ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРИНЦИПА ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО МНОГООБРАЗИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Назаров Денис Андреевич,
Аспирант Российской академии
народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
denis. a. nazarov@mail. ги
Политическая идеология предназначена для целевой и идейной ориентации поведения граждан, чем можно обусловить выделение двух уровней ее функционирования. На теоретико-концептуальном уровне формулируются основные положения и цели идеологии, выражающей идеалы и ценности определенной социальной группы. Программно-политический уровень связан с выражением этих идеалов и ценностей в программах, лозунгах и требованиях, т.е. с формированием нормативной основы, привлечением сторонников, оформлением методов ведения политической борьбы, предполагающей подавление оппонентов.
Ключевые слова: политическая идеология, политика, идеологическое многообразие, государственная власть, закон, социальная группа, гражданское общество, народ.
6
Государственная власть и местное самоуправление
Можно проследить, что с течением мировой истории каждая новая система идей и ценностей появлялась в ответ на все возрастающее несоответствие между потребностями определенных социальных групп и их реализацией в существующем обществе. В это время возникающая идеология становится воплощением желаемого политического состояния общества, выражением желаемых ориентиров деятельности и основополагающих ценностей. К примеру, зарождение идеологий соотносят с периодом Возрождения (XVI в.) и началом процесса секуляризации (освобождения индивидуального и общественного сознания от религии), когда устаревают устоявшиеся взгляды и в обществе возникает необходимость формирования совершенно новых представлений о мире, в том числе и о происхождении и сущности власти.
Впоследствии складываются и другие политические идеологии, наиболее известными из которых можно считать либерализм, социализм, коммунизм и прочие, которые предлагали новые интерпретации общественного прогресса, наиболее актуальные в конкретный период времени и в конкретных исторически сложившихся условиях.
Т. Адорно и Г. Маркузе подвергли детальному критическому разбору социальные функции, приводящие к духовному подчинению личности ложным коллективным постулатам, к формированию «одномерного человека», становящегося объектом духовного манипулирования и невольно включающегося в потребительскую гонку. В современной западной социологии и политологии распространена точка зрения, согласно которой идеологии в рамках политических доктрин образуют определенный подкласс. Французский политолог Ф. Бенетон анализирует динамику развития идеологии на основе исследования особенностей и логики развертывания Великой Французской и Великой Октябрьской социалистической революций и приходит к выводу, согласно которому у истоков этих массовых революционных действий имеется вполне определенный идеологический проект.
Этот проект включает в себя две главные составляющие:
1) обещание земного спасения, непогрешимого и бесспорного, поскольку оно подтверждается
знанием, основанным на единодушном мнении и науке, — и в силу этого общепризнанным;
2) революционный волюнтаризм, осуществляемый от имени избранной категории (народ, пролетарий) приверженцами идеологии, претендующими на выражение ее истинной воли.
Идеология, в трактовке Ф. Бенетона, является принуждающей духовной силой, а ее действие выражается в использовании насильственных методов, в разрушении гражданского общества, в автократической концепции власти и тирании, в разрушении моральных барьеров и в утверждении вседозволенности. В итоге идеология и тоталитаризм оказываются неразрывно связанными, и крах последнего неизбежно оказывается крахом идеологии.
У этой концепции нашлись последователи в позднесоветской и постсоветской социальной действительности, прежде всего в среде прозападно ориентированных политиков. Э. Шеварднадзе, в частности, утверждает, что идеология — это именно то, что «еще лежит тяжелым бременем на плечах нашего народа»1. Вторя ему, В. Аксючиц писал, что идеологические постулаты «выражают все низменное, что есть в человеке», а ее «лозунги апеллируют к бессознательному», порождают «коллективные психозы», «провоцируют атмосферу массового беснования» и приводят в конечном счете к созданию «античеловеческих форм жизни»2.
В отличие от них, американский философ японского происхождения Ф. Фукуяма утверждает, что «завершение идеологической эволюции человечества» происходит вследствие утраты марксистско-ленинской идеологией движущей роли во внешней политике России и Китая и проистекающего из этого прекращения идеологической войны.
Насущная значимость объединяющих и скрепляющих общество идей, составляющих живую, развивающуюся ткань идеологии, в том и состоит, что идеология чаще всего не выступает в качестве оторванных от жизни постулатов, не является само-
1 См.: Шеварднадзе Э. Наше спасение — в развитии
демократии//За рубежом. 1991. №34. С. 4.
2 См.: Аксючиц В. Патриотизм или фашизм? Выбор
будущего и диктат исторического рока // Независимая
газета. 25.06.1999. С. 5.
№2/2015
довлеющей величиной, а реально функционирует как определенная и существенная сторона различных видов человеческой деятельности и в сфере политики, и в сфере экономики, и во всех других сферах3.
И как бы ни были активны в своих теоретических изысканиях «деидеологизаторы» или «реиде-ологизаторы», идеологические компоненты всегда были и всегда будут не только соединены, но и с большей или меньшей интенсивностью «вплетены» во все виды повседневного бытия индивидов, социальных групп и общностей. Опыт Советского Союза, где коммунисты создали и довели до совершенства эффективно действующую систему идеологии (пока она не разрушилась безудержным догматизмом), а также благополучных в материальном отношении стран как на Западе (Швеция, Германия и др.), так и на Востоке (Япония) свидетельствует, что мировоззренческие системы и идеологические установки не только функционируют, но и активно привносятся в общественное сознание государством.
Это объясняется очень просто: любому обществу необходим единый и целостный свод идей, ценностей и норм, который объединяет всех его граждан, является общей платформой согласованных действий во всех областях жизнедеятельности. Особенно возрастает значимость объединяющей идейной силы, способной сплотить граждан, придерживающихся различных взглядов, в условиях системной трансформации общества, которая осуществляется ныне в Российской Федерации.
Мировоззрение представляет собой фило-софско-теоретический синтез научных знаний (или религиозных верований), идеалов, ценностных ориентации, убеждений, исторического и повседневного опыта человека и человечества. Именно в этом качестве оно становится философско-теоре-тической основой идеологии.
Значимость мировоззрения как основы идеологии заключается в том, что именно от мировоззрения, от того, какое оно, зависит и идеология. Так, диалектико-материалистическое мировоззрение составляет основу марксистской идеологии, либеральное — либерально-демократической, консервативное — консервативной, националистическое — националистической, революционное — революционной, религиозное — религиозной и т.п.4
Принцип политического многообразия обладает специфическими свойствами, характеризу-
3 См.: Волков Ю.Г. Идеология. М., 1996.
4 См.: Там же.
ющими его регулятивные особенности, и является непосредственно действующим нормативным началом деятельности соответствующих юрисдик-ционных органов государства, задающего общенародный, демократический смысл законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органам местного самоуправления в процессе их формирования5.
С политическими концепциями органично взаимосвязаны экономические взгляды, представления и теории, представляющие собой один из структурных элементов идеологии. Из политических и экономических концепций и теорий выводится такой структурный элемент идеологии, как правовые (юридические) теории и нормы — специфический вид социальной регуляции общественных отношений, а именно система принудительных установлений, правил, норм, актов.
Тесно связаны с предыдущими элементами идеологии нравственные убеждения и принципы, вменяющие человеку и социальной группе определенные нормы поведения (мотивы поступков). Это еще один элемент идеологии. Понятиями «добро» и «зло», «добродетель» и «порок», «справедливость» и «несправедливость» оперирует мораль, которая призвана обеспечить самостоятельность человека как члена сообщества и духовного существа (личности) по отношению к его собственным влечениям, спонтанным реакциям и внешнему индивидуальному, групповому и общественному давлению.
С нравственными принципами и нормами постоянно взаимодействуют художественно-эстетические идеалы, воплощающие в себе всю чрезвычайно разнообразную, эмоционально насыщенную область освоения и восприятия мира по законам красоты. В процессе такого освоения осуществляется оценка человеком явлений действительности — прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. В эстетических отношениях людей (наряду с политическими, экономическими, правовыми) в значительной степени формируется их духовный мир, повседневное поведение, ценностные ориентации и жизненные установки. Важным элементом структуры идеологии является иерархия ценностей и ценностных ориентации.
Ценности — это обобщенные представления людей о значимых, важных для них объектах и
5 См.: Петров СМ., Грудцына Л.Ю. Конституционное законодательство России: проблемы и перспективы развития // Государство и право. 2010. №7. С. 14-22.
Государственная власть и местное самоуправление
явлениях, поступках других людей. Их предназначение — служить своеобразными критериями для выбора человеком самой важной и значимой для него альтернативы в процессе ориентации в окружающей изменяющейся действительности.
В отличие от ценностей, которые носят объективный характер, ценностные ориентации представляют собой элементы внутренней структуры личности (или социальной группы), сформированной жизненным опытом и отграничивающие значимые, существенные для человека явления, поступки от неважных, что позволяет интерпретировать их в терминах идеала, благородства, красоты, нормы.
В структуре идеологии есть такой элемент, как основной вектор целеполагания. Цель представляет собой идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного выбора и стремления субъекта, а также конечный результат социального действия. Целеполагание — это выбор оптимальной цели среди возможных альтернатив и определение эффективных способов и путей достижения намеченной цели. Причем чем в большей степени совпадают социальные цели и ценностные установки личности, социальной группы или организации, тем более эффективным оказывается их функционирование на путях целедостижения.
Элементом структуры идеологии является воля и решимость индивида либо социальной общности активно и эффективно действовать в направлении достижения поставленной цели (целей).
Воля проявляется как способность субъекта действовать независимо от ограничений, налагаемых на него внешней природной или социальной средой. В акте волеизъявления осуществляется синтез внутреннего желания (стремления) субъекта — «я хочу», его императивного установления — «я должен» и возможного достижения желаемой цели — «я могу». Воля и решимость действовать определенным образом составляют высший уровень регуляции поведения и деятельности личности (социальной группы), способствуют смысловой интерпретации стремлений и поступков, мобилизуют все имеющиеся возможности и ресурсы для преодоления трудностей и препятствий в процессе совершения целенаправленных действии.
Чтобы сплотить индивидов и социальные группы в скоординированно действующую массу людей (осуществить интегративную функцию), идеология должна содержать в себе концепции, объясняющие пути развития общества и роль в этом определенных социальных слоев, партий, движений, раз-
виваемых и отстаиваемых ими идей, ценностных ориентации и идеалов, т.е. осуществлять теоретическую функцию. Эта функция позволяет создать определенную теоретическую модель социального мира (либо его конкретного сегмента), места и роли человека в нем.
С теоретической функцией теснейшим образом связана оценочная (аксиологическая) функция идеологии. Она осуществляет оценку развивающихся в обществе социально-экономических, политических, социокультурных процессов, а также действий различных индивидов, социальных групп и общностей, функционирующих в обществе социальных институтов, прежде всего с точки зрения реализации их интересов. Эта функция дает возможность выявить и обосновать ценность тех или иных социальных явлений, из которых складывается социальная действительность, и соотнести ее с потребностями, желаниями, предпочтениями, стремлениями людей, по крайней мере их большинства.
Но теоретическое осмысление и истолкование социальной действительности приобретает практическую значимость только в том случае, когда идеи, взгляды, концепции, оценки, содержащиеся в идеологической доктрине, получают более или менее широкое распространение среди различных социальных групп и общностей, становятся побудителями к их практическим действиям. Для того чтобы это осуществилось, идеология свойственными ей методами и средствами должна овладеть общественным сознанием.
Следовательно, идеология осуществляет специфическую и общественно значимую функцию — идейное овладение общественным сознанием. Чтобы ориентировать людей на совершение определенных действий, идеология призвана осуществить функцию целеполагания, т.е. сформулировать цель (цели), способную увлечь на активную деятельность. Способ целеполагания призван выражать потребности исторического развития в четко сформулированных целях (в категориях «смысла жизни», требованиях гуманности, справедливости, осуществления прав и свобод человека). Своеобразие этого способа проявляется в том, что призывы и требования идеологии выступают не в абстрактной, а в четко сформулированной форме, а выдвигаемые цели вбирают в себя исторический опыт многих поколений, несут в себе особенности образа жизни и менталитета данного народа. Только в такой форме они способны вызвать широкое «резонирование», благоприятный отклик. Чтобы цель,
№2/2015
идеологически обоснованная, смогла превратиться в побуждающую к действию силу, идеология своими идеями, концепциями, лозунгами, призывами и т.п.6 должна создать в глазах общественного мнения позитивный образ желаемого будущего, к которому следует стремиться. Стало быть, идеология выполняет в обществе функцию создания позитивного образа, некоего образа общественного устройства, которое удовлетворяло бы потребности, интересы, стремления многих людей, желательно их большинства. На позитивных образах, воспеваемых в литературе, песнях, сказках, ритуалах, обрядах, других формах культуры, чаще всего воспитываются дети и юношество. Поэтому с созданием позитивного образа и осмыслением социальной действительности в идеологических доктринах взаимосвязана образовательно-воспитательная функция идеологии7.
Качественные параметры гражданского общества — важнейшие социальные индикаторы цивилизованности политической коммуникации и практик коллективного целедостижения. В связи с этим — разработка междисциплинарных когнитивных исследовательских моделей влияния дискурсивного, символического содержания концепта гражданское общество на практику социального конструирования гражданских институтов, публичную активность граждан и политических элит, динамику политических институтов — одно из перспективных и динамично развивающихся направлений современной политической науки и социологии.
В контексте противоречий становления социальных структур и институтов гражданского общества в современной России актуальность разработки эпистемологии междисциплинарных исследований в этой предметной области будет возрастать. Ослабление социальной напряженности — еще одна роль идеологии в обществе. Идеология ослабляет социальную напряженность, возникающую, когда люди осознают расхождение между провозглашаемыми ценностями и реальными условиями своей жизни. Идеология призвана придавать значимость институциональным отношениям между людьми как субъектами политики, объяснять, обосновывать, оправдывать или отвергать политические реальности в конкретных общественно-исторических условиях.
6 См.: Волков Ю.Г. Указ. соч.
7 См.: Грудцына Л.Ю. Концептуальные основы форми
рования институтов гражданского общества в Россий
ской Федерации // Российская юстиция. 2008. № 12.
С. 42-47.
Именно через институты гражданского общества и их информационный статус подтверждается установка, что общество — источник силы государственной власти и одновременно индикатор уровня его эффективности и состояния. Общество может искать пути действовать и жить как слаженный организм8. Такая модель гражданского информационного общества не позволит государственной власти и иным структурам публичной власти утратить свою самостоятельность и «собственное содержание».
При этом вся совокупность общественных отношений может быть подразделена на три сферы: политическую (государственную), сферу отношений в рамках гражданского общества и сферу отношений частной (личной) жизни. Если первые две сферы подлежат правовому регулированию, то сфера частной (личной) жизни не подлежит правовому регулированию и подвергается ему только в части установления норм по ее охране. Кроме того, сфера частной (личной) жизни не входит в сферу общественных отношений в рамках гражданского общества, поскольку она должна быть свободна от любого вмешательства извне, как государственного, так и общественного, это сфера внутренних, личностных дел и отношений индивида. Эта его свобода может быть ограничена только в том случае, если ее осуществление нарушает законы государства. Эти обстоятельства не учтены авторами рассмотренных выше определений гражданского общества9. Например, В.И. Ленин за основу своей политики взял идею «диктатуры пролетариата» и свержения буржуазии, однако уделял особое внимание социальной действительности и анализу общественных противоречий для нахождения оптимального пути их разрешения, составляющего основу социальной диалектики. На этой основе возник сталинский режим, базирующийся на тоталитарном режиме, выдвинувший идеи усиления классовой борьбы по мере социалистического строительства и новых общественных преобразований. Эти же взгляды были восприняты в послевоенном Китае в идеологии маоизма, основными силами которого стало крестьянство, а основным средством — «партизанская борьба» против интеллигенции.
s См. Бачило И.Л. Информационное право: учебник для вузов. 2009. М.: Юрайт, 2011.
9 См.: Грудцына Л.Ю. Правовая природа и формы взаимодействия гражданского общества и государства// Законодательство и экономика. 2007. №11.
Государственная власть и местное самоуправление
Литература
1. Аксючиц В. Патриотизм или фашизм? Выбор будущего и диктат исторического рока / В. Аксючиц // Независимая газета. 25.06.1999. С. 5.
2. Бачило И.Л. Информационное право: учебник для вузов / И.Л. Бачило. М.: Юрайт, 2011.
3. Волков Ю.Г. Идеология / Ю.Г. Волков. М., 1996.
4. Грудцына Л.Ю. Концептуальные основы формирования институтов гражданского общества в Российской Федерации /Л.Ю. Грудцына // Российская юстиция. 2008. №12. С. 42-47. _________________________________
5. Грудцына Л.Ю. Правовая природа и формы взаимодействия гражданского общества и государства / Л.Ю. Грудцына // Законодательство и экономика. 2007. №11.
6. Петров СМ. Конституционное законодательство России: проблемы и перспективы развития / СМ. Петров, Л.Ю. Грудцына // Государство и право. 2010. №7. С 14-22.
7. Шеварднадзе Э. Наше спасение — в развитии демократии / Э. Шеварднадзе // За рубежом. 1991. №34. С. 4.