Последний испанский король из династии Габсбургов Карл II, не имевший прямых наследников, под давлением французского посла завещал испанский престол внуку Людовика XIV Филиппу Анжуйскому. В 1700 г. Карл умер, в Мадриде воцарился под именем Филиппа V герцог Анжуйский, на смену Габсбургам пришла династия Бурбонов. Тогда-то Людовик XIV произнес исторические слова: «Какое счастье! Нет больше Пиренеев, они погрузились в землю, и отныне мы (Франция и Испания.- Авт.) стали одной страной» (эти слова приписывают также испанскому послу в Париже). Но именно этого объединения Испании с Францией ни за что не хотели допустить другие европейские державы, прежде всего Англия, боровшаяся с Францией за господство в мире. Поэтому английской дипломатии удалось создать коалицию держав и начать против Франции и Испании войну, получившую название войны за Испанское наследство.
Война оказалась затяжной и шла с переменным успехом. На море господствовал сильный английский флот. В 1704 г. он атаковал стратегически важную испанскую крепость Гибралтар. Небольшой ее гарнизон вскоре капитулировал, и с тех пор Гибралтар находился в руках англичан. Участники коалиции поддерживали кандидатуру на испанский престол (вместо Филиппа Анжуйского) сына германского императора - эрцгерцога Карла. Когда же в 1711 г. Карл сам стал германским императором, англичане тотчас сняли его кандидатуру, опасаясь усиления Германии. К тому же они сочли, что Франция столь ослаблена длительной войной, что не представляет серьезной опасности.
Мирные договоры, подписанные коалицией с Францией и Испанией в 1713 г. в Утрехте (Утрехтский мир) и в 1714 г. в Раштатте, предусматривали признание Филиппа V королем Испании при условии его отказа от притязаний на французский престол и территориальных уступок: Испания отдавала Англии Гибралтар и остров Менорка (Балеарский архипелаг в Средиземном море), а Савойе - Сицилию. Кроме того, испанцы уступили Англии право продавать негров-рабов в Латинскую Америку, а по Раштаттскому миру потеряли почти все свои владения в Италии и Нидерланды. Признание права Бурбонов на испанский престол дорого обошлось стране и народу, тем более что при Филиппе V и его старшем сыне Фердинанде VI почти ничего не изменилось, упадок продолжался.
В 1759 г. на престол вступил второй сын Филиппа - Карл III. Сначала он продолжил прежний курс. Перелом наступил в результате народного восстания 1766 г. в Мадриде, направленного против засилья в правительстве иностранцев. Поводом, переполнившим чашу терпения народа, послужил указ главы кабинета - итальянца Скилаччи, запрещавший ношение национальной одежды - длинных плащей и широкополых шляп; Карлу III пришлось выслать Скилаччи, отказаться от министров-иностранцев и заменить их испанцами.
«Просвещенный абсолютизм». Карл III окружил себя способными людьми, которые понимали необходимость преобразований и способствовали развитию национальной промышленности и ремесел, ограничению власти церкви и деятельности инквизиции, изгнанию из страны членов воинствующего ордена иезуитов, развитию просвещения и культуры. Эпоху Карла III именуют эпохой «просвещенного абсолютизма»; власть короля, как и прежде, ничем не ограничивалась, народ не имел доступа к управлению страной, а король и его министры, будучи людьми образованными, придерживались принципа «все для народа, но без его участия». Считалось, что те, кто стоят у власти, лучше, чем сам народ, знают, что необходимо делать для его пользы.
В результате такого подхода проведенные реформы, будучи в большей степени связаны с личными качествами короля и его министров, не привели к кардинальным изменениям в Испании и оказались недолговечными. Испания, оставаясь в зависимости от Франции, обязывалась участвовать на ее стороне во всех войнах, которые она будет вести. Франция же воевала за свои интересы очень часто, и Испании приходилось почти непрерывно вести ненужные, изматывавшие ее войны, наносившие ей большой материальный ущерб и сводившие на нет экономические реформы. В итоге Испания и в конце XVIII в. оставалась отсталой аграрной страной с экстенсивным сельским хозяйством и слаборазвитой промышленностью.