Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 3. »ндивидуальна€ психологи€: јдлер.




јльфред јдлер (1870-1937) родилс€ в австрийском местечке ѕензинге близ ¬ены, родители его принадлежали к среднему классу. ћать была домохоз€йкой, а отец, еврей по национальности, торговал зерном. ” јдлера были старшие брат и сестра, двое младших братьев (один из которых умер, когда јльфреду было три года) и две младшие сестры.

¬ то врем€ евреи могли жить в јвстрии в двух местах: в добровольных гетто и в населенных иноверцами пригородах. —емь€ јдлеров жила именно в таком пригороде. ’от€ в 1870-90-х гг. усилилс€ антисемитизм, на јдлера, по свидетельствам современников, это повли€ло мало. Ђјльфред жил жизнью мальчика из предместий ¬ены... ≈го ранние переживани€ не позвол€ли ощущать различи€ между евре€ми и неевре€ми как нечто личностно значимоеї (Furtmuller, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1979, p. 331).

јдлер рос болезненным ребенком. ” него был рахит, спазмы гортани, в возрасте четырех лет он чуть не умер от пневмонии. ѕервые годы в школе были трудными, хот€ об этом периоде его жизни известно мало. јдлер испытывал трудности с адаптацией, был невысокого мнени€ о своих физических данных и плохо успевал по математике.

ћожно предполагать, что слабое здоровье, т€жела€ пневмони€ в раннем детском возрасте, а также смерть младшего брата повли€ли на решение јдлера стать врачом. ќн поступил в ¬енскую медицинскую школу, закончил ее в 1895 г. по специальности офтальмологи€. ќн начал частную практику, но вскоре приступил к разработке системы взгл€дов на органическую неполноценность и гиперкомпенсацию и в конце концов выпустил книгу Ђ»сследование органической неполноценности и ее психической компенсацииї (Study of Organ Inferiority & Its Psychical Compensation, 1907/1917). “ак началс€ его интерес к психиатрии и психотерапии.

ѕримерно в это врем€ јдлер встретил и полюбил –аису Ёпштейн и в 1897 г. женилс€ на ней. ” них родились четверо детей Ч ¬алентина в 1898 г., јлександра в 1901 г.,  урт в 1905 г. и Ќелли в 1909 г. јлександра и  урт впоследствии стали психиатрами и продолжили дело отца.

¬ конце XIX в. «игмунд ‘рейд работал над созданием своей теории сновидений. ≈го идеи встречали резкое сопротивление, и јдлер встал на его защиту, призывал объективно оценить идеи ‘рейда, а не огульно их отвергать. ¬ 1902 г. јдлер (вместе с трем€ другими специалистами) получил приглашение от ‘рейда присоединитьс€ к дискуссионной группе, в которой предполагалось обсуждать теорию, философию и психопатологию человеческой натуры. јдлер прин€л это приглашение. Ёта группа получила название Ђ¬енского психоаналитического обществаї. ¬ этот период јдлер училс€ у ‘рейда, продолжа€ развивать собственные идеи и совершенствовать свое собственное мышление.

¬ 1910 г. была основана ћеждународна€ психоаналитическа€ ассоциаци€; ее первым президентом был  . √. ёнг, а вторым јдлер. ¬ том же году стал издаватьс€ новый журнал Zentralblatt fur Psychoanalyse при сотрудничестве ‘рейда и јдлера. јдлер бы соредактором, а ‘рейд главным редактором. ¬месте с тем јдлер продолжал разрабатывать собственные идеи, и когда он стал публиковать свои работы одновременно с критикой взгл€дов ‘рейда, отношени€ между јдлером и ‘рейдом стали напр€женными. ƒело дошло до того, что јдлер ушел с поста соредактора и президента јссоциации. јдлер вместе с некоторыми своими последовател€ми позднее основал ќбщество свободных психоаналитических исследований (Society for Free Psychoanalytic Research)и стал его президентом. ¬ 1912 или 1913 г. ќбщество было переименовано в ќбщество индивидуальной психологии. ∆урнал Zeitschrift fur Individual-psychologie,в котором јдлер был соредактором, стал выходить в 1914 г.

јдлера призвали в 1915 г. в австро-венгерскую армию; несмотр€ на это, он продолжал разработку своей системы Ђ»ндивидуальной психологииї. ѕо окончании войны јдлер прин€л участие в движении австрийской школьной реформы и в 1922 г. открыл в ¬ене первую консультацию по психолого-педагогической работе с трудными детьми; впоследствии множество таких консультаций было открыто в √ермании и јвстрии.

јдлер впервые посетил —Ўј в конце 1926 г. ќн читал лекции, был приглашенным профессором  олумбийского университета в 1929 г., стал первым заведующим кафедрой медицинской психологии в медицинском колледже Ћонг-јйленда в 1932 г. ¬ этот период он работал над совершенствованием своего английского (который описывали как Ђхромающийї) и даже научилс€ в возрасте 60 лет водить автомобиль.

¬ середине 1930-х гг. в јвстрии к власти пришли фашисты. ¬ св€зи с этим јдлер с женой с 1935 г. посто€нно жили в Ќью-…орке. “рое детей переехали с ними, а ¬алентина бежала в –оссию (где вскоре погибла вследствие сталинских репрессий). Ќаход€сь в —оединенных Ўтатах, јдлер вел напр€женный образ жизни Ч читал лекции и много писал. 28 ма€ 1937 г. накануне лекции в јбердине в Ўотландии он умер от сердечного приступа. (Ѕиографический материал об јдлере получен из нескольких источников: Bottome, 1957; Furtmuller, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1979; Manaster, 1977; Manaster & Corsini, 1982; Manaster, Painter, Deutsch, & Overholt, 1977.)

—тановление и развитие.

Ќекоторые предпосылки теории јдлера можно отыскать в его биографии: он был болезненным, слабым ребенком и прилагал немалые усили€, чтобы это преодолеть. ѕозднее, занима€сь общей медицинской практикой, он наблюдал множество Ђофициантов, акробатов и художников, чье благососто€ние целиком зависело от физических навыковї (Manaster, 1977, р. 10), что также повли€ло на представлени€ јдлера о физической слабости, органической неполноценности и их воздействии на формирование личности. ¬се это в конце концов привело его к созданию концепции компенсации и гиперкомпенсации (дл€ преодолени€ неполноценности), что применимо к биологическим, равно как и к психологическим процессам.

ќдин из наиболее информированных исследователей жизни јдлера јнсбахер разделил работы јдлера (1898-1937) на четыре периода развити€ (Ќ. L. Ansbacher, 1978). ѕервый период охватывает 1898-1907 гг. и Ђпредшествует созданию четкой концепции человекаї. јдлер пытаетс€ разобратьс€ в значении дл€ последующей жизни индивида про€влений органической, физиологической неполноценности (см. главу 1 в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964). ¬торой период охватывает 1908Ч 1917 гг. и Ђпредшествует социальному интересуї. јдлер впервые обращает внимание на влечение к агрессии, затем переключаетс€ на Ђмужской протестї и Ђжажду властиї (см. главы 1 и 2 в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964), и наконец происходит смещение к более субъективной, индивидуальной психологии.

“ретий период длитс€ с 1918 по 1927 г., это период Ђсоциального интереса как переносаї. «десь оформл€етс€ концепци€ социального интереса (чувства сопричастности к другим), социальный интерес представл€етс€ важной силой, котора€ ограничивает или преп€тствует про€влению влечени€ к агрессии и жажды власти. ¬ этот момент в теории јдлера сосуществовали две противоположные мотивационные силы: агрессивна€ сила, св€занна€ с жаждой власти, и сила социального интереса. —огласно ‘ергюсону (Ferguson, 1989), Ђјдлер считал социальные узы более фундаментальными дл€ людей, чем индивидуалистические устремлени€...ї (р. 357).

јнсбахер определил 1928-1937 гг. как период Ђсоциального интереса как когнитивной функцииї. «десь социальный интерес, который јнсбахер (Ansbacher, 1968) называл наиболее характерной концепцией јдлера, стал представл€тьс€ когнитивной функцией, которую следует развивать и котора€ задает направление индивидуальным стремлени€м. ¬ этот период произошли также следующие важные изменени€:

Ђа) јдлер Ђпереключилс€ с индивидуального превосходства на фундаментальную мотивацию человека к принадлежности...ї.

б) ќн Ђпридал новый смысл превосходству, перенес акцент с социального превосходства на превосходство задачиї.

в) ќн Ђпризнал, что ощущение социальной неполноценности отражает неуважение индивида к себе и сомнение в своей адекватности, что отличаетс€ от преход€щих ощущений неполноценности, св€занных с конкретным заданием или ситуациейї.

г) Ђѕотребность в принадлежности и взаимосв€зи с окружающими €вл€етс€ фундаментальной человеческой мотивацией, и ув€зана с задачей внесени€ собственного вклада в общее делоїї (Ferguson, 1989, pp. 357-359).

–азработанна€ јдлером система индивидуальной психологии демонстрирует любопытную эволюцию мысли; вмешательство основываетс€ на последнем периоде, Ђсоциальном интересе как когнитивной функцииї. »з краткого обзора становлени€ и развити€ јдлера как исследовател€ мы видим, что к 1930-м гг. Ђјдлер перешел от своей первоначальной концепции органической неполноценности и более поздних представлений об устремлени€х к власти и социальному превосходству к акценту на потребности в принадлежности и на стремлении внести вклад в благососто€ние человечестваї (Ferguson, 1989, р. 361). ”читыва€ эти изменени€, подход€щим заключением к этому разделу могут служить слова јнсбахера (Ansbacher, 1978): ЂЅезвременна€ смерть јдлера в возрасте 67 лет оставила открытым вопрос о том, как бы развивалась его теори€, проживи он дольшеї (р. 145).

‘илософи€ и концепции.

ƒл€ описани€ созданной јдлером индивидуальной психологии чаще всего используютс€ следующие эпитеты: холистическа€ (в противовес редукционистской), феноменологическа€ (акцент делаетс€ на субъективной, личной точке зрени€ каждого индивида), телеологическа€ (фокусирование на движении, а не на вли€нии прошлого), св€занна€ с теорией пол€ (фокусирование на самом индивиде и поле его де€тельности), социально ориентированна€ (отношение к человеку как к социальному существу, живущему в мире других таких же существ) (Ansbacher, 1977; ћаnaster & Corsini, 1982; Mosak, 1989). Ђѕсихологи€ јдлера подчеркивает значение сознани€ и познани€, ответственности, смыслов и ценностей. ќна оптимистична, поскольку считает человека создателем и хоз€ином своей души, пронизана верой в его способность к преодолению преп€тствийї (Ansbacher, 1977, р. 45). ƒл€ лучшего понимани€ философии адлерианской психологии давайте сначала рассмотрим некоторые концепции, которые были и продолжают быть неразрывно св€занными с ней.

 онцепции

„увство неполноценности. ƒл€ јдлера чувство неполноценности было универсальным; каждый из нас в той или иной степени его переживает. ѕо мнению јдлера, это идет из детских переживаний собственной слабости, у€звимости и зависимости. „увствовать собственную неполноценность означает чувствовать себ€ Ђхуже другихї. Ёто чувство служит индивиду мотивацией к преодолению. Ђ»ндивид посто€нно испытывает чувство неполноценности, которое служит дл€ него мотивациейї (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 117). ¬месте с тем јдлер тут же добавл€ет: Ђвыраженность чувства небезопасности и неполноценности определ€етс€, в основном, детскими интерпретаци€миї (там же, р. 116).

—тремление к цели. Ђѕсихическа€ жизнь человека определ€етс€ его цел€миї (Adler, 1927/1954, р. 29). ¬се мы движемс€ к своим цел€м, как гласит телеологи€. ћы целеустремленные существа. Ђ¬ уме каждого человека существует концепци€ цели или идеала, к которым следует стремитьс€ из насто€щего состо€ни€ [неполноценности], преодолева€ существующие недостатки и трудности с помощью постановки конкретных целей на будущее... Ѕез ощущени€ цели вс€ка€ де€тельность индивида лишаетс€ смыслаї (Adler, 1929/1969, р. 2). ÷ели, к которым люди стрем€тс€, устанавливаютс€ в первые годы жизни и станов€тс€ впоследствии организующим началом функционировани€ личности, подвигают нас вперед.

—тремление к превосходству. Ёта концепци€ тесно св€зана со стремлением к цели и конкретизирует ее; стремление к превосходству также называетс€ Ђстремлением к совершенствуї или Ђстремлением к поступательному развитиюї. Ёто посто€нна€ сила, Ђприсуща€ люд€м вообщеї (Adler, 1931/1958, р. 68). Ёто стремление к преодолению преп€тствий, к завершенности. ЂЁто стремление к превосходству, сто€щее за всеми достижени€ми человечества, лежит в основе всех вкладов в нашу культуру. ¬с€ жизнь человека движетс€ в этом направлении Ч снизу вверх, от минуса к плюсу, от несовершенства к победеї (там же, р. 69). “аким образом, человеческа€ динамика рассматриваетс€ диалектически Ч имеетс€ цель (стремление к превосходству или завершенности) и точка начала отсчета (чувство неполноценности) (Ansbacher, 1977). —ледовательно, стремление к превосходству (или к достижению цели) и чувство неполноценности €вл€ютс€ взаимно дополнительными силами Ч одна не существует без другой (Adler, 1930, 1929/1969).

∆изненный стиль. ∆изненный стиль, или стиль жизни, как его часто называют, €вл€етс€ важнейшей организующей концепцией. ∆изненный стиль может иметь отношение к Ђличностиї, ЂЁгої, Ђсамостиї. ќн включает ориентирующую цель индивида, представлени€ о себе, представлени€ о других, о мире в целом, а также этические убеждени€ индивида (Mosak, 1989). Ёто наша когнитивна€ карта Ч карта, котора€ позвол€ет осмыслить, пон€ть окружающий мир, отреагировать на него, функционировать в нем. ∆изненный стиль Ч целостное образование, пон€в его, можно составить представление о функционировании личности. Ђ„тобы загл€нуть в будущее человека, необходимо пон€ть его жизненный стильї (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 195). ѕонимание стил€ жизни €вл€етс€ непременным условием проведени€ психотерапии по јдлеру.

—оциальный интерес. јнсбахер (Ansbacher, 1968) ссылаетс€ на социальный интерес как на самую характерную концепцию јдлера; эта же концепци€, с его точки зрени€, наиболее трудна дл€ понимани€. ¬ упрощенном виде социальный интерес означает Ђумение видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого человекаї (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 135). Ѕолее сложное определение социального интереса гласит, что он Ђозначает, в частности, интерес к сообществу в целом или ощущение своей причастности к сообществу sub specie aeternitatis (согласно определению, приведенному в —ловаре ¬ебстера: в аспекте вечности; в своей существенной или универсальной форме или природе). —оциальный интерес означает стремление к обществу, которое должно мыслитьс€ как вечное, как если бы мы могли думать о нем как о человечестве, достигшем совершенстваї (р. 142). —оциальный интерес подразумевает эмпатию, идентификацию с другими, сближение с другими. —оциальный интерес €вл€етс€ критерием психического здоровь€. “е кто про€вл€ет социальный интерес, с большей веро€тностью €вл€ютс€ психически здоровыми, счастливыми, внос€т заметный вклад в жизнь общества. ќтсутствием социального интереса отличаютс€ совершенно другие люди: Ђ¬се неудачники Ч страдающие неврозами, психозами, преступники, пь€ницы, проблемные дети, самоубийцы, извращенцы и проститутки Ч €вл€ютс€ неудачниками, потому что им недостает чувства ближнего и социального интересаї (Adler, 1931/1958, р. 8).

∆изненные задачи. ѕеред каждым из нас в жизни сто€т три задачи: любовь, работа, дружба.  ажда€ из этих задач €вл€етс€ социальной по своей природе, требует дл€ успешного решени€ сотрудничество и социальный интерес.

—емейна€ атмосфера и констелл€ци€. —емейна€ атмосфера св€зана с типом домашней обстановки, которую родитель или родители создают дл€ своих детей.   типам атмосферы, например, относ€тс€ отвергающа€, авторитарна€, непоследовательна€, св€занна€ с гиперопекой или конкуренцией (Dewey, 1971); независимо от своей природы, семейна€ атмосфера позвол€ет ребенку получить первые последовательные представлени€ о мире и за счет этого вли€ет на формирование жизненного стил€.

—емейна€ констелл€ци€ означает состав семьи и место в ней ребенка. –ечь идет, например, о положении ребенка в группе сиблингов. явл€етс€ ли ребенок первенцем, родилс€ ли вторым, последним или он единственный в семье? ѕоложение ребенка в сиблинговой группе может повли€ть на развитие личности, иногда выдел€ютс€ вполне определенные характеристики, св€занные с пор€дковым номером рождени€ (например, первенцы обычно отличаютс€ повышенной ответственностью, склонны к соблюдению правил и выполнению своих об€занностей). ¬месте с тем јдлер (Adler, 1937) подчеркивал, что Ђна характер ребенка, безусловно, оказывает вли€ние не пор€дковый номер рождени€, а ситуаци€,в которой он родилс€ и способ его интерпретации этой ситуацииї (р. 211).

 омплекс неполноценности. „увство неполноценности, по мнению јдлера, €вл€етс€ универсальным, это Ђстимул к здоровому, нормальному стремлению и развитиюї (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 258). ≈сли это чувство становитс€ чрезмерным или обременительным, возникает комплекс неполноценности, то есть по€вл€етс€ озабоченность своей неполноценностью, что служит причиной сомнений и выраженного дистресса. „увство неполноценности перерастает в Ђпатологическое состо€ние лишь тогда, когда ощущение собственной неадекватности переполн€ет индивида и вместо того, чтобы стимулировать его к полезной де€тельности, повергает в депрессию и лишает способности развиватьс€ї (там же, р. 258).  омплекс неполноценности лежит в основе невроза (Adler, 1931/1958).

 омплекс превосходства. –ука об руку с патологическим комплексом неполноценности идет комплекс превосходства. Ђ¬р€д ли стоит удивл€тьс€, если на фоне комплекса неполноценности обнаруживаетс€ более или менее скрытый комплекс превосходстваї (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 259). ¬следствие выраженного чувства неполноценности возникают поведенческие, аффективные и св€занные с мышлением про€влени€ превосходства. —юда относ€тс€ презрение, тщеславие, тирани€, ворчание, унижение других, гнев, громогласность, невнимание к окружающим, высокомерие, снобизм (там же, р. 261). ¬се это входит в симптомокомплекс неврозов.

Ќевротическа€ диспозици€. Ёто фундаментальна€ динамическа€ сущность, лежаща€ в основе всех психических расстройств, в том числе невротического характера.

Ђ1) »ндивид с ложными представлени€ми о себе и окружающем мире, то есть с ошибочными цел€ми и ошибочным жизненным стилем, 2) будет склонен к различным формам аномального поведени€, нацеленного на поддержание своего мнени€ о себе, 3) при столкновении с ситуаци€ми, которые, как он чувствует, не удастс€ успешно преодолеть, вследствие ошибочных представлений и неадекватной подготовки. 4) ќшибочным €вл€етс€ центрирование на себе, без учета взаимодействи€ между людьми. 5) »ндивид не осознает эти процессыї (Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 239).

Ќевротические симптомы, часть невротической диспозиции, выполн€ют охранительную функцию Ч поддерживают самооценку, а также служат оправданием неудач (например, Ђя не могу этого сделать из-за сильной тревогиї). “аким образом, невроз €вл€етс€ расстройством типа Ђя не могу..., потому что...ї или Ђƒа, но...ї.

ƒопущени€

Ќа основании этих концепций высказываетс€ двенадцать основных допущений (Ansbacher & Ansbacher, 1964, pp. 1-2), в частности:

1. ¬ основе всей человеческой де€тельности лежит одна основна€ динамическа€ сила, стремление от субъективно неблагопри€тной ситуации к субъективно благопри€тной, от чувства неполноценности к чувству превосходства, совершенству, целостности. Ёто стремление €вл€етс€ основной движущей силой.

2. —тремление обретает свое специфическое направление от индивидуальной уникальной цели или от идеального Ђяї, которые, хот€ и создаютс€ под вли€нием биологических и средовых факторов, €вл€ютс€ порождением самого индивида. “ак как это идеал, цель фиктивна. Ћюди креативны. ћы все, в конце концов, хоз€ева собственной судьбы. Ќесомненно, биологи€ и окружение вли€ют на нас, однако эти факторы не €вл€ютс€ определ€ющими, не они делают нас такими, какие мы есть. Ќапротив, наша собственна€ креативность Ч выбор цели, средств, с помощью которых мы намереваемс€ достичь цели Ч вот главный определ€ющий фактор.

3. ÷ель видитс€ индивиду Ђсловно в туманеї, то есть в значительной мере им не осознаетс€. Ёто область бессознательного, неизвестна€ часть цели. ’от€ наша креативность может быть задействована в стремлении к цели, мы не осознаем полностью, в чем эта цель заключаетс€. Ќапример, не прин€то думать, что Ђв возрасте трех лет € определил свой жизненный стиль как контролирующий, чтобы всегда быть хоз€ином положени€ї. ¬месте с тем девиз Ђбыть хоз€ином положени€ї может стать темой, организующей жизненный стиль или целью, хот€ сознательно мы этого и не признаем. ћы Ђне знаемї или Ђне осознаемї этого.

4. ÷ель становитс€ главной причиной, независимой переменной. ѕоскольку на основании цели можно судить об индивиде, это может служить рабочей гипотезой дл€ специалиста по психическому здоровью. ÷ели жизненного стил€ могут принимать различные формы, например, угождать, быть справедливым, знающим, успешным (см.  орр, 1986). Ќо независимо от формы цель €вл€етс€ организующим началом дл€ жизненного стил€.

5. ¬се психологические процессы формируют самосогласующуюс€ с точки зрени€ цели структуру, подобно пьесе, которую начинают создавать, име€ в виду финал. Ёта самосогласующа€с€ структура личности и есть жизненный стиль. ќн устанавливаетс€ в раннем возрасте и с этого момента любое последующее поведение, которое, на первый взгл€д, противоречит предыдущему, €вл€етс€ лишь новым средством на пути к той же цели. ∆изненный стиль формируетс€ в первые годы жизни и остаетс€ стабильным, организующим началом, под вли€нием которого человек действует. —уществует четыре типа жизненных стилей Ч руковод€щий тип (ruling type),получающий (getting type),избегающий (avoiding type)и социально полезный (socially useful type). (Ќесколько типов жизненного стил€ предложил ћозак (Mosak, 1971). ќсобенно поучительным нам видитс€ подход  оппа ( орр, 1986), который подраздел€ет типы жизненных стилей в соответствии с типом, целью, ролевой стратегией, тактикой и наличием или отсутствием социального интереса (см. также Wheeler, 1989).)

6. ¬се очевидные психологические категории, такие как различные влечени€ или контраст между сознательным и бессознательным, есть лишь аспекты единой системы отношений и не отражают дискретные сущности и количества.  аждый человек отличаетс€ целостностью, а не €вл€етс€ набором »д, Ёго и —уперэго. ¬се мы функционируем последовательно и согласованно. Ёто учитываетс€ в системе индивидуальной психологии. Ђјдлер употребил термин индивидуальный в его латинском значении неделимого, поскольку считал человека неделимой органической сущностьюї (Ansbacher, 1977, р. 46).

7. ¬се объективные предпосылки, такие как биологические факторы и лична€ истори€, станов€тс€ относительными к идее цели; они не €вл€ютс€ определ€ющими, а лишь создают возможности. »ндивид использует все объективные факторы в соответствии с собственным жизненным стилем. јбсолютно все подчинено жизненной цели, и все обретает смысл лишь в присутствии этой цели. ÷ель жизни служит основным организующим началом.

8. ѕредставлени€ индивида о себе и мире, его Ђапперцептивна€ схемаї и интерпретации как аспекты жизненного стил€ оказывают вли€ние на все психологические процессы. ¬се, о чем мы думаем, наши убеждени€, идеи, установки есть то, из чего мы состоим. Ђѕоведение человека вытекает из его представленийї (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 182). »менно наши мысли Ч то, как мы думаем, Ч питают наше счастье, несчастье и расстройства.

9. »ндивида нельз€ рассматривать в отрыве от его социального окружени€. Ђ»ндивидуальна€ психологи€ рассматривает и изучает индивида в социальном контексте. ћы отказываемс€ признавать и исследовать человека в отрыве от других людей...ї “аким образом, психологи€ јдлера €вл€етс€ социальной психологией.  аждый из нас есть часть социального контекста, понимание индивида возможно лишь с учетом социального контекста, в котором он находитс€.

10. ¬се важные жизненные проблемы, включа€ удовлетворение определенных влечений, станов€тс€ социальными проблемами. ¬се ценности станов€тс€ социальными ценност€ми. ∆изненные проблемы Ч любовь, дружба, работа Ч это социальные проблемы.

11. —оциализаци€ индивида не достигаетс€ за счет подавлени€, ее условием €вл€етс€ внутренн€€ человеческа€ способность, которую, однако, требуетс€ развить. Ёто социальное чувство или социальный интерес. ѕоскольку индивид пребывает в социальном контексте, социальный интерес €вл€етс€ решающим фактором его адаптации. —оциальный интерес представл€етс€ своеобразным клеем, который соедин€ет людей; благодар€ ему станов€тс€ возможными социальное и культурное выживание и развитие. „тобы выживать, развиватьс€, необходимо сотрудничать. “акова природа социального интереса. ¬месте с тем социальный интерес не возникает сам по себе. Ёто внутреннее свойство необходимо взращивать и развивать, чтобы оно расцвело.

12. Ќарушение адаптации характеризуетс€ преувеличенным чувством неполноценности, неразвитым социальным интересом и чрезмерно выраженной целью достижени€ личного превосходства в сочетании с нежеланием сотрудничать. —оответственно, проблемы разрешаютс€ в центрированной на себе манере Ђличного смыслаї, а не центрированной на задаче манере Ђобщественного смыслаї. ” невротических личностей это приводит к переживанию неудачи из-за склонности считать основным критерием ценности своих действий их социальную значимость. — другой стороны, психотические личности, которые объективно также терп€т неудачу, не переживают ее в силу неприн€ти€ в качестве основного критери€ социальной значимости своих действий. “аким образом, в психопатологии наблюдаетс€ динамическое единство Ч преувеличенна€ неполноценность, низкий социальный интерес, центрирование на себе в качестве цели. Ёто единство или динамическа€ конфигураци€ применимы к неврозам, психозам, а также к другим поведенческим или эмоциональным расстройствам.

“ерапи€ јдлера.

÷ели

÷ели терапии включают: ослабление преувеличенного чувства неполноценности, повышение социального интереса, исправление базисных ошибок (ошибок мышлени€) или ошибочной логики, включенных в жизненный стиль. »зменение поведени€ и устранение симптомов желательны, но недостаточны. Ђћы не пытаемс€ в первую очередь изменить стереотипы поведени€ или устранить симптомы. ≈сли поведение пациента улучшаетс€, потому что он считает это выгодным на данный момент, но не сопровождаетс€ изменением базисных концепций, мы не считаем это успехом терапии. ћы пытаемс€ изменить цели, концепции и представлени€ї (Dreikurs, 1963, р. 1046). »менно цели, концепции и представлени€ лежат в основе различных поведенческих про€влений и симптоматики.

“ерапевтический процесс

“ерапевтический процесс целиком св€зан с пониманием жизненного стил€ пациента, вы€влением и коррекцией базисных ошибок в этом стиле. ¬ терапии можно выделить четыре этапа (Dreikurs, 1967).

1. ‘ормирование отношений.

2. ќценка и анализ жизненного стил€.

3. »нсайт.

4. ѕереориентаци€.

‘ормирование отношений. ‘ормирование отношений предполагает знакомство с пациентом, Ђрастапливание льдаї и привлечение его к лечению. ¬заимное уважение и доверие €вл€ютс€ важнейшими составл€ющими терапевтических отношений (Dreikurs, 1967).  роме того, Ђдл€ успеха лечени€ абсолютно необходимо, чтобы врач обладал большим тактом, избегал высокомери€, держалс€ дружелюбно, про€вл€л искреннюю заинтересованность, сохран€л способность здраво рассуждатьї (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 338). ѕоведение психотерапевта на этом начальном этапе лечени€ можно также охарактеризовать как эмпатийное, ободр€ющее, внимательное, понимающее и социально заинтересованное (Dinkmeyer, Dinkmeyer, & Sperry, 1987).

ќценка и анализ жизненного стил€. ∆изненный стиль формируетс€ в первые п€ть лет жизни, когда способность рассуждать логически еще не развита. Ђѕоскольку у маленьких детей недостаточно развиты логические процессы, многие их представлени€ €вл€ютс€ ошибочными или содержат лишь частичную истинуї (Mosak, 1989, р. 78). Ёти ошибки и частичные истины могут стать частью того, кто и что мы есть, могут стать определ€ющими компонентами жизненного стил€ и про€витьс€ в виде базисных ошибок. ¬ы€влено п€ть таких базисных ошибок (там же, р. 87).

1. „резмерна€ генерализаци€. ЂЋюди враждебныї. Ђ∆изнь опаснаї.

2. Ћожные или невозможные цели Ђбезопасностиї. Ђќдин неверный шаг и вы мертвыї. Ђя должен всем угождатьї.

3. Ћожные представлени€ о жизни и ее требовани€х. “ипичными могут быть следующие убеждени€: Ђ∆изнь никогда не дает мне спускуї и Ђ∆ить очень трудної.

4. ѕринижение или отрицание собственной ценности. Ђя глупецї. Ђя недостойный человекї. Ђя всего лишь домохоз€йкаї.

5. Ћожные ценности. ЂЅудь первым, даже если надо всех растолкатьї.

¬се перечисленные выше ошибочные убеждени€ отражают ригидные, абсолютистские, негибкие идеи, которые оказывают воздействие на чувства, поведение и волю человека.

ќценка жизненного стил€ проводитс€ по п€ти направлени€м.

Ђ—огласно моему опыту, наибольшего довери€ заслуживает подход к исследованию личности, который предполагает тщательное вы€снение: 1) самых ранних воспоминаний детства, 2) пор€дкового номера по€влени€ ребенка на свет, 3) расстройств детского возраста, 4) дневных фантазий и сновидений, а также 5) природы экзогенного фактора, который €вл€етс€ причиной болезниї (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, pp. 327-328).

1. —амые ранние детские воспоминани€ представл€ют собой первые впечатлени€ детства.

Ђ»з всех психологических про€влений наиболее информативными €вл€ютс€ воспоминани€ индивида. ¬ его пам€ти содержатс€ воспоминани€ о собственных ограничени€х и значении обсто€тельств. Ќе существует Ђслучайных воспоминанийї: из бесчисленного множества впечатлений, с которыми индивид сталкиваетс€, он отбирает дл€ запоминани€ лишь те, которые, как ему смутно кажетс€, имеют значение дл€ его ситуации. “аким образом, его воспоминани€ представл€ют его Ђисторию жизниї; историю, которую он повтор€ет себе дл€ самоуспокоени€ или предостережени€, дл€ концентрации на своей цели и дл€ использовани€ прошлого опыта дл€ подготовки к будущему, чтобы встретить его во всеоружии проверенного образа действийї (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 351).

Ёти ранние воспоминани€ (–¬) рассматриваютс€ как отражение насто€щего (Verger & Camp, 1970), позвол€€ получить ценную информацию о жизненном стиле. ѕри оценке жизненного стил€ наиболее простым и эффективным способом вы€влени€ –¬ €вл€етс€ пр€мой вопрос: Ђ аковы ваши самые ранние воспоминани€ детства?ї (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 409).  ритерии –¬ разработаны ћозаком (Mosak, 1958). –анними считаютс€ воспоминани€, которые: а) относ€тс€ к возрасту младше восьми лет, б) €вл€ютс€ единичным, отдельным эпизодом, а также в) сопровождаютс€ зрительными образами. ÷елесообразно сообщить пациентам о том, что может быть отнесено к ранним воспоминани€м, а затем предложить поделитьс€ некоторыми из них. —обира€ данные о –¬, психотерапевт обращает внимание на стереотипию и общий характер воспоминаний. ¬озможно, в этих ранних воспоминани€х отражена изол€ци€? обида? преследование? сотрудничество? выступление против других или заодно с ними? ¬ процессе вы€влени€ таких стереотипов психотерапевт начинает судить об особенност€х жизненного стил€ пациента.

2. ќчередность рождени€ ребенка интересует психотерапевта постольку, поскольку он св€зан с положением ребенка в семье. Ђ—колько у вас братьев и сестер?  аким по счету вы родились?  ак к вам относились ваши брать€ и сестры?  ак сложилась их жизнь? —традают ли они какими-либо заболевани€ми?ї (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 409). ѕодобна€ информаци€ позвол€ет судить о том, как индивид боролс€ за свою значимость и принадлежность к семье. ¬ажно получить сведени€ и о родител€х. Ђќпишите своих родителей, их характер, состо€ние здоровь€. ≈сли их нет в живых, назовите причины их смерти.  ак они к вам относились?...  то был любимцем вашего отца, матери?  акое воспитание вы получили?ї (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 409). ¬се эти вопросы помогают составить представление о семейной констелл€ции и семейной атмосфере.

3. –асстройства детского возраста также проливают свет на жизненный стиль. ѕоскольку жизненный стиль формируетс€ в первые п€ть лет, информаци€ о детских расстройствах представл€ет особую важность. –ечь идет в том числе о дурных привычках, страхах, заикании, открытой агрессии, фантази€х и обособлении, лени, лживости и воровстве (см. јдлер, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, pp. 386-392).

4. —новидени€, подобно –¬, также €вл€ютс€ проективным материалом, который позвол€ет лучше пон€ть жизненный стиль. –асспрашива€ пациента о сновидени€х, психотерапевт ставит вопрос пр€мо: Ђ„то вы видите во сне?ї (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 409). ¬ сновидени€х, также как в –¬, психотерапевт ищет про€влени€ Ђиндивидуальной логикиї или личных взгл€дов пациента (см. Gold, 1978). ќ чем говор€т сновидени€?  ак они отражают функционирование в рамках жизненного стил€? ќднако сновидени€ Ч не единственный источник информации и их следует понимать так:

Ђћы не можем объ€снить сновидени€, не зна€ их взаимосв€зи с другими част€ми личности. ћы также не можем установить жесткие правила интерпретации сновидений... »меет значение лишь така€ интерпретаци€ сновидени€, котора€ может быть ув€зана с поведением индивида в целом, его ранними воспоминани€ми, проблемами и т. п.ї (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, pp. 362-363)

5. ѕрирода экзогенного, вызывающего болезнь фактора включает стрессовое событие или задачу, котора€ требует от индивида социального интереса и сотрудничества. »менно Ђэкзогенна€ ситуаци€, своего рода зажженна€ спичка, поднесенна€ к сухому хворосту, [ведет к расстройству]ї (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 296). Ёкзогенный фактор, независимо от своей природы, неизбежно св€зан с одной из трех жизненных проблем Ч любовью, дружбой, работой.

ѕсихотерапевт может использовать структурированное интервью дл€ оценки этих п€ти аспектов Ч ранних воспоминаний, семейной констелл€ции, детских расстройств, сновидений и экзогенных факторов (см. Ansbacher & Ansbacher, 1964, pp. 404-409). »нтервью жизненного стил€ представл€ет собой опросник, позвол€ющий получить информацию, котора€ необходима дл€ оценки жизненного стил€ и компенсации базисных ошибок. ќднако и здесь следует про€вл€ть гибкость, не об€зательно точно соблюдать формат интервью. (ƒействительно, некоторые последователи јдлера вообще не используют структурированное интервью дл€ оценки жизненного стил€, отдава€ предпочтение Ђпростой беседе с клиентами, име€ в виду, что со временем удастс€ составить представление о жизненном стиле пациента или клиентаї (Manaster & Corsini, 1982, p. 178). ƒругие интервью жизненного стил€, основанные на оригинальных работах јдлера, представлены р€дом авторов (Dinkmeyer et al., 1987; Dreikurs, 1954); Ekstein, Baruth, & Mahrer, 1978; Powers & Griffith, 1987; Shulman & Mosak, 1988).)

»нсайт.  ак только психотерапевту самому удалось достичь инсайта в отношении жизненного стил€ пациента, следующим шагом €вл€етс€ помощь пациенту в достижении такого же инсайта. Ќа этом этапе терапии психотерапевт пытаетс€ помочь пациенту уточнить ориентирующую цель; представлени€ о себе и окружающих, мире в целом; пон€ть базисные ошибки.  онечно, достижение пациентом инсайта требует от терапевта времени, усилий и терпени€. Ђ¬ы€вление невротического жизненного плана целесообразно производить в дружеской, свободной беседе, причем инициативу в ней всегда следует отдавать пациентуї (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 334).

¬ы€вление и понимание жизненного плана происходит в процессе терапии. Ётот процесс может проходить неструктурированно, в этом случае психотерапевт вводит в терапию данные о базисных ошибках, когда сочтет это целесообразным. »ли же пр€мо сообщает пациенту информацию, касающуюс€ жизненного стил€, чтобы отталкиватьс€ от нее в ходе терапевтической дискуссии и диалога (например, Powers & Griffith, 1987).

ѕереориентаци€. ѕосле того как терапевтические отношени€ успешно сформированы, завершены оценивание и анализ жизни, а пациент осознал суть своего жизненного стил€, наступает врем€ переориентации, изменени€ убеждений, лежащих в основе жизненного стил€. ѕереориентаци€ Ч это, прежде всего, изменение; она подразумевает модификацию базисных ошибок и преобразование дисфункционального мышлени€ в функциональное. “аким образом, если у пациента вы€влена така€ базисна€ ошибка, как склонность к чрезмерной генерализации, задача психотерапевта Ч помочь ему более реалистично взгл€нуть на ситуацию. ÷елью переориентации €вл€етс€ Ђзамещение больших ошибок маленькими... [поскольку] именно большие ошибки [могут] привести к неврозу, а незначительно ошибаетс€ и практически здоровый человекї (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 62). ѕреобразу€ большое в маленькое, следует иметь в виду такое важнейшее соображение: Ђдл€ последователей јдлера все действие разворачиваетс€ в когнитивной сфереї (Manaster & Corsini, 1982, p. 156).

«аключительное слово о терапевтическом процессе. ѕодходы к описанным выше четырем этапам терапии заметно разн€тс€, некоторые последователи јдлера не придерживаютс€ определенной структуры, в то врем€ как другие строго следуют ей. —ам јдлер в своей работе использовал оба этих подхода или их комбинацию. ¬ качестве заключительного комментари€ приведем рекомендации –удольфа ƒрейкурса, наиболее выдающегос€ из учеников јдлера. ≈го подход к терапии состоит из п€ти элементов.

1. ѕервое интервью продолжительностью около часа.

2. —бор социального и семейного анамнеза с помощью опросника, продолжительностью около часа.

3. ѕроективный тест Ђ–анние воспоминани€ї (Early Recollections),проведение которого обычно тоже занимает час.

4. јнализ полученной информации и выводы относительно жизненного стил€,...что также занимает около 1 часа.

5. —обственно терапи€... ќна может продолжатьс€ несколько мес€цев и даже лет, хот€, как правило, терапи€ по јдлеру длитс€ 20-30часов (Manaster & Corsini, 1982, p. 260).

“ехники терапии

ѕриведенна€ ниже цитата о психотерапевтах-адлерианцах, как нельз€ лучше характеризует самого јдлера.

Ђћы, последователи јдлера, ничем не ограничены в своих действи€х: все зависит от мнени€ психотерапевта; в то врем€ как наша теори€ крепка, методы сильно варьируют. ≈сли говорить коротко, не существует Ђадлерианского способаї проведени€ психотерапии и консультировани€ в смысле набора техник, поскольку техники соответствуют не только теории, но и конкретному клиенту или пациентуї (Manaster & Corsini, 1982, p. 148).

¬ оригинальных работах самого јдлера, а также в работах его последователей описаны следующие техники.

ћоделирование. ѕсихотерапевту, прежде всего, следует быть хорошим образцом дл€ пациента в моделировании сотрудничества, заботы, чуткости, дружелюби€ и социального интереса. Ђ«адача врача или психолога состоит в том, чтобы дать пациенту опыт общени€ с дружески расположенным собратом, а впоследствии перенести пробудившийс€ социальный интерес на других людейї (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 341). Ёмпати€, уважение, забота Ч вот важнейшие характеристики модели.

ѕарадоксальные стратегии. ѕо мнению группы авторов (Mozdzierz, Macchitelli, and Lisiecki, 1976), јдлер был первым представителем западной цивилизации, который стал использовать и описал парадоксальные стратегии. ѕациентам можно рекомендовать Ђникогда не делать того, что не нравитс€ї, Ђвоздерживатьс€ от зан€ти€ нелюбимым деломї или Ђне переставать тревожитьс€, но одновременно думать о другихї (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, pp. 346-347). ѕри этом можно высказать предположение, что состо€ние пациента, скорее всего, ухудшитс€, произойдет откат назад, определенна€ регресси€. Ёто предположение имеет целью вызвать у пациента реакцию, направленную на предотвращение реализации сделанного психотерапевтом прогноза. ¬ некоторых случа€х можно предложить пациенту усилить ту самую симптоматику, от которой они хотели бы избавитьс€ (в частности, рекомендовать при нав€зчивом мытье рук делать это еще чаще). Ќе встреча€ противодействи€ своему симптому, а напротив, получа€ поощрение, пациент, согласно теории, €снее видит его нелепость и начинает более реалистично оценивать ситуацию.

ѕоощрение. ¬ св€зи с тем, что эмоциональные нарушени€ неизбежно отражают неодобрение, важным компонентом терапевтического процесса €вл€етс€ поощрение. ЂЌа всем прот€жении лечени€ не следует забывать про поощрениеї (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 342). ¬ чем же одобрение заключаетс€? —огласно јнсбахеру (Ansbacher and Ansbacher, 1964), сам јдлер определ€л поощрение как Ђактивацию социального интересаї. ќднако с практической точки зрени€, полезным будет другое определение.

Ђѕоощрение может принимать различные формы, в зависимости от этапа процесса консультировани€. ¬начале вы даете клиентам пон€ть, что цените их, когда внимательно выслушиваете их рассказ, заслуживаете их доверие, принима€ их как полноправных участников процесса. Ќа этапе оценивани€... вы поощр€ете клиента к осознанию своего права выбора и способности к изменению. Ќа этапе переориентации вы ободр€ете индивида, всел€ете в него смелость, побужда€ к изменени€м. “аким образом, поощрение €вл€етс€ важнейшим элементом процесса консультировани€ї (Dinkmeyer et al., 1987, p. 124).

»нтерпретаци€.  ак и в психоанализе по ‘рейду и ёнгу, интерпретаци€ играет в психотерапии јдлера важную роль. ¬месте с тем фокус интерпретации в системе јдлера совершенно иной. »нтерпретаци€ направлена на телеологический (направленный на цель) аспект пациента Ч на то, к чему индивид стремитс€. »нтерпретации излагаютс€ ненав€зчиво, например, начинаютс€ с фраз типа Ђ¬озможно...ї или Ђ’отелось бы узнать...ї. ¬от несколько примеров интерпретаций по јдлеру: Ђ¬озможно, вы ведете себ€ именно так, потому что хотите показать ей, что владеете ситуацией?ї или Ђ’отелось бы узнать, не делаете ли вы это дл€ того, чтобы отомстить ей?ї ¬ первом примере цель индивида Ч власть; в последнем Ч месть. ѕосредством интерпретации можно помочь пациенту осознать происход€щее.

ѕоймать себ€ за руку. ѕациентам можно рекомендовать ловить себ€ на действии или симптоме, которые им непри€тны. ƒл€ этого требуетс€ определенное осознание симптома и обсто€тельств его возникновени€ (например, отмечать свое неуверенное поведение). ≈сли длительно ловить себ€ на каком-то действии, можно наде€тьс€, что с каждым разом это будет происходить немного раньше. ¬ конце концов, пациент научитс€ предотвращать симптом до его возникновени€ и в итоге станет вести себ€ более конструктивно.

ѕоступать Ђкак если быї. ѕациенты часто говор€т: Ђя не могу этого сделатьї (например, Ђзавести друзейї, Ђпублично выступатьї, Ђрасслабитьс€ї). ѕсихотерапевты поощр€ют своих пациентов вести себ€ так, как если бы они это могли; им предлагают сыграть роль, пусть и небольшую. ≈сли пациент боитс€ подходить к незнакомым люд€м и вступать в разговор, ему предлагаетс€ представить себе, что он может это сделать, к примеру, в течение ближайших двух дней подойти к одиноко сид€щему индивиду и поговорить с ним в течение минуты. ѕоступа€ так, словно их страхов не существует, пациенты опробуют незнакомую им ранее роль.

»збегание Ђ—мол€ного „учелкаї (Avoiding the ЂTar Babyї). ” каждого пациента имеютс€ дисфункциональные идеи, убеждени€ или ожидани€, которые он привносит в терапию; хот€ они причин€ют определенные проблемы, пациент с ними знаком и поэтому не ощущает дискомфорта; следовательно, пациент может стремитьс€ поддержать эти дисфункциональные ожидани€, привлека€ к этому психотерапевта. «адача психотерапевта в св€зи с этим состоит в том, чтобы обойти эти дисфункциональные ожидани€ Ч так называемое Ђизбегание —мол€ного „учелкаї. ’от€ это Ђизбеганиеї обычно упоминаетс€ как техника, это скорее цель, которую психотерапевт держит в уме и пытаетс€ реализовать при необходимости.

Ђѕлевок в супї (Spitting in the Soup). —читаетс€, что сам јдлер называл эту технику Ђзамутнением чистого сознани€ї (besmirching a clean conscience).–ечь идет о Ђпопытке уменьшить выраженность проблемы, принижа€ ее полезность в глазах клиентаї (Allen, 1971, р. 41), измен€€ ее смысл. — этой целью психотерапевт сначала Ђдолжен определить цель и выгоды поведени€, а [затем] Ђсмешать картыї: уменьшить удовольствие или пользу от этого поведени€ї (Dinkmeyer et al., 1987, p. 125). ѕриводитс€ пример использовани€ этой техники (Dinkmeyer et al., 1987), когда психотерапевт говорит своему клиенту јлану, что а) он может продолжать свои попытки быть первым (цель клиента), если желает (выбор клиента), и б) он может продолжать ограничивать себ€ и лишать себ€ удовольствий (негативные последстви€ выбора и цели клиента). ¬ результате суп јлана утрачивает свой вкус. Ќе существует четких рекомендаций по применению этой техники; в действительности, психотерапевт должен заранее придумать, как Ђплюнуть в супї, и сделать это, как только Ђсупї будет подан.

ƒругие техники. ќписано множество других техник, которые могут быть использованы в терапии. Ёто совет, шутка, домашнее задание, постановка задачи (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964; Dinkmeyer et al., 1987; Manaster & Corsini, 1982). Ќекоторые психотерапевты даже используют конфронтацию и вступают в случае необходимости в спор (Manaster & Corsini, 1982).

«аключительное слово о стиле терапии и применении техник.  ак уже говорилось, последователи јдлера по-разному провод€т терапию. ¬месте с тем после знакомства с оригинальными работами јдлера становитс€ очевидным, что сам он придерживалс€ активного терапевтического стил€ с элементами обучени€. Ётот стиль присущ его последовател€м и по сей день, при этом психотерапи€ рассматриваетс€ как Ђпроцесс обучени€ на основе сотрудничестваї (Mosak, 1989, р. 83), когда психотерапевт выступает в роли педагога, а пациент Ч в роли ученика (Nikelly & O'Connell, 1971).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 648 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

587 - | 599 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.083 с.