Врачеванием в Киевской Руси занимались – лечцы (народные врачеватели), так и лекари (профессиональные врачи). Во второй половине 9 века славяне объединились в могучее феодальное государство – Киевскую Русь. Важной составной частью Киевской Руси было христианство (с 988г), которое приняло врачевание под своё покровительство. Единственным святым, исцеляющим зубные болезни, был Антипа. Известна молитва на «исцеление зубов». Лечение производилось с помощью молитв, заклинаний, заговоров. Очень распространено было лечение при помощи дерева. Считалось, что дереву можно передать свою болезнь или, наоборот, получить от него силу, особенно часто прибегали к дубу. При зубной боли отыскивали в лесу старый дуб, рядом с которым били ключи, сдирали с его веток кору и, вымочив её в роднике, носили в ладанке. При зубной боли грызли дерево. Внучка Владимира Мономаха Евпраксия Зоя, вышедшая в 1122 г. замуж за византийского императора, изучая медицину по трудам Гиппократа, Авиценны и другие, написала трактат по медицине под названием «Мази госпожи Зои – царицы», состоящий из 5 разделов:
1. Гигиена вообще; 2. Гигиена брака, беременной и новорождённого; 3. Гигиена питания; 4. Наружные болезни; 5. Внутренние болезни.
В трактате имеются сведения и по зубоврачеванию: описываются прорезывание зубов у младенцев и меры, которые надо принимать, лечение зубной боли, советы по устранению запаха изо рта, методы лечения различных заболеваний полости рта. Трактат Евпраксии Зои хранится во Флорентийской библиотеке Лоренцо Медичи, микрофильм рукописи, полученный в 1955 году, профессором Петровым, переведён и находится в Российской государственной библиотеке.
Князь Владимир Красное Солнышко с Евпраксией Зоей (внучка князя)
Примеры рецептов и советов Евпраксии Зои (11в):
1. когда у ребёнка начнётся рост зубов, пусть ему намажут места вырастания зубов маслом из левкоев и воском или пусть натрут животным маслом, чистым и свежим, смешанным с сахаром;
2. если случится во рту и на языке жжение и жар, то, взяв:
3 драхмы очищенной чечевицы драхма (3,732 грамма),
2 драхмы сухих роз,
3 драхмы сухого кориандра,
3 драхмы семян портулака,
3 драхмы шампиньона,
0,5 драхмы камфары.
Растерев всё хорошо до пыли натри во рту и на языке.
3. для того, чтобы сделать зубы белыми, возьми:
2 драхмы жжёных отрубей,
2 драхмы белой соли.
Хорошо растерев, натри зубы.
4. при качающихся зубах возьми:
2 драхмы клещевины,
2 драхмы квасцов,
2 драхмы кожуры гранатов.
Всё это растерев и перемешав, натри корни зубов, воздерживайся от всякой очень острой пищи, от разгрызания миндаля, грецких орехов и фундука.
При качающихся зубах и причиняющих боль: квасцы колотые и корни мыльнянки растереть и держать во рту пока боль не уймётся или раскалить железо на огне, окунуть в уксус и этот уксус держать во рту и им полоскать.
5. при дурном запахе изо рта, растерев руту, положи её в инжир и изжарив дай есть очень горячим. При дурном запахе изо рта следует жевать блошиную мяту или семена сельдерея или куманики, листья винограда или душистое вино.
«Домострой» (анонимный памятник русской литературы 16 века, сборник правил, советов, наставлений, наиболее известный в редакции на старославянском языке, (приписываемой протопопу Силивёрстру) также содержал практические советы по зубоврачеванию. Например, если систематически жевать кислую капусту, то укрепляются слабые дёсны; «о настойке из сельдерея: той же настойкой рот полощи, гнилой запах она изо рта уберёт, дёсна укрепит и зубную боль излечит»; «о соке шиповника: если им полоскать рот, то он «выведет болезнь из дёсен»; о толчёных ягодах шиповника: «ими дёсны и зубы натирай, и оттого болезнь выйдет».
Медицина Руси 9-15вв.
В Древней Руси врачевание существовало в разных формах:
1. народное врачевание – языческое кудесничество и знахарство;
2. монастырская медицина;
3. светская (мирская) медицина.
1. Народная медицина «Доступной для народных масс врачебной помощи в нашем отечестве не существовало вплоть до введения земских учреждений и тесно связанного с ними возникновения земской медицины». Н.П.Загоскин. врачеванием занимались ведуны, ведьмы (древнерусск. ведать, знать), кудесники, чаровницы и т.д. В народе считалось, что они посредники между человеком и таинственными силами природы, умеющими обращать эти силы на пользу или вред человеку. Позднее врачевателей называли – лечцами.
2. Монастырская медицина – и монастырские больницы стали развиваться на Руси после принятия христианства. В религиозном сознании Средневековья болезнь воспринималась как наказание, а порой и как результат «вселения» бесов. Исцеление от болезни расценивалось как духовное «прощение». Монахи считали врачевание больных делом своего подвижнического долга и усердно направляли заботы на призрение заболевших. Лечение в монастырях было бесплатным (Переяславская каменная церковь 1091; Киево-Печёрская лавра 1051, Новгород, Смоленск, Львов). Первый «пречудный лечец Антоний (983-1073) основатель КПлавры, ученик Афонского монастыря в Византии. Алимпий (11век) – излечивал прокажённых, которых не могли вылечить «волхвы и неверные люди». Художник - иконопист, лечил кожные болезни иконописными красками. Агапит (умер 1095) – вылечил Владимира Мономарха.
3. Светская медицина (мирская) со времён княжения Ярослава Мудрого (вольные врачи и вольная практика), она была возмездной, то есть платной. Так в Киеве 11-12 вв. практиковал лечец-армянин (имя не сохранилось «хитр зело во врачевании, яко прежде того не бытии таковому». Он умел определять болезни по пульсу и внешнему виду больного и своей успешной практикой заслужил широкую популярность, к нему обращались князь Всеволод и его сын Владимир (Мономарх). За период с 11 по 18 век в летописях было 47 моров (чума) эпидемий – Новгород, Псков, Смоленск. Эпидемии случались из-за торговых караванов проходящих через эти города. Смертность исчислялась десятками тысяч человек. Только в 16 веке чумных покойников стали хоронить отдельно или в стороне от церквей. Эпидемий самое большое количество было во время владычества Золотой орды (1240-1480). 14-15 столетие летописи сообщают о 12 эпидемиях (!) разразившихся в Пскове, Новгороде в крупнейших торговых городах. В 16 веке умирающих больных стали хоронить за чертой города. Как правило такие действия властей приводили к голоду население в последующем. Древнерусское государство существовало в течение 3 столетий и распалось на несколько мелких княжеств, с времени Мстислава Владимировича (1125-1132), сына Владимира Мономарха.
После 1480 года к концу 16 века в стране было более 220 городов население составляло 7 млн.
Первое упоминание аптекаря было в 1554 году (царствование Ивана 4 (1530-1584) «литвиянин Матюшко-аптекарь). Доктора и аптекари фигурировали в то время в царских списках «нужных людей», которые приглашались к царскому двору из Западной Европы.
Праславянский период (6 век до н.э. - 9 век н.э.)
Праславянская культура создавалась многочисленными племенами (древляне, поляне, кривичи, дреговичи, вятичи, скифы и др.). Плиний, Геродот, Гален, Орибасий сообщали о скифских врачевателях, эффективности их снадобий и противоядиях - скифские травы (ривень), разведение целебных растений в специальных огородах, закаливании младенцев, методах оперативного лечения травм и ран. Столица Боспорского царства 5 в до н.э. скифов город Пантикопей (курган Куль-Оба, 6 км от Керчи), племена расселились по обе стороны Керченского пролива. Здесь была создана греко-скифо-меотская культура. На сосуде из скифского захоронения 4 века до н.э., найденного в кургане Куль - Оба, изображена сцена удаления зуба. Скифские врачеватели славились далеко за пределами Скифии. Достижения праславянского врачевания явились той основой, на которой впоследствии развивалась народная славянская медицина Древней Руси. В 9 веке была создана славянская азбука – кириллица, положившая начало славянской письменности. Придумал её Константин – преподаватель философии, византийский патриарший библиотекарь в монашестве Кирилл (827 – 869гг). Азбука состояла из 38 букв, 14 из греческого алфавита, остальные придуманы для передачи диалектических славянских звуков.