Церковной культуры и богословского
Образования, а главное, из-за отсутствия хорошего,
Строгого духовника и наличия среды,
Склонной легковерно воспринимать его
Россказни как откровения, такой человек
Приобретает часто многих сторонников,
Вследствие чего и возникло большинство
Сектантских антицерковных течений. Обычно
Начинается это с рассказа о загадочном
Сне, необыкновенно сумбурном и с претензией
На мистическое откровение или пророчество.
В следующей стадии находящемуся в
Подобном состоянии, по его словам, уже наяву
Слышатся голоса или являются сияющие
Видения, в которых он распознает ангела
Или какого-нибудь угодника, или даже Богородицу
И Самого Спасителя. Они сообщают
Ему самые невероятные откровения, часто
Совершенно бессмысленные. Это случается
С людьми и малообразованными, и с весьма
Начитанными в Священном Писании, святоотеческих
Творениях, а также с теми, кто
отдался «умному деланию» без пастырского
Руководства.
Духовный блуд — влечение к чуждым
Христу духам (оккультизм, восточная мистика,
Теософия). Духовная жизнь — это пребывание
В Духе Святом.
Духовный эгоизм, духовное сластолюбие
— молитва, участие в таинствах
Только ради получения духовных удовольствий,
Утешений и переживаний.
Дерзость — наглость, непокорность, грубость,
Заносчивость.
Ересь — ложное учение, относящееся к
Духовному миру и общению с ним, отвергнутое
Церковью как находящееся в явном
Противоречии со Священным Писанием и
Преданием. К ереси часто ведет личная
Гордыня, излишнее доверие собственному
Уму и личному духовному опыту. Причиной
Еретических мнений и суждений может
Быть также недостаточно полное знание
Учения Церкви, богословская необразованность.
Жадность — ненасытность, падкость на
Пищу, земные блага, богатство. Жадни-
Чанье — страстное ненасытное желание
Приобрести что-либо, присвоить себе одному.
Зависть, зложелание, злорадство —
Заведование чужому успеху, положению,
Устроению, тайное желание неудачи, провала,
Печального исхода чужим делам, радо-
Вание явно или тайно чужому несчастью,
неудаче. «Зависть есть печаль о благополучии
ближнего», — писал в своем «Слове
о зависти» святитель Василий Великий.
Цель зависти — увидеть того, кому завидуешь,
В неблагополучии.
Злоба рождается от безмерного самолю347
Бия, когда мешают прибыли, выгоде, желанию.
Злобе свойственно мщение, злорадство,
Клевета, ненависть, вражда.
Зложелательсгво — желание кому-
Либо зла, вреда, гибели.
Злорадство — радость по чужой беде,
Горю, несчастью ближнего.
Злоречие, по слову преподобного Иоанна
Лествичника, рождается от ненависти и
Памятозлобия. Оно есть исчадие ненависти.
Преподобный Иоанн советует не слушать
Того, кто злоречиво говорит о ближнем, а
сказать ему: «Перестань, брат, я ежедневно
Падаю в тягчайшие грехи. Как же я могу
осуждать его?».
Злопамятность, непрощение обид,
Мстительность. Излишняя требовательность
К ближнему. Эти грехи противоречат
И духу, и букве Евангелия Христова.
Господь наш учит прощать ближнему грехи
Против нас до седмижды семидесяти раз. Не
Прощая других, мстя им за обиду, держа в
Памяти зло на другого, мы не можем надеяться
На прощение собственных грехов Отцом
Небесным.
Клевета, злословие, осуждение —
Возникают от гордости, когда мы не можем
Стерпеть, что кто-то лучше нас. Грех клеветы
И злословия может происходить от зависти,
Когда мы не можем видеть славу, успех,
Преуспевание ближнего; от злобы, когда мы,
Не в состоянии отомстить тому, на кого
Злимся, злословим на него. Клевета происходит
Также от ревности и нетерпения.
Корыстолюбие — жадность к богатству,
Деньгам.
Кощунство — употребление имени Божия
В шутках, легкомысленное упоминание
О святынях, проклятия с упоминанием Его