Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕадение иерусалима (587). ѕророчество »еремии о Ќовом «авете




 

1. Ѕорьба пророка »еремии против военной партии. ÷арь —едеки€, человек слабый и безвольный, сразу же по вступлении на трон оказалс€ игрушкой в руках кн€зей и военных, которые леле€ли безумную мечту освободитьс€ из-под власти ¬авилона. ѕророк »ереми€ тщетно употребл€л свое вли€ние, чтобы отрезвить их. “айна€ подготовка к войне продолжалась.

¬се больше надежд пророк возлагал на лучших людей, переселенных в ¬авилон. ¬ притче, написанной около 597 года, он сравнивал их со смоквами, собранными воврем€, а оставшихс€ Ч с перезрелыми и гнилыми (гл. 24). √осподь открыл »еремии, что именно изгнанники обрат€тс€ к Ѕогу всем сердцем своим и покаютс€. ѕророк написал им в ’алдею послание, призыва€ их Ч ќстаток ветхозаветной ÷еркви Ч жить в мире и трудитьс€, верить и наде€тьс€. »бо, когда они искуп€т свои грехи, Ѕог вернет их в землю отцов (гл. 29).

ќколо 592 года —едеки€ вынужден был заключить союз с соседними царствами против Ќавуходоносора. »нициатором союза был фараон, который хотел ослабить ’алдею, вт€нув в борьбу с ней страны —ирии-ѕалестины. ¬о врем€ переговоров, в 588 году, »ереми€ €вилс€ перед народом, нес€ на шее €рмо и на руках цепи. ќн возвестил, что Ѕог до времени отдал власть Ќавуходоносору и вс€ка€ попытка боротьс€ с ним бесполезна (гл. 27). ¬ ответ на это царский пророк јнани€ демонстративно вз€л €рмо у »еремии и сломал его со словами: Ђ“ак говорит √осподь: так сокрушу €рмо Ќавуходоносораї. »ереми€ возразил, что он сам был бы рад этому, но вол€ Ѕожи€ ина€. ѕророк об€зан возвещать не то, чего желает его сердце, а то, что открыл ему √осподь (гл. 28). »ереми€ изобличал угодливость как признак лжепророчества. ¬ина народа Ѕожи€ велика; тот, кто предсказывает ему победы и благоденствие, не может быть вдохновл€ем ƒухом Ѕожиим.

¬скоре войска Ќавуходоносора двинулись на »удею. ќни без труда зан€ли страну. ќборону держали лишь три крепости: јзек, Ћахис и »ерусалим.

ѕереписка этого времени, найденна€ в 30-х годах нашего века в Ћахисе, освещает подробности войны. ќна содержит депеши, которые слали еврейские военачальники, ожида€ помощи от фараона.  репости, отрезанные друг от друга вражескими част€ми, обменивались сигнальными огн€ми. ¬ текстах упом€нут некий пророк, который Ђослабл€ет руки народаї (т. е. волю к сопротивлению). Ќачало его имени не сохранилось. —уд€ по конечным буквам, речь идет об »еремии.

¬стревоженный царь —едеки€ послал к »еремии вопросить о будущем. ќтвет пророка был неизменным. ѕомощи ждать неоткуда, необходимо прекратить войну. «имой халдеи уже осадили »ерусалим. —едеки€ решил умилостивить Ѕога, отпустив рабов на свободу, как предписывал «акон ћоисеев (»сх 21). »ереми€, разумеетс€, одобрил этот шаг: Ђ¬ы поступили справедливої. Ќо едва только фараон ’офра вынудил халдеев сн€ть осаду, как все невольники были возвращены своим хоз€евам. ѕророк гневно протестовал: Ђѕосему так говорит √осподь: вы не послушались ћен€ в том, чтобы каждый объ€вил свободу брату своему и ближнему своему; за то вот я, говорит √осподь, объ€вл€ю вам свободу подвергнутьс€ мечу, моровой €зве и голоду и отдам вас на озлобление во все царства землиї (34,17).

»ереми€ в это врем€ решил вернутьс€ в јнатот. –одные предложили ему выкупить часть земли, на которую он имел право. ¬ услови€х войны это казалось безумием. Ќо пророк хотел засвидетельствовать, что он чужд отча€ни€ и верит в будущее. ѕоэтому он отправилс€ в јнатот, однако в воротах был схвачен как перебежчик. ≈го объ€вили предателем, жестоко избили и бросили в подвал дома царского писца »онатана (гл. 32).

“ем временем арми€ фараона была разбита, и халдеи снова осадили »ерусалим. Ќачались т€жкие дни блокады, голода, уныни€. ƒл€ заключенного в темнице пророка горше всех этих бедствий было сознание, что его считают изменником. ќн изливал свою скорбь в молитвах и сетовани€х:

 

ѕрокл€т день,

в который € родилс€!

ƒень, в который родила мен€ мать мо€,

да не будет благословен!

ѕрокл€т человек,

который принес весть отцу моему и сказал:

Ђ” теб€ родилс€ сынї,

и тем очень обрадовал егоЕ

ƒл€ чего вышел € из утробы,

чтобы видеть труды и скорби

и чтобы дни мои исчезли в бесславии?

(20,14Ц15,18)

 

Ќи на миг не измен€€ своему долгу и послушанию воле Ѕожией, пророк не мог смиритьс€ с тем, что происходит в отечестве. ќн любил его, знал о его обреченности и не имел возможности помочь.

ќднажды ночью царь —едеки€ тайно пришел к »еремии, снова вопроша€ его о будущем и вторично получил ответ: нужно прекратить войну, сдавшись на милость халдеев. Ќо —едеки€ давно потер€л контроль над своими военачальниками. —ознава€ правоту пророка, он лишь постаралс€ см€гчить его участь и по просьбе »еремии перевел его в караульное помещение при дворце. » там, отверженный всеми, среди ужасов осады и голода »ереми€ записал свое пророчество надежды Ч мессианское благовестие:

 

¬от, наступ€т дни, говорит √осподь, когда я выполню то доброе слово, которое изрек о доме »зраилевом и о доме »удином. ¬ те дни и в то врем€ возвращу ƒавиду ќтрасль праведную и будет производить суд и правду на земле. ¬ те дни »уда будет спасен и »ерусалим будет жить безопасно, и нарекут им€ ≈му: Ђ√осподь оправдание наше!ї

(33,14Ц16).

 

“акова важнейша€ черта св€щенной истории. Ќадежда и спасение даютс€ в тот момент, когда все земные ча€ни€ окончательно рухнули.

2. ѕадение »ерусалима (»ер 39Ц43; 4 ÷ар 25,1-21; ѕс 78; ѕлач 1Ц5). „ем т€желее были бедстви€ блокады, тем невыносимей становилось положение пророка.  н€зь€ не решились казнить его, но фактически обрекли на смерть, бросив в глубокий ров. —пас »еремию царский евнух эфиоп јбдмилех. ќн убедил цар€, что нельз€ гневить Ѕога убийством пророка. »ереми€ снова был водворен в караульное помещение.

¬ городе между тем кончались запасы продовольстви€.  артины осады запечатлены в  н. ѕлач 4,1Ц9 (см. ниже І11). 19 июл€ 587 года —едекии донесли, что в северной стене пробита брешь и халдеи проникли в центр города. ÷арь решилс€ на последнее средство: под покровом ночи он со всей семьей и гарнизоном выбралс€ через восточные ворота, находившиес€ у дворцового сада. ќднако незаметно миновать заставы врагов им не удалось. ’алдеи устремились за ним в погоню. —едеки€, веро€тно, хотел скрытьс€ за »орданом, но близ »ерихона халдеи настигли беглецов. ѕри виде непри€тел€ кн€зь »змаил со своей дружиной предательски бросил цар€ и ускакал в сторону реки, а —едеки€ оказалс€ в руках халдеев. ≈го отвезли в –иблу к Ќавуходоносору.

–азгневанный царь жестоко покарал —едекию, изменившего ему. Ќа глазах —едекии казнили его сыновей, а сам он был ослеплен и в кандалах отправлен в ¬авилон, где вскоре умер.

—тены города были разрушены. ’рам предан огню. ÷енности Ќавуходоносор приказал вывезти в качестве трофеев. “ак исполнились пророчества. ƒом ягве был покинут —лавой ≈го и превратилс€ в груду почерневших камней. Ётим было €влено, что внешний культ не угоден Ѕогу, если не соблюдаютс€ ≈го заповеди.

3. ѕоследние годы жизни пр. »еремии (»ер 39Ц46). ¬ августе 586 года началась депортаци€ пленных в ¬авилон. Ќо тем не менее Ќавуходоносор не желал полного разорени€ страны. ќн предпочел оставить ее в качестве провинции, которую возглавил член Ђпартии мираї √одоли€. »еремию, как человека, осуждавшего восстание, освободили из-под стражи. »з 40,1 следует, что его по ошибке отправили в лагерь дл€ переселенцев, но потом наместник Ќавуходоносора предоставил ему свободу Ч либо идти в ¬авилон, либо остатьс€ в »удее. ѕророк предпочел остатьс€.

—трана лежала в развалинах. √одоли€ должен был возрождать ее. »ереми€ вс€чески ему содействовал.   руинам ’рама стали на праздник приходить богомольцы. ∆изнь постепенно входила в нормальное русло. Ќо сторонники борьбы до конца вновь подн€ли м€теж. √одоли€ вместе с халдейскими кн€зь€ми был предательски убит, и повсюду стали собиратьс€ партизанские отр€ды. ’алдеи отправили в ѕалестину карательную экспедицию, чтобы окончательно подавить м€теж. «ачинщики решили бежать в ≈гипет под покровительство фараона. ќни принудили »еремию идти с ними.

Ќа сей раз Ќавуходоносор провел еще более широкую депортацию. ѕочти все жители городов были угнаны на чужбину. Ќа их место никого не селили.

»ереми€ со своим учеником ¬арухом и в ≈гипте продолжали служение —лову Ѕожию. »удейское войско, которое перешло теперь на службу к фараону, быстро заражалось €зыческими веровани€ми. ƒокументы этой колонии, найденные в XIX веке, показывают, что нар€ду с ягве египетские иудеи стали чтить других богов. ѕо преданию, пр. »ереми€ был побит камн€ми, когда обличал заблудших.

4. Ђ нига ”тешени€ї. Ќовый «авет. ¬ последние годы жизни пророк собрал свои прежние пророчества и добавил к ним новые. Ётот сборник (гл. 30Ц31) прин€то называть Ђ нигой ”тешени€ї. ¬ ней возвещалось о прощении грешников, о том, что √осподь не взыщет с новых поколений за ошибки отцов:

 

¬ те дни уже не будут говорить:

Ђотцы ели кислый виноград,

а у детей на зубах оскоминаї.

(31,29)

 

’от€ народ Ѕожий множество раз оказывалс€ недостоин «авета и ќбетовани€, Ѕог вопреки всему исполнит предначертанное. ѕрежний «авет был нарушен. Ќо —ам Ѕог его восстановит.

 

¬от наступают дни, говорит √осподь, когда я заключу с домом »зраил€ и с домом »уды Ќќ¬џ… «ј¬≈“, не такой «авет, какой я заключил с отцами их в тот день, когда вз€л их за руку, чтобы вывести их из земли ≈гипетской; тот «авет ћой они нарушили, хот€ я оставалс€ в союзе с ними, говорит √осподь. Ќо вот «авет, который € заключу с домом »зраилевым после тех дней, говорит √осподь: вложу закон ћой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Ѕогом, а они будут ћоим народом. » уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: Ђпознайте √осподаї, ибо все сами будут знать ћен€, от малого до большого, говорит √осподь, потому что я прощу беззакони€ их и грехов их уже не воспом€ну более.

(31,31Ц34)

 

¬ этом пророчестве можно выделить несколько важнейших тем:

1. ѕрежний «авет уходит в прошлое. Ќовый Ч будет Ђне такимї, как старый. ќн положит начало новым отношени€м между Ѕогом и человеком.

2. «авет этот касаетс€ Ђ»зраил€ и »удыї, то есть всего народа Ѕожи€, всей ветхозаветной ÷еркви, котора€ таким образом войдет в эпоху новозаветную. ÷ерковь Ќового «авета будет вселенской, ибо к √осподу Ђпридут народы от краев землиї (16,19).

3. Ќовый «авет будет начертан в сердце человеческом. Ђѕисаный «акон, Ч замечает современный французский библеист ј. ∆елен, Ч не может выразить все божественные требовани€ и намерени€, и потому его заменит внутренний «акон, как высшее прозрение. “огда религиозна€ жизнь станет жизнью личной, настолько, что она представл€етс€ продолжением внутреннего опыта самого пророка. »бо »ереми€ спроектировал свой религиозный опыт на будущееї.

4. ¬ Ќовом «авете Ђпознание Ѕогаї, то есть любовь к Ќему, будет в центре человеческого существовани€. —илою благодати оно станет как бы новой природой человека.

5. —таринна€ формула Ђя ваш Ѕог, и вы ћой народї приобретет новое значение глубокой внутренней св€зи человека со своим небесным ќтцом, ÷еркви Ч с ее Ѕогом-—пасителем.

5. ¬ли€ние пр. »еремии. ¬ерный ученик пророка ¬арух принес его писани€ к переселенцам в ¬авилон, где они бережно хранились и благоговейно читались. Ѕыть может, его пророчество о Ќовом «авете было знакомо и пр. »езекиилю. ” него мы находим следующее речение √осподне:

 

» раб ћой ƒавид будет кн€зем у них вечно. » заключу с ними «авет мира, «авет вечный будет с ними.

(37,25Ц26)

 

¬ ѕсалтири и в  н. »ова отраз€тс€ многие аспекты учени€ »еремии и его опыт Ђрелигии сердцаї, а сам пророк-страдалец станет одним из прообразов —лужител€ √осподн€, ћессии-јгнца (»с 53). ’риста —пасител€ будут принимать за воскресшего »еремию (ћф 16,14), ибо он будет учить, что ’рам обречен, если вера подмен€етс€ только внешним культом. ∆ивой опыт веры пр. »еремии, его молитвы предвар€ют то отношение к ќтцу, которое возвестит ≈вангелие ’ристово.

 

¬опросы дл€ повторени€

 

1. „то означает притча о смоквах?

2. ќпишите событи€, св€занные с борьбой пр. »еремии против военной партии.

3. ѕри каких обсто€тельствах был схвачен пророк?

4. ¬ чем его обвин€ли?

5.  огда было произнесено мессианское пророчество »еремии?

6.  ак совершилось падение »ерусалима?

7. „то в это врем€ происходило с пр. »еремией?

8.  ак протекли его последние годы?

9. ќ чем говорила Ђ нига ”тешени€ї?

10. ¬ чем заключаетс€ пророчество о Ќовом «авете?

11.  аково было вли€ние пр. »еремии?

 

І11 ѕлен ¬авилонский.  нига ѕлач. ѕророк јвдий (580Ц575 годы)

 

1. Ќачало диаспоры. Ѕольшинство пленных иудеев были поселены в самой столице Ќавуходоносора, значительно им расширенной. ќстальные осели в близлежащих селени€х, расположенных по берегам каналов. √реческий историк √еродот (V в. до –.’.) после посещени€ ¬авилона так описывает его:

 

Ђ√ород состоит из двух частей. „ерез него протекает река по имени ≈вфратЕ ѕо обеим сторонам реки стена, изгиба€сь, доходит до самой реки, а отсюда по обоим берегам идет стена из обожженных кирпичей. √ород же сам состоит сплошь из трех- и четырехэтажных домов и пересечен пр€мыми улицамиЕ ¬ середине каждой части города воздвигнуто здание. ¬ одной части Ч царский дворец; в другой Ч св€тилище Ѕела «евсаЕ ѕри прежних цар€х, чтобы попасть из одной части города в другую, нужно было переправл€тьс€ на лодкеї.

(»стори€ I, 180,186)

 

ƒалее √еродот сообщает о строительстве моста, который разводили на ночь, Ђчтобы люди не бродили туда и сюда и не грабили друг другаї.

Ёта предосторожность была не случайной. ѕолитика депортаций сделала ¬авилон поистине интернациональным городом. ¬ соседних кварталах жили эламиты и финики€не, греки и евреи, часто враждовавшие между собой. ¬ большинстве своем высланные постепенно утрачивали свою самобытность, усваива€ религию и культуру вавилон€н. “а же участь могла постичь и иудеев, если бы ранее проповедь пророков не сплотила их в религиозную ќбщину. “аким образом возникла диаспора Ч рассе€ние. ƒиаспора стала прообразом новозаветной ÷еркви, котора€ тоже оказалась рассе€нной среди нехристианского мира.

ќсновным настроением членов диаспоры в первые годы ѕлена было пока€ние. ќторванные от св. земли, они оказались лишенными опоры. —в€щенники и левиты даже не решались петь св€щенные гимны вдали от разрушенного ƒома √осподн€.

 

ѕри реках ¬авилона,

там сидели мы и плакали,

когда вспоминали о —ионе.

Ќа вербах посреди его

повесили мы наши арфы.

“ам пленившие нас

требовали от нас слов песней,

» притеснители наши Ч весель€:

Ђѕропойте нам из песней —ионскихї.

 ак нам петь песнь √осподню

на земле чужой?

≈сли € забуду теб€, »ерусалим,

забудь мен€ десница мо€.

(ѕс 136)

 

¬сех терзали воспоминани€ о недавно пережитом бедствии. Ќаконец люди стали понимать, как правы были пророки, когда предостерегали народ. —в€щенные тексты читали и перечитывали, отыскива€ в них ответы на вопросы о будущем и о смысле случившегос€.

2.  нига ѕлач в переводе —емидес€ти была названа ѕлачем »еремии (веро€тно, в св€зи с 2 ѕар 35,25). ќднако первоначально она называлась просто ѕлач и входила не в сборник ѕророков, а в раздел ѕисаний. –€д признаков определенно указывает, что пр. »ереми€ не мог быть автором книги. —оставитель ее принадлежал к другим, далеким от пророка, кругам. ¬ ней выражаетс€ сожаление, что евреи не получили помощи от ≈гипта (4,17). ћежду тем »ереми€ решительно противилс€ расчетам на эту помощь (37,5-10). јвтор  н. ѕлач с большим уважением говорит о царе —едекии и вспоминает, какие надежды возлагались на его правление (4,20). Ёто никак не могло исходить из уст »еремии, обличавшего цар€ и предсказывавшего ему гибель. », наконец, изысканный стиль книги, построенной в виде алфавитного акростиха, указывает на автора, который писал в спокойной обстановке, что совершенно не соответствует последним годам жизни »еремии.

Ѕольшинство экзегетов полагает, что  н. ѕлач была написана в первые годы после падени€ »ерусалима либо в »удее при √одолии, либо в ¬авилоне.  нига тесно св€зана с богослужением, совершавшемс€ в пам€ть о гибели св€того града. ≈е главна€ тема Ч грех как причина народной трагедии. јвтор оценивает событи€ с точки зрени€ богослови€  ниг —удей и ÷арств. ¬  н. ѕлач еще не став€тс€ проблемы страдани€ невинного ( н. »ова) и искупительной силы страдани€ праведника (»с 52Ц53). ÷ель боговдохновенного писател€ Ч пробудить в люд€х сознание греховности, с тем, чтобы пока€нное чувство, преодолев озлобленность и отча€ние, возродило их к новой жизни.

»ерусалим изображен в виде скорб€щей женщины (1,1). Ёто св€зано с символикой брачного союза между Ѕогом и народом (ср. ќс 1Ц3). ќт лица народа библейский поэт признает справедливость возмезди€:

 

я человек, испытавший горе

от жезла гнева ≈го.

(3,1)

 

¬ главе 4 даетс€ драматическое описание осады »ерусалима и в заключение сказано:

 

¬се это Ч за грехи лжепророков его,

за беззакони€ св€щенников его.

(4,13)

 

¬ 3,1-66 страждущий человек, от имени которого пишет автор, есть ќстаток »зраилев. ≈го молитвы состо€т из размышлений о каре, милосердии Ѕожием и надежде на спасение.

3. ѕророк јвдий (евр. ќбади€) написал свою книгу около того же времени, что и  н. ѕлач. ѕоводом дл€ нее послужили действи€ соседнего ≈домского царства. ≈домит€не, воспользовавшись бедствием »удеи, грабили и без того разоренные земли братской страны. ќбличени€ едомит€н у јвди€ во многом несут на себе вли€ние пр. »еремии (есть почти дословные совпадени€).  нига имеет глубокий нравственный смысл, будучи направлена против греха злорадства (ср. ѕс 137,7). — этого момента ≈дом становитс€ символом извечного врага народа Ѕожи€ (≈домом позднее называли –им).  нига заканчиваетс€ пророчеством о подчинении сынов »сава »ерусалиму в дни, когда придут на гору —ион Ђспасителиї (21). Ётим термином назывались боговдохновенные вожди эпохи —удей (—уд 3,9,15). Ќо у јвди€ он приобретает мессианский смысл, ибо после покорени€ врагов наступит ÷арство √оспода.

4. —инагога. —в€щенники. ѕри отсутствии ’рама жертвы не могли больше приноситьс€. Ќо богослужение не прекратилось. ќно прин€ло новый характер. Ћюди стали собиратьс€ в домах и читать молитвы, псалмы, —в. ѕисание. Ќаставники произносили проповеди, пророки возвещали волю √осподню. Ётот духовно-назидательный аспект богослужени€ сохран€лс€ нар€ду с храмовым и после ѕлена. ƒома, где оно совершалось, называли Ђдомами собрани€ї (евр. бет-хакнесет), по-гречески Ч синагогами. Ќа первых порах и христианские дома молитвы удерживали это название (»ак 2,2).  роме того, новозаветное богослужение (молитвы, псалмы и ѕисание) усвоило многое из синагогальной традиции (см. Ќ. ƒ. ”спенский. јнафора. Ч ¬“, 13).

Ћишенные алтар€, св€щенники диаспоры бережно хранили древние культовые уставыЕ  ак полагают современные библеисты, именно из кругов этого духовенства вышла 3-€ —в. »стори€ (—), котора€ была включена в ѕ€тикнижие (см. І16).

¬ период ѕлена был завершен и цикл »сторических книг —в. ѕисани€. ќни развертывали перед народом картины прошлого, чтобы ошибки отцов побуждали новые поколени€ к раска€нию и духовному возрождению.

 

¬опросы дл€ повторени€

 

1. „то такое диаспора?

2. ѕочему иудеи не растворились среди других народов?

3.  акие чувства владели народом Ѕожиим в ѕлену?

4.  огда были написана  н. ѕлач?

5. ¬ чем основной смысл ее?

6. ќ чем пророчествовал јвдий?

7.  ак возникли синагоги и каково было их назначение?

8.  акие части —в. ѕисани€ сформировались в эпоху ѕлена?

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 976 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒва самых важных дн€ в твоей жизни: день, когда ты по€вилс€ на свет, и день, когда пон€л, зачем. © ћарк “вен
==> читать все изречени€...

494 - | 457 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.061 с.