Вопросы для самоподготовки:
1. Философское понимание культуры как “второй природы” человека.
2. Генезис и эволюция культуры как нелинейного социального феномена.
3. Назовите основное отличие культуры от цивилизации. Сводится ли это различие только к терминологическим погрешностям?
4. Что такое опредмечивание и распредмечивание в процессе человеческой деятельности?
5. Чем отличается биологическое наследование от социального? И что их объединяет?
6. Чем отличается свобода от произвола и анархии?
7. Какова структура триады творческой деятельности?
8. Чем отличается практика от опыта? И что их объединяет?
9. Что такое духовность? Что такое ментальность? Что общего между ними и какие различия?
10. Возможно ли творчество в условиях несвободы? Может ли оно в таких условиях существовать как система?
11. Чем отличается творчество (синергетический эффект сборки) от комбинаторики? Возможно ли творчество в линейной социальной среде?
Упражнения и задачи:
1. Что имел в виду К. Маркс, когда писал: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному человеку...». В какой действительности она есть совокупность (ансамбль) всех общественных отношений? Можно ли считать человека марионеткой в руках общества? Природы? Случайностей?
2. Как понимать следующее высказывание Э.Фромма из его «Кредо»: «Я верю, что каждый человек представляет всё человечество. Все мы святые и грешники, но ни один не превосходит другого и не судья ему. Все мы прозрели вместе с Буддой, всех нас распяли на кресте вместе с Христом, и все мы убивали и грабили вместе с Чингисханом, Сталиным и Гитлером» (Э.Фромм. Душа человека. М., 1992, с. 372)?
3. В романе «Тошнота» Ж.-П. Сартр писал: «Ад - это другие...» А где тогда рай? Как, по Вашему мнению, французский философ относится к проблеме взаимоотношения общества и индивида?
4. Ж.-Поль Сартр считает, что «нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы его задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но и такой, каким он хочет стать». (Сумерки богов. М., 1989, с. 323). Можно ли согласиться с философом? За счёт чего, по его мнению, происходит становление человека? Ваше мнение о соотношении социального и индивидуального.
5. «Виноват» - «В чём?» - «В грязных мыслях» (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»). Отвечает ли, по Вашему мнению, человек за собственные мысли? Или его ответственность распространяется только на его поведение? Можно ли обнаружить здесь параллель с древнеиндийскими, в частности, тантрическими идеями?
6. По мнению Н.Бердяева: «Философ - свободный, независимый от «мира», ни к чему не приспосабливающийся человек... Философ не может служить благу людей, не может быть на службе у людей и у частных целей человечества». (Смысл творчества. М., 1989, с. 391.). На какой позиции стоит русский философ в понимании сущности взаимоотношения человека (философа) и общества? Реализуется ли эта позиция в жизни?
7. Определите, с каких философских позиций рассматривается сознание в следующем отрывке: «... существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является...изменение природы человеком, а не... природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу» (К.Маркс., Ф.Энгельс. Соч. т. 20, с. 545).
8. Рассмотрите роль кочевой культуры в становлении мировой цивилизации в концепциях К.Ясперса, А.Вебера, А.Гумилева (см., например, книгу М. Ауэзова «Кочевники»). Не является ли влияние современной цивилизации «глобализирующим», нивелирующим, деструктивным?
9. У Киплинга есть зловещая притча о сушеной обезьяньей лапке. Этот талисман выполняет любые желания. Так, как он их понял… Его обладатель попросил у талисмана большую сумму денег, не оговорив каких-либо условий. И деньги вскоре были получены, как компенсация за гибель одного из его близких.
Кто же виноват в этом? Наверное, любой ребёнок, не задумываясь, обвинит лапку и потусторонние могущественные силы, стоящие за ней. Посоветует выкинуть лапку и не иметь больше дела ни с чем подобным.
Взрослый может увидеть причину несчастья и в отсутствии мудрых людей (компетентных в проблеме экспертов), которые могли бы предупредить о возможной цене принятых решений. Возможно, они посоветуют не расставаться с лапкой, предвидя ситуации, в которых без ее помощи не обойтись.
С другой стороны, корень зла можно увидеть в темноте и невежестве того, кто обратился за помощью к могущественным силам, не подозревая о возможных неприятностях.
Отношение общества, массового сознания к научным исследованиям поразительно напоминает отношение ребёнка к сушёной обезьяньей лапке. Вопрос: является ли повышение могущества человечества путём научно-технического развития верным и разрешающим все проблемы?
а. да. Напрасно мракобесы вешают на науку всех мыслимых и немыслимых собак;
б. нет. Решение проблемы низкого уровня (материального обеспечения) создает проблемы высшего уровня (социальные, духовные, экономические и др.), и так - до бесконечности.
в. другие варианты (желательно, с точки зрения системной нелинейности). Ваше личное мнение?
Тестовые задания:
Выберите правильный ответ из следующих утверждений:
1.Свобода – это (с точки зрения диалектического материализма):
а. возможность человека делать то, что он хочет;
б. свобода - это осознанная необходимость;
в. свобода - это добровольное следование долгу;
г. свобода - это умение подчинять все своей воле;
д. свобода - умение действовать на основе познанной необходимости;
е. свобода - это то, что невозможно устранить;
ж. свобода не существует, является лишь выдумкой.
2. Высшая цель культуры (с точки зрения современной науки):
а. создание условий для формирования личности;
б. выработка алгоритма творчества;
в. человек как личность;
г. сама культура как самоцель.
д. разрешение противоречий путем практической преобразовательной деятельности человека.
3. Какое, по Вашему мнению, понимание духовности является наиболее правильным:
а. духовный человек - это тот, который низшие потребности подчиняет высшим;
б. духовность - это приобщение к мировому духу, разлитому в пространстве Вселенной;
в. духовный человек - это тот, кто верит в Бога;
г. духовность - это синоним бескорыстия;
д. духовность - это приобщение к мировой культуре, активное ее обогащение.
4. Каково, по Вашему мнению, правильное понимание сущности человека:
а. сущность человека закодирована в генах и передаётся по наследству при рождении человека;
б. сущность человека есть «ансамбль» всех общественных отношений;
в. сущность человека творится самим индивидом в процессе его жизнедеятельности, социализации.
г. сущность человека зависит от божественной благодати.
д. сущность человека есть совокупность потоков высших энергий и информации Космоса.
5. Выберите из приведенных определений правильное понимание сущности практики (с точки зрения современной науки):
а. практика - это весь опыт человечества, накопленный за многовековую историю;
б. практика-это человеческая деятельность на основе познанной истины;
в. практика - то, что ведет вперед;
г. практика - это совокупность экспертных данных, выработанных путем научных исследований.
Темы докладов и рефератов:
1. Культура как «очеловеченная» (вторая) природа.
2. Почему только единство человека с культурой обеспечивает развитие его разумности и духовности?
3. В каком смысле можно утверждать, что культура есть мера развития человеческого в человеке?
4. Наследование биологическое и социальное.
5. Чем отличается приспособительная деятельность животных от практической деятельности людей.
6. Формирование личности как смысл и цель культуры. Диалектическое взаимодействие личности и культуры.
7. Духовная жизнь общества и ее структура.
8. Творческие возможности человека и их социальная востребованность / невостребованность.
9. Сущность творческой деятельности, признаки творческого продукта и творческое отношение человека к миру.
10. Управление и самоуправление в деятельности человека. Социальное управление и его формы.
11.Творчество и свобода. Саморегуляция, иерархия и управление в природе и обществе.
12. Авторитарный и демократический стили управления. Самоуправление как высшая форма социальной регуляции.
13. Культура как опосредующее звено в отношении человека к миру.
14. Виды познания; взаимодействие познавательной и практической деятельности. Роль художественной интуиции в этом процессе.
Список литературы
1. Спиркин, А.Г. Философия [Текст]: учебник/ А.Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 828 с.
2. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст]: учебник/ В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратникова, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко.- 5-е изд., перераб. и доп.. М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561c.
3. Философия [Электронный ресурс]: учебник / П.С. Гуревич -2-е изд., пер. и доп.-М.: Издательство Юрайт, 2014 г.-605 с.- Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.66FC5806-7DB7-4D99-9BA9-B458D0EF8140&type=c_pub
4. Зекрист, Р. И.. Философия [Текст]: учебно-методический комплекс для студентов./ Р.И.Зекрист. – Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2011. - с. 288
5. Налетов И.З. Философия [Текст]: учебник / И.З. Налетов.- М.: Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).
6. Философия [Текст]: учебник / Ю.М.Хрусталев.— 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр "Академия", 2014.— 320 с. — (Бакалавриат).— ISBN 978-5-4468-0507-5.//ЭБС «Университетская библиотека»
7. Философия. [Электронный ресурс]: Б.И. Липский, Б.В. Марков - 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2015 г.-508 с. Гриф УМО- Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/thematic/?29&id=urait.content.FF220B6D-7B64-4E6E-9C63-E2644FCD7751&type=c_pub