Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Природа и классификация прав и свобод. Поколения прав человека




Свобода не даруется публичной властью, а принадлежит человеку от рождения. Свобода реализуется через субъективные права, которые становятся мерой возможного поведения. Конституционные права и свободы – это не все права и свободы, которыми обладает человек, а только фундаментальные, основные.

В тексте Конституции РФ неоднократно упоминаются термины «права» и «свободы» (ст. 2, 17, 18 и др.), поэтому, прежде всего, необходимо установить юридическое содержание и соотношение этих понятий.

Исходя из понимания в юридической науке категорий «права» и «свободы» они не являются тождественными. Наиболее удачно разграничение этих категорий приводится Л. П. Рассказовым, согласно которому, во-первых, права – это юридически признанные возможности избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы путем использования соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности со стороны государственных органов, должностных лиц и др.

Свободы – это такие правомочия индивида, которые он может реализовать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими субъектами права (право на жизнь, свобода слова, вероисповедания и т. д.). Реализация индивидом свобод, ему принадлежащих, предполагает лишь невмешательство со стороны других. В этом случае государство принимает на себя обязанности не вмешиваться в сферу свободы. Государство может лишь по инициативе личности препятствовать действию других субъектов, незаконно ограничивающих свободу, или же препятствовать действию самого субъекта в случае нарушения им действующего законодательства.

Во-вторых, право гражданина постольку является его правом, поскольку оно зафиксировано в позитивном праве соответствующего государства. В то же время свобода личности может существовать и без государства и права. Свобода нуждается в праве только как в способе ее ограничения или ограничения противоправных действий других субъектов.

В-третьих, в случае споров с государственным органом, должностными лицами носитель права должен привести законное обоснование своего права. В случае споров, связанных с реализацией свободы, напротив, государственный орган, должностные лица обязаны привести обоснование ограничения свободы.

Свобода, в данном случае – понятие абстрактное, безграничное, поэтому требующее с одной стороны объективирования, практической материализации, с другой стороны – определенного ограничения, препятствующего ее переходу во вседозволенность, злоупотребление ею.

Иными словами, как отмечают Н. И. Матузов и А. В. Малько, право служит официальным мерилом действующей свободы, ее нормой, указателем границ должного и возможного.

В первобытном обществе взаимодействия людей регулировались мононормами, которые в чистом виде нельзя отнести ни к морали, ни к праву, т. к. их исполнение обеспечивалось как общественным порицанием, так и конкретным наказанием. Характерной чертой мононорм является то, что они закрепляли первобытное равенства, не давая преимуществ одному члену рода перед другим. Такое равенство характерно для потестатных (лат. potestus – мощь, власть) обществ, обладавших еще бедной культурой, главной задачей которых было выживание через сохранение общественного равновесия. Человек поглощался обществом, вся его деятельность жестко регламентировалась. Как указывает В. Б. Поршнев и ряд других авторов, на фоне застоя обычаев и неизменности традиций, не допускавших каких-либо перемен в жизни, человек внутренне порабощался, его творчество и свобода выбора сковывались властью старейшин рода. Таким образом, первобытное равенство – это не равенство в правах, а равенство в бесправии.

Зарождение идеи прав человека и принципа гражданства в античности (прежде всего в Афинах и Риме), безусловно, было серьезным прогрессом на пути к свободе. Однако о равенстве прав не могло быть и речи. Права неравномерно распределялись в зависимости от класса и сословия, а некоторые люди (к примеру, рабы) были вообще лишены каких-либо прав. По действовавшему афинскому и римскому праву раб юридически не признавался человеком. То есть в позитивно-правовом измерении раб был не субъектом, а объектом права – «говорящим орудием».

В период средневековья круг прав и свобод расширялся, но их объем напрямую зависел от сословной принадлежности человека. В соответствии с сословным делением формировались различные уровни прав, проистекающие из неравного объема привилегий, зависящих от социального статуса человека. Таким образом, сословное неравенство обуславливает реализацию права в форме привилегии по отношению к тому, кто стоит на более низкой ступени иерархической социальной лестницы. Но права-привилегии не принадлежат человеку как таковому, он обладает ими только как субъект, относящийся к какой-либо группе, классу, сословию (феодал, крестьянин, ремесленник, купец пр.).

При этом, категория прав-привилегий сохранилась и в современном обществе, выражающаяся в правах гражданина по отношению к правам человека. Любой человек, обладая универсальным набором прав может стать носителем ряда дополнительных (преимущественно многих политических) приобретя статус гражданина. Именно от статуса гражданина, а не от того, что он просто человек зависит возможность избирать и быть избранным в органы государственной власти, замещать государственные должности и др. права.

Права и свободы человека имеют сложную организацию, различаются по времени возникновения, по субъектам (индивидуальные и коллективные), по сферам общественных отношений (политические, социальные, экономические и др.), выделяются права человека и права гражданина, основные (конституционные) и иные права.

Одной из классификаций прав человека вступает их деление на три поколения.

К первому поколению относятся личные и политические права, называемые естественными (негативными) правами. Эти права выражают так называемую «негативную» свободу: они обязывают государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы. Второе поколение, так называемые позитивные права – экономические, социальные и культурные. Для реализации этих прав невмешательства государства недостаточно, а требуется их государственное регулирование. Если естественные права существуют независимо от того, закреплены они в Конституции или нет, то многие права второго поколения существуют постольку, поскольку закреплены в позитивном праве и их реализация зависит от активных действий государства. Третье поколение – коллективные права (право народов на самоопределение и др.), относительно молодое, активно стало развиваться после Второй мировой войны.

Наиболее распространенная в науке конституционного права классификация прав и свобод делит их на три большие группы: 1) личные, 2) политические и 3) социальные, экономические и культурные. При этом следует отметить, что данная классификация весьма условна, так как некоторые права могут относиться к разным группам. К примеру, право собственности может быть отнесено как к экономическим, так и к личным правам, свобода слова одновременно является личным и политическим правом и др.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1673 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2552 - | 2215 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.