Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Создание специальных соглашений о разрешении конфликтов.




 

Некоторые группы заключают специальные соглашения о том, как поступать членам общины при возникновении конфликта. Вот для примера некоторые соглашения общины Круг Сеятелей, взятые из их "Политики по разрешению конфликтов".

 

ОБЩИНА КРУГ СЕЯТЕЛЕЙ: ПОЛИТИКА РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ.

 

При возникновения конфликта любого рода община договаривается придерживаться следующих принципов и шагов:

 

I. БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ.

 

Все члены договариваются о том, что, при возникновении сложной ситуации, каждый из них в первую очередь постарается урегулировать спорный вопрос напрямую и непосредственно с тем человеком, с которым он испытывает разногласия. Данное соглашение предполагает, что мы обязуемся во всех случаях действовать честно и прямо. Все члены в процессе урегулирования конфликта обязуются следовать следующим ключевым правилам:

 

1. Взаимное уважение.

2. Намерение решить проблему, не оставлять вопрос в подвешенном состоянии.

3. Никаких оскорблений и уничижительных замечаний.

4. Никаких угроз, прямых или косвенных.

5. Отсутствие физического контакта.

6. Не перебивать друг друга.

7. Соглашение использовать порядок разрешения конфликта, приведенный ниже.

 

II. ПОРЯДОК (ПРОЦЕДУРА) РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА.

 

В случае возникновения конфликта члены общины:

 

1) делают прямую, честную и добросовестную попытку разрешить проблему (разногласие) непосредственно друг с другом. Если это не помогает, они:

2) просят третьего человека, которому доверяют оба, стать посредником и помочь им уладить проблему. Если это не помогает, они:

3) официально просят общину помочь им в решении проблемы.

4) Если община оказывается неспособной помочь в разрешении конфликта, и все методы разрешения разногласий исчерпаны, община может принять решение о поиске посредника и помощи за пределами поселения.

 

III. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ТРЕТЬЕЙ СТОРОНЫ.

 

Мы признаем важность порядка разрешения конфликтов, приведенного выше, и соглашаемся следовать ему как по смыслу, так и в деталях. В случае, когда мы оказываемся третьей стороной, не вовлеченной в конфликт, мы будем всегда побуждать конфликтующие стороны разрешить их разногласия напрямую друг с другом. Тем не менее, мы также признаем потребность сторон, вовлеченных в конфликт, в том, чтобы иногда обсудить проблему, попросить совета или утешения у третьих сторон. Такие случаи требуют конфиденциальности (т.е. сохранения в тайне соответствующей информации). Мы соглашаемся, что, будучи в роли третьих лиц, привлеченных для совета, поддержки или утешения, мы будем общаться с конфликтующей стороной в том духе, чтобы помочь ей урегулировать ситуацию, но не разделять ее обиды или недовольство.

 

Будучи третьей стороной, мы отказываемся присоединяться к слухам, сплетням, злословию за чьей-то спиной и каким бы то ни было образом способствовать увековечению проблемы. Если человек, вовлеченный в конфликт с одним или несколькими другими людьми, обращается к нейтральной третьей стороне, то предполагается, что третья сторона осознает свою ответственность за духовное здоровье и благосостояние общины. Это означает, что, помимо сохранения в тайне того, что ей сообщается, она должна напомнить конфликтующей стороне о принятом порядке разрешения конфликтов. Кроме необходимости соблюдения приватности и общения в примирительном духе, третья сторона также ответственна за общий обзор и оценку ситуации. Если выражаемые чувства, мысли, намерения и т.д. имеют тенденцию привести к усилению конфликта и ослаблению общины, то третья сторона должна принять собственные шаги для помощи в разрешении конфликта, даже если это потребует сделать сообщенные ей факты (но не детали) достоянием других членов общины.

 

IV. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВНЕШНЕМУ МИРУ.

 

Стремясь защитить частную жизнь и права членов общины, мы обязуемся соблюдать конфиденциальность по вопросам, являющимся болезненными для общины в целом или ее членов, когда мы общаемся с людьми за пределами поселения.

 

(конец цитаты)

 

ПОДДЕРЖАНИЕ КОНТАКТА МЕЖДУ КАЖДЫМ ЧЛЕНОМ И ГРУППОЙ.

 

Один из наиболее распространенных источников конфликтов в общине - ситуация, когда люди не выполняют того, что они пообещали выполнить. В общине, как и в бизнесе, подобное часто порождает целую цепь разрушительных и далеко идущих последствий, поскольку другие люди не могут сделать свою часть работы из-за того, что не выполнены предыдущие шаги. Тем не менее, используя некоторые простые приемы эффективного взаимодействия, члены общины могут помочь друг другу поддерживать взаимную ответственность в относительно безболезненных и свободных от обвинения формах.

 

Один из них заключается в том, что решения о том, кто и что должен выполнить, принимаются на собраниях, и от собрания к собранию ведется учет хода выполнения этих заданий. При этом всегда оговаривается, какое конкретно задание поручается каким конкретным людям, и к какому сроку они должны его выполнить. И вначале каждого собрания проводится обзор хода дел: люди или группы, взявшие на себя те или иные поручения, докладывают, что они сделали на текущий момент, и если что-то не сделано, то когда оно будет выполнено.

 

Очень полезно бывает иметь настенный график заданий с обозначением ожидаемых дат выполнения и лиц, ответственных за него. Поручите кому-нибудь вести этот график и обновлять его от собрания к собранию.

 

Активист альтернативных поселений Джеф Козни предлагает учредить систему товарищей-контролеров, при которой для каждого члена группы выбирается другой член, наделенный правом следить за ходом дел и тактично задавать вопросы: «Ты позвонил в администрацию?», или «Ты составил смету строительства?» Смысл этого заключается не в давлении на человека и стимулировании чувства вины, а в своевременном выявлении препятствий, оказании необходимой помощи и взаимном воодушевлении. Этот метод основывается на идее о том, что гораздо труднее проигнорировать или забыть свои обязательства, если они видны публично. Влияние общественного мнения часто помогает достичь того, чего не могут достичь одни только добрые намерения.

 

Если невыполнение заданий становится регулярной проблемой у одного или нескольких членов группы, можно добавить дополнительные приемы. К примеру, когда кто-либо выполняет задание, на следующем собрании ему публично выражают благодарность. Если кто-то не выполняет задание, на следующем собрании вся группа как целое обращается к человеку с просьбой попробовать еще раз. После некоторого времени использования такой практики простое желание не подводить остальных часто становится внутренним мотиватором к более ответственному поведению.

 

Если кто-то по-прежнему не выполняет обещанного, можно использовать поэтапную цепочку последствий (см. ниже более детальное описание). Для начала несколько людей могут поговорить с нарушителем, описав ему, к примеру, те неблагоприятные последствия, которые его поведение может иметь для группы в целом. Если это не помогает, дело может быть передано специальной комиссии, созданной для этой цели. В конце концов, вопрос может быть поднят на общепоселенческом собрании.

 

Почему ситуация невыполнения обещаний так часто вызывает конфликты в общине? Я думаю, что это связано с выработавшейся в ранние годы жизни привычкой безотчетно откладывать дела на неопределенное время и обещать больше, чем мы в состоянии выполнить, и отсутствием достаточной мотивации для изменения этой привычки. Когда мы живем одни или со своей семьей, то мы можем достаточно легко изменять наши намерения по поводу того, делать ли, и если да, то когда, то, что мы когда-то решили. Мы можем просто забыть или проигнорировать свое решение, не отдавая никому отчета в этом.

 

Но в формирующейся инициативной группе или в действующей общине подобное может иметь далеко идущие негативные последствия для других людей, что, в свою очередь, отразится и на их отношении к нам.

 

И потребуется время, энергия и осознанность для того, чтобы перейти от образа жизни «свободного художника» или отдельной семьи к постоянному отдаванию себе отчета в том, как наши поступки отражаются на окружающих.

 

Когда люди систематически не выполняют своих обещаний, а другие продолжают считать их ответственными за выполнение, это обычно заканчивается тем, что человек будет вынужден либо изменить свое поведение, либо покинуть группу.

 

ПОЛУЧЕНИЕ ПОМОЩИ ИЗВНЕ.

 

Иногда конфликт становится настолько глубоко укоренившимся и кажется настолько неразрешимым, что общины обращаются за помощью в решении проблемы к психологам, тренерам по групповому процессу, фасилитаторам или другим специалистам. Эти люди обладают навыками эффективного взаимодействия, знают способы разрешения конфликтов и, будучи нередко сами ветеранами различных общин и сообществ, имеют опыт, который дает им контекст для понимания тех уникальных испытаний, которые случаются, когда люди пытаются научиться жить ближе друг к другу. (См. Источники для получения информации о специалистах по групповому взаимодействию в общинах).

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МЕР ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

 

Для любой общины особенно болезненной является ситуация, когда кто-то постоянно нарушает соглашения или принятые нормы поведения и отказывается изменить свое поведение или манеру общения после неоднократных просьб других членов группы. Одно из средств в таких случаях - оговорить и применять определенные негативные последствия за каждое нарушение. Для защиты благосостояния общины можно составить последовательность ясных, справедливых и гуманных последствий, от более мягких к более серьезным, которые, сохраняя уважительное отношение к человеку, тем не менее, смогут стимулировать его к изменению нежелательного поведения.

 

Многие общины не предусматривают последствий за нарушения их соглашений и норм, отчасти потому что большинство из нас ощущают дискомфорт, думая о подобных вопросах, отчасти потому, что наличие негативных мер ответственности кажется ничем не отличающимся от штрафов и тюрем традиционного общества. Людям, которые в действительности стремятся к более чистому, доброму, осознанному обществу, чем то, в котором мы выросли, бывает трудно изобретать и тем более применять принудительные методы управления. По тем же причинам общины, все-таки предусмотревшие в своих соглашениях меры ответственности, часто избегают применять или усиливать их.

 

Некоторые общины предусматривают меры ответственности за нарушения их норм, но эти меры оказываются слишком суровы для конкретных небольших нарушений, и поэтому члены общины боятся применять их. К примеру, в одной крупной коммуне была предусмотрена только одна мера воздействия на членов, погрузившихся слишком глубоко в "трудовую яму" (невыполнение принятых на себя трудовых обязательств) или в "финансовую яму" (заем у общины денег в счет будущих стипендий) - исключение из общины. Однако для применения этой меры, согласно уставу, требуется единогласное решение всех остальных членов коммуны. Но поскольку довольно многие члены коммуны годами находились в трудовой и/или денежной ямах, крайне редко кто-то ставил на собрании вопрос о применении этой меры. И даже когда такой вопрос все-таки ставился, у нарушителя всегда находились друзья, которые голосовали против его исключения, и в итоге ничего не менялось. В подобной ситуации, по сути, теряют все. Община продолжает нести бремя содержания членов, которые вкладывают меньше, а берут больше, а нарушители продолжают игнорировать общинные договоренности, не имея особых стимулов к изменению своего безответственного поведения.

 

Поэтому для того, чтобы люди начали понимать, что общинные договоренности должны реально соблюдаться, и изменили свое поведение, требуется определенная последовательность мер, применяемых в случае нарушений. И когда более мягкие меры оказываются безрезультатными, принуждение может сыграть роль долгожданного жареного петуха.

 

Общество Социальных Альтернатив (Community Alternatives Society) в штате Ванкувер (Канада) не имело действующих «правил» до тех пор, пока ситуация не вынудила общину заключить определенные соглашения по поводу приемлемого поведения и, что еще более важно, учредить систему мер ответственности за их нарушение. Эта последовательная система мер сохраняет уважительное отношение к нарушителям, но при этом имеет «зубы». Вот что предусматривается, если кто-либо серьезно нарушает нормы поведения или повторно нарушает общинные договоренности:

 

1. Выбранный человек разговаривает с нарушителем о факте нарушения и предлагает ему изменить свое поведение.

 

2. Если это не действует, четыре человека встречаются и обсуждают проблему - первые двое и доверенные друзья каждого из них. И, рассмотрев вопрос, рекомендуют нарушителю что-то изменить.

 

3. Если это не работает, нарушитель вызывается на Комиссию по нарушениям для рассмотрения вопроса.

 

4. Если это не помогает, Комиссия заключает с нарушителем контракт на 5 месяцев, в котором оговаривается, как и когда он должен выполнить необходимые действия или изменения, и вызывает его ежемесячно для отчетов о его выполнении. Целью - как контракта, так и заседаний - является не наказать или унизить «виновного», но, напротив, поддержать и воодушевить его на то, чтобы его обязательства все-таки были выполнены.

 

5. Если даже это не помогает, вся община собирается на специальное собрание, чтобы решить, что предпринять в данном случае. Собрание может решить попросить нарушителя пожить за пределами общины в течение какого-то времени или, возможно, приостановить или прекратить его членство. Человек, вопрос которого обсуждается, вправе участвовать в этом собрании, но не имеет права вето на его решение.

 

6. Если большинство членов желают предпринять определенное действие к нарушителю, но один или более членов блокируют его, Комиссия приглашает на свое заседание нарушителя и тех, кто голосовал против суровых мер, для совместного поиска решения.

 

Количество ступеней мер ответственности, которые имеет группа, и степень их суровости (обсуждение на общем собрании? Исключение?) зависит от размера общины и от того, насколько близки и доверительны отношения между людьми - часто это обусловлено тем, сколько времени они живут вместе.

 

Сурово ли это - вернуть члена группы на положение кандидата в члены или попросить его пожить какое-то время за пределами общины, или, еще хуже, потребовать, чтобы он покинул общину, - в ситуации, когда вы все уже живете на земле? Да, это сурово. Но иногда, когда нарушения особенно грубы, или конфликт слишком изнуряющий, это бывает единственным способом защитить вашу общину от полного распада.

 

После того, как члены Лост Вэлли прошли первый Нака-Има тренинг, они заметили, что в их общине сосуществуют две параллельные тенденции развития. Большинство членов стремились двигаться к большей общности жизни, труда и ресурсов, но чувствовали тяжесть оттого, что другая часть членов стремилась сохранить более свободный и независимый образ жизни. На тот момент они были относительно небольшой группой из десяти человек и использовали при принятии решений принцип единогласия. И поэтому казалось, что, если ничего не изменится, ни первые, ни вторые не смогут получить то, к чему стремятся - особенно с учетом того, что использование консенсуса требует наличия общей цели.

 

«В конце концов, - вспоминает Ларри, - те из нас, кто стремился к более сплоченной жизни, решили, что необходимо совершить этот решительный шаг и попросить остальных покинуть группу, чтобы освободить энергию для движения вперед. Мы чувствовали, что наша община еще не укоренилась настолько, чтобы выдержать подобного рода различие в образах. Это был первый шаг в ряду решительных и рискованных выборов, которые нам предстояли на пути восстановления нашей целостности как общины».

 

Меньшая часть группы покинула поселение, и, как сообщает Ларри, отношения в общине после этого стали более гармоничными.

***

Просить кого-либо покинуть вашу группу или общину - это, возможно, наиболее разрушительный и болезненный путь решения кажущегося неразрешимым конфликта. Гораздо легче заблаговременно предотвратить самые истоки такого конфликта, тщательно и вдумчиво выбирая людей, которых вы принимаете в группу. Мы рассмотрим этот сложный вопрос в главе 18.

 

ИДЕАЛИЗМ И ОТРЕЗВЛЕНИЕ ОТ ИЛЛЮЗИЙ.

 

Основатели общин и новички, приходящие в группы, часто считают, что им не понадобятся никакие методы разрешения конфликтов, способы поддержания ответственности перед группой или неблагоприятные меры воздействия за нарушение договоренностей - ведь все эти проблемы из «старого мира» никогда не возникнут в их новом обществе. Они предполагают, что они не будут жить «по старому шаблону», а раз так, то зачем нужны лекарства от его болезней? Однако когда проходит несколько месяцев или несколько лет работы над созданием нового общества, они начинают видеть, что их община совсем не напоминает ту гармоничную семью глубоко близких людей, которую они воображали. И тогда наступает отрезвление или даже разочарование.

 

Обычно в этом случае люди обвиняют в своих бедах общину, в которую они попали («Тут все так извращено!»), или же конкретных соседей ("О, если бы только Олли ушел!") и редко когда понимают, что они с самого начала строили нереалистичные ожидания, и теперь переживают вполне типичный (и в каком-то смысле неизбежный) опыт коллективной жизни.

 

Жизнь в общине более плодотворна и больше отвечает потребностям человеческой души, чем жизнь в традиционном обществе – но, увы, часто она далеко не так плодотворна и радостна, как мы надеялись!

 

Община - это своеобразный мост между прежней культурой соперничества и вражды и более гармоничной и устойчивой культурой сотрудничества, которую мы стремимся сотворить и оставить нашим детям. И члены общин идут по этому мосту от одного мира к другому, создавая это будущее уже тем самым, что учатся открыто общаться и с обоюдной пользой взаимодействовать друг с другом, успешно разрешать конфликты и т.д.

 

Тот факт, что вам приходится использовать приемы, описанные в этой главе, совсем не означает, что ваша община терпит неудачу. Эти приемы - что-то вроде тренировочных колесиков у детского велосипеда, маленькие полезные инструменты, призванные облегчить нам путь оттуда, где мы были, туда, куда мы направляемся - к обществу, которое действительно устойчиво экологически, социально и духовно.

 

ГЛАВА 18.

 

КАК ВЫБИРАТЬ СВОИХ ЛЮДЕЙ.

 

Среди гор и высоких пустынных долин юго-западного Колорадо шестеро женщин, уже в годах, от сорока до шестидесяти, планировали создать небольшую общину, которую я условно назову Край Мечты.

 

Через какое-то время стало ясно, что новая, недавно присоединившаяся седьмая участница группы, которую я назову Регина, не в состоянии заплатить свою долю в 20 000 долларов за выкуп земли. И поначалу все предполагали, что в силу этого она не будет участвовать в создании общины. Однако Регина, глубоко вдохновленная идеей сельской общины среди красивой природы, была убеждена, что сама судьба привела ее в группу. "Я знаю, я обязательно должна быть там, - говорила она. - Эта земля духовно зовет меня!" И, в конце концов, остальные женщины, движимые благородным мотивом не отвергать искренне желающего быть с ними человека только из-за денег, и считавшие неправильным вставать против чьего-то сильного духовного устремления, взяли Регину в свое сообщество, купили 11 акров земли и включили имя Регины в документ о праве собственности на равных с собой.

 

Большая часть женщин жили и работали в городе и приезжали на землю в выходные, планируя переселиться совсем, как только они смогут себе это позволить или же после выхода на пенсию. Но несколько, включая Регину, жили на земле постоянно.

 

Примерно через полгода начались трения по поводу пользования землей. Регина приобрела лошадь и настаивала на определенных требованиях, касавшихся ее выпаса и доступа к воде, хотя это создавало для ее соседок ограничения в пользовании землей и мешало их отдыху на природе. Поскольку участницы группы избрали для решения вопросов принцип единогласия, никакое решение не могло быть принято, пока все не согласятся, а Регина упорно шла против всех (И поскольку никто из женщин не работал раньше в группах, практиковавших консенсус, и не знал, что для него нужно и как он действует, то никто из них не понимал, что, по существу, между ними с самого начала не было реального соглашения, т.к. у них не было единогласного решения о том, что Регине разрешается использовать конкретный участок земли, который она заняла, и права на который отстаивала).

 

Конфликт постепенно нарастал. Остальные женщины ощущали явную неприязнь к Регине за ее поведение, которое считали нечестным и потребительским, тем более после того, как они буквально подарили ей возможность членства в общине, оплатив его из своих карманов. В течение нескольких следующих месяцев, стремясь разрешить конфликт, участницы группы проводили сессии обратной связи, специальные собрания, пытались прибегнуть к посредничеству извне, но все это не принесло результата. В конце концов, было предложено разделить 11-акровый общий участок земли с тем, чтобы Регине досталось полтора акра (хотя это было и не столько, сколько она требовала), а община продолжила бы существовать на оставшихся 9 с половиной. При этом с Регины не требовался немедленный платеж за землю, а предоставлялась большая рассрочка. Однако она отказалась и от этого варианта. В этой невыносимой ситуации единственным выходом для женщин стало вынудить Регину через суд продать участок и вернуть свои деньги. Что они и сделали. Меньше, чем за полтора года Край Мечты превратился в Край Ничто.

 

И, словно этого было недостаточно, поскольку по бумагам Регина была сособственником участка, суд присудил ей одну седьмую от вырученной суммы, несмотря на то, что она не заплатила за землю ни цента. Но даже это еще не самое плохое. Самое плохое во всей этой истории было то, что с самого начала, еще когда они только познакомились с Региной, всем шестерым участницам группы, она показалась неприятной. Её энергия, её манера общения, её требовательность и почти назойливость в своем убеждении, что она рождена для этой земли - все это вызывало тяжелые чувства и протест. Однако, несмотря на это, ни одна из женщин так и не решилась прямо высказаться против, опасаясь показаться "недоброй" или, еще хуже, "эгоистичной". Стараясь проявить благородство, не желая обращать внимание на красноречивые сигналы, и стыдясь своего внутреннего чувства неприязни, каждая из них предпочла сохранить свои предчувствия в секрете. В итоге "доброта" стоила этим женщинам их мечты.

 

ВЫБОР ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ: "УЗКАЯ ДВЕРЬ".

 

История Края Мечты совсем не уникальна: я слышала множество вариаций этой же самой легенды в те годы, когда ездила смотреть создающиеся общины и экопоселения.

 

Прием в группу человека, не разделяющего ваши взгляды, ценности и убеждения, равно как и человека, в отношении которого вы чувствуете устойчивую неприязнь, не приносит ничего хорошего. Такое решение может привести к долгим часам мучительных разборок на собраниях, оставляющих людей нервными и истощенными, или, еще хуже, к позорным судебным процессам и расколу общины. Кроме того, поскольку люди обычно проецируют на общину очень много идеализаций, при ее построении они очень часто допускают те же самые ошибки, что и при выборе партнеров по браку: бросаются в объятия, не глядя с кем, проецируют идеализированные образы на обычных людей, отказываются обращать внимание на красноречивые сигналы в поведении человека.

 

Альтернативой является создание хорошо продуманной процедуры для приема и интеграции новых членов и выявления тех, кто не созвучен группе. Поскольку жизнь в общине предполагает постоянное взаимодействие людей, умение находить общий язык и ладить друг с другом, разумнее всего выбирать себе в партнеры тех, чья жизнь демонстрирует, что они это умеют. В идеале, мы выбираем людей по их эмоциональной зрелости и здоровой самооценке. Отсутствие процедуры отбора новых членов общины способно стать драматическим источником структурного конфликта в будущем.

 

«Если входную дверь вашей общины открыть нелегко, то войти к вам смогут только действительно здоровые люди, - говорит Ирвин Вольф Цуккер, работник социальной психиатрии и бывший член Финдхорна (Findhorn) и других общин. - Если же она распахнута настежь, то вы рискуете привлечь слабых и больных людей, искушенных в молчаливых утаиваниях, трагических минах, обидчивых подозрениях, сплетнях и кознях за спиной, обмане и оговоре людей, манипуляциях и обвинениях». Стоит таким людям попасть в общину, предупреждает он, и энергия всех ее членов может впоследствии годами уходить на то, чтобы только вытолкать их обратно.

 

Процедура отбора будущих членов обычно подразумевает определенный период времени, в течение которого новичок посещает инициативную группу или общину в качестве наблюдателя, отвечает на задаваемые ему вопросы, участвует в общих мероприятиях, а также последующее официальное принятие его через процедуру консенсуса или иную, принятую в группе. В формирующихся группах это может также включать определенные денежные выплаты: членские взносы или взносы на покупку земли. В уже действующих общинах процедура отбора обычно подразумевает более серьезные и детальные вопросы к новичку, более длительный период посещения для знакомства и часто от шести месяцев до года испытательного срока (provisionary membership), а также, возможно, более высокие (чем в инициативных группах) членские взносы.

 

Очень важной частью процедуры отбора членов является избранный группой способ публичной подачи информации о себе. Будучи сделанными качественно, ваши рекламные материалы (брошюра или иной раздаточный материал, письмо-анкета, веб-сайт, колонка в журнале типа «Комьюнитис» (Communities), листинг в Каталоге Общин (Communities Directory) и т.д). будут привлекать именно тех людей, которые близки вам по взглядам и ценностям, способны и готовы принять ваши требования в отношении финансов, труда, времени и прочего.

 

Ваши информационные материалы могут помочь привлечь людей, которые вам нужны, и отвадить прочь остальных. При этом вы можете быть очень прямы и откровенны в описании того, к чему стремитесь.

 

В брошюре одного из поселений записано:

 

«Мы ищем людей, которые уверены в себе и чувствуют себя успешными, которые достигли эмоциональной зрелости, способны конструктивно общаться и ладить с другими в групповых ситуациях. Нам интересны люди, которые не чувствуют себя обиженными, униженными или обойденными в плане успеха и жизненных благ; те, кто не слышали о себе отзывов, что они «угрюмые», «переменчивые» или «ранимые». Мы ищем людей, которые любят находиться в тесной компании и способны прямо и ясно выражать свои желания и потребности».

 

Понятно, что процесс отбора имеет смысл, когда вы уже живете в созданном вами поселении, однако нужен ли он для тех, кто просто посещает собрания вашей инициативной группы? Думаю, в этом нет смысла, если речь идет о тех, кто пришли лишь как наблюдатели, чтобы посмотреть на вашу деятельность и, может, сделать какие-то предложения. Но он, безусловно, необходим, если эти люди становятся членами, участвующими в принятии общих решений, способных оказать влияние на будущее вашей общины.

 

Еще одна причина, по которой важен процесс отбора новых членов, - это необходимость удержать тех людей, которых вы уже имеете в группе. Конечно, если вы уже живете на земле, то для укоренившегося поселенца нелегко оставить группу, даже если поведение новичков его сильно достало. Но в формирующейся группе, до тех пор, пока уровень взаимных обязательств еще не сильно вырос (например, в связи с покупкой земли), если к вам присоединяются люди, которые своим поведением портят атмосферу в коллективе, кто-то вполне может устать от этого настолько, чтобы уйти и больше никогда не вернуться.

 

КТО ХОРОШО ПРИЖИВАЕТСЯ В ОБЩИНЕ?

 

1. Те, кто не "нуждаются". Люди, которые успешны и чувствуют, что занимаются своим делом, как правило, склонны процветать в общине и вкладываться в ее развитие.

 

2. Те, у кого здоровая самооценка и чувство "Я". Эмоционально зрелые люди с адекватной самооценкой, которые знают, чего они хотят, и осознают свои преимущества и свои слабости, которые стремятся к личному росту, также, как правило, успешны в общинах.

 

3. Те, кто открыты для иных взглядов на мир и точек зрения. Агрессивным и деловым, "матерым" предпринимателям и менеджерам, которые инстинктивно знают, "как лучше" и привыкли принимать решения быстро, обычно бывает очень нелегко в общинах, они ощущают разочарование и нетерпение - до тех пор, пока не приспособятся к коллективному процессу принятия решений. Если же они все-таки приспосабливаются, то такие люди часто способны процветать в общине и принести ей много пользы.

 

4. Те, кто ощущает свою связь с другими людьми и заинтересованы в благополучии окружающих. Очевидно, что человек, готовый доверять другим и способный работать в группе, будет успешен в общине, тогда как робкие застенчивые люди и люди, склонные к одиночеству, могут поначалу ощущать затруднения. Они могут быть нечувствительными к нуждам других людей и не понимать, чего от них ожидают. Но при наличии высокой готовности к росту такие люди вполне могут использовать общину как средство измениться и стать полностью включенными в ее жизнь.

 

5. Те, кто готовы следовать групповым договоренностям. Некоторые люди, яростно оберегающие свою независимость, находят кощунственной саму мысль о каких бы то ни было взаимных обязательствах с окружающими и склонны угрожающе ощетиниваться, когда их просят следовать каким-либо правилам или выполнять какие-либо задания. Тем не менее, при наличии сильного стремления жить в общине, такие люди могут перейти от "Я"-сознания к "МЫ"-сознанию, не теряя ощущения собственной значимости. В самой по себе взаимозависимости с другими людьми нет ничего страшного, и ощущение своей связи с другими очень даже способно приносить радость, однако некоторым людям требуется собрать всю свою веру, чтобы хотя бы попробовать это.

 

6. Те, кто готовы прямо высказываться. Люди, готовые брать на себя инициативу, способные честно высказаться, когда они не согласны с другими, и прямо попросить о том, чего они хотят, обычно бывают успешны в общине.

 

7. Те, кто способны успокоиться и выслушать других. Людям, которые всегда знают, "что лучше", которые вечно в движении, полны идей и настойчивы в своих мнениях, бывает очень полезно умерить свой пыл на групповых собраниях для того, чтобы дать другим тоже возможность высказаться.

 

НО ТОГДА РАЗВЕ ЭТО ОБЩИНА?

 

Многие люди считают, что сообщество не является настоящей общиной, если оно не открыто для всех и не готово принять каждого, кто пожелает. Ведь разве сама по себе идея общины не подразумевает более открытые, щедрые, принимающие отношения, чем в обычном цивилизованном обществе?

 

Однако наиболее опытные общинники и экопоселенцы ответят на это, что отсутствие четких критериев для членства в общине - стандартов приема, если угодно, - есть просто-напросто прямое приглашение для эмоционально-нездоровых людей. Сами того не осознавая, они ищут общины для того, чтобы получить ту любящую семью, которой они были лишены в детстве. (Один основатель общины сказал мне, что вывеска над входом в их общину о том, что она открыта для всех, могла с тем же успехом читаться как "Эмоциональный госпиталь: добро пожаловать!")

 

Когда я рассказываю обо всем этом на своих тренингах, многие люди начинают нервно ерзать на своих стульях: сама по себе мысль о возможности исключать людей из общины не укладывается у них в голове. В такие моменты можно легко опознать опытных членов общин: они выразительно кивают и вращают глазами, словно пытаясь сказать: «Не лишне бы повторить ЭТО еще раз!» Они уже познали эту науку через собственный горький опыт; я не вижу причины, по которой вам непременно нужно этот опыт повторить.

 

«Альтернативные общества - редкое и ценное благо в нашей культуре, - отмечает Харвей Бейкер, член общины Данмайр Холлоу (Dunmire Hollow), штат Теннесси, - и существуют они только потому, что определенные люди вложили в их создание огромное количество времени и сил. И было бы глупо впускать в них тех, кто может разрушить то, что многие люди с таким трудом создавали в течение стольких лет».

 

А как же тогда "эффект притирки"? Разве «острые края» в каждом из нас не истираются сами собой при контакте с другими членами общины? Опытные члены общин часто отмечают, что большинство людей действительно становятся более зрелыми в общине благодаря конструктивной (при удачном раскладе) обратной связи, которую они получают, и в силу естественной склонности учиться более совершенным (в идеальном варианте) навыкам общения, которые они наблюдают у своих более опытных собратьев. Многие группы могут привести примеры людей, рядом с которыми было трудно находиться, когда они только прибыли в общину, но которые настолько вдохновились и выразили готовность учиться, что со временем стали образцовыми членами общины.

 

Однако, похоже, что действенность "эффекта притирки" напрямую зависит от готовности потенциального нового члена учиться чему-то новому, меняться и расти. И мне приходилось видеть молодые формирующиеся общины - даже с очень хорошими навыками взаимодействия, - которые раскалывались в результате конфликта или даже судебного разбирательства только потому, что всего лишь один участник не обладал достаточной эмоциональной зрелостью и самообладанием, чтобы работать в группе. Вся "изнанка" человека всплыла на поверхность - как это, в принципе, происходит со всеми в общине, - но в этих случаях она оказалась слишком разрушительной, чтобы группа смогла ее выдержать.

 

Когда человек психически травмирован и переживает тяжелые времена, он, безусловно, может улучшить свое состояние, находясь в общине, и, в идеале, может исцелиться и вырасти благодаря поддержке и конструктивной обратной связи с окружающими. Но определенный уровень психической травмы – без наличия высокой готовности к росту - оказывается все-таки неподъемным для многих общин, особенно молодых. Я думаю, что один глубоко травмированный человек может причинить группе гораздо больше ущерба, чем десять здоровых, - до того, что сбить с нормальной колеи всю деятельность в общине и высосать всю ее энергию.

 

ПАССИВНЫЕ ЖЕРТВЫ, ОЗЛОБЛЕННЫЕ ЖЕРТВЫ.

 

Предположим, что человек, имевший несчастье быть душевно травмированным в детстве и с тех пор так и не сумевший исцелиться, приходит в вашу группу. Такой человек обычно чувствует себя в той или иной степени нуждающимся и незащищенным и имеет склонность интерпретировать неспособность или отказ других людей удовлетворять его нужды как очередное притеснение или оскорбление.

 

Иногда подобный персонаж выглядит робким, покорным, беззащитным, как говорят некоторые люди, излучает "энергию жертвы". В другом случае, напротив, он кажется порывистым, резким и страстным, легко и неожиданно впадает в негодование и ярость. В обоих случаях ощущается, что где-то на бессознательном уровне человек ожидает нападения извне и как бы заранее готов получить удар или отражать его. Такой человек имеет свойство из раза в раз попадать в ситуации, когда его оскорбляют, и непостижимым образом умудряется провоцировать обычно спокойных людей на агрессивные выпады в отношении него. Он может находить или распознавать "оскорбительное поведение" там, где для других его даже близко нет, и обреченно заключать: "Ну вот, я так и знал, вы все сговорились против меня".

 

Проблема заключается не в том, что человек был однажды травмирован, что, очевидно, нельзя считать его виной. Проблема заключается в том, что он продолжает интерпретировать поступки других людей как попытку притеснить его.

 

Вот как это обычно выглядит. В один прекрасный день перед воротами вашей общины или на собрании вашей группы появляется Дарлин. У нее сложные обстоятельства, и вы, чувствуя к ней сострадание и желая ей помочь, принимаете ее к себе. Вы рады, что помогли человеку в беде, и первое время все идет хорошо. Однако вскоре между Дарлин и некоторыми другими членами общины начинаются трения. На кругах доверия она отказывается говорить и уходит. Попытки наладить с ней обратную связь и высказать что-то по поводу ее поведения грубо отвергаются. Просьбы о малейших изменениях в ее поведении воспринимаются как агрессивные выпады. Любое внимание со стороны общины с целью разобраться и прояснить ситуацию воспринимается как преследование. Поначалу Дарлин думала, что вы ей друзья, но, увы, как и все вокруг, вы собрались здесь для того, чтобы мучить ее.

 

По какой-то причине «Дарлин» очень часто появляется в самых разных общинах под видом одинокой матери с несколькими детьми на попечении, а также с двумя собаками, к которым «очень привязаны малыши». У матери слабое здоровье, и она с трудом переносит некомфортные условия, у одного из детей «ограниченные возможности» и «особые потребности»140, у собак обнаруживаются блохи и лишай.

 

(Потенциальная драма и итоговая цена всего этого для общины возрастает, если отец детей Дарлин пытается забрать или отсудить их у нее или же стремится вернуться к ней и продолжить их семейную «Санта-Барбару»). Дарлин в глубоком истощении и отчаянии, и, конечно, вам хочется помочь ей. Ради бога, накормите семью, дайте им ночлег на пару ночей и немного денег, если хотите. Воодушевите Дарлин поискать помощи в местных социальных службах и обществах реабилитации. Трудно даже представить, какое бремя вы взвалите на себя, если вы примете ее в свою общину.

 

Жители Лост Вэлли однажды «спасли» одинокую матерь при обстоятельствах, похожих на вышеописанные, и кончилось это тем, что она обвиняла и проклинала общину на чем свет стоит, несмотря на все усилия поселенцев помочь ей. «У нас просто не было тех благ, которыми можно было бы компенсировать ей ущерб, причиненный нашей благотворительностью», - с кривой усмешкой вспоминает Дайанн Броз.

 

Или, к примеру, Майк появляется у порога вашего поселения. В праведном негодовании на прогнившую государственную систему и темные силы, поработившие Землю, он решительно намерен посвятить себя социальному служению и спасению планеты. Он уверен, что община - ваша община – это ответ на его вопросы. Он присоединяется к вам, и вы приветствуете его рвение. И какое-то время все идет очень хорошо.

 

Однако вскоре между Майком и некоторыми другими членами общины возникают разногласия. Отзывы, которые он получает о себе, по его мнению, полный вздор; просьбы об изменении его поведения - это попытки поработить его; круги доверия - это «спектакль для сентиментальных хлюпиков». Любые попытки общины разобраться в ситуации и наладить отношения он воспринимает как преследование. Да, поначалу, ваша община показалась ему верным союзником в борьбе. Но, увы, у вас тут тоже "все уже схвачено", и здесь у власти все те же темные силы, что и везде.

 

Дарлин действует из страха; Майк - из негодования и озлобленности. Оба они жертвы.

------------------------------

140 Англ. children with special needs (букв. «дети с особыми потребностями») - принятая на Западе деликатная форма названия детей с различными задержками в развитии или трудностями в поведении. – прим. перев.

Какие общины могут принять людей в таких обстоятельствах, за исключением терапевтических или социально-реабилитационных, организованных специально для помощи нуждающимся? Крупное, старое, уже налаженное и устоявшееся поселение иногда может принять людей с трудным характером или психическими травмами без большого ущерба для себя. В конце концов, вековой дуб может выстоять, если в него врежется грузовик. Но ни в коем случае не испытывайте судьбу, если ваша группа еще мала или только-только формируется. Вы еще только нежный росток, а не взрослое дерево, и поэтому еще очень и очень уязвимы.

 

ОТБОР ЧЛЕНОВ И ЗАКОН.

 

Как уже упоминалось раньше, если у вас есть земельные участки или дома, занимаемые путем купли-продажи на открытом рынке, вы не можете проводить отбор покупателей, но обязаны продать любому, кто согласится на ваши условия. Если, основываясь на ваших критериях членства, вы выбираете одних покупателей и отказываете другим, суд может интерпретировать это как дискриминацию. Живые жилищные сообщества встречаются с этой проблемой, но, как уже отмечалось ранее, обычно на их предложения откликаются как раз те люди, которые стремятся к большей общинности в своей жизни и понимают смысл сообщества в нужном ключе, так что тут отбор членов в основном проходит в режиме самоотбора.

 

Однако бывают и случаи, когда формирующаяся группа домовладельческой общины замечает, что кто-то из членов не устраивает остальных, и предпринимает меры для исправления ситуации. Так было, к примеру, в молодой кохаузинг-группе на северо-западе США, которую я условно назову «Краснолесье» (Redwood Commons), и ее членом, которого я назову Кэл. Кэл имел странную, очень монотонную манеру говорить, и лицо его при этом абсолютно не выражало никаких эмоций. В психиатрии такое явление называется «уплощенный аффект»141. Все участники заметили эту его странную, какую-то механическую манеру поведения: некоторые сочувствовали Кэлу и были добры к нему; другие же чувствовали, что их это нервирует. Когда пришло время вкладывать деньги для покупки недвижимости и двигаться дальше, некоторые высказались против того, чтобы Кэл участвовал в проекте: «А что, если в один прекрасный день окажется, что он «кусается» и обидит кого-нибудь из наших детей?» Другим же было очень тяжело так поступать и по непонятной причине отказывать человеку. Им хотелось проявить сострадание к Кэлу, которому жизнь в общине явно пошла бы на пользу, хотя и они чувствовали, что это может быть рискованно. В конце концов, несколько членов группы отозвали Кэла в сторонку и несколько грубовато попросили его покинуть группу, что он и сделал. Они не сказали ему, что, согласно закону, он имел все права вступить в их сообщество.

 

До нынешнего дня многие члены «Краснолесья» ощущают стыд из-за того, что они так грубо обошлись с Кэлом: для него это, очевидно, было болезненным событием. И они спрашивают себя, можно ли было сделать это как-то по-другому, более деликатно и по-доброму? Должны ли они были сказать ему об этом раньше, пока он еще не привык к их группе? Или, может быть, они вообще были чертовски неправы, и Кэл мог бы стать отличным членом общины? Частый контакт с соседями, особенно с детьми, быть может, привнес бы недостающее тепло в его жизнь.

 

Однако, хотя это и весьма болезненный вопрос, я считаю, что участники этой общины поступили верно, последовав своим чувствам и предприняв шаг, который им показался лучшим для общины в целом. В отличие от женщин из Края Мечты, люди из «Краснолесья» не позволили стыду за свои "неправильные" чувства помешать им честно высказать их.

 

--------------------------------

141 flat affect.

УМЕНИЕ СКАЗАТЬ "НЕТ".

 

Имеет ли группа участки (дома) для продажи на рынке или же сама владеет своей недвижимостью и, таким образом, вправе выбирать своих членов, - все равно возникает вопрос: вправе ли мы просить, чтобы человек ушел, что бы мы там ни чувствовали по этому поводу?

 

Задумайтесь вот над чем: человек, которого не приняли в группу или общину, конечно, чувствует разочарование, но он переживает его и двигается дальше. Но человек, которого приняли в группу, который переехал в поселение и уже живет там какое-то время, может быть гораздо глубже травмирован, если теперь возникнет конфликтная ситуация, из-за которой он должен будет уйти. Гораздо легче для всех участников процесса принять такое, пусть и кажущееся болезненным, решение в самом начале.

 

Я бы советовала любой начинающей общине сначала обосноваться на земле, пустить корни, подрасти несколько лет, стать более-менее сильной и здоровой и только потом, если угодно, принять и попытаться исцелить психически травмированного человека, нежели пытаться «спасать» кого-то в самом начале, когда вы рискуете самой возможностью воплощения проекта. Вы еще только проклевываетесь из семян, и на этом этапе вам нужны самые безопасные условия, какие только возможны.

 

Научиться отказывать людям может оказаться настолько трудным, что многие предпочитают не иметь с этим дела вообще, особенно если их воспитывали, что говорить «Нет» - это невежливо или эгоистично. Как женщины из Края Мечты, мы часто стыдимся своих не очень добрых чувств к другим людям и осуждаем себя за то, что «судим ближних» или, еще хуже, за «дискриминацию».

 

«Судить ближних» означает утверждать, что кто-то является «нехорошим» или «неценным» человеком. Здесь же речь идет совсем о другом: вы решаете, близок ли человек лично вашим взглядам и ценностям, соответствует ли его поведение нормам вашей группы и способен ли он принять на себя принятые у вас финансовые и трудовые обязательства. Глагол же to discriminate (от которого происходит слово "дискриминация) означает "распознавать различия между разными вариантами; дифференцировать, различать". Различать же вы неизбежно должны, поскольку речь идет о том, чтобы жить рядом с этим человеком и иметь с ним общее имущество и общие дела на протяжении, возможно, всей оставшейся жизни.

 

ОТБОР НОВЫХ ЧЛЕНОВ.

 

Общины по-разному организовывают процесс отбора новых членов.

 

В Этхэвен (Earthaven), к примеру, люди сначала узнают об образе поселения, его принципах и ценностях, требованиях к участникам и получают другую информацию, изучая веб-сайт экопоселения и информационный пакет (который включает в себя перепечатки журнальных статей и видео). Те, кто заинтересовался, могут совершить поездку в поселение, побывать на собраниях общины и договориться о визитах по выходным.

 

Первая ступень членства в экопоселении - это стать "членом группы поддержки" (supportive member). Ее смысл заключается в том, чтобы члены общины и новый человек могли получше узнать друг друга в непринужденной обстановке, без необходимости задавать друг другу слишком много вопросов за один вечер. Член группы поддержки может приезжать в поселение в любое время, останавливаться и жить там при наличии свободных мест в гостевых помещениях (или у готовых его принять поселенцев); может посещать собрания Совета поселения, не принимая, однако, участия в дискуссиях. Кроме того, он получает на свой электронный адрес письма с новостями поселения и копии решений Совета.

 

Член группы поддержки платит небольшой ежемесячный взнос и подписывает соглашение, в котором сказано, что он понимает идею, принципы и ценности общины.

 

Если человек принял решение вступить в общину, он становится кандидатом в поселенцы на определенный испытательный срок, продолжительностью не менее шести месяцев (бывает, что этот период продолжается дольше). Это позволяет ему и общине еще более тесно соприкоснуться друг с другом, так как тут уже возникают определенные взаимные обязательства с обеих сторон. Кандидат вправе участвовать в поселенческих собраниях (хотя и не пользуется правом вето), других мероприятиях и приглашается к постоянному проживанию в общине. Он платит вступительный взнос в размере 4000 долларов и подписывает договор, в котором соглашается уплатить определенную сумму за аренду своего будущего участка, когда станет полноправным членом общины. Кандидат должен посещать, по крайней мере, два поселенческих собрания в месяц, трудиться 48 часов (6 полных рабочих дней) в квартал (3 месяца) на общественных работах и должен познакомиться с как можно большим числом членов общины.

 

Процедура приема в кандидаты включает в себя заполнение анкеты, содержащей вопросы о самом человеке и о том, чего он ожидает для себя от жизни в общине (с этой анкетой потом могут познакомиться все члены поселения), а также подробный рассказ о своей жизни всей группе на специально отводимой для этого встрече. Если никто не возражает, чтобы человек стал кандидатом в поселенцы, то через три недели после собрания, посвященного рассказу, он становится кандидатом. (Если по окончании испытательного срока община все-таки не примет его в полные члены, то вступительный взнос возвращается. Если же человек сам откажется и передумает вступать в общину, то община удерживает одну третью часть взноса в качестве предупредительной меры, направленной против чересчур легкомысленных решений о вступлении).

 

Через шесть месяцев, если кандидат аккуратно выполнял свои трудовые и прочие обязательства, он (она) может стать полноправным членом общины. Все поселенцы снова собираются, и производится их опрос по поводу того, какое у них сложилось мнение о новичке и согласны ли они, чтобы он стал действующим членом. В частности членам общины задаются такие вопросы: «Успели ли вы познакомиться и узнать этого человека? Если нет, то почему?», «Как вы считаете, этот человек смог бы принести пользу общине? Какую?», «Есть ли у вас какие-либо возражения, критические замечания или предубеждения против этого человека? Если да, то пробовали ли вы обсудить их с ним в личной беседе?» Если у члена общины имеются какие-либо возражения, он должен отдельно встретиться с кандидатом и попытаться, пообщавшись с ним, рассеять свои предубеждения и разрешить разногласия. Если же это не получается или же если община в целом имеет возражения по поводу кандидата, то ему может быть предложено продлить испытательный срок и обратиться снова по этому же вопросу позднее. Если же ни у кого возражений нет, то на собрании Совета поселения через процедуру консенсуса кандидату присваивается статус полноправного члена экопоселения, после чего проводится празднование этого события.

 

Поселение Мидоуданс (Meadowdance) имеет похожую процедуру с несколькими последовательными ступенями членства, но с большим количеством промежуточных «приемов»: по окончании первого, четвертого, седьмого и тринадцатого месяца жизни в общине, после чего кандидат становится полным членом. На каждой ступени членства кандидат вправе участвовать в собраниях, но он не имеет права вето. Процедура, принятая в Мидоуданс, закономерно строже, чем прием в поселение, подобное Этхэвен, т.к. Мидоуданс является коммуной, члены которой живут в общем здании, имеют общие трапезы и коллективно трудятся на общих проектах.

 

Большинство общин и поселений из числа "успешных 10%" имеют подобную многоступенчатую процедуру приема.

 

КАК МОЖНО СКАЗАТЬ ЗАРАНЕЕ?

 

Поскольку большинство из нас имеют ту или иную степень психических нарушений и находятся на разных стадиях духовного исцеления, возникает вопрос: как же возможно заранее сказать про того или иного человека, что он травмирован в такой степени, что может создать серьезные проблемы для всей группы? Большинство людей с достаточно серьезными эмоциональными нарушениями не подают таких ярких признаков своей болезненности, как вышеописанные Регина или Кэл, но выглядят при первой встрече примерно так же, как обычные нормальные люди.

 

Этот самый вопрос задавали мне Селеста и Брэд, основатели небольшой общины на Верхнем Среднем Западе, которую я условно назову Дальнее Озеро (Faraway Lake), после того, как она раскололась в результате трагического конфликта.

 

Селеста и Брэд - двое из числа наиболее приятных, способных и глубоко духовных людей, каких я только знаю, и поэтому, когда они начинали планировать создание своей новой общины, я была уверена, что у них все получится. Они составили прекрасное и грамотное описание образа своего поселения и привлекли еще пятерых единомышленников, каждый из которых казался настолько же серьезным и способным человеком. Группа несколько месяцев встречалась на домах у участников и строила планы дальнейших действий.

 

После просмотра более 50 различных вариантов ребята нашли идеальное место вблизи озера, где было все, о чем они мечтали. Хотя у них и были деньги для необходимого первоначального взноса, им все же не хватало средств для немедленной покупки, и поэтому они стали искать возможности займа.

 

Параллельно они сняли небольшую хижину неподалеку от места будущего поселения и расположились там, поставив палатки во дворе и заставив кроватями мансарду домика. Для того, чтобы обеспечить себя на новом месте, они затеяли небольшое совместное производство с ручным трудом, в которое Брэд, Селеста и еще двое членов группы вложили свои сбережения и заемные средства от друзей. Они арендовали и обновили производственное помещение неподалеку и начали работать. В течение нескольких следующих месяцев группа напряженно трудилась на новорожденном предприятии, но при этом друзья все-таки умудрялись находить время, чтобы собираться по вечерам у костра с песнями и историями, погулять по окрестностям, поплавать по озеру на парусных лодках или просто посидеть где-нибудь, размышляя, на восходе солнца.

 

К несчастью, начатый группой бизнес встретил несколько неожиданных затруднений. Финансовая неопределенность вкупе со стесненными условиями проживания подточила энтузиазм участников группы, и между ними начались трения. Это не тревожило сильно Брэда и Селесту, поскольку они уже жили в общине до этого и были довольно-таки искушены в групповом процессе и разрешении конфликтов. Однако один из членов, которого я назову Дэвид, был явно неудовлетворен ситуацией, и в нем все более нарастал гнев и недовольство. На кругах доверия и на сессиях обратной связи он, казалось, все слышал и все понимал, но в глубине души он становился все более сердит, раздражен и непримирим в своем мнении о происходящем. В особенности он невзлюбил Селесту, которая попросила его изменить кое-что в его поведении с людьми, с которыми они вели дела за пределами общины. По мере того, как в следующие несколько месяцев конфликт разгорался все сильнее, и Брэд с другими членами общины пытались урезонить Дэвида, сам Дэвид все больше утверждался в своей неприязни к Селесте как к источнику всех бед. Конфликт ужесточился и принял форму борьбы за власть в общине между двумя ее участниками. Селеста требовала, чтобы Дэвид относился более осознанно к общим делам и изменил некоторые свои привычки; он же, в свою очередь, требовал, чтобы она прекратила «командовать всеми». Как опытные экопоселенцы, Брэд и Селеста считали, что, поскольку они все вместе живут под одной крышей и ведут общее дело, поведение Давида или любого другого члена группы касается всех и каждого. Но для Давида это было недопустимое вмешательство в его частную жизнь. Группа раскололась на фракции. Напряжение и недоверие все возрастали.

 

В момент, когда казалось, что хуже уже некуда, окончательно рухнул и общий бизнес, оставив общинников в больших долгах. Истощенные неудачами и деморализованные, участники общины почувствовали, что у них нет другого выхода, кроме как разъехаться восвояси. Так они покинули место.

 

Через четырнадцать месяцев с момента их высадки на земле община Дальнее Озеро прекратила свое существование. Дэвид, который не вкладывал своих денег в общий бизнес, отказался также участвовать в выплате его долгов. Оставшись снова в одиночестве, ошеломленные, подавленные неудачами и стыдом за провал их светлой мечты, Брэд и Селеста в течение следующих трех лет работали для того, чтобы расплатиться с долгами и вернуть то, что они имели до начала предприятия.

 

«Как мы могли знать, что Дэвид станет так себя вести, живя в общине? - спрашивала впоследствии Селеста. - Никто, пообщавшись с ним, не смог бы заподозрить подобное. За те несколько месяцев, когда мы планировали проект, он был одним из самых привлекательных и прекрасных людей, каких только можно встретить! Как можно было догадаться?»

 

ВОПРОСЫ, ОТЗЫВЫ И ДЛИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

 

«Ищите хорошую историю любви и работы», - советует Ирвин Вольф Цуккер. Согласно принципам психологии, поведение в прошлом является наилучшим индикатором поведения в будущем, поэтому он рекомендует задавать новичкам подробные вопросы об их прошлой жизни при помощи анкет и интервью.

 

Предположим, к примеру, вы ищете людей, которые самостоятельны в финансовом отношении, эмоционально уравновешенны и, в идеале, имеют какой-то опыт жизни в тесном коллективе. Чем более близкие отношения предполагаются в вашей общине - в плане физической близости, количества совместно используемого имущества и степени финансовой взаимозависимости, - тем более прямолинейными и откровенными могут быть ваши вопросы.

 

Так, помимо обычных вопросов о том, чего человек ожидает для себя от будущей жизни в общине, вы можете спросить:

 

- каким образом вы обеспечивали и обеспечиваете себя материально?

 

- можете ли вы рассказать о некоторых ваших долговременных отношениях с людьми?

 

- каким был ваш опыт взаимодействия с окружающими в школе и вузе?

 

- какое образование вы получили?

- если вы не доучились и решили покинуть учебное заведение, то по какой причине это произошло?

 

- практиковали ли вы дополнительное образование, альтернативные способы обучения или трудовых отношений, к примеру, стажировку/интернатуру, ученичество у мастера или обучение без отрыва от производства? Где и как долго? Завершили ли вы это обучение?

 

- приходилось ли вам жить в условиях общежития или иной формы общности пространства, труда, имущества и ресурсов (студенческое общежитие или студенческое самоуправляющееся жилищное сообщество, «квартирная община», коммунальная квартира или какое-либо кооперативное объединение)?

 

- есть ли у вас в настоящее время возлюбленный (возлюбленная) или семья? Как долго вы были вместе? Планируете ли вы жить вместе в общине?

 

- если вы являетесь одиноким родителем, то каковы ваши отношения в настоящее время с вашим бывшим супругом (отцом/матерью ваших детей)? Сохраняете ли вы хорошие отношения, участвует ли он/она в воспитании вашего ребенка/детей, или же вы не общаетесь? Претендует ли второй родитель на опеку над ребенком/детьми?

 

- В состоянии ли вы будете принять на себя наши трудовые и финансовые обязательства? Каким образом вы намерены изыскать средства для этого?

 

Эти вопросы могут казаться чересчур личными, однако имейте в виду, что вы ищете человека как раз для глубоко личных отношений, включающих в себя аспекты как семейной жизни, так и трудовых отношений и делового партнерства. Вы ожидаете от человека определенную степень ответственности и доверительности, как от близкого соседа и того, с кем могли бы дружить ваши дети, а также как от партнера, с которым вы будете владеть общим имуществом и принимать совместные финансовые решения.

 

Кстати сказать, неготовность вкладывать свои деньги в выкуп общей земли или платить членские взносы, при том, что человек желает быть членом общины наравне с другими, часто является показателем того, что в будущем с ним могут возникнуть проблемы, как в случае с Региной и Дэвидом. Хотя и не всегда.

 

Некоторые из наиболее активных и продуктивных членов Этхэвен, к примеру, - это молодые люди, которые вступили в поселение, не имея денежных средств, однако они с лихвой выплачивают свои членские взносы и арендную плату за землю через свой труд и натуральный обмен с общиной.

 

Помимо вопросов, вы можете также попросить у человека представить вам три или четыре рекомендательных письма или отзыва о нем от его бывших партнеров, текущих и бывших работодателей, арендодателей и домовладельцев и/или компаньонов по путешествиям. Вы можете спросить: а что, если человек предоставит письма только от тех друзей, которые дадут о нем лишь хорошие отзывы? Что ж, отлично. На самом деле уже само по себе то, как человек отреагировал на вашу просьбу о рекомендательных письмах, может сказать вам многое. Если он с готовностью берется выполнить это поручение и быстро доставляет вам результаты - это хороший знак. Я однажды просила подобные отзывы от людей, намеревавшихся посетить одну небольшую формирующуюся общину (отзывы требовались заранее, за несколько дней до визита, для того, чтобы к моменту встречи община уже имела представление о кандидате, знала, на что обратить внимание, и, если человек очевидно не подходит, предупредить его об этом еще до поездки, чтобы избежать лишних расходов и потери времени). Так вот, я обнаружила, что можно получить очень неплохое представление о том, как к человеку могут относиться окружающие, уже с третьего или четвертого письма. И определенно этот метод сослужил бы хорошую службу вышеописанной общине Дальнее Озеро, если бы Брэд и Селеста попросили отзывы о прошлых деловых отношениях Дэвида.

 

Уже после распада коммуны они узнали, что в отношении него были вынесены несколько судебных решений о возмещении умышленно причиненного ущерба и взыскании долгов в пользу его бывших деловых партнеров, и он пытался укрыться от исполнения этих решений в разных экологических общинах и альтернативных обществах.

 

Однако, минуточку, всегда ли поведение в прошлом правильно предсказывает поведение в будущем? Как насчет того, что люди могут меняться и расти? Люди действительно с годами могут стать более зрелыми, надежными, эмоционально устойчивыми и ответственными, и мы должны иметь в виду такую возможность. И я, кстати, предлагаю спрашивать об этом у людей напрямую: «Каким вы были в двадцать лет? Изменились ли вы с тех пор в каких-либо существенных чертах?» Нам необходимо найти золотую середину между оценкой поведения человека в прошлом (и часто лишь за последние пять или десять лет) и его состоянием в настоящий момент. Вопросы и интервью, отзывы, а также длительный период для общения и знакомства, когда вы можете увидеть человека день за днем в различных ситуациях, помогут вам, в конечном счете, принять обоснованное решение.

 

Однако, еще минуточку! А как насчет самих основателей, что пришли в группу с самого начала? Если бы они подобным же образом исследовали самих себя, достойны ли были бы они принятия в собственную общину? Способны ли они сами отвечать своим же требованиям?

 

Люди очень часто склонны искать более высокого уровня нужных качеств в новых членах, чем могут предоставить сами. Видимо, такова человеческая натура: всегда целить выше - подобно пожилому отцу, считающему, что ни один жених не достаточно хорош для его любимой дочери, хотя сам папаша едва ли отвечает своим же собственным стандартам. Мой совет для основателей групп и начинающих





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 353 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2611 - | 2184 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.