В данном примере класс Derived3 наследует класс Derived2, который наследует класс Derivedl, а тот, в свою очередь, — класс Base. Как показывает приведенный выше результат, выполняется метод Who (), переопределяемый в классе Derivedl, поскольку это первый вариант виртуального метода, обнаруживаемый при продвижении вверх по иерархии от классов Derived3 и Derived2, где метод Who () не переопределяется, к классу Derivedl.
И еще одно замечание: свойства также подлежат модификации ключевым словом virtual и переопределению ключевым словом override. Это же относится и к индексаторам.
Что дает переопределение методов
Благодаря переопределению методов в C# поддерживается динамический полиморфизм. В объектно-ориентированном программировании полиморфизм играет очень важную роль, потому что он позволяет определить в общем классе методы, которые становятся общими для всех производных от него классов, а в производных классах — определить конкретную реализацию некоторых или же всех этих методов. Переопределение методов — это еще один способ воплотить в C# главный принцип полиморфизма: один интерфейс — множество методов.
Удачное применение полиморфизма отчасти зависит от правильного понимания той особенности, что базовые и производные классы образуют иерархию, которая продвигается от меньшей к большей специализации. При надлежащем применении базовый класс предоставляет все необходимые элементы, которые могут использоваться в производном классе непосредственно. А с помощью виртуальных методов в базовом классе определяются те методы, которые могут быть самостоятельно реализованы в производном классе. Таким образом, сочетая наследование с виртуальными методами, можно определить в базовом классе общую форму методов, которые будут использоваться во всех его производных классах.
Применение виртуальных методов
Для того чтобы стали понятнее преимущества виртуальных методов, применим их в классе TwoDShape. В предыдущих примерах в каждом классе, производном от класса TwoDShape, определялся метод Area (). Но, по-видимому, метод Area () лучше было бы сделать виртуальным в классе TwoDShape и тем самым предоставить возможность переопределить его в каждом производном классе с учетом особенностей расчета площади той двумерной формы, которую инкапсулирует этот класс. Именно это и сделано в приведенном ниже примере программы. Ради удобства демонстрации классов в этой программе введено также свойство паше в классе TwoDShape.
// Применить виртуальные методы и полиморфизм-.
Using System;
class TwoDShape { double pri_width; double pri_height;
// Конструктор по умолчанию, public TwoDShape() {
Width = Height = 0.0; name = "null";
}
// Параметризированный конструктор.'
public TwoDShape(double w, double h, string n) {
Width = w;
Height = h; name = n;
}
// Сконструировать объект равной ширины и высоты, public TwoDShape(double х, string n) {
Width = Height = x; name = n;
}
// Сконструировать копию объекта TwoDShape. public TwoDShape(TwoDShape ob) {
Width = ob.Width;
Height = ob.Height; name = ob.name;
}
// Свойства ширины и высоты объекта, public double Width {
get { return pri_width; }
set { pri_width = value < 0? -value: value; }
}
public double Height {
get { return pri_height; }
set -{ pri_height = value < 0? -value: value; }
}
public string name { get; set; }
public void ShowDim() {
Console.WriteLine("Ширина и высота равны " +
Width + " и " + Height);
}
public virtual double Area() {
Console.WriteLine("Метод Area() должен быть переопределен"); return 0.0;
}
}
// Класс для треугольников, производный от класса TwoDShape.
class Triangle: TwoDShape { string Style;
// Конструктор, используемый по умолчанию, public Triangle() {
Style = "null";
}
// Конструктор для класса Triangle, public Triangle(string s, double w, double h): base (w, h, "треугольник") {
Style = s;
}
// Сконструировать равнобедренный треугольник, public Triangle(double x): base(x, "треугольник") {
Style = "равнобедренный";
}
// Сконструировать копию объекта типа Triangle, public Triangle(Triangle ob): base(ob) {
Style = ob.Style;
}
// Переопределить метод Area() для класса Triangle, public override double Area() { return Width * Height / 2;
}
// Показать тип треугольника, public void ShowStyle() {
Console.WriteLine("Треугольник " + Style);
}
I/ Класс для прямоугольников, производный от класса TwoDShape. class Rectangle: TwoDShape {
// Конструктор для класса Rectangle, public Rectangle(double w, double h): base (w, h, "прямоугольник") { }
// Сконструировать квадрат, public Rectangle(double x): base(x, "прямоугольник") { }
// Сконструировать копию объекта типа Rectangle, public Rectangle(Rectangle ob): base(ob) { }
// Возвратить логическое значение true, если // прямоугольник окажется квадратом, public bool IsSquareO {
if(Width == Height) return true; return false;
}
// Переопределить метод Area() для класса Rectangle, public override double Area() { return Width * Height;
}
}
class DynShapes {
static void Main() {
TwoDShape[] shapes = new TwoDShape[5];
shapes[0] = new Triangle("прямоугольный", 8.0, 12.0); shapes[1] = new Rectangle(10);
shapes[2] = new Rectangle(10, 4);
shapes[3] = new Triangle(7.0);
shapes[4] = new TwoDShape(10, 20, "общая форма");
for (int i=0; i < shapes.Length; i++) {
Console.WriteLine("Объект — " + shapes[i].name);
Console.WriteLine("Площадь равна " + shapes[i].Area());
Console.WriteLine();
}
}
}