Конституцию как нормативный правовой акт ото всех иных нормативных актов отличают такие черты как: особый субъект, установивший Конституцию; учредительный характер конституционных установлений; всеохватывающий характер конституционной регламентации; особые юридические свойства.
Среди юридических свойств Конституции необходимо отметить следующие:
1. Высшая юридическая сила, прямое действие и применение на всей территории России. Высшая юридическая сила, характеризуя место Конституции в иерархии нормативных правовых актов, означает, что ни один нормативный акт не должен противоречить Конституции.
Согласно ст. 15 Конституции она имеет прямое действие. Прямое действие конституционных норм означает, что для их реализации не требуется никакого дополнительного разъяснения и норма Конституции может быть применена в конкретном деле непосредственно.
2. Верховенство Конституции, являющееся более широким понятием, чем высшая юридическая сила, означает, что Конституции подчинены не только нормативные акты, но и само государство. В этом выражается стремление к построению правового государства, в котором главным является не президент, не парламент, не иные институты, а именно Конституция и все должны действовать в установленных ею рамках.
3. Конституция является ядром правовой системы России. Сама Конституция устанавливает порядок принятия законов, их юридическую силу и др.
4. Особая охрана Конституции, в которой задействована вся система органов государственной власти. Одним из механизмов охраны Конституции является институт конституционно-правовой ответственности, рассмотренный в пятом вопросе первой темы.
5. Усложненный порядок пересмотра Конституции и внесения поправок.
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить только:
1. Президент Российской Федерации;
2. Совет Федерации;
3. Государственная Дума;
4. Правительство Российской Федерации;
5. Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
6. Группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Пересмотр Конституции – это принятие новой Конституции. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с Федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание (на данный момент такой Федеральный конституционный закон не принят).
Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Поправки к Конституции допускаются только в отношении глав с 3 по 8 Конституции и принимаются в порядке, предусмотренном для принятия Федерального конституционного закона (поправки считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от общего количества депутатов Государственной Думы и они были одобрены не менее трех четвертых от общего количества членов Совета Федерации) и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
До 2008 года в Конституцию поправки не вносились. Однако с 2008 года и по настоящее время приняты поправки увеличивающие срок полномочий Президента, депутатов Государственной Думы, упраздняющие Высший Арбитражный Суд, меняющие порядок формирования Совета Федерации.
Изменения в статью 65 Конституции, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании Федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации. Изменения в статью 65 Конституции вносятся Президентом России. Сама Конституция не определяет, что изменения в статью 65 Конституции вносит Президент. Однако этот пробел был восполнен актом толкования Конституции Конституционным Судом, рассудившим, что если Президент является главой государства и гарантом Конституции, то именно он и должен вносить изменения в эту статью.
Следует подчеркнуть, что Президент не может менять статус субъекта Федерации. Это происходит по взаимному согласию самого субъекта и Федерации на основе Федерального конституционного закона. Президент лишь вносит в текст Конституции то, что фактически уже изменилось, в отличие от поправок к Конституции, которые вносят новые нормы, порождающие в дальнейшем изменение правоотношений. Именно поэтому процедура внесения поправок достаточно сложная, а изменение статьи 65 Конституции простое.
Реализация Конституции
Реализация права – это претворение (воплощение) норм в правомерных действиях субъектов правоотношений (граждан, организаций, органов власти и др.).
Как известно из теории права реализация права осуществляется в четырех универсальных формах: использование, исполнение, соблюдение и применение.
1. Использование права – это такая форма реализации, при которой субъекты по своему желанию, используют предоставленные им права. В этом случае реализуются управомочивающие нормы (к примеру, граждане объединяясь в общественные организации используют ст. 30 Конституции, собираясь мирно, без оружия используют ст. 31 Конституции, обращаясь в суд используют ст. 46 Конституции и т.д.). Здесь гражданин действует по своему усмотрению и сам принимает решение воспользоваться ему или нет закрепленным Конституцией правом.
2. Исполнение права – это форма реализации права, при которой лицо должно исполнять юридические обязанности, то есть совершить активные действия. В этом случае реализуются обязывающие нормы. В отличие от использования действия субъекта не связаны с его волей (к примеру, гражданин выполняет конституционную обязанность платить налоги, независимо от того хочет он это или нет).
3. Соблюдение права – это форма реализации права, при которой лицо воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права. Требует пассивного повеления субъекта. В этом случае реализуются запрещающие нормы. Так же как и исполнение права не связано с волей субъекта (например, соблюдая требования ст. 13 Конституции граждане воздерживаются от создания вооруженных формирований, независимо от того согласны они с этим запретом или не согласны).
4. Применение права – это принятие государственно-властного решения на основе правовой нормы. Оно осуществляется только уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами. Простым гражданам такая форма реализации права недоступна. Связано это с тем, что по своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, с помощью которой упорядочивается общественная жизнь. Применение права обладает повышенной социальной значимостью, так как цель применения – удовлетворение потребностей и интересов всего общества. Применение права сопровождается вынесением индивидуального правового акта (правоприменительного акта).
Как уже указывалось, Конституция имеет прямое действие. Так, суд, разрешая конкретное дело, применяет непосредственно Конституцию, в следующих случаях:
1. Закрепленные нормой Конституции положения исходя из ее смысла не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и другие положения.
2. Суд придет к выводу, что Федеральный закон, действовавший на территории России до вступления в силу Конституции, противоречит ей.
3. Суд придет к выводу, что Федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции, противоречит ей.
4. Нормативный акт субъекта РФ по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов противоречит Конституции, а Федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.
Однако, реализация Конституции может иметь и опосредованный характер, то есть через издание актов, раскрывающих ее нормы. Это происходит когда нормы Конституции требуют дополнительной регламентации, и без издания соответствующих законов не могут осуществиться на практике. К примеру, часть 3 статьи 59 Конституции закрепляет право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Но не смотря на конституционное закрепление этого права молодые люди не могли его реализовать, так как отсутствовал механизм реализации (было не ясно каким образом, на какой срок, где, на каких условиях и пр. должна осуществляться альтернативная служба). И только с принятием ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 года, данная конституционная норма заработала на практике.
Толкование Конституции
В вопросе толкования Конституции следует отметить, что уяснением и разъяснением конституционных норм могут заниматься все. Однако официальное, то есть общеобязательное толкование Конституции может давать только Конституционный Суд Российской Федерации.
Главная цель толкования – преодоление неопределенности в единообразном понимании смысла конституционной нормы. При этом важно понимать, что Конституционный Суд, толкуя конституцию, делает ее текст понятнее, но не может давать оценочных суждений в адрес самой Конституции или подвергать сомнению легитимность ее норм. То есть, толкуя Конституцию, Конституционный Суд не может признавать какие-либо нормы Конституции правильными или неправильными. Конституция – неизменный эталон и речь идет только о понимании ее норм, а не о их критической оценке или тем более переформулировании.
Конституционный Суд не может толковать Конституцию по своей инициативе. Обязательно должен быть соответствующий запрос от уполномоченных на то субъектов. Круг этих субъектов ограничен. К ним относятся только:
1. Президент РФ.
2. Государственная Дума.
3. Совет Федерации.
4. Правительство РФ.
5. Парламенты субъектов РФ.
Толкование Конституции, данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех органов власти, граждан и их объединений.
Толкование конституции менее необходимо в странах с относительно простой системой внесения поправок к конституции. В странах с «жесткой» конституцией толкование напротив, приобретает повышенное значение. Так, в США толкование Конституции Верховным судом США обеспечивает адаптацию конституционных норм к меняющимся условиям жизни, сохраняя актуальность документа, принятого более двух веков назад.
В России Конституционный Суд неоднократно толковал Конституцию. В частности толкованию подвергались нормы статей 137, 136, 103, 105, 107, 108, 117, 135, 106 (в 1995 году), отдельные положения ст. 107 (в 1996 году), ст. 66 (в 1997 году), ст. 111, 125-127 (в 1998 году), ст. 84, 99, 109, 92, 71, 76, 112 (в 1999 году), ст. 91 и 92 (в 2000 году).
Контрольные вопросы
1. Какие виды конституций по порядку принятия вы знаете?
2. Какова сущность Конституции Российской Федерации?
3. Назовите основные юридические свойства Конституции.
4. Раскройте порядок пересмотра Конституции РФ и внесения в нее поправок.
5. Что такое непосредственная и опосредованная реализация Конституции? Приведите примеры.
6. В чем значение толкования Конституции?
Темы рефератов
1. Юридическая сила Конституции РФ. Вопросы реализации Конституции.
2. Многонациональный народ России как единственный источник ее власти.
3. Толкование Конституции РФ.
4. Правовая охрана Конституции РФ.
Литература
1. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в редакции от 4 июня 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1994 г. № 13. Ст. 1147.
2. Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 1998 г. № 10. Ст. 1145.
3. Автономов, А. С., Сивицкий, В. А., Черкасов А. И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А. С. Автономова. – М.: Юриспруденция, 2001.
4. Алексеев, С. С. Общая теория права. В 2-х томах. / С. С. Алексеев. – М., 1994.
5. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. - 9-е изд., изм. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2011. - 767 с.
6. Баглай, М. В., Туманов, В. А. Малая энциклопедия конституционного права. / М. В. Баглай, В. А. Туманов. – М., 1998.
7. Гаджиев, Х. Понятие конституции, ее соотношение с другими нормативно-правовыми актами / Х. Гаджиев // Право и жизнь. – 2001. № 34.
8. Карапетян, Л. М. Федеративное устройство Российского государства. / Л. М. Карапетян. – М.: Норма, 2001. – 352 с.
9. Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Липчанская М. А. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Юрайт, 2013. – 464 с.
10. Конституционное право России / Под редакцией Б. С. Эбзеева. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 671 с.
11. Козлова, Е. И., Кутафин, О. Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. – М. Юристъ, 2001. – 520 с.
12. Комментарий к Конституции Российской Федерации под. ред. В.Д. Зорькина и Л.В. Лазарева. – М.: «Эксмо», 2010.
13. Макушин А. А. Документ и Закон как внешняя и внутренняя сторона существования Конституции / А. А. Макушин // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 1.
14. Статычнюк, И. О. О некоторых противоречиях Конституции / И. О. Статычнюк // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 1.
15. Чердаков, С. В. К вопросу о возможности пересмотра Конституции Федеральным Собранием РФ // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 4.
16. Черепанов, В. А. Теория российского федерализма: учеб. пособие. / В. А. Черепанов. – М.: МзПресс, 2005. – 319 с.
17. Чиркин, В. Е. Конституционное право России. Учебник. 4-е изд. Перераб. и доп. / В. Е. Чиркин. – М.: Юристъ, 2006. 447 с.
18. Чашин А. Н. Конституции и Уставы как кодифицированные нормативные правовые акты. / А. Н. Чашин // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 2.