Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Религиозно-идеалистическая антропология




Религиозно-идеалистическая антропология рассматривает человека как продукт божественного творения.

При этом человек изначально обладает двойственной природой, он представляет собой единство души и тела, но при этом тело человека создано из праха земного, а его душа имеет божественное происхождение, так как бог вдохнул в него душу и поделился искрой божественного разума. Кроме того человек был задуман и сотворен богом по его образу и подобию.

В силу своей двойственности человек - существо слабое, зависимое от Бога, так как только в нем находит силу и опору в противостоянии греху.

Религиозно-идеалистическая антропология открывает внутренний мир человека, глубину и противоречивость его души. Душа рассматривается как арена борьбы низменных и возвышенных проявлений человека. Смысл человеческого существования – стремление к совершенству, Богу, следование его воле, очищение души, добродетельное существование. Абсолютное предпочтение отдается духовным ценностям, на вершине иерархии которых находится Бог.

В силу своей двойственности человек понимается как единство противоположных качеств: добродетелей и пороков. К добродетелям относятся: вера, воздержание, любовь, простота, невинность, скромность и др., к порокам – тщеславие, зависть, лень, чревоугодие, гнев, блуд и др.

Соотношение добродетелей и пороков кристаллизуется в понятии греха, которое становится критерием ценности человека. Бог не признает никаких других различий между людьми, кроме различий между праведниками и грешниками. Кроме того, в религиозно-идеалистической антропологии заостряется проблема ответственности человека за совершенный грех не просто перед людьми, но перед Богом. Никто из согрешивших не уйдет от божьей кары (идея страшного суда).

В эпоху средневековья особенно активно отцы церкви призывали среди других грехов человека распознавать зависть как страсть тайную, в которой человек не желает признаваться даже самому себе, и в силу этого особенно разрушительную, разъедающую душу человека. Еще древние философы определяли зависть как досаду по чужому счастью и благу, нередко принимающую форму извращенного морального негодования с требованиями покарать объект зависти за приписываемые ему грехи.

Среди добродетелей человека особенно выделяются вера, надежда, любовь.

При этом важно отметить, что средневековая культура и философия утверждают новый вид любви – любовь к Богу. Бог есть любовь. Он причина всякого блага и любви. Наиболее значительный философ раннего Средневековья Аврелий Августин(354-430 гг.) считал, что «любовь к себе, доведенная до презрения к себе как к греховному существу, суть любовь к Богу, и любовь к себе, доведенная до презрения к Богу – порок». Бог – носитель всех совершенств, он творец мир, он сотворил человека, наделив его бессмертной душой. Августин утверждал, что каждая душа творится Богом индивидуально, поэтому души людей неповторимы. В акте творения души Бог избрал именно человека и заложил в его душу способности разумения, воления и памяти. Именно Бог даровал человеку стремление к счастью как цель человеческой жизни. Но счастье понимается лишь как стремление познать Бога и тем самым приблизиться к нему. Средством же познания Бога является вера. Вера выше разума, ибо дает возможность приобщиться к божественному озарению и божественному откровению как высшему познанию. Августин утверждал, что «душа разумная и мыслящая не может сиять сама по себе, но сияет в силу участия в ином, правдивом сиянии».

Рассматривая проблему соотношения добра и зла, он приходит к утверждению, что Бог не может быть источником зла. Зло коренится в человеке и исходит от его телесности, обладающей материальной природой. Уже первое грехопадение Адама и Евы связано с познанием ими своей телесности и вследствие этого обреченности на телесную смерть. При этом бессмертная душа жаждет освободиться от тела, которое является лишь временным пристанищем души, ее темницей. Отсюда земная жизнь – краткий миг, преддверие вечной духовной жизни. Но при этом земное пребывание должно быть посвящено подготовке к вечной жизни, которая заключается в обязанности человека жить по божественным законам, следовать божественной воли.

Большой вклад в развитие религиозно-идеалистической антропологии был осуществлен представителями русской религиозной философии второй половины XIX - начала XX веков, для которой характерна фиксация внимания на той стороне противоречивой трактовки сущности человека, которая связана с пониманием его как образа и подобия Бога. Русские философы призывали человека быть ответственным, не просто принимать закон добра, а творить его, помогая процессу очеловечивания общества.

Среди русских религиозных философов особое место принадлежит В.С. Соловьеву(1853-1900), обосновавшему «метафизику всеедин­ства». В его трудах можно встретить разнообразные определе­ния человека: гносеологическое - как единства качеств и ха­рактера познавательных способностей субъекта; этическое - как существа, призванного собирать и творить добро; философско-историческое - как соединение неба и земли во имя торжества богочеловечества.

Соловьев видит в человеке наличие трех элементов: божественного, материального и собственно человеческого. Но его средоточием, центром является дух. Сущность человека - в бытии духа, который рассматривается как субстанциональная основа человека. Именно дух опреде­ляет индивидуальный характер, лежит в основании нравственнос­ти. По мнению философа, цель и смысл человеческой жизни состоит в созидании добра, в том, чтобы «помогать сохране­нию, росту и торжеству этих добрых начал и через то все более и более сближать действительность с идеалом».

Будучи глубоко верующим религиозным философом, высшее благо Соловьев видел в Боге, христианских идеалах любви к ближнему, преодолении себялюбия, постижении абсолютных ценностей. Он возлагал большие надежды на преобразование человечества «посредством теократии, т.е. справедливого государства, в котором осуществляются идеалы христианства», считая, что истинная цель и высшее благо теократии состоит «в движении к богочеловеку, личном соединении живого бога со всем существом человека».

В своем творчестве философ уделял большое внимание обоснованию общечеловеческих ценностей, утверждению традиций добротолюбия, милосердия, сострадания, борьбы с бездуховностью, что особенно актуально в наше время с его дефицитом духовности и оживлением интереса к религиозному воспитанию как средству ее возрождения.

Оценивая значение религиозно-идеалистической антропологии, другой выдающийся русский религиозный философ Н.А. Бердяев(1874-1948) писал, что «проблема человека совершенно не разрешима, если его рассматривать из природы и лишь в соотношении с природой. Понять человека можно лишь в его отношении к Богу». По мнению Бердяева, христианская антропология, как разновидность религиозной антропологии, включает в себя три основныхидеи:

1.Человек есть существо сотворенное Богом и носящее в себе образ божий;

2.Человек - существо свободное и в своей свободе отпавшее от Бога;

3. Как существо падшее и греховное, человек получает об Бога благодать, возрождающую и спасающую.

Опираясь на эти идеи христианской антропологии, Бердяев развивает положение о том, что человек, будучи образом и подобием творца, сам есть творец, и призван к творческому соучастию в деле творца.

Таким образом, в религиозной антропологии человек понимается как существо двойственное, противоречивое - способное к добру и злу, свободное и рабское, возвышенное и низменное, сильное и слабое, упавшее с высоты и сохранившее память о небесном.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 632 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2497 - | 2245 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.