Электронная обучающая система толкового словаря русского языка подразумевает создание индивидуальных лингво-сематических коллекций. В данном случае игра используется для повышения статуса коллекций и интереса к запуску коллекционных процессов.
Ученик при анализе словарей может собирать диалекты, делать карты распространения слов и говоров. Его добавления имеют гипотетический статус, который должен для окончательного ввода в базу быть подтвержден учителем. Переход к орфографическому словарику своего уровня для каждого класса. Этимологический словарь с наглядными траекториями заимствований. Толковый словарь с историческими модернизациями и частотами использования слов в произведениях писателей и в разговорном языке. Возможно создание словаря произведения, словаря писателя, словаря героя (персонажа).
Энциклопедия русских писателей
Собрание текстов классиков русской литературы (2 000 писателей, 20 000 произведений) взято по полным собраниям сочинений писателей. Отдельным блоком идет литературоведческая информация и критика. Таким образом, вокруг писателя по годам строится событийная среда – что он делал, что писал, как к этому относились. Ученик может почитать само произведение и проследить изменение отношения к нему.
Энциклопедия позволяет организовывать широкий перечень индивидуализированных заданий, например, сопоставление сюжетов произведений, сравнение героев. Для этого создается оболочка, которая позволяет собирать интересующие учащегося характерные черты героя (например, одежда, головные уборы, основные идеи и т. п.). Эти характерные черты собираются и автоматически анализируются в других произведениях, после чего компьютер по заданному алгоритму сравнения может выдать уровень совпадения. Этим можно зафиксировать характерного героя определенного автора или эпохи, то, как говорит, одевается, поступает и т. п.
К энциклопедии имеется также система тестов, которые позволяют по характерным моментам произведения выяснить, насколько глубоко и внимательно читает ученик то или иное произведение.
Энциклопедия российской культуры
Энциклопедия построена на основе хронологической шкалы, где показаны даты выхода книг, журналов, критических статей, произведений в других видах искусств – художников, композиторов, представления театров и другие события культуры. Это создает широкое полотно событий и позволяет анализировать ситуацию определенной эпохи и даже года, чтобы видеть, в какой обстановке существовали люди того времени.
Задания по данной энциклопедии могут иметь характер обобщения культурных феноменов, тут очевидны явления взаимодействия разных жанров культуры, может быть задание воспроизвести эпоху по характерным ситуациям, например, день петербуржца в 1834 г. и т. п. Энциклопедия включена в систему интересового обучения. Данные задания имеют разную форму и содержание в зависимости от того, какой тип интереса предполагается у ученика, его выполняющего.
В данную энциклопедию входит как подпрограмма музей русской культуры. Имеется в виду виртуальный музей с коллекцией музыки, прежде всего классической, картинной галереи, представляющей существующие музеи и коллекции и т. п.
Принципы индивидуализации
Основной принцип индивидуализации строится на норме семьи и происходящего из нее типа интереса. Подробно концепция такой индивидуализации изложена в монографии «Сценарии формирования ученика». Выделяем четыре типа интереса: к новому (далее новичок), к старому (далее старичок), коллекционный и игровой.
Первый возникает, когда ученик еще до занятий получает знания (до того, как его узнают все, он знает первым и новое, хотя новизна может быть чисто субъективной: учитель сказал, в то время как ученик раньше это уже знал). Первичной формой такого интереса является чтение учеником учебника еще до урока. Но для поощрения такого типа интереса необходимо, во-первых, чтобы учебник был меньше, т. е. чтобы ученик мог его «проглотить» за раз, пока интерес к новому не остыл. Во-вторых, факты, которые знает новичок и не знают другие, должны быть яркими и интересными для других. Развитие этого типа интереса происходит в создании лаборатории подготовки уроков и в электронизации этой формы интереса в системном обеспечении алгоритмов подготовки урока.
Второй интерес – репродуктивный и проявляется в проверке заданий сверстников и в желании быстрее ответить домашнее задание, когда его спрашивают. В этом случае ученик показывает, что знает то, что знают все. Его преимущество не в новизне и скорости, а в качестве и окончательном суждении. Для электронизации этого типа интереса создается лаборатория записи уроков.
Коллекционный интерес проявляется, например, в дублировании работы учителя (при объяснении непонятного из объяснения учителя сверстникам), коллекционер ориентирован на неяркие формы аккумуляции знаний, например, в конспектах, картотеке и других формах коллекционирования.
Игровой интерес проявляется в ситуации состязания, когда исход состязания неопределен, и в особого рода контрольных с неопределенным результатом. Нормальные контрольные, которые должен решить каждый, оставляют для игры только одну нишу – кто сделает первым. Нормальная же игра позволяет участвовать многим ученикам в одной деятельности.
Учебный материал располагает разным потенциалом в контексте разного типа интереса. Какой-то стимулирует в основном игровой интерес, какой-то целесообразно осваивать через коллекцию. Все определяется структурой материала и соотношением новизны и объема.
Индивидуализация материала на первом уровне является модификацией исходного материала в направлении приспособления к типу интереса. Таким образом, возникает более уравновешенная в отношении к интересам структура материала.
Помимо интересовой индивидуализации существует индивидуализация коррекционная. Коррекция касается лагун знаний и интересовых лакун. После освоения материала проводится тестирование не только содержания, но и состояния интересового контекста знаний ученика, что позволяет осуществить рейтинговое тестирование. По мере выявления лакун обоих типов формируется коррекция программы, ученику рекомендуется материал определенной направленности. Так возникает индивидуальная траектория движения ученика в материале знаний и навыков.
При электронизации учебного процесса индивидуализация реализуется посредством системы лабораторий. Для интереса к новому рекомендуется участие в лаборатории подготовки уроков, для интереса к старому – в лаборатории записи уроков, для коллекционного интереса – в лабораториях по созданию словарей и энциклопедий разного рода, для игрового – в лаборатории игр. Все это соединяется с лабораториями по интересам и ранжированием информации по преобладанию типа интереса. В результате получается, с одной стороны, пособия, ориентированные на типы интереса, с другой – переход ученика из одной лаборатории в другую и формирование циклического интереса, например по схеме: материал 1 в стиле интереса 1, материал 2 – в стиле интереса 2 и т. п.