Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Афоризмы Конфуция: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другому», «Благородный муж – не инструмент».

Носители обыденной житейской мудрости: мудрецы, наставники, учителя. Например, в Китае – Конфуций (551-479 гг. до н.э.) Он создал учение о благородном муже, о достойном образе жизни, об идеальном правлении, учение о «золотой середине». Афоризмы Конфуция: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другому», «Благородный муж – не инструмент».

Обыденное nознaние соответствует эмпирическому уровню. Оно формируется в обыденной деятельности человека. Очень субъективно. Обыденное познание – это житейское, практическое, приобретаемое в повседневной деятельности – жизненный опыт. Его выражением является «здравый смысл». Жизненный опыт делает человека представителем определенной культуры. Его логические особенности: конкретный характер (низкий уровень абстракции), несистематизированность, ориентация на внешнюю сторону реальности. Знание для ориентации в окружающей среде. Накапливаемая информация для научного познания.

 

 

3.Философия и наука.

В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки - само слово «философия» означает «наука». Эта наука была направлена на все, что вообще было способно или казалось способным стать объектом познания. В 19-20 веках, на новом этапе развития знаний, зазвучали противоположные суждения о величии науки и неполноценности философии.

Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.

Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.

На основе общих принципов рационального понимания философская мысль формирует общие предположения о природе и возможных способах познания. При этом осуществляется умозрительное продумывание принципиально допустимых, логически и теоретически возможных вариантов. Т.о. философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с неполной, разной степенью изученности тех или иных явлений, наличием «белых пятен» познавательной картины мира. Конечно, в конкретном - научном плане пробел предстоит заполнить специалистам - ученым иной общей системы миропонимания. Философия же заполняет их силой логического мышления.

Особым отличием философского знания от других является то, что философия - единственная из наук объясняет что такое бытие, какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие.

Философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует.

Критерии отличия науки от философии:

1. Верификационный критерий

Н. стремится подтвердить свои умозрительные построения эмпирическими фактами. Ф. равнодушна подтверждениям. Главное для Ф. построение логической непротиворечивой системы категорий.

2. Фальсификационный

Все утверждения Н. эмпирически проверяемы и могут быть опровергнуты опытом. Утверждения Ф. эмпирически непроверяемы и неопровержимы.

3. Парадигмальный

В каждой Н. сеществеет одна или несколько фундаментальных теорий или парадигм, кот. в опр. момент придерживается большинство ученых. В философии нет господствующих парадигм.

4. Проблемный

В науке всегда есть круг открытых проблем. В Ф. нет решенных проблем.

5. Языковой

В Н. сущ-ет общепринятый язык. В Ф. – многоязыковость.

6. Эволюционный

Науч. тех. прогресс. В Ф. нет прогресса.

7. Национальный

Не сущ. национальной науки, а Ф. сущ.

8. Критерий полноты

Н. может развиваться не привлекая др. данные (самодостаточно). В Ф. каждый философ знает и думает об истоках.

9. Субстанциональный?

 

 

4. Одномерность и многомерность человеческого бытия.

В материальном бытии человека можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально- исторического существа;

Духовное бытиё. Включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность;

В рамках природного бытия необходимо выделить человеческое бытие.

В нем пересекаются

1). бытие человека в мире вещей как мыслящей вещи,

2). бытие человека как индивида, особи, принадлежащей роду HOMO SAPIENS,

3). бытие человека как социального существа в рамках бытия общества.

Человек, как целостность, есть единство физического, природного и духовного. Диалектическое сочетание этих характеристик определяют его существование.

Духовный мири человека характеризуется двояким существованием. Его можно подразделить на субъективный и объективный дух, реализуемый через бытие индивидуального духовного и бытие общественного сознания. Индивидуальное духовное реализуется через бытие сознания индивида (идеи, убеждения, ценности, установки, мотивы, мысли, впечатления, чувства, переживания), его бессознательное (желания, сны, побуждения, патологии) и неосознанное (интуиции, наития, откровения).

В различных философских воззрениях различаются формы бытия и их взаимоотношения. Материализм считает основой природное бытие, субъективный идеализм - субъективное бытие, объективный идеализм за основу берет объективный дух.

Разнообразие форм бытия предполагает постановку вопроса: что же объединяет эти формы, можно ли говорить о единстве всего бесконечно многообразного мира.

Идея такого единства приводит к представлению об общей основе всего существующего, обозначаемой категорией субстанция. Эта категория фиксирует внутреннее единство всех вещей, явлений, процессов, первооснову, не от чего независящую, причину всего и вся, единство сущности и существования.

 

Человеk - индивид, личноcть, индивидyaльноcть.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие к.-л. явления, отд. существа,

человека

Личность - общежитейский и науч. термин, обозначающий:

1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности

2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Человека ф. понимает как целостность. Сущность ч. связана с обществ. условиями его функционирования и развития, с деят-тью, в ходе к-рой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.

Ч. - совокупность всех обществ. отношений.

1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч.

2) натуралистич. (биологич.) понимание ч.

3) сущностное понимание ч.

4) целостное понимание ч.

развитая индивидуальность->многообразие соц. качеств

Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность.

Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие.

 

 

5 Философия и мировоззрение.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ -

1. совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности определенного человека, социальной группы, класса или общества в целом.

2. система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Ф. как теоритическая основа мировоззрения.

Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет, в чем, смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть и т.д.. Каждая эпоха и каждая общественная группа или класс имеют какое-либо представление о решениии этих вопросов. Сумма всех таких решений и ответов образуют М., которое выражается посредством категорий. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей или, как говорят, обладает особой методологической Ф. от греч. methods-способ,путь logos-учение.

Объект мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения - взаимоотношение мира природы и мира человека (в Др.Греции макрокосма и микрокосма). Мировоззрение невозможно без совокупности знаний о природе, обществе, человеке. Мировоззрение - не простая совокупность знаний, не сумма наук; она отличается от суммы наук тем, что в центр своего внимания ставит вопрос о соотношении миропонимания как такового и такой разумной части мироздания, как люди. По Рубинштейну, мировоззрение - показатель зрелости личности.

Структура мировоззрения - компоненты: познавательный, ценностно-нормативный, морально-ролевой и практический.

Культурно-исторические типы М.

Исторические типы М. обусловлены той или иной исторической эпохой тем или иным общественным классом, определенными нормами и принципами сознания, стилями мышления. И в зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией общественного развития, является ли он носителем более прогрессивного способа пр-ва или нет, его М. по своему содержанию может быть

научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, революционным

или реакционным. Например: М. буржуазии, когда она противостояла феодализму, было

прогрессивным, после утверждения у власти буржуазии ее М. становится

консервативным или реакционным.

 

 

6 Философия жизни и психоаналитическая философия о человеке.

Выдвижение психоаналитического учения о человеке произошло на рубеже XIX-XX вв, когда австрийский врач-невропатолог З.Фрейд (1865-1939) предложил новый метод лечения невротиков, получивший название психоанализа. Этот метод вскоре превратился в общее психоаналитическое учение о человеке. Так появилось психоаналитическое видение человека, основанное на вычленении бессознательных и сознательных аспектов человеческой деятельности как не сводящихся друг к другу и характеризующихся своими собственными законами структурирования и функционирования. При этом приоритет отдавался бессознательному, являющемуся, по мнению Фрейда, источником мотивационного поведения человека, тем организующим центром, вокруг которого структурируются все остальные составляющие человеческой психики.

"В противоположность теоретикам, которые причину человеческого поведения пытались отыскать во внешней среде, вызывающей ответную реакцию организма, основатель психоанализа обратился к внутренним стимулам, под воздействием которых, по его мнению, приходят в движение все психические процессы, обусловливающие мотивационную структуру поведения людей. При этом он исходил из того, что "человек - существо со слабым интеллектом, им владеют его влечения". Он задался целью выявить так называемые "первичные влечения", составляющие ядро бессознательного.

Учение о сексуальной этиологии неврозов переросло затем у Фрейда в более общую теорию, согласно которой сексуальные влечения принимают самое непосредственное участие в творчестве высших культурных, художественных, этических, эстетических и социальных ценностей человеческого духа.

Пониманию природы конфликтных ситуаций способствует фрейдовская трактовка личности, основанная на вычленении трех структурных элементов, обладающих своей собственной спецификой и находящихся в определенном соподчинении друг с другом.

“Оно” (Id) - глубинный слой бессознательных влечений, то сущностное ядро личности, вокруг которого структурируются и над которым надстраиваются остальные элементы.

“Я” (Ego) - сфера сознательного, своеобразный посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью, включая природное и социальное окружение.

“Сверх-Я” (Super-Ego) - сфера долженствования, моральная цензура, выступающая от имени родительского авторитета и установления норм в обществе.

Фрейдовское "Я" – это не что иное, как особая, дифференцированная часть "Оно", и следовательно, в психоаналитическом видении человека не сознание управляет бессознательными процессами, а, наоборот, последние властвуют над индивидом. С другой стороны, моральное и социальное "Сверх-Я", которое казалось бы, должно сглаживать трения между "Оно" и "Я", оказывается у Фрейда наследником и носителем бессознательного. Это значит, что "Я" как бы находится в зависимости не только от бессознательного "Оно", но и от социального "Сверх-Я".

Либидо, в первых работах сексуальная энергия человека, явл движущей силой психики. Процесс развития сознания связан в первую очередь с фазами сексуального развития ребенка. Но свободное выражение сексуальности подавляется обществом и воспитанием, накладывается ряд табу, тогда вступают в действие вытеснение и сублимация.

 

7. Философия и современная культура.

Культура как мера развития человека.

Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляет культуру. Культура – все созданное человеком; совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная характеристика уровня развития общества.

Ценность – факт культуры, и она социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще существенную форму их выражения составляет система символов. Стержень культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура.

Культура: материальная и духовная (не противопоставлять!).

Цивилизация = окультуренная природа + средства окультуривания + человек, усвоивший эту культуру, способный жить и действовать в окультуренной среде своего обитания + общественные отношения(формы социальной организации культуры) обеспечивающие существование Ц. и ее продолжение. Ц.-социокультурное образование. Не Ц., а К.-единственный критерий социального развития общества.

Социальные функции культуры.

Многообразными способами включается культура в движение истории. Они выражают личностную сторону деятельности человека в обществе, выполняют важную функцию трансляции опыта, знаний, результатов человеческой деятельности. Новые идеи, и те из них которые находятся как-бы в стадии разработки, и те которые уже являются результатом человеческой деятельности, и сама эта деятельность-все это дает результат, который включаются затем в исторический процесс, внося в него новые элементы. Любое изобретение человека может превратится в фактор исторического развития и начать оказывать на него воздействие. Примером тому может быть изобретение ядерного оружия, которое с момента своего изобретения начало влиять на ход научно-технического прогресса.

Философские проблемы, связанные с переосмыслением старого гуманистического идеала и формированием нового.

Одна из важных характеристик того гуманистического идеала, который сложился в современной культуре и философии, связана с признанием самоценности человеческой индивидуальности. Развитие современной цивилизации связано с повышением значения деятельности отдельного человека, а это значит — с ростом его свободы и ответственности.

Вместе с тем нужно сказать, что культ индивидуальности как неотъемлемая черта гуманистического идеала было преобладающей тенденцией в современной культуре и философии последних столетий. В философии классическим выражением такого настроения стало знаменитое декартово выделение индивидуального сознания как единственно неоспоримого и несомненного человеческого достояния. Такое понимание человека, его сознания» его «Я» колоссальным образом повлияло на развитие европейской философии, определив на долгое время сам способ формулирования проблем в онтологии, эпистемологии, методологии, этике и даже в ряде наук о человеке, например в психологи

 

8. Экзистенциализм о человеческом бытии.

В противовес классическому онтологизму и гносеологизму представители анализируемых направлений XX века считали необ­ходимым действительно сделать человека центром философии. Ведь сам человек есть, существует, является бытием, притом бытием особым. Философы-классики рассматривали "бытие" как предельно широкое (человеческое) понятие о мире и в то же время считали бытие совершенно независимым от человека.

Центром же "новой онтологии" становится не некое изолированное созна­ние человека, а сознание, точнее, духовное (сознание и бессоз­нательное), взятое в неразрывном единстве с человеческим быти­ем. Этот новый смысл и вкладывается в традиционное понятие бытие, которое становится базо­вой категорией экзистенциалистской онтологии.

Итак, путь феноменолога, экзистенциалиста, персоналиста - не путь от бытия вообще, не от мира как бытия к бытию человека, как это было в классической онтологии. Избирается обратный путь - от человеческого бытия к миру, как он видится человеку и "выстраивается" вокруг него. Такой подход представ­ляется философам XX века предпочтительным не только с реалис­тической точки зрения (ведь по-другому, говорят они, человек и не осваивает мир), но и с точки зрения гуманистическая: в центр ставится человек, его активность, возможности свободы, открываемые самим его бытием.

Особенности и преимущества человеческого бытия по Хайдеггеру, состоят в том, что оно - единственное бытие, кото­рое способно "вопрошать" о самом себе и бытии вообще, как-то "устанавливать себя" ("устанавливаться") по отношению к бытию. Вот почему такое бытие-экзистенция и есть, по Хайдеггеру, фун­дамент, на котором должна строиться всякая онтология. Такое понимание специфики человеческого бытия не лишено оснований. Ни одно из известных нам живых существ, кроме человека, неспо­собно помыслить, задаться вопросом о бытии, как таковом,- об универсуме и его целостности, о своем месте в мире. Здесь мы, кстати, видим определенное различие в понимании "экзистенции" Хайдеггером и Сартром. Сартр, употребляя это понятие, делает акцент на индивидуальном выборе, ответственности, поисках собственного "Я", хотя, конечно, ставит в связь с экзистенцией и мир в целом. У Хайдеггера акцент все же перенесен на бытие,- для "вопрошающего" человека бытие раскрывается, "светится" че­рез все, что люди познают и делают.

Итак, первый шаг экзистенциалистской онтологии - конста­тация "изначальности" человеческого бытия как бытия-вопроша­ния, бытия-установления, как бытия, которое "есть я сам". Сле­дующий онтологический шаг, который экзистенциалисты приглашают сделать своего читателя и который, вообще говоря, естественно вытекает из логики их размышления, состоит в том, что вводится понятие и тема бытия-в-мире.

И экзистенциалисты признают, что мир су­ществует вне и независимо от человека. Однако философия, сог­ласно экзистенциалистам, только тогда встает на путь жизнен­ного реализма, и на путь гуманизма, когда ставит в центр анализа человека, начинает с его бытия. Мир, как таковой, для человека существует постольку, поскольку он, идя от своего бы­тия, придаст миру значение и смысл, взаимодействует с миром.

 

 

9. Эволюция философии позитивизма.

Позитивизм – законы общественной жизни также строги, как законы природы, и мы подошли к их открытию. Социология может и должна быть такой же строгой, доказательной и предсказательной наукой, как естествознание. Проблема позитивизма состоит в том, что доказать это не удалось, т.к. законы природы вытекают из повторяемости однотипных явлений, а в истории нет строгой повторяемости, каждое событие обладает своеобразием.

Во второй пол 19в позитивизм становится наиболее влиятельным течением зап. фил. П. объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против ф. как метафизики, но за ф. как особую науку. Под метафизикой они понимали умозрительную ф. бытия (онтологию, гносеологию). Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Т.о. если ф. научна то она должна распрощаться с попыткой судить о мире в целом. Это реакция на неспособность старой философии решить проблемы, связанные с развитием науки. Понятия прежней философии (о бытие, сущности, причинах), которые в силу их высокой абстрактности не могут быть проверены или разрешены посредством опыта, позитивизм объявил ложными и лишенными смысла.

Позитивизм предпринял попытку осмысления истины на основе точного экспериментального знания. Идея знать - чтобы предвидеть, предвидеть --- чтобы обладать силой. Фактически оказалось, что позитивисты отрицали сущностное познание мира, так как ориентировались только на чувственное познание. Причем сами категории позитивизма --- отрицание умозрения, феноменализм --- оказались слишком уморительными, метафизическими.

3 этапа в эволюции позитивизма:

1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер

2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус.

3. Неопозитивизм (с сер 20х гг20) - Шлик, Карнап,Нейроз, Витгенштейн, Б.Рассел. Основатель позитивист О. Конт (1798-1857). его работа: "Курс позитивной философии" Основные идеи этой работы, три закона: 1) трех стадий; 2) постоянного подчинения воображения наблюдению; 3) энциклопедический закон, классификация наук.

Эмпириокритицизм - теория критики опыта. Главное назначение этой критики - выяснение существа дел. Ее цель - очистить опыт от метафизики. Основатели Авенариус и Мах считали основным законом познания - экономию мышления. Пытались очистить понимание опыта от таких понятий как материя, субстанция, необходимость причинность и др. рассудочных понятий.

В итоге эмпириокр. выдвигает представление о мире как сов-ти нейтральных эл-тов и ничьих ощущений. Мир - это опыт, а структуру опыта составл ощущения.

Неопозитивизм. или логический эмпиризм - Рассел, Витгенштейн, Шлик, Карнап, Франк, Нейрат. Неоп-ы выдвинули новое понимание научного познания, как лог конструкции на основе чувственных содержаний. (чувств данных). Изгоняли из ф. метафизику. Фил имеет право на сущ не как мышление о мире, а как "логический анализ языка." Позитивисты считали основной вопр фил а также др коренные вопр фил неразрешимыми из-за слабости чел разума.

 

10. Специфика философского знания

Философии – целостное понимание отношения человека к миру. Исследования этого отношения предполагают изучение каждой из его сторон и способов их взаимодействия.

Развернутая система философского знания включает:

1. Учение о мире в целом, о движущих им глобальных силах, о всеобщих законах его организации – это онтология (ontos - бытие).

2. Учение о человеке, его природе и организации его деятельности – это антропология (antropos - человек).

3. Учение о познании, его основаниях, возможностях и границах – это гносеология.

4. Учение об обществе и истории человечества, которое рассматривает человечество в целом – это социальная философия.

5. Учение о природе ценностей – это аксиология.

К комплексу общего философского знания примыкают конкретные философские науки:

1) Этика – учение о нравственности.

2) Эстетика – учение о прекрасном, о художественном творчестве.

3) Логика – учение о правилах мышления.

4) Религия.

Особая область – история философии, т.к. большинство философских проблем рассматривается в контексте предшествующего опыта их решения.

Как правило, в творчестве конкретных философов не все разделы представлены одинаково полно. Кроме того, в отдельные периоды истории культуры разные разделы поочередно выходят на первый план.

Специфика философии:

1.Обыденная философия возникает у человека, когда он переходит от принятия отдельных решений по конкретному поводу к формулировке и оправданию своих жизненных принципов в целом. Нормативная форма философствования на этом уровне – афоризм. Афоризм – краткая содержательная формулировка некоторого тезиса. Например, надпись на перстне Соломона: «Все пройдет». В народном сознании формулировки такого типа – некоторые пословицы: «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними». Исторически такая форма философствования широко представлена в предфилософии и ранней философии, как основа для более высоких уровней философствования.

Афоризмы Конфуция: «Чего себе не пожелаешь, того не делай и другому», «Благородный муж – не инструмент».

2.Философско-художественное мышление - это философские обобщения, выраженные в литературно-художественной форме. Это общая идея произведения, стоящая за изобразительным и сюжетным планом. Всякое художественно значимое произведение выходит на уровень осмысления общечеловеческих ценностей. Нормативная форма философствования на этом уровне – философско-художественный образ. Например, высказывание Гераклита: «Вселенная – это ребенок, играющий в кости», т.е. перебор вероятностей.

2а. Философские эссе, т.е. произведения, посвященные теоретическому анализу философских проблем и целенаправленные в художественной выразительной форме. Например, «Апология Сократа» - последняя речь Сократа, записанная Платоном.

3.Теоретическая философия – специализированная система знаний, вырабатываемая целенаправленной исследовательской деятельностью, осуществляемой профессионалами. Для теоретической философии необходимы опора на историко­-философские традиции, последовательность рассуждения, высокие логические требования, в том числе точность выражения, недопустимость логических противоречий, аргументированность любого требования, использование категориального аппарата. Категории – это общие понятия, данные в области знания. Категориальный аппарат – это система терминов, принятых в данной области знания.

Заключение: философия в собственном смысле слова – это философия высоких уровней обобщения (см. 2а, 3). Именно на них философия является самостоятельным способом познания со своим предметом, методологией, философией культуры.

11. Философия и религия.

Религия, как и философия, является мировоззрением, правда, специфическим и одновременно включает в себя определенное поведение и действия, которые основываются на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое является «священным», сверхъестественным, недоступным пониманию человеческим разумом. «...Всякая религия, — отмечал Ф. Энгельс, — является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».

Религиозное мышление, по существу, стало первой формой осмысления человеком мира и, возможно, оно, согласно последним научным данным, возникло около 40 — 50 тысяч лет тому назад. Появление религии было обусловлено таким уровнем и качеством человеческого мышления, когда человеческий интеллект оказался способным отделить свою мысль (в виде образа, фетиша, слова) от окружавшей его реальной действительности. В дальнейшем, по мере своего развития, человек мог конструировать собственные представления об окружающей его среде,- опираясь не на предметы, вещи, явления, а оперируя продуктами умственной деятельности, то есть образами, фетишами, словами.

В течение многих тысячелетий религиозные верования носили политеистический характер. Это означало, что у каждого рода и племени существовало несколько богов, которым они поклонялись. Религию этого периода в ее истории, строго говоря, еще нельзя считать концептуально сформировавшимся мировоззрением. Это было скорее мироощущение, которое можно характеризовать как натуралистическую религию, природную религию, так как в понимании, отражении окружающего мира человек, подобно пуповине, был крепко связан с природой. Если говорить более конкретно, то идеи первобытных народов о душах, духах и богах, как правило, выражались в мифологической форме, а основными сюжетами мифов были такие природные явления, как солнце и луна, небо и земля, море, огонь, звезды, ветер и т. п. Следует учитывать, что создание человеком мифов стало первым его шагом к творчеству и познанию самого себя.

В первобытных обществах и, в частности, в ранних классовых государствах религия по своему характеру являлась родо-племенной, а в дальнейшем становится национально-государственной и политеистической. В последующем религиозные учения превращаются в монотеистические и некоторые из них становятся мировыми. Первой по времени появления мировой религией является буддизм (VI—V вв. до н. э.), второй — христианство (1 в.), и затем ислам (VII в.). Эти религии объединяют людей общей верой независимо от их национальной принадлежности, языка или общественно-политического устройства.

Известно, что философское осмысление мира начинается значительно позднее мифологического и религиозного. Мифологическое и религиозное мироощущение способствовали в известной степени появлению философии, но и философия, как к античности, так и в последующие столетия, способствовала становлению Христианства.

Но самый большой вклад в развитие религии внес Платон. Его идеи о различении мира явлений от мира вечных сущностей, его учение о бессмертии души, об универсальности и первенстве идеи блага и, главное, его учение о сущности божественного мира, как о системе идей, составляют непереходящий вклад греческого гения в развитие человеческого мышления, представлений о мире и божественном.

 

12 Философское учение о материи.

"Материя" - одно из фундаментальнейших поня­тий философии. Однако в различных философских системах его содержание понимается по-разному. Для идеалистической философии, например, харак­терно то, что она или совсем отвергает существование материи или отрицает ее объективность. Так, выдающийся древнегреческий философ Платон рас­сматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Для того, чтобы превратиться в реальность, в ней должна воплотить­ся какая-нибудь идея.

У последователя Платона, Аристотеля, материя тоже существует лишь как возможность, которая превращается в действительность только в результа­те соединения ее с формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога.

У Г. Гегеля материя проявляется в результате дея­тельности абсолютной идеи, абсолютного духа, Именно абсолютный дух, идея порождают материю.

Окружающий человека материальный мир представляет бесконечное множество предметов и явлений, обладающих самыми разнообразными свойствами. Не смотpя на pазличия всем им пpисущи два важнейших пpизнака:

1) все они существуют независимо от сознания человека, и

2) способны воздействовать на человека, отpажаться нашим

сознанием.

Философское понимание матеpии отpажает объективную pеальность миpа, а естественнонаучные и социальные пpедставления выpажают его физические, химические, биологические, социальные свойства. Матеpия - это объективный миp в целом, а не то, из чего он состоит. Отдельные пpедметы, явления не состоят из матеpии, выступают конкpетными видами ее существования, как, напpимеp, неживая, живая и социально оpганизованная матеpия, элементаpные части, клетки, живые оpганизмы, пpоизводственные отношения и т.д. Все эти виды существования матеpии изучаются pазличными естественными, общественными и техническими науками.

Всеобщими атpибутами и основными способами существования матеpии являются движение, пpостpанство и вpемя. Матеpия внутpенне активна, она способна к качественным изменениям, и это говоpит о том, что она находится в движении. Движение не случайное, а неотъемлемое свойство матеpии, и «обнимает собой все пpоисходящие во вселенной изменения и пpоцессы» (Ф.Энгельс, «Диалектика пpиpоды»).

Всеобщими атpибутами движущейся матеpии являются пpостpанство и вpемя. вопpос об отношении вpемени и пpостpанства к матеpии (т.е. является ли вpемя и пpостpанство pеальными, или это абстpакции, существующие только в сознании), пpежде всего интеpесует философию. Существуют pазличные взгляды на вопpос зависимости вpемени и пpостpанства от матеpии. Так, философы-идеалисты pассматpивают вpемя и пpостpанство как фоpмы чувственного созиpцания (Кант), то как фоpмы индивидуального сознания (Беpкли), то как категоpию абсолютного духа (Гегель).

Философы-матеpиалисты подчеpкивают объективность вpемени и пpостpанства. Дpевние философы (Демокpит, Эпикуp), основывались на атомистических учениях, естествоиспытатели вплоть до 20-го века сpавнивали пpостpанство с пустотой (считая его одинаковым и неподвижным всегда), а вpемя - как такое, котоpое пpотекает pавномеpно. Так, естествознатели 18 - 19 вв., говоpя об объективности вpемени и пpостpанства, pассматpивали их как самостоятельные фоpмы, отpывая дpуг от дpуга, как существующие независимо от матеpии и движения.

 

13. Проблема человека в древнегреч. Философии.

В ранней античной философской антропологии центральным становится вопрос о добродетели и путях ее достижения.

Сократ утверждал, что добродетель основывается на знании. Люди не могут найти правильный путь в сложных ситуациях, когда общие моральные понятия не работают напрямую. Если человек глубоко и правильно понимает, что такое честность, мужественность и справедливость, то он будет вести себя соответственно. «Познай самого себя» - это главный вопрос философствования Сократа.

С Сократом начинает спорить его ближайший ученик Платон: «Разум не может обеспечить добродетельного поведения, т.к. разум – только одно из возможных оснований человеческой деятельности. В человеке существуют три начала: разум (способность рассуждать), благородные страсти, страстное начало (смелость) и низменные страсти, вожделеющее начало (жалость)». Платон впервые поставил проблему сложности человеческой психики. У каждого человека одно из этих начал доминирует, поэтому существует три типа людей. Люди с выраженной способностью рассуждать спокойные, хладнокровные, умные. Обладающие благородной страстью – импульсивные, увлекающиеся, прекрасные. Люди с низменными страстями поддаются желаниям, расчетливые и хитрые. Обладание одним из трех начал – это врожденное качество человека. «В государстве эти три типа образуют три сословия, необходимые для жизни государства». Люди разумные – это правители и учителя, воины обладают благородной страстью, а торговцы и работники, заботящиеся о выгоде – низменной страстью.

Аристотель спорит с программой с программой переустройства, т.к. считает, что государство должно развиваться естественно, подобно семье, без навязанной сверху программы. Аристотель определил человека, как «политическое животное». «У человека три души – растительная (питание), животная (эмоции), разумная (добродетель)». Добродетель по Аристотелю – это 1) середина между крайностями: расточительность – щедрость – скупость; 2) знание, соединенное с привычкой. На вопрос «Что побуждает человека стремиться к добродетели?» Аристотель отвечает: «Желание быть счастливым, т.е. душевно спокойным, довольным жизнью».

Вывод: в ранней античной философии определились основные направления исследования общества и человека. «В чем сущность человека?» «Из чего складывается личность человека? Как соотносятся начала, ее составляющие?» «Каковы правила человеческой жизни? Что побуждает им действовать?» «В чем различие природной и социальной реальности?» «Какими законами управляется социальная реальность? Можно ли ее рационально перестроить?» При этом философская антропология и социальная философия еще остаются слитыми.

Содержательное разграничение этих областей исследования происходит в эпоху эллинизма на основе разделения социального и индивидуального бытия. Во II веке до н.э. Греция входит в состав Римского государства на правах провинции. В этот период одновременно выдвигаются три философских направления, определяющие, как человеку жить правильно.

Стоицизм. Возник в конце IV – начале III вв. до н.э. Его представители Зенон Стоик, Хрисипп, Клеандр (греки) и Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий (римляне). В Риме стоицизм получил главное развитие в I в. до н.э. – I в. н.э. Стоики говорили: «Человек должен быть в соответствии со своей природой, т.е. жить по разуму, т.к. разум – главное в человеке. Разум обнаруживает, что в мире господствует необходимость, все определяется судьбой, роком». Стоики – первые фаталисты. Сенека: «Повинуется цепь событий вечному вращению судьбы», «Мы не можем изменить мировых отношений; мы можем только одно – обрести высокое мужество, достойное человека и с его помощью стойко переносить все, что приносит нам судьба». Идеал стоиков: «мудрец, который давлеет себе», т.е. абсолютно владеет собой, не позволяет никому собой управлять, в любых обстоятельствах делает то, что соответствует его принципам – сильная личность.

 

14. Философские проблемы универсума

Мы полагаем, что научная, физическая истина обладает замечательным достоинством - точностью, однако она неполна, неокончательна и несамодостаточна. Ее объект - это лишь часть, лишь осколок мира; к тому же она опирается на множество допущений, которые бездоказательно объявляются верными; следовательно, она не вытекает из самой себя, не заключает в себе своего основания я источника, не является исходной истиной. Поэтому в ней постулируется требование интеграции с другими нефизическими и ненаучными истинами, которые были бы полными и действительно окончательными. Там, где кончается физика, не кончается проблема; человеку, живущему в каждом ученом, необходима целостная истина, и так уж устроена его жизнь, что волей-неволей он составляет представление о едином Универсуме. Перед нами открытое противостояние двух типов и истин: научной и философской. Первая точна, но недостаточна, вторая достаточна, но неточна. И получается, что эта веточная истина является более глубокой, и следовательно, истиной несомненно более высокого ранга, - не только потому, что ее предмет шире, но и как метод познания; короче, менее точная философская истина более верна. Но это неудивительно. Бездумная расхожая тенденция считать точность атрибутом, определяющим качество истины, не только совершенно неправомерна, но и бессмысленна. Точность может существовать лишь тогда, когда речь идет о количественных объектах. Декарт говорит о том, что можно сосчитать и измерить. Строго говоря, это признак не истины как таковой, а некоторых определенных вещей Универсума, в конечном счете, - только количества, в общем - материи.

Нужно, чтобы физик - а также метафизик, историк, художник или политик, - заметив ограниченность своей профессии, обратился к собственной глубинной сути. Тогда он поймет, что сам он не физик, просто физика - одна из бесчисленных вещей, которыми в своей жизни занимается человек. В своей конечной сути физик оказывается просто человеком, человеческой жизнью. А человеческая жизнь имеет неотъемлемое свойство постоянно обращаться к миру в его единстве, к Универсуму. Еще не став физиком, он уже является человеком, а будучи им, задается вопросом об Универсуме, т. е. философствует

Универсум - это название объекта, проблемы для исследования которых родилась философия. Но этот объект, Универсум, настолько необычен, так глубоко отличается от всех остальных, что, конечно же, требует от философа совершенно иного подхода, чем в других научных дисциплинах.

Формально я понимаю под Универсумом "все имеющееся". То есть философа интересует не каждая вещь сама по себе, в своем обособленном и, так сказать, отдельном существовании, - напротив его интересует совокупность всего существующего и, следовательно, в каждой вещи - то, что ее отделяет от других вещей или объединяет с ними: ее место, роль и разряд среди множества вещей, так сказать, публичная жизнь каждой вещи, то, что она собой представляет и чего стоит в высшей публичности универсального существования. Мы понимаем под вещами не только. физические и духовные реалии, но также все ирреальное, идеальное фантастическое и сверхъестественное, если оно имеется.

Универсум - или все имеющееся - непознаваем. А непознаваем он может быть по двум различным причинам. Одна из них включается в том, что наша способность к познанию, вероятно, ограничена, как полагают позитивизм, релятивизм и вообще критицизм. Однако Универсум может быть непознаваем и по другой причине, которую игнорируют прежние теории познания: несмотря на то что наша способность к познанию не ограничена, бытие, мир.

 

 

15. Эволюция натур-философских идей античности.

Одни греческие ф-ы (натурф-ы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон;

Основной вопрос о первооснове мира. Основу мира они видят в определенном материальном принципе - архе. Hатуpфилософия.

Фалес (и его ученики Анаксимандp, Анаксимен). Фалес создал геоцентрическую систему мироздания. “Небесная сфера” делится на пять полос: арктическую, летнюю тропическую, равноденствия, зимнюю тропическую и антарктическую. Основой всего сущего Фалес считал воду. Он понимал ее как аморфное, текучее сосредоточение материи. Все остальное возникает путем “сгущения” или “разрежения” этой первоматерии.

Анаксимандp. Земля не должна ни на чем покоится. Существует абсолютное аpхе - апейpон (типа дао, атман) - нечто беспpедельное, первичное, из которого все происходит и в который все возвращается. Апейpон - что-то вроде пеpвоматеpии (вакуум). Конкpетные вещи это что-то вторичное. Апейpон выполняет моpально-этическую функцию. Анаксимандp создал первую карту Земли. Живое произошло из неживого.

Анаксимен. Аpхе всех вещей - неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. Все процессы – сжатие, разряжения, охлаждение, нагревание воздуха.

Гераклит Эфесский. Все происходит из огня. Центральным мотивом всего его учения был принцип все течет. Идея циклического развития мира – разжигание и затухание мирового пожара..Этот огонь никто не разжигал, он был, есть и будет. Все, согласно Г., правится необходимостью. С понятием необходимости тесно связано понимание закономерности - закона (логос). Разнообразие проявлений существующего мира объясняет Гераклит изменениями, происходящими в исходной “параматерии”.

Учение Демокрита. Понятие "атом" и "пустота"

Предпосылкой атомизма (А) была потребность дать матер. объяснение наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их подвижности должна была считаться с этим. Учение А. явилось ген. попыткой разрешения этих трудностей. А. предполагали сущ. беск. мн-ва телесных частиц, они допускали сущ. пустоты в кот. происх. движ. частиц и отрицали за частицами возм. делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы.

Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно) кол. частиц - весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как беск. большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Таким образом был разрешен кризис, вызванный критикой З.

 

 

16 Философские проблемы синергетики

Философски говоря, синергетика это наука (точнее говоря движение в науке) о становящемся бытии, о самом становлении, его механизмах и их представлении.

Итак, смена парадигмы, происходящая в науке, переход от ньютоновской к эволюционной, синергетической парадигме сейчас резонирует с потребностями культуры человечества в целом. Проблемы социума в большой степени связаны с укоренившимся линейным, детерминистским подходом к природе и технике, который был перенесен на общество и способствовать развитию позитивизма, потребительской идеологии, неумению предвидеть экологические и цивилизационные кризисы.

В первую очередь надо отметить, что синергетика занимается очень широким кругом проблем и явлений, в том смысле, что они принадлежат к области изучения множества других наук: синергетика изучает системы разнообразной природы, таких, как электроны, атомы, молекулы, клетки, нейроны, механические элементы, фотоны, органы, популяции животных. Они состоят, в свою очередь, из многих подсистем. Взаимодействие таких подсистем приводит к возникновению пространственных, временных или пространственно-временных структур в макроскопических масштабах. Системы, рассматриваемые в синергетике, обладают свойствами открытости, нелинейности, диссипативности, неравновесности.

В отличие от физики, процессы, рассматриваемые синергетикой, необратимы. В любой ситуации при обращении времени (для механики обращению времени эквивалентно обращение скоростей) сколь угодно сложная система обязательно придет к начальным условиям. Поскольку в реальности это невозможно, то ясно, что физикам не удалось выявить в природе времени то, что однозначно характеризует направление его движения. «Стрелой времени» - параметром, изменение которого однозначно указывало на направление течения времени, стала введенная Больцманом энтропия – показатель хаотичности системы. В замкнутых системах энтропия всегда возрастает, или, по крайней мере, не увеличивается. Таким образом, по изменению энтропии можно судить о направлении течения времени.

Системы, рассматриваемые синергетикой, неравновесны. Неравновесность предполагает наличие макроскопических процессов обмена веществом, энергией, (информацией) между элементами самой диссипативной структуры. Неравновесность делает возможной дальнейшую эволюцию системы. Состоянию же равновесия соответствует максимальная энтропия системы, то есть, максимальная неупорядоченность. В условии изоляции равновесную систему можно считать «умершей», она не способна к дальнейшей эволюции за счет внутренних сил. В социосинергетике получен ряд выводов:

Самоорганизующимся системам нельзя навязывать пути их развития. Необходимо понять, как способствовать их собственным тенденциям развития, как выводить системы на эти пути.

Связь разных уровней организации через хаос: в соответствующие моменты неустойчивости флуктуации могут разрастись в макроструктуру. Отсюда следует, в частности, что усилия одного человека отнюдь не всегда нивелированы в общем движении социума. В особых состояниях неустойчивости социальной среды действия каждого человека могут влиять на макросоциальные процессы.

Синергетика свидетельствует о том, что для сложных систем, как правило, существует несколько альтернативных путей развития.

 

 

17. Аристотель и современная наука.

Аристотель родился в 384 г. до н. э. В Стагире, в семье врача. В 15 лет он ушел из Стагиры в Афины к Платону. Поступил в платоновскую «Академию» и пробыл в ней 20 лет. Умер в 322 г. до н. э.

Аристотель – самая известная и глубокая натура. Он создал и сформулировал классическую философию.

Аристотель пытался создать целостную и единую систему наук, т.е. он не только говорил о разных проблемах, но и связал их воедино: физика, математика, учение о природе, этика, эстетика. Учение о природе и разуме человека. Только в XVIII веке возобладал иной подход, и сложилась классическая немецкая философия.

Аристотель впервые выделил философию, как метафизику. Он выделил ей специальную роль: в ее ведении вопросы истоков бытия, движения, времени и пространства, вопросы, связанные с человеком и его целями, проблема познания и различения истинного и ложного знания. Сегодня многие направления философии вышли из нее, как самостоятельные области знания: этика, эстетика, история.

Аристотель делил науки на теоретические, практические и творческие. Теоретические науки – философия, математика, физика. Именно они и в первую очередь философия обнаруживают неизменные начала сущего. Аристотель не сомневался в реальности мира. Аристотель: «Платон мне друг, а истина дороже». «Мир един и сомнения в его реальности не имеют оснований».

Все истолкования действительного мира можно охватить с помощью 10 понятий – категорий - сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, действие, страдание, обладание. Они выступают как характеристики, описывающие реальные тела.

Аристотель разделил первые и вторые сущности. Первые сущности – это то, что лежит в основе всех вещей, это индивидуальное, единичное, неделимое бытие. Вторую сущность выражает не индивидуальное бытие, а роды и виды.

В «Рассуждении о бытии» Аристотель придавал решающее значение категориям движения, места, материи, формы, душе. По Аристотелю, место – это то, что существует наряду с телами, т.е. тело находится в определенном месте и, когда оно удаляется, то место остается. Однако, невозможно, чтобы место было телом. Что можно считать местом? Предположим, что место есть форма каждого тела, но форма и материя неотделимы от предмета, а место отделимо. Аристотель предложил такое объяснение: «Место – это сосуд, который не имеет никакого отношения к предметам, которые находятся в нем». Таким образом, место существует объективно вне зависимости от познания человека. Место – это граница, и Вселенная в целом есть первое место. Тела возникают, превращаются, исчезают и уничтожаются, и при этом изменяются и границы тела. Аристотель считал, что эти изменения можно обнаружить в категориях время и движение. Время, по Аристотелю, - это движение в изменении, но при этом время равномерно везде и во всем. Изменения могут убыстряться и замедляться, а время равномерно. Время не связано с человеком, это характеристика движения. Но время не есть само движение, хотя оно и не может существовать без него. Во времени есть всегда предыдущее и последующее, и мы распознаем время, когда разграничиваем движение, определяя предыдущее и последующее. И это возможно сделать, т.к. движение заключает в себе число, и важным фактором при этом является категория «теперь». Время - это число перемещения, а «теперь», как и перемещение, есть как бы единица числа.

 

Познание по Аристотелю.

Он уловил реальный процесс познания, который лежит в основе современной гносеологии. Животные и человек обладают восприятием, но человек вещи, тела, движение и т.п. через понятия и категории, в этом и есть сущность разумной души.

 

18. проблема сознания в философии.

Сознание-высшая, свойственная лишь человеку форма отражения обьективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком обьективного мира и своего собственного бытия.С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями и формируется как таковой лишь в процесе обучения целенаправленому их использользованию, которое происходит лишь в процессе общения. Имено потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление.С другой стороны нельзя отождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание.

Оно возникло в процесе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с языком.Сознание существует в 2 формах - общественном и индивидуальном. Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон:тело человека - вместилище бесмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство:разум человека,его мышление- искорка божественного разума.Именно он мыслит,желает,чувствует в человеческом сознании. Декарт:сознание- внепространственная субстанция, впервые расматривает проблему самосознания. Гегель:С. - одно из воплощений всемирного разума.Впервые расматривает социально - историческую природу сознания,говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения.Согласно этой теории сознание это высщая форма отражения.

Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность,определяя и регулируя ее.

30. Стpykтypa cознaния.

Сознание структурно организованно, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и.т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонет. Именно благодаря сосредоточености внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает всебя собственно чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и.т.д.). Чувства, эмоции суть компоненты сознания

Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на обьект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли.Однако сознание - это не сумма множестжва составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структуированное целое.

 

 

19. Философия средних веков.

Задача СФ.- логически док-ть истинность веры. Поскольку требовалось рациональнообъяснить религиозные догматы была принята позиция Фомы Аквинского.- считал все мироздание рассматривается им как универсальный и иерархический порядок внутри бытия, порядок установленный богом. Ф. Фомы - попытка приспособить Аристотеля к учению католической церкви.

Средневековая философия была неразрывно связана с христианством, поэтому общефилософские и христианские идеи тесно в ней переплетаются. Основная идея средневековой философии – теоцентризм.

 

Теоцентризм: Центром всего является Бог. Бог является источником всякого бытия, блага, высшую цель жизни видят в служении Богу. В средние века бог и религия – вот главные объекты философии, именно бог и религия изучается в то время ее служителями.

Монотеизм: В отличие от античного многобожия – политеизма, средневековая философия признает лишь одного Бога.

Идея богочеловека: Идея исключительности человека в полной мере проявит себя лишь в эпоху Возрождения (антропоцентризм), но зарождение ее приходится на средние века, и огромную роль здесь сыграет Евангелие. Иисус Христос бог, сын бога, но он в то же время и человек, гораздо более близкий у обыденному, чем его отец.

Креационизм: Идея сотворения мира Богом из ничего. Если творит бог, то, пусть в меньшей степени, должен творить человек. Однако существовала и противоположная точка зрения о том, что творчество – прерогатива исключительно Бога, а со стороны людей это считалось богохульством. Такого рода представления сдерживали развитие техники.

Идея креационизма возвышает Бога над природой. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается Богу; в средневековой философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих философов.

Провиденциализм: История понимается как «путь к Царству Божию» – судьба мира предопределена, и окончится апокалипсисом. Из различных вычислений назывались разные даты грядущего Страшного суда – его ждали и в 1491, и в 1666, и в другие годы, однако, как мы видим, эти вычисления оказались ошибочными.

Идея заповедей: Заповеди – договор между богом и человеком, первый список преступлений, которые может совершить человек. Человеку, преступившему эти заповеди, будет судьей не правитель или государство, а сам бог. Лишь вера, а не страх перед наказанием, не дает человеку нарушить их.

Идея первородного греха: Адам и Ева нарушили запрет Бога и попробовали запретный плод. За это они были изгнаны из эдема, но стали свободными и самостоятельными. Совершив первый грех человек доказал свое право на самоопределение.

Идея воскресения души: На место веры в переселение душ приходит вера в воскресение души – теперь умерев, праведный человек окажется вновь не на бренной земле, а в лучшем мире - Царстве Божьем. Жизнь рассматривается лишь как кратковременное пребывание на земле, по сравнению с вечной жизнью в раю, а смерть – лишь уход из нее.

Идея святости тела: Свята не только душа, но и тело. Христос состоит из плоти и крови, как и человек.

Идея всеобщего равенства: Все люди равны, так как бог создал их равными, и в раю люди тоже равны. Для бога и религии нет крестьянина или короля – есть только христианин.

Герменевтика: Объяснение и интерпретация библейских текстов.

 

20. Движение как способ существования.

Движение - сущностный атрибут материи, способ существования материи: быть -значит быть в движении.

Абсолютный покой невозможен, ибо обрести его - зачит перестать существовать.

Под движением материи нужно понимать не только механ. перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, кот. вызываются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращ. элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Материя не может сущ. вне движения. Любой ее объект сущ. лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся опр. типы движения. При их уничтожении объект прекращает свое сущ-е, переходит в другие объекты, кот. х-ся опр. набором типов и форм дв-я. Т.е. движение внутренне присуще материи, Оно так же абсолютно, как абсолютна сама материя. Понятие покоя предст. собой обозн-е тех сост. дв-я, кот. обесп. стабильность предмета, сохр. его кач-ва. Сл., покой относителен, а движение абсолютно, оно есть неотъемл. св-во, атрибут материи. Итак, 1й тип движения - это дв-е, когда сохраняется кач-во предм. Сущ. еще один тип дв-я, связ. с переходом от одного кач-ва к друг., с изменением качеств. состояния предмета. Это м. быть разрушение предмета, распад его на составл. эл-ты, кот. предст. собой особые кач-ва, возник. в рез-те преобразования исх. предмета. Но м. быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложн. систему, новый объект. Пр-с разв-я - это переход одного кач-ва в другое, направленное формирование нов. систем, нов. типов организации, кот. рождаются из предшествующих им систем. 2 разновидности пр-сов разв-я. 1) Пр-сы качеств. превращений, не выход. за рамки соотв. вида материи, опред. уровня ее организации. 2) Пр-сы перехода от одного уровня к другому. Сущ. качественно разнообразные формы движения материи. Идея о формах дв.м. и их взаимосв. выдвинута Энгельсом. В основу классификации форм дв. он положил след. принципы: 1) формы дв. соотносимы с опр. матер. уровнем организации материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соотв. своя форма дв-я; 2) между формами дв-я сущ. генетич. связь, т.е. форма дв. возникает на базе низших форм; 3) высшие формы дв. качественно специфичны и несводимы к низшим формам. Исходя из этих принципов и опираясь на достиж. науки своего вр., Э. выделил 5 форм дв. мат. и предложил следующую классификацию: механич., физич., химич., биологич. и социальн. дв. мат. Совр. наука открыла новые уровни орг. материи и обнар. нов. формы движ. Сл., энгельсовскую классифик. необх. развить и дополнить, но положенные в ее основу принципы сохр. свою ценность, т.к. схватывают важные особ-сти взаимосвязи форм движ-я и видов материи с учетом их р-я. Формы движ-я, перечисл. в указ. классификации, можно разбить на 3 блока соотв. 3 важнейшим этапам р-я материи и 3 возникшим в этом р-ии сферам мат. мира: неживой прир., живой прир., о-ву. Неж. прир. хар-ет взаимосвязь физич. и химич. форм дв-я, живую - биол., а общество - соц. форма дв. Осн. генетич. связи между этими блоками правильно выявлены в энгельсовской классифик. Что же касается их внутреннего расчленения и представлений об их материальных носителях, то совр. наука вносит сюда ряд серьезных корректировок. Наиб. значит. изм-я кас. соотн-я мех., физич. и хим. форм движ. Прогресс науки приведет к открытию новых форм как материи, так и дв-я, уточнит и разовьет совр. представл-я. В пр-се этого р-я диалектико-материалистическое учение о формах дв-я материи будет конкретизироваться, обогащаться новым содержанием, а в ряде отношений и пересматриваться. Одной из важнейших сторон учения о формах дв-я материи является трактовка обществ. процессов как социальн. формы дв-я материи. Эта трактовка стала возможной благодаря открытию и разработке материалистического понимания истории. Выделяя в обществ. жизни материальн. и духовн. процессы, диалект. мат-м подчеркивает первичность матер. процессов, но не отрывает их от духовн. жизни о-ва. Лишь в абстракции можно отделить друг от друга эти стороны общ. жизни. В реальной же дейст-сти они взаимодействуют, благодаря чему и сущ. о-во как особый уровень организации материи.

 

21 Общая характеристика философии эпохи возрождения.

Эпоха Возрождения началась в XIV веке в Италии и в XV-XVI веках повсеместно в Европе. В основе идеологии Возрождения лежит критика средневековой учености, попытка восстановления античной культуры, освобождение всех сфер культуры от формирующего влияния религии – секуляризация.

Первым проявлением секуляризации было возникновение нового образа Бога и его отношение к природе – пантеизм. Идея пантеизма: традиционная религия напрасно представляла Бога персонифицированным. Бог – это внутренний мировой порядок. Таким образом, пантеизм - это учение о единстве Бога и мира, отрицающее их существование, как отдельных противостоящих друг другу сущностей. Существует два варианта пантеизма: мистический и натуралистический.

Суть мистического пантеизма состоит в том, что природа священна, не постижима для человеческого разума, к ней нужно относится как к Богу, она требует религиозного поклонения.

Натуралистический пантеизм говорит о том, что к миру нужно относиться, как к Богу, которого мы стремимся познать. Это трактовка Бога, как внутреннего порядка, материи. Отношение к природе, как высшей и самодостаточной материи. Николай Кузацкий, Ж. Бруно – представители этого направления. Ж. Бруно: «Бог есть бесконечное в бесконечном, он находится во всем и повсюду, не вне и над… Природа есть Бог в вещах».

Пантеизм создает принципиально новую ситуацию для развития рационального познания:

1. Основным объектом изучения становится природа.

2. Природа рассматривается, как стабильная, организованная законами реальности. Следовательно, возможна последовательная и достоверная наука о природе.

3. Природа впервые признается бесконечной. Паскаль: «Пусть человек рассматривает природу в целом: Земля - это всего лишь точка, а ее орбита – всего лишь черточка, по сравнению с орбитами других планет. А затем пусть человек сравнит себя со всем этим».

Вывод: формируется идеология безграничного исследования природы. В XVII веке она соединяется с ценностными ориентациями нового, буржуазного общественного строя. Это важность создания нового преобразования творчества, индивидуальный характер судьбы человека,



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обработка конических поверхностей с применением конусной линейки | Бухгалтерский учет расчетных операций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 692 | Нарушение авторских прав


Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2299 - | 2050 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.016 с.