Психотерапевтическая практика, собственный опыт супружеской жизни, анализ разнообразных форм интимных отношений между мужчиной и женщиной в США позволили К. Роджерсу прийти к заключению, что традиционный брак, с устоявшимися традициями подчинения, жесткой иерархией и распределением ролей, переживает период кардинальных перемен.
Патриархальный брак, по мнению К. Роджерса, должен либо полностью исчезнуть, либо полностью преобразиться.
На смену одной социально одобряемой форме брака придет разнообразие межличностных отношений между мужчиной и женщиной - от самых нерегулярных встреч и случайных связей до гармоничного и раскрывающего личностный потенциал партнерства.
В супружестве, которое придет на смену традиционному браку, прежде всего, ослабеет потребительская установка на обладание другим человеком. Брачный союз станет процессом развивающегося партнерства, где нет места доминированию, подчинению, но есть уважение к индивидуальности человека.
Экономическая необходимость, религиозные причины перестанут быть доминирующими мотивами супружества. Компьютеризованный выбор партнера постепенно усовершенствуется, что позволит использовать его в процессе поиска «родственной души». Основу брачного выбора составят чувства глубокой привязанности друг к другу, желание оставаться вместе, чтобы обзавестись детьми. Таким образом, свобода личного выбора в сочетании с личной ответственностью и партнерскими обязательствами постепенно станут условиями постоянства и сохранности длительных супружеских отношений.
Изменится значение сексуальности в интимных отношениях мужчины и женщины. Прежде всего, свобода выбора сексуального партнера расширит качественное своеобразие сексуальных отношений - от таких, где секс сводится к чисто физическому совокуплению, при котором сохраняется почти та же обособленность и обезличенность, что и при мастурбации, до таких, где сексуальный аспект отношений служит выражением развивающейся личности партнеров, обогащению их опыта, развитию близости и взаимности.
По предположению К. Роджерса, сексуальная близость будет составной частью постоянных или хоть сколько-нибудь устойчивых отношений с представителями противоположного пола. По мнению К. Роджерса, произойдет переосмысление роли сексуальности в жизни женщин и мужчин, поменяется отношение к пониманию смысла сексуальных отношений: «Внутренняя установка на простое удовлетворение похоти быстро отмирает и сексуальная близость рассматривается как потенциальный источник радости и обогащения взаимоотношений» (К. Роджерс, 2002 г.).
Контроль над появлением в брачном союзе детей станет самым обычным делом. В то время как в современной ситуации можно только предупредить беременность, в будущем каждый человек сможет обеспечивать себе устойчивое бесплодие в молодые годы с помощью различных средств.
Увеличится вариативность форм брачных отношений. Некоторые временные союзы будут легализованы в качестве разновидности брака. Характерной особенностью таких союзов явится то, что в них партнеры не будут связаны окончательными обязательствами. Одни формы интимных отношений будут сопряжены с юридическим оформлением, а другие - нет.
Религиозные каноны как фактор, сдерживающий развод и освящающий постоянство и нерасторжимость брачных уз, перестанут быть регуляторами отношений между мужчинами и женщинами. Религия освящает брак «на всю жизнь» «пока смерть не разлучит». Согласно Роджерсу, в такой ситуации нерасторжимость брака есть чистое лицемерие, а обещание жить вместе «в болезни и здравии» может быть честным со стороны супругов до тех пор, пока брак остается гармоничным и духовно обогащающим союзом для них обоих.
Вероятнее всего, это будут временные союзы без детей по взаимному согласию. При таких формах интимных отношений между мужчиной и женщиной в случае разрыва связи нет необходимости обосновывать юридическую причину развода и предъявлять взаимные претензии.
Речь идет о легализации и общественном признании юридически неоформленных супружеских отношений.
Постоянство взаимоотношений между мужчиной и женщиной сохранится только в той мере, в какой эти взаимоотношения удовлетворяют эмоциональные, психологические, интеллектуальные и физические потребности партнеров.
Это значит, что постоянный брачный союз будущего окажется даже лучше современного, поскольку его будут характеризовать более высокие идеалы и цели. Партнеры станут предъявлять к своим взаимоотношениям более высокие требования, чем сегодня. Возможна выработка обоюдного соглашения о том, подразумевает ли брак сексуальную верность.
Рождение и воспитание детей - сознательное решение психологически и социально зрелых супругов. Обеспечить благополучное развитие ребенка смогут только люди, которые заботятся о своей самореализации и личностной реализации другого, которые чувствуют глубокую привязанность друг к другу и способны к открытому общению и выражению чувств.
Прочность привязанности супругов, осознанность обязательств, касающихся содержания и воспитания детей, послужат надежной основой для воспитания их в атмосфере любящей семьи. Такие зрелые формы интимных отношений между мужчиной и женщиной смогут быть либо юридически оформлены, либо нет.
Таким образом, в будущем наличие детей в семье сможет стать свидетельством зрелости супружеских отношений.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные положения о сущности человека в теории К. Роджерса.
2. Почему К. Роджерс считает брак постоянно продолжающимся процессом?
3. Чем отличается «статическое» доверие от «динамического»?
4. Насколько соответствуют ваши представления о тенденциях развития брачно-семейных отношений в нашей стране прогнозу К. Роджерса относительно будущего интимных отношений между мужчиной и женщиной?
Литература
1. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний: пер. с чешек. М., 1991.
2. Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы / пер. с англ. В. Гаврилова. М., 2002.
3. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / пер. с англ. М. Злотник. М., 2001.