Часы остановлены
Рассмотрим эту программу более подробно. В методе Main () создается объект tt типа TickTock, который используется для запуска двух потоков на выполнение. Если в методе Run () из класса MyThread обнаруживается имя потока Tick, соответствующее ходу часов "тик", то вызывается метод Tick (). А если это имя потока Tock, соответствующее ходу часов "так", то вызывается метод Tock (). Каждый из этих методов вызывается пять раз подряд с передачей логического значения true в качестве аргумента. Часы идут до тех пор, пока этим методам передается логическое значение true, и останавливаются, как только передается логическое значение false.
Самая важная часть рассматриваемой здесь программы находится в методах Tick () и Tock (). Начнем с метода Tick (), код которого для удобства приводится ниже.
public void Tick(bool running) { lock(lockOn) {
if(!running) { // остановить часы
Monitor.Pulse(lockOn); // уведомить любые ожидающие потоки return;
}
Console.Write("тик ");
Monitor.Pulse(lockOn); // разрешить выполнение метода Tock()
Monitor.Wait(lockOn); // ожидать завершения метода Tock()
}
}
Прежде всего обратите внимание на код метода Tick () в блоке lock. Напомним, что методы Wait () и Pulse () могут использоваться только в синхронизированных блоках кода. В начале метода Tick () проверяется значение текущего параметра, которое служит явным признаком остановки часов. Если это логическое значение false, то часы остановлены. В этом случае вызывается метод Pulse (), разрешающий выполнение любого потока, ожидающего своей очереди. Мы еще вернемся к этому моменту в дальнейшем. Если же часы идут при выполнении метода Tick (), то на экран выводится слово "тик" с пробелом, затем вызывается метод Pulse (), а после него — метод
Wait (). При вызове метода Pulse () разрешается выполнение потока для того же самого объекта, а при вызове метода Wait () выполнение метода Tick () приостанавливается до тех пор, пока метод Pulse () не будет вызван из другого потока. Таким образом, когда вызывается метод Tick (), отображается одно слово "тик" с пробелом, разрешается выполнение другого потока, а затем выполнение данного метода приостанавливается.
Метод То с к () является точной копией метода Tick (), за исключением того, что он выводит на экран слово "так". Таким образом, при входе в метод То с к () на экран выводится слово "так", вызывается метод Pulse (), а затем выполнение метода Тоск () приостанавливается. Методы Tick () иТоск() можно рассматривать как поочередно сменяющие друг друга, т.е. они взаимно синхронизированы.
Когда часы остановлены, метод Pulse () вызывается для того, чтобы обеспечить успешный вызов метода Wait (). Напомним, что метод Wait () вызывается в обоих методах, Tick () и Тоск (), после вывода соответствующего слова на экран. Но дело в том, что когда часы остановлены, один из этих методов все еще находится в состоянии ожидания. Поэтому завершающий вызов метода Pulse () требуется, чтобы выполнить ожидающий метод до конца. В качестве эксперимента попробуйте удалить этот вызов метода Pulse () и понаблюдайте за тем, что при этом произойдет. Вы сразу же обнаружите, что программа "зависает", и для выхода из нее придется нажать комбинацию клавиш <Ctrl+C>. Дело в том, что когда метод Wait () вызывается в последнем вызове метода Тоск (), соответствующий ему метод Pulse () не вызывается, а значит, выполнение метода Тоск () оказывается незавершенным, и он ожидает своей очереди до бесконечности.
Прежде чем переходить к чтению следующего раздела, убедитесь сами, если, конечно, сомневаетесь, в том, что следует обязательно вызывать методы Wait () и Pulse (), чтобы имитируемые часы шли правильно. Для этого подставьте приведенный ниже вариант класса TickTock в рассматриваемую здесь программу. В этом варианте все вызовы методов Wait () и Pulse () исключены.
// Нерабочий вариант класса TickTock. class TickTock {
object lockOn = new object ();
public void Tick(bool running) { lock(lockOn) {
if (!running) { // остановить часы return;
}
Console.Write("тик ");
}
}
public void Tock (bool running) { lock(lockOn) {
if(!running) { // остановить часы return;
}