Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Либеральное направление всемирно-исторической теории.




Либеральная литература (И. Н. Ионов, Р. Пайпс и др.) объясняет, что в россий­ской истории именно середина и вторая половина XVIII века является той эпохой, с которой собственно идеи либерализма (то есть осуществление свободы личности на основе распространения частной собственности; устранение всего того, что грозит существованию индивидуальной свободы или мешает ее развитию) начинают приобретать значение в России. Планы реформ, действительно основанных на принципах за­пад­но­европейского либерализм а, в первую очередь на идеях Монтескье, возникают лишь во второй половине XVIII века. Императрица Екатерина II стара­лась дать законное обоснование религиозной терпимости, сделать уголовное пра­во более гуманным, открыть пути для частной инициативы в эконо­ми­чес­кой жизни, укрепить путем законов личную свободу дворян и городов и пре­до­хранить их от возможности нарушения со стороны государства.

Эпоха характеризов алась:

- переходом на путь постепенной ликвидации всеобщего закрепощения населения государством (первоначально данный процесс коснулся дворянства);

- отходом от идеи всевластия царя;

- признанием определенных прав за личностью;

- укреплением позиций как местного чиновничьего аппарата, так и местного дворянства в администрации и суде на местах;

- упрочением идеи сотрудничества, активизации местных сил.

Существенное место в идеологии Просвещения занимала концепция “просвещенного государя ”, который заботится о благе подданных. В “просвещенном” государстве во главу угла в государственных установлениях и в политике должны были ставиться законы, установ­ленные для блага нар одного. Властитель, признаваясь неограниченным и свободным в своих полномочиях по отношению к обществу, должен был сам следовать законам своего общества и руководствоваться ими.

В атмосфере социальных трансформаций, своеобразных государственно-политических движений, духовных обновлений, стимулированных идеями Просвещения, во второй половине XVIII века в России, как и в ряде других европейских стран (Австрий­ская империя, Пруссия, Дания, Швеция, Португалия, Испания, Ломбардия, Пьемонт), развернулись явления, получившие наименование “просвещенного абсолютизма ”.

В качестве историко-политического понятия “про­свещенный абсолютизм” (или “просвещенное царствование”) вошел в научный оборот примерно в 1830-е гг. Ранее всего “просвещенным абсолютизмом” (или “просвещенным деспотизмом”) стали называть правление Фридриха Великого в Пруссии. Со временем многие, даже противостоящие друг другу особенности политики и идеологии, государственных реформ и даже облика общества периода царствования Елизаветы Петровны, Екатерины II (порой Петра I и Александра I) стали пониматься и объясняться как проявления “просвещенного абсолютизма”.

 

Технологическое направление всемирно-историче­ской теории.

Историки этого направления (С. А. Нефедов и др.) причину ради­кальных изменений видят в приобщении России к мировому техническому прогрессу. Это путь радикальных реформ, проводившихся госу­дар­ством сверху и направленных на изменение социальных отношений, управ­ленческих структур, армии и вообще образа жизни по европейскому образ­цу, отчего он получил в литературе наименование европеизации (вестернизации).

Петровские реформы были лишь началом модернизации России по европейскому образцу. Прорубив окно в Европу, Россия оказалась в мощном поле культурного воздействия западной цивил изации. Как и прежде, это воздействие было двояким:

- с одной стороны, распространяемое посредст­вом торговли влияние “морских держав” (роль Голландии теперь играла Англия),

- с другой — военное влияние континентальных империй (роль Швеции теперь играла Пруссия).

Это влияние проявилось в либерализации экономической жизни и постепенном вытеснении восточных традиций:

- уничтожении внутренних таможен,

- дозволении свободной торговли хлебом,

- приватизации государственных заводов при Елизавете,

- секуляризации монастыр­ского имущества;

- отмене обязательной службы дворянства при Петре III.

После “манифеста о вольности дворянства” помещики перестали быть служилым сословием (как в Турции) и превратились в свободных землевладельцев (как в Европе) – это был решающий акт, обозначивший по­бе­ду западных традиций над восточными. Государство перестало вмешивать­ся в отношения между крестьянами и помещиками, следствием чего были отягчение крестьянских повинностей и расцвет барщинного крепостничества – результат, казалось бы, противоречащий обычному представлению о “западных ценностях”. Однако не надо забывать, что в Пруссии и в Австрийской империи в те времена господствовало крепо­стное право, а экономика вольнолюбивых американ­ских колоний базировалась на рабстве. Как бы то ни было, как раз в это время эпоха прусского и австрийского крепостничества подходила к концу, и Павел I, следуя примеру своего кумира Фридриха Великого, пытался облегчить положение крестьян. Эта первая попытка закончилась неудачей, но в дальнейшем крепостничество было отменено именно в результате военного давления Запада (как результат поражения в Крымской войне).

 

Локально-историческая теория.

Л. Н. Гу­­ми­ле­в (1912—1992) связывает вторую половину XVIII века с определенными фазами российской истории. По его мнению, данная эпоха завершала акматическую фазу этногенеза (обра­зо­ва­ние этноса и распространение его в пределах своего ландшафтного аре­ала), которая характеризовалась объединением под властью самодержцев на­ро­дов Евразии от Прибалтики до Тихого океана.

Крупнейший историк русского зарубежья Г. В. Вернадский (1887—1973), взгляды ко­­то­рого тесно связаны с теорией евразийства, предлагает периодизацию рус­ской истории, базирующуюся на изменении взаимной связи между лесной и степ­ной зонами. В русской истории он выделяет период 1696—1917 гг., который ознаменовался распространением Россий­ской им­пе­рии до естественных границ Евразии. Как считает Г.В. Вер­надский, бы­ло достигнуто окончательное объединение леса и степи; две великие зоны сли­лись в единое экономическое целое. Земледелие заняло господствующие по­зиции во всей Евразии. Начал обрабатываться весь континент. Бурно раз­ви­ва­ю­щаяся промышленность стала использовать богатые разведанные естественные ресурсы.

 

Причины дворцовых переворотов

 

Название теории Предмет изучения Интерпретации факта
Всемирно-историческая (XIX – нач. XX вв.): Общемировое развитие, прогресс человечества «Разгул страстей», борьба «патриотической партии против «немецкой партии», указ Петра I «О престолонаследии» породил неопределенность в вопросах престолонаследия
Материалистическое направление Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба В качестве методологической основы используется высказывание В.И. Ленина «перевороты были до смешного легки, пока речь шла о том, чтобы от одной кучки дворян или феодалов отнять власть и отдать другой». Дворцовые перевороты – результат борьбы группировок внутри класса дворян с целью личного обогащения
Либеральное направление Развитие личности и обеспечение ее индивидуальных свобод Продолжение процесса концентрации и милитаризации власти, заложенных в ходе реформ в первой четверти XVIII в., но менее интенсивно. При слабых наследниках Петра I власть находилась у различных группировок, борющихся между собой за влияние монарха
Технологическое направление Развитие технологическое, научные открытия Продолжение процесса модернизации по европейскому образцу. Модернизация затрагивает основные социально-политические институты, отменяется обязанность дворянской службы, делаются первые попытки ограничения крепостного права

 

Причины политики “просвещенного абсолютизма”

 

Название теории Предмет изучения Интерпретации факта
Религиозно-историческая (Христианская) Движение человечества к Богу Отступление русского народа от веры под влиянием протестантизма, которое началось с противоцерковных реформ Петра I. В высшем обществе начался уход в спиритизм, мистицизм, масонство
Всемирно-историческая: Общемировое развитие, прогресс человечества  
Материалистическое направление Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собствен­ности. Классо­вая борьба Начало кризиса феодально-экономической формации заставило самодержавие лавировать, проводить политику приспособления правящего класса к нуждам и запросам растущего класса буржуазии. Период правления Екатерины II делится на два этапа: 1) 1) политика просвещенного абсолютизма (1767–1773-75 гг.); 2) 2) открытой дворянской реакции (1775–1796 гг.)
Либеральное направление Развитие личности и обеспечение ее индивидуальных свобод Модернизация в XVIII веке прошла в Европе под влиянием гуманистических идей Вольтера, Руссо, Монтескье и др. Монархи Франции, Пруссии, России и др. стран пытались осуществить либеральные преобразования «сверху», используя силу абсолютистского правления

 

 

Оценки царствования Петра III 5

 

Название теории Предмет изучения Интерпретации факта
Всемирно-историческая: Общемировое развитие, прогресс человечества Существо слабое физически и духовно Петр III, не был готов царствовать на русском троне, его свержение закономерно. «Случайный гость русского престола, он мелькнул падучей звездой на русском политическом небосклоне, оставив всех в недоумении, зачем он на нем появлялся» (В.О. Ключевский)
Материалистическое направление Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба Взбалмошный, жестокий государь, совершенно чуждый России и открыто выражавший свое пренебрежение ко всему русскому. Не пользовался популярностью в кругах русского дворянства. Прогрессивные мероприятия его царствования обусловлены духом времени, а не личным вкладом императора
Либеральное направление Развитие личности и обеспечение ее индивидуальных свобод Петр III был творцом курса на защиту личных прав дворянства. Его политические взгляды являлись достаточно либеральными, отражали «пробуржуазные» тенденции. Его политика может рассматриваться в контексте просвещенного абсолютизма

 

 

Оценки царствования Павла I

 

Название теории Предмет изучения Интерпретации факта
Всемирно-историческая: до 1917 г. Общемировое развитие, прогресс человечества Эпоха Павла была временем «произвольных прихотей и насилия» (Н.К. Шильдер) и «самой бюрократической эпохой» (В.О. Ключевский)
Материалистическое направление Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба Павел I – крайне противоречивая фигура на русском престоле. Человек неуравновешенный, непредсказуемого поведения, не­ожиданных, сбивающих с толку перемен настроения и пристрастий, слабовольный, неврастеничный, сторонник авторитарных методов управления
Либеральное направление Развитие личности и обеспече­ние индивидуальных свобод За внешними сумбурными и противоречивыми действиями императора прослеживается связная, цельная идеология и система. Павловская система как непросвещенный абсолютизм. Павел обнаруживает склонность видеть решение стоящих перед страной проблем в ужесточении бюрократической регламентации и уси­лении личного влияния монарха на работу государственного аппарата, в уравнении всех сословий перед престолом. Целью Павла становится максимальная централизация, предельное усиление императорской власти как единственный путь к «блаженству всех и каждого»

 

Примечания

2 Секуляризация — обращение государством церковной собственности в светскую.

3 Пугачевщина в либеральном направлении всемирно-исторической теории характе­ризуется как бунт, направленный против законной власти, а в историко-материа­ли­стическом — как классовая борьба, восстание угнетенных масс против своих эксплуататоров.

4 Социокультура — соотнесение культуры со сферой социальных отношений.

5 Ряд современных историков обращают внимание на интересную закономерность. В XVIII в. все импера­то­ры, свергнутые с престола, представлены в истории до 1917 г. как “слабоумные” или жестокие тираны: Петр III, Павел. Вы­двигается версия, что узурпаторам императорской власти: Елизавете, Екатерине II, Александру I для оправдания своих “злодейств” необходимо было опоро­чить предшествующее царствование. Миф о “плохих царях”, несущих гибель государству — политический заказ узурпаторов, нашедший отражение в официальной истории.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 642 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2227 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.