В освободительной борьбе южных славян выделяются два периода: 1) XVII в. - большая часть XVIII в., 2) с последних десятилетий XVIII в. до 1878 г. Первый период характеризуется в основном стихийными восстаниями, гайдучеством. Активизация движений приходилась на время войн Австрии, Польши, Венеции (XVII в.) и России (с конца XVII в.) против Османской империи. Во второй период, особенно после Французской революции, движения приобретают все более четкую идеологическую направленность. Были сформулированы программы воссоздания национальных государств, а народные движения во главе с деятелями местного самоуправления, торговцами, ремесленниками, формирующейся интеллигенцией сами стали воздействовать на международную обстановку и политику держав.
Черногория. Здесь османской власти не удалось прочно утвердиться, а с конца XVIII в. черногорцы (в 40-х годах XIX в.-100 тыс. человек) фактически стали самостоятельными. Со своих скалистых гор они вели борьбу за соседние долины, где было возможно земледелие. Власть в стране все более сосредоточивалась у православного митрополита в Цетине (политическом и культурном центре, где находился монастырь) и у выделявшейся знати - воевод (глав «племен»-общин). Выдающимся государственным деятелем стал поэт и митрополит Петр II Негош (годы правления: 1830-1851). Он создал постоянное войско, суд, назначал своих чиновников управлять племенами. Теократия была заменена светской властью в середине XIX в., когда князем стал Данило Негош. В 1858 и 1862 гг. Черногория отстояла независимость в тяжелых войнах с Турцией. Уже с XVII в. Россия оказывала Черногории поддержку хлебом и деньгами, а в XIX в.- и дипломатическую помощь.
Сербия. Населенный в основном сербами Белградский пашалык в XVIII в. все более широко торговал скотом с соседней Австрией. С 1791 г. зажиточные торговцы держали в своих руках сельское самоуправление. Эти люди (кнезы) и возглавили народно-освободительную борьбу. Поводом для Первого сербского восстания 1804 г. послужила резня («сеча») кнезов, учиненная янычарами в Белграде. Восставшие под руководством Караджердже (Карагеоргия) Петровича, провозглашенного «народным вождем», одержали ряд побед и изгнали турецких землевладельцев. В 1806 г. Турция признала автономию Сербии (так называемый Ичков мир).
Но во время русско-турецкой войны (1806-1812) сербы вели совместно с русской армией военные действия с целью добиться полной независимости. Одновременно были созданы органы сербского государства: Правительствующий совет и Народная скупщина. Фактически власть оказалась у богатых «воевод», «старейшин». В 1813 г. османская армия оккупировала Сербию. Но уже в 1815 г. в результате Второго сербского восстания, возглавленного воеводой Милошем Обреновичем, Порте пришлось признать права сербов пашалыка самим вершить суд и собирать налоги для турецкой казны и бывших спахиев. После новой русско-турецкой войны Россия в Адрианопольском договоре 1829 г. оговорила права сербов, и в 1830 г. Турция признала Милоша наследственным князем Сербского княжества, вассального султану; однако в нескольких крепостях в Сербии сохранились турецкие гарнизоны.
В Сербии было покончено с османским феодализмом, но новые господа - «великаши» (старейшины) - крупные чиновники захватили часть земель и ввели барщину (кулук), которая вызывала возмущение крестьян и была отменена в 1837 г. Сербия стала в основном мелкокрестьянской страной.
Режим личного произвола, установленный Милошем, к тому же прибравшим к рукам и внешнюю торговлю, вызвал недовольство великашей (Т. Вучич и др.). В 1838 г. они добились от Порты. конституции («устав»): власть князя была ограничена олигархическим консервативным Советом и введена свобода торговли. Милош эмигрировал. Новый режим сторонников «устава» получил наименование «уставобранительского»(1848-1858). С правления Милоша в Сербии установилось длительное соперничество династий Карагеоргиевичей и Обреновичей, и оппозиционные группы обычно ориентировались на династию, которая претендовала на престол.
Развитие экономики Сербии было весьма затруднено ввиду узости рынка и австрийской конкуренции. Кроме того, Австрия, через которую направлялся сербский вывоз, диктовала условия внешней торговли страны. В связи с этим задачей Сербии стало найти выход к морю. Принципы ее политики сформулировал в 1844 г. министр Илия Гарашанин в секретной записке («Начертание»): объединение Сербией всех сербских (и ряда соседних) земель путем войн с Османской империей и восстаний, инспирированных сербскими властями. Эта «великосербская» программа стала путеводной звездой национальной буржуазии до 1914 г.
Уставобранители издали гражданский кодекс, закон о цехах, учредили гимназию, ученое общество. Но олигархия нескольких богатейших семей вызывала растущее недовольство мелких и средних торговцев, крестьян и ремесленников, страдавших от ростовщичества и разорения. На Свято-Андреевской скупщине 1858 г. выступили либералы и раздались требования парламентского строя. Однако консерваторы во главе с новым князем Михаилом Обреновичем (1860-1868) установили самодержавный порядок.
В условиях подъема освободительных движений в Европе Михаил пытался осуществить программу Гарашанина, назначенного премьер-министром. Опираясь на поддержку русской дипломатии, Гарашанин упрочил сотрудничество с Черногорией (князем Николаем Негошем), Грецией, Румынией, болгарским освободительным движением; он закупал оружие, сформировал народное ополчение. Но силы балканских союзников были невелики, а западные державы, особенно Австрия, выступили с угрозами в адрес Сербии. Михаил дал отставку Гарашанину (ноябрь 1867 г.) и добился лишь вывода турецких гарнизонов из страны. Все же это было шагом в укреплении суверенитета Сербии. После убийства Михаила (1868) в Сербии была провозглашена Конституция 1869 г. Высшей законодательной властью стала скупщина, но правительство было ответственно перед князем.
Основой экономики Сербии оставалось крестьянское хозяйство. Во второй половине XIX в. большинство крестьян медленно оскудевало, становясь жертвой ростовщиков и налогов; в то же время созревал слой аграрной буржуазии, начавший применять машины. В 1873 г. был введен закон о неотчуждении за Долги минимального крестьянского участка (до 3 га; так называемое окучье) и крайне необходимого инвентаря. Беднота требовала этого закона, но фактически он оказался полезным аграриям, заинтересованным в удержании в деревне массы дешевых работников (крестьянин не имел права продать свое окучье). Закон об окучье способствовал консервации застойных отношений и тормозил развитие сельского хозяйства.
Положение народной массы обусловило вступление на общественную арену в конце 60-х - начале 70-х годов сербской революционной демократии. Ее идеолог Светозар Маркович (1846-1875), последователь Н.Г. Чернышевского, мечтал об организации аграрного и промышленного производства свободными общинами, призывал к союзу балканских народов и революции против как османского ига, так и собственных монархов. Либералы и революционные демократы некоторое время сотрудничали и вместе с тем соперничали в «Объединенной сербской молодежи» («Омладина», 1886-1872) - организации, которая действовала в разных сербских землях, пропагандировала национальное самосознание и готовила восстание на Балканах. «Омладина» была запрещена и в Сербии, и в Австро-Венгрии.
Босния и Герцеговина. В Османской империи эти пограничные провинции (Боснийский пашалык) пользовались фактической автономией, при которой в XVIII - первой половине XIX в. власть находилась у крупнейших феодалов (славян) и мусульманского духовенства. Упадок и феодальная анархия, грозившие империи развалом, побудили Стамбул уже в начале XIX в. приступить к серии реформ (ликвидация янычарского войска, создание армии по европейскому образцу, упрочение и централизация аппарата, позднее - предоставление гражданских прав христианам, привлечение их в органы самоуправления и др.). По закону 1859 г. феодалам запрещалось сгонять крестьян с земли. В результате реформ ускорился рост городов, заметно упрочилось положение сербских и мусульманских городских торговцев. Османская империя постепенно модернизировалась. В 60- 70-х годах XIX в. в Сараеве действовала типография, выходила официальная газета, на Балканах строились железные дороги, появился телеграф.
Однако налоги, необходимые для осуществления планов властей, быстро росли, не удалось предотвратить и произвол над сельским населением. Это вызвало недовольство нищавшего христианского и мусульманского крестьянства. Против реформ выступали крупные феодалы (ага, беги), мусульманское духовенство. Среди славян-мусульман глубоко укоренились оппозиционные османской власти настроения. В XIX в. они получили оттенок этнического противостояния. Мусульмане добивались широкой автономии Боснии и Герцеговины, но при этом стремились сохранить Османскую империю и верховную власть султана. Сербы же (более /5 населения) ориентировались на Сербию, а хорваты (до /5 населения) -на Хорватию (и Австрию).
В 1831 г. и 1850-1851 гг. в Боснии и Герцеговине вспыхнули массовые движения мусульман. В 1851 г. турецкий главнокомандующий Омер-паша подавил восстание. Боснийская славянская мусульманская аристократия была разгромлена, тысячи повстанцев казнены. В 1852- 1853, 1857-1858, 1861-1862 гг. та же судьба постигла повстанцев-христиан, поднимавшихся под руководством Луки Вукаловича. Повстанцев поддерживала Черногория.