Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Характеристика литературы эпохи Просвещения.




В XVIII веке западноевропейская литература вступает в Эпоху Просвещения. Эта эпоха – время наступления на феодально-абсолютистские порядки. В критике идеологии XVII века просветители опирались на культ разума (понятие, появившееся еще в эпоху Возрождения), которому они придали универсальный характер, и идею «естественного человека». Просвещение отразилось во всех сферах духовной жизни: в политике, социологии, философии, эстетике, литературе, искусстве и т.д.

Универсальный разум. Все существующие ценности подверглись критике с точки зрения разума. На суд разума просветители вызывали государство, взгляд на природу, общество, церковь - все отвергалось как неразумное. Требованиям разума и нравственности, по их мнению, отвечали понятия равенства и свободы, государственное устройство, основанное на принципах договора («Общественный договор» Руссо).

Принцип универсального разума определил и философию истории. Двигателем общественного прогресса стали считать разум, силу, которая должная обеспечить поступательное движение человеческой истории. История теперь понималась как способность человека порождать идеи: «Мнение правит миром». Эта мысль подтолкнула просветителей к выводу, что достаточно просветить людей о наилучшей форме государственного устройства, и можно будет достичь идеала. Нужно только найти эту наилучшую форму, чем и занимались ученые и философы Эпохи Просвещения. Средневековье рассматривалось как «перерыв в истории», будущее же общества они видели в «золотом веке», «веке разума». Просвещение рассматривалось как сила, способная рассеять мрак невежества. Однако уже к середине XVIII века просветители понимают, что на разум было возложено слишком много надежд, уже в произведениях Свифта есть скепсис относительно идеалов Просвещения. Великая французская революция нанесла окончательный удар по идеям просветителей.

Одним из факторов преобразований в сфере идеологии и культуры стала философия. Родоначальниками Просвещения считают Локка (материалистическая философия) и Лейбница (идеалистическая философия). Эти философы допускали существование особой «мыслящей» субстанции, но признавали Бога как «первопричину» мира и настаивали на согласовании веры с разумом, отвергая неразумные церковные догматы.

Культура Просвещения – культура диалогическая. Часто между писателями по отдельным вопросам возникали расхождения и разногласия. Например, Дефо и Свифт придерживались различных взглядов относительно прогресса и природы. Дефо был полон иллюзий относительно возвращения человека в лоно природы (В «Робинзоне Крузо» у человека на необитаемом острове проснулись творческие способности). Свифт скептически настроен к историческому прогрессу и человеческой природе. Во всех частях «Гулливера» Свифт проводит идею о том, что раньше было лучше, в последней части заявляет, что дальше будет хуже. Образ еху - выражение его скепсиса в возможностях человека. Не случайно в конце «Гулливера» «еху» уже означает и обычного человека.

Теория воспитания. На более позднем этапе развернулась полемика между Фильдингом и Ричардсоном. Спор идет уже о теории воспитания. Ричардсон придерживается идеала третьесословной пуританской морали и видит в нем воплощение понятия о естественном человеке. Фильдинг с помощью оппозиции образов Тома Джонса и Блайфила доказывает эгоистический, расчетливый характер пуританской морали. Добродетель в расчете за вознаграждение, по его мнению, мало чего стоит. Бескорыстие, самопожертвование очертя голову – вот идеал добродетели. Ктулху зохавает твой моск.

 

Теория естественного человека. Человек общества, исторический человек противопоставлялся человеку естественному, природному.

Человек общества заражен пороками современности. Законы, гражданство и религия находятся в полном противоречии с естественным законом.

Человек естественный – такой, каким его создала природа, с естественными нравственными чувствами и побуждениями. Просветители предлагали сохранить лучшее, что есть в естественном человеке – естественное состояние и врожденную природную добродетель.

Вольтер не призывал к возвращению в лоно природы. Он считал, что человеческому состоянию более соответствуют цивилизованные порядки. Состояние первобытной дикости пренебрежительно изображается им в «Кандиде». У дикарей, изображенных в этой повести, единственная положительная черта в том, что они терпеть не могут иезуитов. Тем не менее, Вольтер прибегает к понятию «естественного человека» как человека, не отягченного предрассудками.

Литература и искусство играли огромную роль в деятельности просветителей. Писатели, по мнению просветителей, воспитывали общество, пробуждали высокие гражданские чувства. Наивысшего подъема Просвещение достигло сначала в Англии, потом – в середине века – во Франции, и, наконец, в конце века – в Германии. В течение XVIII века появились такие литературные течения, как рококо, просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм.

Рококо (от фр. roca - раковина). Стиль рококо возник во Франции. Характерная особенность рококо – пристрастие к пасторальным и восточным травестиям, фривольность, скептицизм и ирония. Философская основа рококо – гедонизм. Жизнь - галантное празднество, беззаботность, наслаждение природой, музыкой, любовной игрой. Грусть о том, что счастье такого рода недолговечно. В литературе рококо самыми популярными жанрами были пастораль, комедия масок, бурлескная поэма. Яркий пример литературы рококо – философские повести Вольтера.

В первые десятилетия XVIII века ведущим течением в литературе был просветительский классицизм (драматургия и лирика Вольтера, драматургия Шиллера и Гете периода Веймарского классицизма, Александр Поп – поэзия). Поэзия Попа близка к XVII веку и «Поэтическому искусству» Буало. Сходство в преклонении перед античностью, принципах классицистической поэтики XVII века и обобщенности, типизации. Главная проблема, которой занимается просветительский классицизм – то, как среда и общественное положение влияют на человека.

Потом сформировался просветительский реализм. Продолжая традиции романа социально-психологического (Лесаж, Прево, Мариво), авантюрно-приключенческого (Дефо) и др., реалистическая литература зрелого Просвещения достигает новых вершин в творчестве Фильдинга, Дидро, Лессинга. В Германии подъем литературы связан с творчеством Гете и Шиллера. Просветительский реализм – явление сложное. В одних случаях для него характерны формы условно-философского, универсального обобщения, в других – тяготение к формам реально-бытовым, а иногда и к конкретно-историческому отображению действительности. Показывая человека как порождение определенной среды, писатели подчеркивали наличие в нем определенной «программности». Яркий пример просветительского реализма – романы Фильдинга. Реальный сюжет соприкасается с сюжетом просветительским. Реальность проявляется в обстоятельствах, а просветительский сюжет – это установки разума и природы.

Программный герой абстрагирован от условий быта. Простодушный у Вольтера воспитывается в дебрях, вдали от цивилизации. Робинзон Крузо проявляет творческие возможности только на необитаемом острове. Том Джонс, хотя и найденыш, не несет никаких черт реального социального состояния. Он связан с окружающим миром внешне и условно, воплощает человеческую природу, человека вообще. Зато отрицательный персонаж един и конкретен.

Термин «просветительский реализм» использовался не только для описания художественных произведений, но и для произведений теоретической эстетической мысли.

Сентименталисты скептически относились к разуму, превознося мир чувств. В противовес пуританской морали и концепции «здравого смысла» сентименталисты провозглашали культ чувства, объявляя его важнейшим условием раскрытия богатства духовного мира человека. Чувство - средоточие человечности. Зрелый сентиментализм представлен в творчестве Стерна, Руссо, писателей «Бури и натиска». В их произведениях органически сочетаются мысль и чувство. К работам в этом стиле относятся «Разбойники» Шиллера, «Вертер» и «Фауст» Гете. Сам Фауст в начале произведения придерживается тех же идей.

Главный теоретик сентиментализма – Гердер. Он отверг свойственную классицизму незыблемость эстетического идеала. Он утверждал, что каждая историческая культурная эпоха отличается неповторимостью и самобытностью. Гердер формировал новый подход к художественному произведению, исходя не из правил, а из творчества гения. Нет правил, понимать произведение гения нужно исходя из самого произведения.

В XVIII веке появились и были разработаны новые жанры. В драматургии – мещанская драма (теоретик - Дидро). Изменился трагический герой, действующий исходя из естественных побуждений, а не чувства долга (теоретик - Лессинг). Особое значение в XVIII веке играла сатира, которая проникла во все жанры и виды творчества. Все это не могло не оказать влияния на последующую литературу.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 740 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © Федор Достоевский
==> читать все изречения...

2355 - | 2037 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.