфики библиотековедения в системе знания, соотнесенности его с другими циклами наук и отдельными дисциплинами. В работах различных библиотековедов эта проблема трактовалась по-разному. Отчетливо просматривались три точки зрения: библиотековедение - книговедческая дисциплина, составная часть книговедения; библиотековедение - область педагогики, дисциплина системы педагогических наук; библиотековедение - самостоятельная общественная дисциплина. Эта последняя оказалась наиболее устойчивой позицией библиотековедов и в последующие годы вплоть до сегодняшнего времени.
На уровне истории и практики продолжает развиваться и такая область книговедения, как искусство книги, углубляя, обогащая методологически принципиальные положения, сформулированные А.А. Сидоровым еще в самом начале 20-х гг. Большую роль в этом процессе сыграли фундаментальные труды самого А.А. Сидорова, всегда выступавшего в поддержку синтетического, комплексного характера книговедческого знания. Примером тому может служить его монография «История оформления русской книги» (М.; Л., 1946). По выражению А.А. Сидорова, именно в эти годы «искусствоведение шло навстречу книговедению». Начала складываться история и методика художественного оформления и полиграфического исполнения книги как одна из областей книговедческого знания.
Центром теоретических разработок в области искусства книги стал факультет художественного и технического оформления печатной продукции Московского полиграфического института.
В первые послевоенные годы, обобщая предшествующий издательский опыт, опыт текстологической подготовки литературно-художественных произведений к изданию, практической стилистики, начинает оформляться в самостоятельную книговедческую дисциплину история, теория и методика редактирования, или, как она фигурирует в книговедческом обиходе, теория и практика редактирования. Выходят первые специальные работы, в которых обосновываются принципы редактирования, излагаются приемы редакционной обработки текстов, обобщается практический опыт редактирования.
Важным этапом в разработке методологии этой книговедческой дисциплины стал выход подготовленного кафедрой книговедения и редактирования Московского полиграфического института вузовского учебника.
Развитие книговедения в 40-50-е гг. можно охарактеризовать словами А.А. Сидорова: «Два процесса идут в послевоенные годы одновременно: один ведет к осознанию общности интереса к единому стержневому материалу или содержанию научного книговедения: им является книга; второй же процесс необходимо ведет к специализации интересов, методов и материалов изучения того, что в книге есть и что с нею связано».
Именно это «осознание общности», а также богатство накопленного отдельными книговедческими дисциплинами фактологического, исторического и теоретического материала создали объективные предпосылки для выхода книговедения на новый уровень теоретических обобщений в реальной ситуации процессов дифференциации и интеграции книговедческого знания.