Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 2. ѕреодолева€ ограничени€




 

”потребление терминов Ђсознательноеї и Ђбессознательноеї дл€ определени€ отличительных факторов €вл€етс€ неверным с точки зрени€ практики индивидуальной психологии. —ознательное и бессознательное движутс€ вместе в одном и том же направлении и не противоречат друг другу, Ч вопреки распространенному мнению. Ѕолее того, между ними не существует точной демаркационной линии. ¬опрос, скорее, заключаетс€ в раскрытии цели их совместного движени€. Ќевозможно решить, что сознательно, а что нет, до тех пор пока мы не знаем всего контекста. Ётот контекст обнаруживаетс€ в прототипе Ч той модели жизненного поведени€, которую мы анализировали в предыдущей главе.

 

»ндивидуальное единство

 

—лучай из практики послужит иллюстрацией тесной св€зи между сознательной и бессознательной жизнью. ∆енатый мужчина сорока лет страдал фобией Ч желанием выброситьс€ из окна. ќн посто€нно боролс€ с этим желанием.

¬се же прочее в его жизни было вполне благополучно: у него были друзь€, хорошее положение, счастлива€ семейна€ жизнь. ≈го случай нельз€ объ€снить иначе, кроме как в терминах сотрудничества сознани€ и бессознательного. ќн сознавал свои чувства, св€занные с желанием выброситьс€ из окна, однако продолжал жить и фактически даже никогда не пыталс€ это сделать. ѕричина заключалась в том, что в его жизни была друга€ сторона, где борьба против его желани€ совершить самоубийство играла важную роль. ¬ результате сотрудничества бессознательной стороны его существа с его сознанием, он был победителем. ‘актически, по своему Ђстилю жизниї, если использовать термин, о котором мы будем говорить подробнее в следующей главе, он был победителем, он достиг своей цели Ч превосходства. „итатель может усомнитьс€: как это в человеке могут уживатьс€ осознанна€ склонность к самоубийству и чувство превосходства? ќтвет заключаетс€ в том, что нечто в самом его существе разв€зало эту битву с суицидальной наклонностью. ”спех же в этой битве и делает его победителем и высшим существом. ќбъективно, его борьба за превосходство была обусловлена его собственной слабостью, как это часто бывает в случа€х, когда люди так или иначе чувствуют свою неполноценность.

ќднако важно то, что в личной битве его стремление к превосходству, стремление жить и завоевывать побеждает чувство неполноценности и желание умереть несмотр€ на то, что последнее живет в его сознании, а первое Ч в бессознательном ƒавайте посмотрим, подтверждает ли наши предположени€ развитие прототипа этого человека. »з анализа ранних воспоминаний мы узнали, что в детстве у него была проблема в школе. ≈му не нравились другие мальчики, и он старалс€ их избегать. “ем не менее он сумел собратьс€ с силами и отсто€ть себ€. ƒругими словами, уже здесь мы можем видеть усилие с его стороны преодолеть свою слабость. ќн не отступил перед своей проблемой и победил ≈сли мы проанализируем характер нашего пациента, то увидим, что единственной целью его жизни было преодоление страха и тревожности. Ёта цель объединила его сознательные идеи с бессознательными в единое целое. — точки же зрени€ того, кто не рассматривает человеческое существо как единое целое, у данного пациента не было никаких успехов и не могло быть чувства превосходства. ¬ его представлении пациент не более чем амбициозна€ личность, он стремитс€ к борьбе, но остаетс€ трусом в глубине души. ќднако така€ точка зрени€ была бы ошибочной, так как в ней не принимаютс€ во внимание все факты и не даетс€ их интерпретаци€ в контексте единства человеческой жизни.

¬с€ наша психологи€ и все наше понимание или стремление пон€ть человека будет бесплодным и бесполезным, если мы не будем убеждены, что человеческое существо представл€ет из себ€ единое целое. ≈сли мы предположим наличие у него двух не относ€щихс€ друг к другу сторон, мы не сможем увидеть жизнь, как целостный организм.

 

—оциальный контекст

 

 роме рассмотрени€ жизни индивида как единого целого, мы должны также учитывать ее социальный контекст ѕоначалу дети рождаютс€ слабыми, и их беспомощность делает необходимым, чтобы за ними ухаживали другие люди. “аким образом, стиль жизни или модель жизненного поведени€ ребенка нельз€ пон€ть без учета людей, которые ухаживали за ним и восполн€ли его неполноценность.

“есные взаимоотношени€ ребенка с матерью и семьей невозможно пон€ть, если мы ограничим наш анализ анализом периферии физического пребывани€ ребенка в пространстве. »ндивидуальность ребенка не сводитс€ к физической индивидуальности, она включает в себ€ весь контекст социальных отношений.

“о, что применимо к ребенку, до определенной степени можно также применить к люд€м вообще. —лабость, по причине которой ребенок живет в семейной группе, аналогична слабости, котора€ заставл€ет взрослого человека жить в обществе. ¬се люди чувствуют свою неадекватность в тех или иных ситуаци€х. ќни чувствуют себ€ придавленными трудност€ми жизни и не в состо€нии встретитьс€ с ними один на один. ѕоэтому одной из самых сильных наклонностей человека всегда было стремление объедин€тьс€ в группы с тем, чтобы он имел возможность жить как член общества, а не как изолированный индивид. Ѕез сомнени€, общественна€ жизнь в значительной степени помогает человеку преодолеть свои чувства неадекватности и неполноценности.

Ќа примере животных мы знаем, что более слабые особи всегда живут в группах, чтобы их совместные силы могли помочь удовлетворить их индивидуальные потребности. “ак, стадо буйволов способно защититьс€ от волков, что было бы невозможным дл€ одного буйвола. —бива€сь в стадо, они прислон€ют свои головы друг к другу и сражаютс€ копытами, что позвол€ет им спастись. — другой стороны, гориллы, львы и тигры могут жить изолированно друг от друга, так как природа наделила их средствами самозащиты.

„еловеческое существо не обладает их огромной силой, заключенной в когт€х или зубах, и поэтому не может жить отдельно. “аким образом, мы видим, что первопричина социальной жизни заключаетс€ в слабости человека.

ѕо той же самой причине мы не можем ожидать, что найдем одинаковыми способности и даровани€ всех человеческих существ в обществе. Ќо хорошо сбалансированное общество не останетс€ в долгу перед своими членами, которые нуждаютс€ в его поддержке. Ёто очень важно усвоить, так как в противном случае можно прийти к предположению о необходимости всецело судить о человеке по его врожденным способност€м. ¬ сущности, человек, лишенный каких-либо способностей, может испытывать трудности, жив€ в услови€х изол€ции, но успешно компенсировать свои недостатки в хорошо организованном обществе.

ѕопробуем предположить, что наши индивидуальные недостатки €вл€ютс€ врожденными. “огда целью психологии становитс€ обучение людей хорошо жить с другими, и тем самым помочь уменьшить эффект их естественных недостатков.

»стори€ социального прогресса Ч это истори€ того, как человек сотрудничал, чтобы преодолевать лишени€ и недостатки. ¬се знают, что €зык €вл€етс€ социальным изобретением, но лишь немногие понимают, что индивидуальные недостатки были матерью этого изобретени€. Ќо подтверждение этой истины легко найти в раннем поведении детей.  огда их желани€ не выполн€ютс€, они хот€т привлечь внимание и стараютс€ делать это с помощью определенного рода €зыка. Ќо если бы ребенку не нужно было привлекать внимание, он бы не пыталс€ говорить вообще. Ёто происходит в первые мес€цы жизни, когда мать выполн€ет все, что хочет ребенок, до момента, когда он заговорит. ≈сть данные о случа€х, когда дети не говорили до шести лет, так как у них не было в этом необходимости. Ёту истину можно также проиллюстрировать особыми случа€ми детей с немыми или глухими родител€ми.  огда такому ребенку больно, он плачет, но плачет беззвучно. ќн знает, что звук был бы бесполезен, так как родители не могут его слышать. —ледовательно, он делает вид, что кричит, с целью привлечь внимание своих родителей, но все это беззвучно.

“аким образом, мы видим, что всегда необходимо учитывать весь социальный контекст изучаемых фактов с тем чтобы пон€ть конкретную Ђцель превосходстваї, которую избирает индивид. »зучение его социальной ситуации необходимо также дл€ того, чтобы увидеть, в чем именно заключаютс€ его трудности. “ак, многие считают невозможным найти нормальный контакт с другими посредством €зыка. «аика Ч как раз такой случай. ≈сли мы займемс€ случаем заики, то обнаружим, что с самого начала своей жизни он никогда не был достаточно социально адаптирован. ќн отказывалс€ примкнуть к какой-либо де€тельности, не хотел иметь друзей или товарищей. ƒл€ развити€ речи ему необходимы были св€зи с другими людьми, но их-то он и избегал, лиша€ себ€ возможности избавитьс€ от заикани€. ” заик имеютс€ две тенденции: перва€ побуждает их к общению с другими людьми, друга€ же заставл€ет их искать дл€ себ€ уединени€.

¬ дальнейшей жизни, у взрослых людей, сторон€щихс€ активных социальных св€зей, мы обнаруживаем неспособность выступать перед публикой, страх перед ней. Ёто св€зано с тем; что они считают свою аудиторию враждебной. ” них по€вл€етс€ чувство неполноценности. ƒело в том, что человек может говорить хорошо, только если он верит в себ€ и свою аудиторию, и только в этом случае у него будет отсутствовать страх перед публикой.

“аким образом, чувство неполноценности и проблема социального обучени€ очень тесно св€заны. »менно потому, что чувство неполноценности возникает из-за плохой социальной адаптации, социальное обучение €вл€етс€ основным методом, с помощью которого мы все можем преодолеть свое чувство неполноценности.

—уществует пр€ма€ св€зь между социальным воспитанием и здравым смыслом.

 огда мы говорим, что люди преодолевают свои трудности с помощью здравого смысла, то имеем в виду совокупный разум социальной группы. — другой стороны, как мы указывали в предыдущей главе, люди, поступки которых определ€ютс€ частным пониманием и которые ограничены частным €зыком, тем самым обнаруживают свою ненормальность. Ѕольные, невротики и преступники Ч вот люди такого типа. »м не интересны люди, институции, социальные нормы и т. п. предметы. Ќо через них-то и пролегает путь к их спасению.

Ќашей задачей в работе с такими людьми €вл€етс€ донести до них факты социальной жизни. ƒемонстраци€ добрых намерений позвол€ет нервозным люд€м чувствовать себ€ оправданными. Ќо этого мало. ћы должны помочь им пон€ть, что дл€ общества важно, что же они делают в действительности и что оно действительно от них получает.

 

ќтношение к недостаткам

 

„увство неполноценности и стремление к превосходству универсальны, но было бы ошибкой заключить из этого, что все люди одинаковы. Ќеполноценность и превосходство Ч общие услови€, которые управл€ют поведением человека, но помимо них, есть различи€ в физической силе, здоровье и окружении. ѕо этой причине в одинаковых услови€х разными людьми совершаютс€ различные ошибки.

Ќапример, мы не найдем у детей ни одного вполне устойчивого и верного способа реагировать на окружающий мир. »х реакции индивидуальны.  аждый из них стремитс€ к более совершенному стилю жизни, но делает это по-своему, соверша€ свои собственные ошибки и ид€ своим путем к успеху.

ѕроанализируем некоторые разновидности индивидов и их характерные черты. ¬озьмем к примеру детей-левшей Ќекоторые из них даже не подозревали того, что они левши, так как их чрезвычайно старательно приучили писать правой рукой. ѕоначалу это получалось у них весьма неловко и неуклюже; на них сыпались упреки, критические замечани€ и насмешки. Ќо это груба€ ошибка, Ч необходимо упражн€ть обе руки ребенка. Ћевшу можно узнать еще в колыбели, потому что лева€ рука у него двигаетс€ быстрее правой. ¬ будущем его может т€готить изъ€н его правой руки. — другой стороны, у таких людей часто развиваетс€ большой интерес к своей правой руке и кисти, который может выразитьс€, например, в рисовании, письме и т. д. Ќет ничего удивительного в том, что ребенок-левша может быть обучен лучше, чем нормальный ребенок. ѕо причине своей заинтересованности он, так сказать, раньше включилс€, и, таким образом, его недостаток способствовал более старательным зан€ти€м и упражнени€м. «ачастую подобна€ ситуаци€ бывает большим преимуществом в развитии артистических способностей и художественных талантов. ќбычно ребенок, наход€щийс€ в подобном положении, амбициозен, он стремитс€ преодолеть свои ограничени€. »ногда, однако, если борьба эта слишком безжалостна, в нем могут развитьс€ зависть или ревность, а отсюда Ч сильное чувство неполноценности, преодолеть которое труднее, чем обычно. ѕосто€нна€ борьба может сделать ребенка чересчур воинственным, и, став взрослым, он будет страдать от нав€зчивого стремлени€ преодолеть свою неуклюжесть и неловкость.

ѕыта€сь достичь каких-то своих целей, соверша€ ошибки, дети каждый по-своему развиваютс€ в соответствии с теми прототипами, которые сложились у них в возрасте четырех Ч п€ти лет. »х цели Ч различны. ќдин ребенок может хотеть быть художником, а другой стремитс€ как-то отгородитьс€ от мира, где он оказалс€ неудачником. ¬озможно, мы смогли бы разобратьс€ в том, как ему преодолеть свои недостатки, но сам он этого не знает, и, увы, слишком часто ему преподнос€т неверное объ€снение фактов.

ћногие дети страдают дефектами зрени€, слуха, легких или желудка. ћы обнаружили, что эти недостатки стимулируют их интерес. Ћюбопытный пример Ч случай с человеком, который страдал от приступов астмы только по вечерам по возвращении домой из офиса. Ёто был женатый сорокап€тилетний мужчина с хорошим положением. Ќа вопрос, почему приступы всегда происход€т после его прихода с работы домой, он дал следующее объ€снение: Ђ¬идите ли, мо€ жена слишком материалистически настроена, € же Ч идеалист, так что часто мы не согласны друг с другом.  огда € прихожу домой, € хочу поко€, хочу наслаждатьс€ домом, тогда как мо€ жена желала бы отправитьс€ в гости, и поэтому она жалуетс€, что ей приходитс€ сидеть дома. Ёто удручает мен€, и € начинаю задыхатьс€ї.

ѕочему же этот человек задыхаетс€: почему его, скажем, не тошнит? ј дело в том, что он всего лишь верен своему прототипу. ¬ детстве, вследствие какой-то болезни ему долгое врем€ пришлось оставатьс€ в бинтах, и туга€ пов€зка мешала его дыханию, причин€€ также массу других неудобств. ¬ их доме была прислуга, котора€ была сильно к нему прив€зана и была готова целыми дн€ми сидеть р€дом с ним и утешать его. ќтдава€ ему все внимание, она забывала о себе. “огда-то у него и сложилось впечатление, что его будут развлекать и утешать всегда.  огда мальчику исполнилось четыре года, сиделка вышла замуж и уехала. ѕровожа€ ее на станцию, он горько рыдал. ѕосле этого он сказал своей матери: Ђ“еперь, когда мо€ н€н€ уехала, в мире дл€ мен€ больше нет ничего интересногої ћы видим, что с тех пор он не изменилс€, и уже будучи взрослым, он ищет идеального человека, который бы всегда развлекал и утешал его и интересовалс€ бы только им одним. ѕроблема была не в недостатке воздуха, а в том, что его не развлекали и не утешали непрерывно, Ч естественно, не так просто найти человека, который бы на это согласилс€. ќн хотел всегда управл€ть ситуацией, и до определенной степени болезнь помогала ему в этом преуспеть. “ак, когда он начинал задыхатьс€, его жена уже не хотела идти в театр или на вечеринку. “аким образом он достигал Ђцели превосходстваї.

—ознательно этот человек всегда был правдив и пор€дочен, но на уме у него было желание побеждать. ќн хотел склонить свою жену к тому, что он называл Ђидеалистическимї взгл€дом на вещи. Ќо мы должны подозревать, что под этой поверхностью скрываютс€ иные мотивы.

ћы часто видим, как у детей с плохим зрением возникает повышенный интерес к рассматриванию, что способствует развитию этой способности.

ѕримером может служить великий поэт √устав ‘рейтаг, страдавший астигматизмом, что не помешало ему добитьс€ значительных успехов. ѕроблемы с глазами у поэтов и художников Ч не редкость; часто, однако, это подхлестывает их интерес. ‘рейтаг сказал о себе: Ђѕо-видимому, из-за того, что мои глаза отличались от глаз других, € вынужден был использовать и тренировать свою фантазию. я не знаю, помогло ли это мне стать большим писателем, но Ч так или иначе Ч именно мо€ близорукость помогла мне видеть в своем воображении лучше, чем другие в реальностиї.

≈сли мы вспомним гениальных людей, мы увидим, что плохое зрение или какой-то другой физический недостаток Ч довольно частое €вление у гениев.

ƒаже у богов были физические дефекты, такие как слепота на один или два глаза, факт существовани€ гениев, которые даже будучи полуслепыми, все же способны различать линии, тени и цвета лучше, чем другие, показывает, что можно сделать с больными детьми, если их проблемы правильно пон€ты.

≈сть люди, про€вл€ющие повышенный интерес к еде. ќни посто€нно обсуждают, что они могут, а что не могут есть.  ак правило, в детстве с едой у них были св€заны какие-то проблемы, это-то и пробудило у них чрезмерный интерес к еде. ћожет быть, заботлива€ мать беспрерывно повтор€ла им, что хорошо есть, а что Ч плохо. Ётим люд€м приходитс€ много внимани€ удел€ть лечению болезней своего желудка, и они станов€тс€ жизненно заинтересованы своим меню на завтрак, обед и ужин. Ќеотступно дума€ о еде, они иногда достигают успехов в искусстве кулинарии, либо станов€тс€ специалистами в вопросах диет.

Ѕывает, правда, и так, что болезни желудка или кишечника станов€тс€ причиной поисков замены увлечени€ едой. »ногда ее замен€ют деньги, тогда такой человек превращаетс€ в скопидома или становитс€ крупным и ловким банкиром. „асто т€га к накопительству заставл€ет их работать без отдыха, так что бизнес целиком их поглощает Ч факт, который может дать им большое преимущество перед другими людьми той же профессии. »нтересно заметить, что нам часто приходитс€ слышать о богатых люд€х, что у них проблемы с желудком.

ƒавайте также вспомним о св€зи тела и духа.  акой-то определенный дефект не всегда ведет к одинаковым следстви€м. —уществование причинно-следственной св€зи между физическим недостатком и ущербным стилем жизни совсем не об€зательно. „асто правильное лечение, например, правильное питание, способно частично устранить проблему тела. Ќо физический недостаток вовсе не €вл€етс€ основной причиной непри€тных последствий, Ч прежде всего за них ответственно отношение человека к своим недостаткам. ¬от почему дл€ психолога важны не наличие физического изъ€на или исключительно телесна€ симптоматика, но ошибочна€ установка пациента по отношению к ним. ≈ще и поэтому он ищет пути преодолени€ чувства неполноценности во врем€ развити€ прототипа.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 277 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬аше врем€ ограничено, не тратьте его, жив€ чужой жизнью © —тив ƒжобс
==> читать все изречени€...

498 - | 514 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.026 с.