Глава 18. Семья
1. Что такое семья?
2. Досемейные формы брака
3. Семейные отношения в Ветхом Завете
4. Семья в учении Конфуция
5. Моногамная семья
6. Семья в учении Иисуса Христа
7. Семья в СССР
8. Семья сегодня и завтра
1. Что такое семья?
Не так давно пришлось слышать с экрана телевизора вещания ученого-психолога: «Только равное партнерство делает семью крепкой, таков закон природы». Это откровение вызвало целый ряд вопросов. Во-первых, какая связь между человеческой семьей и природой, которую можно понимать только в смысле идентичности человека и животного. Конечно, люди и животные создают свои объединения разнополых особей с целью выращивания потомства, но разве можно сравнить вскармливание щенков животным и воспитание ребенка человеком? Неужели это однозначные процессы?
Во-вторых, почему «равноправное партнерство» в семье сопровождается ссылкой на природу, которая как раз не знает никакого равного партнерства. Природа между партнерами распределила роли так, что каждый из них выполняет свою часть работы независимо от другого. Одни делают гнезда, другие откладывают яйца, одни добывают пищу, другие кормят детенышей. Какое равное партнерство может быть в львином прайде или пчелином улье? У каждого своя роль.
Следуя тезису о равном партнерстве, можно предположить, что у каждого великого ученого, писателя или другого выдающегося человека, имевшего крепкую семью, жена должна была быть равной ему по таланту. Явная чушь. В таких семьях у жены своя роль и недаром говорят, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина, но ее величие заключалось не в стремлении сравняться с мужем в его деятельности, а в том, что она умеет его любить, поддержать и создать условия для плодотворного труда.
Данный психолог не хочет признавать факт того, что современный человек существо духовное и надприродное, в формировании которого участвовала не только природа но и культура?
В природе мы не найдем равенства самца и самки, у них разные и четко очерченные роли. Самец не может быть равным самке хотя бы потому, что ему не дано вынашивать и выкармливать детеныша. Но он способен защитить его. Природа создала мужчину и женщину не равными, а разными биологически и психически, Жена в период беременности и выкармливания ребенка не может на равных с мужем выполнять, какие-либо обязанности вне семьи. Природа очень мудро распорядилась. Сообразно с ролями, возложенными на мужчину и женщину, она даже физиологически приспособила их к наилучшему выполнению функций. Женщина воплощает нежность, тепло и ласку, так необходимые детям и мужу, а мужчина – надежность и силу. К пониманию естественности подобной ситуации нужно готовить молодые семьи. При создании крепкой семьи нужно не соперничество в стремлении к равенству, а понимание каждым важности своей роли и уважение к другому. Каждый человек, а тем более, муж и жена должны решать, что для них важнее - коллективизм семьи или собственный индивидуализм, от этого и зависит их совместная жизнь.
Досемейные формы брака
Предположения социологов в сети Интернет о формах брачных отношений в древности тоже вызывают большое желание возразить. Безымянный социолог пишет: «Семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка». Прежде чем вступать в дискуссию необходимо определить ее предмет. Говорить о моногамной (парной) семье во времена, когда любви, как духовного чувства еще не могло быть, наверное, ошибочно. Моногамная семья не могла появиться раньше, чем появилась духовность. Согласно эволюционистским воззрениям, мы можем говорить, что социальные отношения людей вырастали из отношений животных, которые руководствовались «правом сильного». Среди животных право на спаривание получает наиболее сильный самец, отстаивающий его в поединке с соперниками. Среди биологов ХХ столетия наметилась тенденция преуменьшать ожесточенность таких схваток, говорить об их имитации. Особенно любил «очеловечивать» животных Карл Лоренц. Наверное, это так, если один из соперников явно сильнее, тогда второй только делает вид, что будет сражаться и убегает едва начнется схватка, спасая свою жизнь. В случаях, когда невозможно определить, кто сильнее, бой идет не на жизнь, а на смерть. Среди животных, которые создают пары для выведения потомства, видимо, существует инстинктивная симпатия, но назвать этот союз семьей в нашем понимании весьма затруднительно. По этой причине выводить появление моногамной семьи из звериной стаи будет слишком очевидным упрощением.
Семья не могла появиться раньше религии, так как современные философы, историки религии и антропологи (Губин В.Д., Некрасова Е.Н., Васильев Л.С.) говорят, что человек разумный формировался вместе с появлением зачатков культуры, носивших религиозные формы. Утверждая, что семья появилась раньше религии, мы ставим ее раньше появления человека. Ряд антропологов полагает, что первыми формами брачных отношений были: промискуитет (неупорядоченные), полигамия (многоженство) и полиандрия (многомужество). Некоторые из антропологов XIX столетия полагали, что существовал и групповой брак, о нем скажем ниже.
Вот еще одно открытие современных социологов, вызывающее не только желание возразить: «Функции женщины и функции мужчины настолько специализировались, что женщины стали вести существование совершенно отличное от мужчины. Мужчина олицетворял могущество, силу, интеллект, а женщина - женственность, слабость, мягкость, эмоциональность. Функциональные различия постепенно видоизменили и физиологические признаки: рост, вес, общие формы, строение черепа мужчины и женщины существенно различаются. Изолированные друг от друга мужчина и женщин - суть, различные части одного и того же конкретного целого, которое они, соединяясь, восстанавливают.
По мере того, как росла дифференциация полов, развивался и укреплялся брачный союз, формировался долг супружеской верности.
В природе, в животном мире социальные объединения животных являются результатом бессознательного (инстинктивного) приспособления к жизненным условиям, результатом естественного отбора, физиологической и психологической деятельности особей. Человеческие семейные группы приспосабливаются не только к физическим условиям, но также и к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе».
Во-первых, указанные физиологические различия между самцом и самкой существуют среди большинства животных. Говорят, что царь зверей – лев на охоту не ходит. Это делают самки из его гарема, но поедает добычу он первым. Брачный союз и долг супружеской верности не мог сформировался по мере роста дифференциации полов, так как этот процесс проходил миллионы лет назад, когда никакого «брачного союза» не могло быть.
Еще Аристотель пришел к выводу, что «…Человек – общественное (существо), и жизнь сообща прирождена ему». (Никомахова этика. 1168b. 20) Во многих переводах вместо слова «существо» употребляется – животное, что в значительной мере меняет смысл.
Большинство ученых-этнографов полагает, что на заре появления человеческих общностей люди были объединены в первобытные кровнородственные орды, нечто среднее между стадом животных и обществом людей. В таком родовом обществе состояли кровные родственники и сексуальные отношения могли носить характер промискуитета, то есть были совершенно неупорядоченными и в половую связь могли вступать родители с детьми, братья и сестры без всякого запрета. Все было как у животных. Следы этих обычаев дошли до наших дней в исследованиях этнографов, исторических документах, мифах и преданиях. Достаточно сказать, что у египетских фараонов практика женитьбы на сестрах была обычной. В мифах о египетских богах Исиде, Осирисе и Сете говорится, что Исида была сестрой двух последних. Некоторые исследователи пытаются для чего-то облагородить древние нравы и утверждают, что сестры фараонов были рождены от других матерей, что не слишком меняет суть, так как отец все равно оставался общим.
Попытки отрицать стадию промискуитета в истории человеческого общества не очень убедительны, с какой бы стороны мы ни рассматривали данный вопрос. Если стоять на материалистических позициях и рассматривать человека как представителя животного мира, то в этом случае нет никаких сомнений. Все животные в период течки руководствуются не родственными связями, а инстинктом и правом сильного.
Древние люди пришли к такому времени, когда возникло понимание необходимости регламентировать отношения между полами. Возможно, что первым был запрет сексуальных связей между родителями и детьми, а затем между братьями и сестрами. Некоторые ученые утверждают, что этот процесс продолжался сотни тысяч лет. Однако хронологические рамки его весьма условны. Испанцы в XVI веке завоевавшие Перу застали у инков обычай, по которому наследник царства должен был жениться только на старшей сестре. Исследователи народов Африки и Америки отмечали, что промискуитет у некоторых племен дожил до XIX века.
Некоторые ученые считают, что первой формой брака после промискуитета был групповой брак. Его появление они связывают с матриархатом. В качестве семьи выступал весь род. Это была очень оригинальная семья, члены которой жили вместе, но внутри нее брачные отношения были запрещены, то есть все мужчины были братьями всех женщин. Наверное, переход от промискуитета к групповому браку был первой социальной революцией. Нужно было коренным образом перестроить отношения внутри рода, ввести строжайшие табу на половые связи между его членами. Как происходил этот процесс, скрыто такой завесой неизвестности, что любые рассуждения на эту тему ввергают нас в пучину спекуляций, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. По этой причине многие из ученых не верят в такую форму брака.
При таком браке велась совместная производственная деятельность, и члены рода заботились друг о друге. В половые отношения они могли вступать только с представителями других родов, причем у мужчин и женщин они могли быть разными. У некоторых народов сложилась очень сложная система групповых брачных отношений.
При групповом браке вступление в половую связь лиц, принадлежащих к разным родам, не накладывало на них никаких обязанностей и не давало никаких прав. Они не становились мужьями и женами в нашем понимании, а оставались половыми партнерами. Их связь служила двум целям: удовлетворению сексуального инстинкта и продолжению рода. Такие отношения послужили поводом некоторым ученым назвать их «сексуальным коммунизмом». В период группового брака воспитанием детей занимались кроме матери все члены данного рода, считая друг друга родственниками. При таких отношениях единственным человеком, родство с которым было безусловным, являлась мать. Вероятно, что существование матриархата было вызвано именно этой причиной.
При групповой форме брака между отдельными парами могли возникать долговременные связи, но у партнеров не было никаких общих дел, они даже никогда не ели вместе, не были обязаны помогать друг другу. Тем более между ними не было ничего, что можно было бы принять за ведение общего хозяйства. Различные формы группового брака дожили до XIX века, когда ученые изучали их. Интересно, что у многих народов строжайшим образом запрещалось вступать в интимные связи в жилище или селении, но совершенно свободно это можно было делать в поле или в лесу.
В 2009 году появились новые археологические данные, которые позволили создать новые построения модели древнего человеческого общества. Им посвящена статья американского антрополога Оуэна Лавджой, опубликованная в престижном научном журнале Science. Исследователь делает парадоксальный на первый взгляд вывод: повсеместное принятие отношений «секс за еду» в дальнейшем привело к переходу к моногамии, свойственной человеческому виду, заменив беспорядочные половые связи прошлого. В статье также говорится, что переход схемы отношений от «самок берёт сильный» (что свойственно гориллам и шимпанзе) к «самка предоставляет секс в обмен за еду» предположительно позволил свести к минимуму конфликты самцов внутри человеческой стаи, а также столкновения между стаями. Необходимость переносить тяжелую добычу на большие расстояния для обеспечения едой самок привело к развитию двуногости. При дальнейшем развитии и укреплении парных связей предпочтения самок постепенно сместились «от самых агрессивных и доминантных самцов к самым заботливым». Снижение степени агрессивности самцов позволило перейти к коллективной охоте и послужило толчком к дальнейшему развитию человеческого вида. Эта работа высоко оценена редакцией Science. Эти предположения вызывают, по меньшей мере, два серьезных возражения. Во-первых, в любом стаде животных или перволюдей не может не быть иерархии, при которой главным регулятором отношений является «право сильного». Существование такого права вступает в противоречие с романтическими чувствами отдельного самца к отдельной самочке. Не мог влюбленный добытчик пронести пойманную дичь мимо вожака и положить к ногам избранницы. В любом стаде хищников только вожак насыщается первым независимо от того, кто убил дичь. Второе возражение тесно связано с первым. Стая, в которой романтика преобладает над силой, является аморфным объединением, в котором каждая особь могла руководствоваться не интересами рода, а собственными половыми предпочтениями, поэтому она не могла быть жизнеспособной, так как при столкновениях с врагами была бы уничтожена. Постоянные ссылки сторонников подобных гипотез на природу приводят к вопросу, почему в современной природе нет отношений подобных описанным.
Эта теория выглядит не только попыткой «осовременить» древность и перенести в нее рыночные отношения: товар, в данном случае пища, – в обмен за удовольствие (секс), но и уложить в материалистическую схему вопрос о возникновении семьи, перенеся его еще в животный мир.
Семейные отношения в Ветхом Завете
Как бы не пытались некоторые исследователи отнести историю семьи к началу человеческого рода в темные глубины древности, она очень молода, о чем имеется множество доказательств. Библия может быть достаточно полным источником по изучению различных форм семьи, дающих представление о развитии отношений между мужчиной и женщиной, которые происходили в течение последних 6-7 тысяч лет.
Библия рассказывает, что первые люди не знали добра и зла. Для его постижения они нарушили запрет Бога и съели плод с дерева познания. Возникает естественный вопрос, а могли ли они знать любовь? Ответ очевиден. Его подтверждают действия Адама, описанные в Книге Бытия. На вопрос Бога о том, почему он съел плоды с запретного дерева, он отвечает, что это Ева ему их дала. Адам поступает не по-мужски, перекладывая ответственность на Еву и совсем не как влюбленный. Их сын Каин не знает чувства братской любви и убивает родного брата Авеля. Патриарх Авраам, история которого подробно изложена в Ветхом Завете, строит со своей женой Саррой семейные отношения далекие от современных понятий любви. Для них сохранение своего рода и собственной жизни гораздо важнее таких отвлеченных чувств как ревность и верность. Во время голода Авраам вместе с женой был вынужден спасаться в Египте, где представил Сарру своей сестрой, и она была взята в дом фараона. Надо полагать, что фараон взял ее не из платонических побуждений. После долгих лет совместной жизни, Сарра, не родившая Аврааму сына, дает ему в наложницы служанку с целью произвести наследника.
Впервые в Ветхом Завете упоминается о любви к жене в рассказе о женитьбе внука Авраама Иакова, который семь лет трудится на Лавана, отца понравившейся ему девушки Рахили. Причем Лаван был его дядей, соответственно Рахиль - двоюродной сестрой. Иаков был послан родителями из Палестины в Междуречье, чтобы взять в жены племянницу своего отца Исаака. Дядя Лаван заставил Иакова трудиться четырнадцать лет и обманом выдал за него замуж обеих своих дочерей. В результате Иаков стал отцом двенадцати сыновей, от разных матерей, от которых в будущем произошли двенадцать колен или родов израильских. Такая семья получила в науке название патриархальной семьи семитского типа. Ее глава пользуется правами многоженства, рабы и слуги, как правило, имеют одну жену. Глава семьи имеет полную власть над жизнью и смертью всех ее членов, в том числе и своих жен. С течением времени она эволюционировала в полигамную семью типичную как на древнем, так и современном Востоке.
Вершиной полигамных отношений, описанных в Ветхом Завете, был гарем строителя Иерусалимского храма царя Соломона, у которого было семьсот жен и триста наложниц [154] Ветхий Завет это Священная книга, написанная для мужчин, поэтому мы не найдем в ней описания моногамной семьи характерного для современных представлений. Его авторы просто не знают подобных отношений. По всей видимости люди того времени еще не созрели для духовной любви и моногамной семьи.
Семья в учении Конфуция
Отношение к семье и семейным ценностям в Китае и Юго-Восточной Азии сложилось под влиянием двух факторов. Первым из них был культ предков, который существовал во всех странах этого региона; а вторым, явилось учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.), которое одни называют религией - оно соединяет в себе элементы, присущие последней, а другие – философией, потому что в ее основе лежит вера не в сверхъестественное, а в возможность нравственного совершенствования людей.
Кризис, охвативший Китай, ко времени Конфуция подорвал основы феодальной ритуальной системы и привел к моральному разложению общество, а государство к распаду. Конфуций увидел спасение в восстановлении нравственности и гармонии социальных и межличностных отношений. Конфуций ищет путь возрождения политической стабильности и социального порядка в стране и находит его в необходимости возродить старые институты, служившие на протяжении столетий, которыми он считает: семью, местную общину, школу и государство. Конфуций не принимал существовавшее положение вещей, при котором богатство и власть имели решающее значение. Он считал, что добродетель, как личностное качество каждого человека и в первую очередь лидера, является необходимой для укрепления общества и государства.
Конфуций разработал учение о сяо – сыновней почтительности на основе древнего культа предков, превратив его из мистического почитания умерших, в полное философского смысла гуманистическое учение. Сяо, как считал Конфуций, - это основа гуманности. Быть почтительным сыном обязан каждый, а особенно – человек грамотный, образованный, знающий принципы гуманности и стремящийся стать благородным мужем. Смысл сяо – служить родителям, хоронить их и приносить им жертвы после смерти. Согласно этих правил, почтительный сын должен всю жизнь преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах. Даже если отец злодей, вор или убийца, почтительный сын обязан смиренно увещевать родителя, униженно просить его вернуться на путь добродетели.
Принципы семейных отношений переносились конфуцианцами на отношения внутри общины и всей страны. Они обращаются к императору как к сыну Неба, а к царю – как к отцу-правителю. «Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям» основа ритуала и морали имеет и вторую сторону – ответственность старших за судьбу младших. Такая взаимосвязь делает общество необычайно живучим и монолитным. Позже эти отношения получили юридическое закрепление в законодательстве. В I веке до н.э. были изданы законы, по которым дети не могли свидетельствовать против родителей, а в средние века доносительство на отца, мать, деда, бабку каралось смертной казнью.
Моногамная семья
Как утверждали греки: «они первыми из древних народов начали соблюдать принцип единобрачия, полагая, что вводить в свой дом множество жен – обычай варварский и недостойный благородного эллина. [154] Все греки, в каких бы полисах они не жили, имели общие взгляды на институт брака. Первой целью брака было приумножение числа граждан, которые могли бы воспринять от отцов обязанности по отношению к государству: прежде всего, охранять его границы, отражать набеги врагов.
Производя на свет детей, гражданин выполнял свой долг перед родом и семьей, ибо дети продолжали род и принимали на себя культовые обязанности по отношению к умершим предкам, принося им жертвы. Наконец, вступая в брак, человек в старости надеялся приобрести опору в своих детях. Человек, не имевший семьи, а, следовательно, детей подвергался во всех полисах осмеянию и унижениям. В Спарте дело обстояло еще более строго. Спартанцы, уклонявшиеся от семейных уз, подвергались унижению – атимии, они лишались некоторых гражданских прав и должны были выполнять унизительные обряды. В Спарте существовал еще один интересный обычай, по которому зажиточные родители предпочитали, чтобы их сын женился на девушке из бедной семьи.
Греки не только создали моногамный брак, но и попытались осмыслить его значение. Первым сделал это великий греческий философ Платон. В своем сочинении «Законы» он помещает интересные рассуждения о природе брака. От него стала известна легенда о том, что первоначально люди состояли из двух частей и Зевс, разрезав их на две половинки, породил у каждой стремление искать другую. Продолжая рассуждать, он приходит к выводу, что «Эрот – это великий бог, это любовь к прекрасному». И совершенно неожиданны его рассуждения о стремлении к продолжению рода. «У животных также, так же как у людей, смертная природа стремится стать по возможности бессмертной и вечной. А достичь этого можно только одним путем – порождением, оставляя всякий раз новое вместо старого… Вот таким способом приобщается к бессмертному смертное – и тело и все остальное. Другого способа нет. Не удивляйся же, что каждое живое существо по природе своей заботиться о своем потомстве». [144. 248, 253, 260-263, 324-326].
Ученик Платона Аристотель, вместо романтических рассуждений учителя о природе брака и деторождения, говорит о практическом значении семьи. Он пишет: «Так как всякая семья составляет часть государства, то необходимо воспитание детей и женщин поставить в соответствующее отношение к государственному строю; и если это не безразлично для государства, стремящегося к достойному устроению, то надо иметь также достойных детей и достойных женщин». [156] Как видим он отводит семье важнейшее значение, делая ее частью и даже основой государства.
У римлян моногамный брак был освящен не только вековыми традициями, но и религией. Существовал целый пантеон богов, стоявших на защите семьи и святости брака, причем культ этих богов объединял семейные ценности со святынями рода, племени и всего государства. Из древнейшего культа мертвых пришло к римлянам поклонение ларам. Лары были связаны с домашним очагом, семейной трапезой, с деревьями и рощами, посвящавшимися им. Рабы искали защиты у их алтаря от гнева хозяина. Лары считались покровителями не только семей, но и общин, в том числе и всего города Рима. Другой важнейшей богиней римлян была Веста – хранительница очага городской общины, курии, дома. Ее жрицы – весталки должны были тридцать лет служить богине, поддерживая огонь в ее храме.
Государственную заинтересованность в укреплении семьи проявил первый император Римской империи Октавиан Август. Две тысячи лет назад Август осознал, что сокращение рождаемости приведет ко всеобщему кризису: в политике, экономике и международных делах. По его инициативе принимаются законы, направленные на повышение рождаемости и ущемляющие права холостяков, которым запрещалось занимать государственные должности, ставились препятствия при получении наследства, их даже не пускали на цирковые представления так любимые римлянами. Для женщин рожавших детей предусматривались привилегии. Так мать семейства, родившая трех детей, уравнивалась в правах с мужем и могла иметь и распоряжаться самостоятельно имуществом, что было запрещено ранее.
Несмотря на юридическое узаконивание моногамии в Греции и Риме, супружеская верность распространялась только на женщин, чтобы не родить мужу детей от других мужчин, которые станут его наследниками. Чтобы избежать этого, мужу предоставлялось право распоряжаться жизнью жены и рожденных ею детей. Он был не только главой семьи, но и всемогущим деспотом, в распоряжении которого находились принадлежащие ему рабыни и рабы.