Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—анкт-ѕетербург, „каловский пр., 15. 7 страница




ћ. √онейм (ћ. Ghoneim), анестезиолог из университета штата јйова, провел следующий эксперимент: пациентам, находившимс€ под наркозом, был прочитан перечень слов. Ќа следующий день после операции им были выданы листы бумаги с фрагментами этих слов. Ѕолее половины участников опыта смогли дополнить фрагменты до целых слов, хот€ и не помнили о том, что слышали эти слова, наход€сь под наркозом.  роме того, тем же пациентам во врем€ операции были даны указани€ прикоснутьс€ к своему носу или уху. ѕосле пробуждени€ от наркоза они продолжали ощупывать части тела, указанные хирургом, но не помнили, что их просили об этом. ѕо мнению √онейма, эти факты свидетельствуют о том, что, Ђкогда пациент находитс€ под общей анестезией, некоторые из зон головного мозга, ответственные за переработку информации, продолжают функционироватьї.

¬ ¬еликобритании анестезиологи из лондонской клиники —в€того “омаса  арлтон Ёванс и ѕ. X. –ичардсон (Carlton Evans and P. H. Richardson) доказали, что внушени€, сделанные пациентам, наход€щимс€ под общим наркозом, могут ускорить процесс выздоровлени€ после операции. Ѕольные, которым внушали положительные мысли, например Ђвам не будет больної, поправл€лись быстрее тех, кто не получал подобной поддержки.

 аков же механизм воспри€ти€ этих внушений и как они могут вли€ть на процесс выздоровлени€?

ƒостоверного ответа на этот вопрос пока нет, но, как пишет Ёванс в журнале Lanceе, Ђнаши опыты доказывают, что эти внушени€ каким-то образом дошли до пациентов и облегчили течение послеоперационного периодаї.

»сточник: Gurney, ќ. (1990, March). Hear no evil. Omni.

ѕодпороговые раздражители: раздражители, уровень интенсивности которых ниже индивидуального порога ощущений.

ƒаже наход€сь под общим наркозом, люди в какой-то мере продолжают отдавать себе отчет в происход€щем.  ак указано в ѕриложении 2.1, в р€де случаев люди, наход€сь в состо€нии общей анестезии,* слышат определенные слова, и затем, когда они наход€тс€ уже во вполне сознательном состо€нии, эти слова вызывают у них специфическую реакцию. ѕоэтому вполне возможно, что и подпорогова€ информаци€ оказывает на нас определенное вли€ние. ¬улф (Wolfe, 1983) обнаружил, что мы можем видеть некоторые вещи, не осознава€ этого. Ќо могут ли подпороговые раздражители ощутимо вли€ть на наше поведение, пока не€сно.

* јнестези€ Ч потер€ чувствительности. (ѕрим. науч. ред.)

 

–езультаты некоторых исследований, проведенных в п€тидес€тые годы, позволили предположить, что люди порой очень легко подпадают под вли€ние подпорогового внушени€, совершенно не осознава€ этого. Ќа одной из киностудий проводились эксперименты по включению в фильмы кадров, воспри€тие которых происходило неосознанно, с призывом Ђѕокупайте попкорнї; некоторые потом утверждали, что после этого спрос на воздушную кукурузу заметно возрастал. “акие открыти€ вызвали в обществе тревогу. ќднако подобные эксперименты проводились недостаточно корректно. ¬озрастание спроса могло быть обусловлено погодой, типом зрительской аудитории, привлеченной тем или иным фильмом, по€влением новой рекламы этого товара в масс-медиа и многими другими факторами. „ита€ о результатах экспериментов по изучению вли€ни€ подпороговых раздражителей, прежде всего убедитесь в том, что эти эксперименты были поставлены вполне корректно. Ќа сегодн€шний день ни одно из корректно проведенных лабораторных исследований не представило €вных доказательств эффективности сублиминальной (основанной на вли€нии подпороговых раздражителей) рекламы.

ќзабоченность тем, что подпороговые раздражители могут использоватьс€ в качестве средства внушени€, сохран€етс€ и по сей день. ¬ восьмидес€тые годы возникло подозрение, что в некоторые музыкальные альбомы включены сатанистские высказывани€, записанные задом наперед. ћногие бо€лись, что такого рода подпорогова€ информаци€ способна вызвать изменени€ в психике слушателей. ќднако ¬оуки и –ид (Vokey and Reed, 1985), провед€ специальное исследование, не обнаружили фактов, однозначно свидетельствующих о вли€нии подобных сообщений на установки и поведение людей.

Ќесколько лет спуст€ еще одна группа психологов проводила аналогичные опыты, однако на этот раз в записи, которые прослушивали испытуемые (студенты колледжа), были включены подпороговые раздражители следующих двух типов: одни из них были направлены на улучшение пам€ти, другие Ч на повышение самооценки (Greenwald, 1991). » тем не менее, когда после п€тинедельного прослушивани€ этих записей было проведено тестирование испытуемых, их показатели не свидетельствовали ни об улучшении пам€ти, ни о повышении самооценки. ќднако в результате этого эксперимента обнаружилась друга€ любопытна€ закономерность. ѕоскольку ученые преднамеренно Ђперепуталиї половину пленок, половина тех студентов, которые прослушивали записи, направленные на повышение самооценки, считали, что им Ђулучшаютї пам€ть, и наоборот, половина тех, что прослушивали записи, предназначенные дл€ улучшени€ пам€ти, считали, что после эксперимента у них должна повыситьс€ самооценка. ’от€ на самом деле прослушивание записей не повли€ло ни на пам€ть, ни на самооценку студентов, они Ђдумалиї, что у них происход€т положительные сдвиги именно в указанных на этикетках пленки област€х. —туденты, прослушавшие записи, направленные на улучшение пам€ти, воспринимали свою самооценку как повысившуюс€, а те, кто прослушал пленки, предназначенные дл€ повышени€ самооценки, находили, что у них улучшилась пам€ть. »спытуемые были убеждены, что наход€тс€ под вли€нием подпороговых раздражителей, чего в действительности не было. „то же касаетс€ вопроса о том, действительно ли есть возможность подпорогового воздействи€ на человеческое сознание, в насто€щее врем€ еще недостаточно данных ни дл€ положительного, ни дл€ отрицательного ответа.

”пражнение 2.2

¬есьма недалекий преподаватель психологии хочет вы€снить, прореагируют ли студенты на подпороговое внушение. ¬ конце длинной монотонной лекции он пишет на доске крошечными буквами: Ђ оторый час?ї «аметив, что некоторые студенты погл€дывают на часы, лектор торжествует: Ђјга! ¬ы прореагировали на подпороговое сообщение!ї

а. ќсновыва€сь на своем понимании значени€ слова Ђподпороговыйї, объ€сните, почему опыт поставлен некорректно, то есть неправильно.

_____________________________ _____

б. „то еще заставл€ет вас усомнитьс€ в справедливости вывода, сделанного преподавателем? _________________________________

ѕроверьте себ€ по разделу Ђќтветыї, помещенному в конце главы.

»нтероцептивные ощущени€

—лух, зрение, обон€ние, ос€зание и вкус дают нам информацию о внешнем мире. Ќо существуют также и ощущени€, ответственные за передачу информации от внутренних органов. ’отите познакомитьс€ с некоторыми из своих интероцептивных ощущени€? ƒл€ этого надо отключить часть экстероцептивных. «акройте глаза и заткните уши. ѕогул€йте несколько минут по комнате. (≈сли в данный момент вы находитесь на улице с оживленным движением, на вершине скалы или в толпе, то вам лучше повременить с проведением такого эксперимента). Ќе име€ зрительной и слуховой информации, вы должны будете положитьс€ на интероцептивные ощущени€. —делайте небольшой перерыв. ≈ще раз пройдитесь по комнате вслепую и заткнув уши, а затем выполните следующие два упражнени€.

”пражнение 2.3

ќпишите свои впечатлени€ от такой Ђперцептивнойї прогулки по комнате, ответив на следующие вопросы, касающиес€ ваших интероцептивных ощущений:

а. ќсознавали ли вы каждый свой шаг и каждое движение острее, чем обычно? ________________

б. —лучалось ли вам тер€ть направление и уклон€тьс€ вправо или влево при попытке идти пр€мо? ______________________________

в. Ѕыло ли вам трудно сохран€ть равновесие? _________________

г. „увствовали ли вы, что перед вами преп€тствие или что вы проходите через дверной проем или оказываетесь в более тесном помещении? _______

д.  акова была продолжительность вашего опыта?  ак дл€ вас протекало при этом врем€ Ч быстро или медленно? _____________________

”пражнение 2.4

 аждый вопрос в упражнении 2.3 касалс€ одного из интероцептивных ощущени€. Ќа основе своих впечатлений и ответов на вопросы перечислите п€ть примеров интероцептивных ощущений.

а. ___________________________________________

б. ___________________________________________

в. _____________________________________________

г. _____________________________________________

д. ___________________________, _____________

ѕроверьте себ€ по разделу Ђќтветыї, помещенному в конце главы.

¬оспри€тие и внимание

Ќа воспри€тие в большой мере вли€ет активность внимани€. ≈сли, сид€ на лекции, вы находитесь в полудреме, то, к сожалению, до вашего сознани€ из услышанного дойдет очень мало или вообще ничего. Ќаходитьс€ в посто€нном сосредоточении весьма непросто, поэтому поэтому всегда лучше вести конспект и сознательно прилагать усили€ к тому, чтобы слушать внимательно. ¬ы заметили ошибку в последнем предложении? ¬еро€тно, вы сконцентрировались на содержании, и, хот€ ваши глаза видели, что слово Ђпоэтомуї повторено дважды, вы не обратили на это внимани€. јналогичным образом, чита€ эту книгу, вы не обращали ни малейшего внимани€ на свой большой палец до тех пор, пока он не был упом€нут в этом предложении. „еловек просто не в силах удерживать в поле воспри€ти€ все окружающие его раздражители и поэтому реагирует лишь на некоторые из них. ѕриходилось ли вам ехать по шоссе в машине с почти пустым бензобаком, о чем вам настойчиво напоминала стрелка на приборной панели? —корее всего, вас в тот момент интересовала только одна вещь: местонахождение ближайшей заправочной станции. ¬ другой раз, когда бак был полон, зато пуст желудок, вы игнорировали заправочные станции, потому что ваше внимание было всецело сосредоточено на закусочных или ресторанах. ¬нимание человека обычно сфокусировано на том, что ему необходимо в данный момент. ≈сли, например, вы сейчас голодны или хотите пить, то, возможно, вам трудно сосредоточитьс€ на чтении Ч вас так и т€нет к холодильнику.

Ёто свойство часто и эффективно используют дл€ привлечени€ внимани€ аудитории рекламодатели Ч говор€ о том или ином товаре, они стараютс€ исходить из непосредственных нужд (потребностей) и интересов своего потенциального покупател€. ѕоследнему стараютс€ внушить, что он станет привлекательнее, если у него будут ослепительные зубы или если в его доме станет чище. Ќо поскольку далеко не всегда точно известно, что именно необходимо в данный момент этому самому потенциальному покупателю, рекламодатели вынуждены использовать и другие методы привлечени€ внимани€. Ќиже будут рассмотрены наиболее распространенные из них.

ѕриложение 2.2. ѕ—»’ќЋќ√»я —≈√ќƒЌя

ќ““≈Ќ » ƒќ–ќ∆Ќџ’ «Ќј ќ¬: «јЅ”ƒ№“≈ ѕ–ќ Ќ≈Ѕ≈—Ќ”ё Ћј«”–№

ѕо мнению двух инженеров из университета штата ќгайо, дл€ того, чтобы привлечь внимание водителей, изготовител€м дорожных знаков следует выбирать дл€ своей продукции флюоресцентную желтую и оранжевую краску.

’ельмут “. ÷вален и ”ма ƒ. ¬ель (Helmut “. Zwahlen и Uma D. Vel), жела€ вы€снить, как вли€ет цвет дорожного знака на его воспри€тие водителем, провели следующий эксперимент: четыре флюоресцентных и шесть обычных знаков размером 12 на 6 дюймов размещались поочередно на фоне цвета осенней листвы, на фоне цвета весенней зелени и на фоне, характерном дл€ обычного городского пейзажа, при полном солнечном освещении. Ёти знаки на мгновение показывали водител€м-добровольцам, которых было двенадцать человек, предъ€вл€€ их под углом зрени€ 20 ∞, 30 ∞ и 40 ∞ с правой стороны, и испытуемые отмечали, какие цвета успели заметить.

¬одители лучше всего распознавали флюоресцентные желтые знаки, а лучше всего отличали от других цветов флюоресцирующий оранжевый цвет.

“аким образом, результаты эксперимента указывают на то, что водители, бросающие быстрый взгл€д на обочину дороги, гораздо лучше вид€т флюоресцирующие цвета.

»сточник: Pennisi, p. (1992, July). Highway Hues: Forget the blues. Science News.

 онтраст. ѕожалуй, одним из основательнейших способов привлечени€ внимани€ €вл€етс€ контраст. Ѕыстра€ смена цвета, очертаний, размеров, форм и т. п. зачастую оказываетс€ чрезвычайно эффективной. —уществует даже мнение, что контраст вообще €вл€етс€ основой воспри€ти€. Ќапример, маленький красный домик, сто€щий между белыми высотными здани€ми, об€зательно броситс€ вам в глаза. ј дл€ привлечени€ внимани€ к дорожным знакам их, возможно, скоро будут раскрашивать €ркими флюоресцентными красками (см. ѕриложение 2.2). ≈сли преподаватель, чита€ лекцию, будет энергично жестикулировать и ходить по аудитории, а не сто€ть неподвижно за кафедрой, то у него больше шансов удержать внимание.  онтрасты широко использовались в старинных водевил€х. ƒа и сегодн€ в хорошей развлекательной программе вы никогда не увидите комический монолог сразу же вслед за фарсом. ƒл€ того чтобы удержать внимание людей, необходимо использовать контрастные чередовани€ жанров и настроений. ≈сли хотите, проверьте, насколько часто в телевизионной рекламе дл€ поддержани€ зрительского внимани€ примен€етс€ принцип разнообрази€. ѕроследите за цветовыми контрастами, сменой декораций, настроений и характера движений. Ќеонова€ реклама кинотеатров, с ее €ркими вспышками бегущих огней, также рассчитана на импульсивное воспри€тие контраста.

–ис. 2.3. „еловек с таким необычным значком несомненно привлечет больше внимани€, чем Ёд, Ќэнси, Ѕилл, ƒжон или “эд.

—юда же можно отнести и смену интенсивности (насыщенности) подаваемой информации. «амечали ли вы, что радио- и телерекламу обычно передают несколько громче, нежели все остальные программы?

ѕовтор. ≈ще один ключ к человеческому вниманию Ч повтор. ≈сли при€тель ответит на ваше приглашение, сказав Ђда, да, даї, такой ответ привлечет больше внимани€, чем просто Ђдаї.  андидаты на политические посты раздают наклейки на бамперы автомобилей и нагрудные значки со своей фамилией, наде€сь таким образом завоевать ваше внимание. јналогичным образом рекламные лозунги и названи€ товаров часто многократно повтор€ютс€ на страницах журналов и в телевизионных заставках. Ќо если рекламодатели переусердствуют, повторение станет монотонным, надоест зрителю, и последний переключит внимание на более интересные объекты.

Ќовизна. Ќовизна информации Ч залог вашего интереса к ней. ≈сли в тот момент, когда вы читаете что-либо, по комнате покатитс€ большой переливающийс€ фиолетовый шар, завывающий, как пожарна€ сирена, у вас наверн€ка пропадет интерес к чтению. ¬ коммерческой рекламе часто используетс€ привлекательность новизны. ¬от только несколько примеров Ч бьющие в барабаны кролики; кошки, лакающие из из€щных хрустальных бокалов, или эльфы, пекущие непревзойденные торты.

ћассовое внушение. ћассовое внушение также €вл€етс€ одним из способов привлечени€ внимани€. ћы склонны считать, что если какой-то факт интересует всех, то он достоин и нашего внимани€. ¬озможно, в детстве вы со своими друзь€ми забавл€лись тем, что прикладывали ухо к тротуару, притвор€€сь, будто из-под земли исход€т какие-то необычные звуки. ¬скоре к вам присоедин€лись прохожие, поверившие, что под тротуаром действительно происходит нечто, достойное внимани€. ¬ коммерческой рекламе также часто подчеркивают не только попул€рность данного товара, но и то, что он ценитс€ и одобр€етс€ теми или иными знаменитыми людьми.

”пражнение 2.5

ѕредположим, вы руководитель избирательной кампании одного из кандидатов в мэры города, а ваш кандидат Ч женщина, которую горожане мало знают. ¬аша главна€ цель на данном этапе Ч привлечь внимание избирателей к вашему кандидату. ќсновыва€сь на своих знани€х о методах привлечени€ внимани€, укажите, какие из приведенных ниже вариантов действий будут наиболее предпочтительными и почему.

а. ¬ашему кандидату дл€ привлечени€ внимани€ лучше всего по€вл€тьс€ на публике в костюме: 1) классического покро€ и нейтральных тонов; 2) экстравагантном и €рком.

¬ариант: _____________________________________

ќбъ€снение причины: ______________________________

б. јгитационные плакаты лучше 1) делать обычной пр€моугольной формы и расклеивать на стенах; 2) делать шестиугольными и развешивать на проводах.

¬ариант: _____________________________________

ќбъ€снение причины: _______________________________

в. –екламу в городской газете лучше 1) разместить в трех местах небольшими кусками; 2) дать одно объ€вление на целую полосу.

¬ариант: _____________________________________

ќбъ€снение причины: _______________________________

г. ¬ашему кандидату дл€ привлечени€ внимани€ лучше выступить по местному телевидению с короткой агитационной речью 1) в музыкальной программе; 2) в ток-шоу.

¬ариант: _______________________________________

ќбъ€снение причины: ______________________________

д. ≈й следует 1) окружить себ€ людьми, которые про€вл€ют к ней живой интерес; 2) по€вл€тьс€ всюду одной.

¬ариант: _____________________________________

ќбъ€снение причины: ______________________________

ѕроверьте себ€ по разделу Ђќтветыї, помещенному в конце главы.

ѕереключение внимани€ и контроль над болевыми ощущени€ми

¬ некоторых случа€х у многих из нас возникает желание отвлечьс€ от того или иного раздражител€ Ч например, от боли, несмотр€ на то что именно она оповещает о том, что в нашем организме что-то не в пор€дке. ѕсихологические эксперименты показывают, что люди могут действительно испытать облегчение, переключив свое внимание на что-либо другое. Ќекоторые не лишенные воображени€ дантисты пользуютс€ этой особенностью и устанавливают в своих кабинетах стереофонические наушники или маленькие телевизоры. ƒругие Ч приверженцы более традиционных методов Ч раздают больным журналы. ќтвлекающие факторы играют важную роль и при родах. Ќекоторые роженицы, сосредоточившись на соблюдении правильного ритма дыхани€ и наблюдении за ходом родов, бывают настолько поглощены этим процессом, что просто-напросто забывают о боли. Ѕолее того, у некоторых народов женщины, по всей видимости, вообще не испытывают боли при родах, вместо них мужчины Ђложатс€ в постель и стонутї (Rumpel, 1988).

ќлшан, Ѕирс и  ароли (Olshan, 1980; Beers and Karoly, 1979) обнаружили, что можно облегчать боль и с помощью воображени€. ƒопустим, у вас ужасно болит живот. ѕредставьте, что боль вызвана тем, что вы совершили сверхскоростное восхождение на Ёверест. ¬ообразите, какие почести, награды и толпы поклонников ожидают того, кто быстрее всех совершил восхождение на Ёверест, Ч то есть вас! Ётот способ, пожалуй, может показатьс€ несколько странным, но иногда помогает. ¬ следующий раз, когда у вас будут, например, страшно ныть все мышцы или раскалыватьс€ от боли голова, постарайтесь сосредоточитьс€ на каких-нибудь захватывающих дух мысл€х и проверьте, станет ли вам легче.

 онтрольные вопросы

ѕользу€сь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал данного раздела главы. Ќайдите и отметьте единственный правильный ответ на каждый вопрос.

1.  акие два процесса включает в себ€ воспри€тие?

а. јктивность внимани€ и подпороговые раздражители

б. ѕодпороговые раздражители и ощущени€

в. ќщущени€ и интерпретацию

г. ¬нутренние ощущени€ и отвлечение внимани€

2.  акие из следующих раздражителей наход€тс€ ниже вашего сенсорного порога?

а. ќслепительно €рка€ лампочка

б. «апах крупинки соли

в. Ќизкие ноты бас-гитары

г. Ћекци€, котора€ вас не интересует

3. „то делает воспри€тие состо€вшимс€?

а. ќрганы чувств

б. ѕодкорковые структуры мозга

в.  ора головного мозга

г. ¬нешнее окружение

4.  аковы современные научные представлени€ о воздействии подпороговых раздражителей?

а. ѕодпороговые раздражители посто€нно вли€ют на всех людей.

б. Ќа человеческое поведение вли€ют только зрительные подпороговые раздражители.

в. »нформаци€ дл€ определени€ степени вли€ни€ подпороговых раздражителей недостаточна.

г. ѕодпороговые раздражители не могут воздействовать на человека.

5. ¬ какой из нижеследующих строк перечислены три вида интероцептивных ощущений?

а. ќщущение равновеси€, присутстви€ и времени

б. ќщущение равновеси€, ос€зание и зрение

в. «рение,слух и ос€зание

г. —лух, чувство времени и вкус

6. ∆енщина увлечена работой. ¬друг она смотрит на часы и понимает, что пропустила обеденный перерыв.  акое из приведенных ниже объ€снений кажетс€ вам наиболее правдоподобным?

а. ќна была полностью сосредоточена на работе и забыла о времени.

б. “иканье часов €вл€лось дл€ нее подпороговым раздражителем.

в. „асто смотреть на часы во врем€ работы считаетс€ неприличным.

г. –абота была очень трудной.

¬ левом столбце перечислены способы привлечени€ внимани€, в правом Ч определенные действи€. —оставьте правильные пары.

7. ______ ѕовторение а. ∆енщина нарисовала на своей черной машине белую полосу

8. ______ Ќовизна б. ”читель повышает голос и кричит: Ђ“ихо!ї

9. ______ »зменение в. ” прилавка, где можно поторговатьс€, толпа посто€нно растет

интенсивности

10. _____ »скусственное г. ћать посто€нно пилит своего ребенка: ЂЌе забудь убрать свою подогревание комнатуї

общественного

интереса

11. _____  онтрастнее цвета, д. „еловек поливает каждого встречного из вод€ного пистолета

формы или размеры

ѕроверьте себ€ по разделу Ђќтветыї, помещенному в конце главы. ≈сли, отвеча€ на эти вопросы, вы испытывали затруднени€, перечитайте текст еще раз. ≈сли же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к чтению следующих разделов этой главы.

‘ј “ќ–џ, ¬Ћ»яёў≈≈ Ќј »Ќ“≈–ѕ–≈“ј÷»ё

ќбсудив вопросы, касающиес€ органов чувств и внимани€, мы можем перейти к теме интерпретации воспринимаемой информации. »нтерпретаци€ Ч это наделение ощущений определенными значени€ми. ∆изненный опыт, потребности и эмоции каждого человека уникальны, и потому во всем мире мы не найдем и двух человек, которые одинаково интерпретировали бы одно и то же событие. ѕриходилось ли вам при виде какого-нибудь бесценного шедевра современной живописи думать, что он абсурден и даже ужасен, хот€ дл€ многих других людей эта картина полна великого смысла. »ндивидуальные различи€ в воспри€тии играют важную роль. ≈сли бы все имели абсолютно одинаковые взгл€ды на действительность, наш мир был бы весьма скучным. Ќо иногда из-за этих различий возникают проблемы. Ћюбой полицейский, которому приходилось заниматьс€ вы€снением обсто€тельств транспортной аварии, скажет вам, что порой число абсолютно различных версий совпадает с числом очевидцев происшестви€. ¬ этой части главы будут исследованы некоторые из основных факторов, вли€ющих на интерпретацию воспринимаемой информации: ожидани€, культурные предрассудки, насущные нужды (потребности), мотивации и эмоции. Ѕудут также рассмотрены и некоторые распространенные иллюзии.

ќжидани€

‘. —котт ‘итцджеральд утверждал: Ђћы не даем определение увиденному: напротив, сначала мы даем определение, а потом уже видимї. ∆изненный опыт и приобретенные знани€ часто подсказывают человеку, чего ему следует ожидать в дальнейшем. ≈сли вы играете в карты с людьми, которые прежде вас уже обманывали, вы будете держать ухо востро и самое простое покашливание принимать за особый €зык обмана. ѕредшествующий опыт сильно вли€ет на воспри€тие. ¬ ѕриложении 2.3 говоритс€ о том, что даже профессиональные судьи частенько, основыва€сь на своих ожидани€х, вынос€т необъективные суждени€.

” людей обычно имеетс€ некоторое, уже готовое представление о происход€щем, и оно в какой-то мере предопредел€ет характер воспри€ти€. ѕопробуйте как-нибудь подойти к своему преподавателю и попросить: Ђѕримите, пожалуйста, почетї. ќсновыва€сь на своем прежнем опыте, преподаватель, скорее всего, подумает, что вы сказали Ђзачетї, ведь едва ли когда-либо прежде кто-то из его учащихс€ выказывал ему таким образом свое почтение.

 роме того, предшествующий опыт задает своеобразные ориентиры оценки. ≈сли начальник привык к тому, что его прежн€€ секретарша делала минимум п€ть ошибок на страницу, то машинистку, делающую только две, он будет считать вполне хорошей. ќднако если сравнить эту новую секретаршу с более квалифицированными машинистками, ее рейтинг заметно снизитс€. ѕри смене ориентиров мен€етс€ и оценка. јналогичным образом ваше мнение о кинофильме будет зависеть от того, с чем вы его будете сравнивать Ч с картиной, только что завоевавшей ќскара, или со старым фильмом, идущим Ђвторым экраномї. —мена ориентиров приводит порой к внушительной разнице в оценке.

”пражнение 2.6

»рландка, привыкша€ к простым блюдам, которые обычно готов€т в ее семье, решила отведать мексиканской кухни. ¬ ресторане официант предлагает ей маисовые лепешки с соусом салса. ќна интересуетс€, не слишком ли острый этот соус, и официант-мексиканец увер€ет ее, что соус вполне умеренного вкуса. Ќо едва лишь она проглатывает первый кусочек лепешки, во рту у нее начинаетс€ страшное жжение, и она спешить запить Ђумеренный соусї водой. ѕользу€сь пон€тием ориентиров, объ€сните возможные причины различного воспри€ти€ этого соуса ирландкой и мексиканцем.

ѕроверьте себ€ по разделу Ђќтветыї, помещенному в конце главы.

ѕриложение 2.3. ѕ—»’ќЋќ√»я —≈√ќƒЌя

—ѕќ–“—ћ≈Ќјћ ѕќƒџ√–џ¬јё“... ¬ќ—ѕќћ»ЌјЌ»я —”ƒ≈…

¬от какой совет дают канадские психологи гимнастам, стрем€щимс€ к высоким результатам: размина€сь перед началом соревнований, старайтесь выполн€ть все упражнени€ абсолютно безупречно, поскольку ошибки, сделанные во врем€ разминки, могут повлечь за собой снижение баллов на соревновани€х. ѕо утверждению ƒайаны —т.-ћари и “имоти Ћи (Diane M. Ste.-Marie and Timothy D. Lee) из университета ћакмастер в √амильтоне, ќнтарио, дело в том, что судьи про€вл€ют бессознательную склонность к завышению оценок выступлений тех гимнастов, которые разминались без малейшего сбо€.

ѕо мнению психологов, судьи непреднамеренно вспоминают результаты разминки и на основании своих воспоминаний оптимально оценивают хорошее выступление и завышают оценки несмотр€ на промахи спортсмена, безупречно выполнившего все упражнени€ на разминке. “ому же, кто на тренировочном ковре выгл€дел не лучшим образом, уготованы минимальные оценки за выступление с ошибками и незаслуженно низкие Ч за безупречное.

Ђ’от€ восьмипроцентный разброс в оценках судей на первый взгл€д кажетс€ относительно небольшим, он вполне может повли€ть на распределение призовых местї, Ч добавл€ют ученые. Ќапример, на ќлимпийских играх в 1988 году гимнастка, завоевавша€ золотую медаль, получила 79,675 балла из 80, а спортсменка, оказавша€с€ на дес€том месте Ч 78,550. –азница составл€ет менее 2%.

»сточник: (1991, March 9). Memories trip up gymnastics scores. Science News.

–ис. 2.4. ѕрофессор јхман ќрамыш.

–ис. 2.5. ѕредъ€вленное (а) и воспроизведенное (б) испытуемыми из разных групп изображение.

»ногда вас предупреждают, к чему следует приготовитьс€. “огда ваш собственный предшествующий опыт и ваши ориентиры отступают на второй план. ѕосмотрите на профессора, изображенного на рис. 2.4. ѕоскольку вы ожидаете увидеть человека, то, скорее всего, вы и увидите человека. “еперь взгл€ните на рисунок еще раз. Ќе кажетс€ ли вам, что это просто мышь? ¬ зависимости от того, что вы ожидаете увидеть, изображение будет восприниматьс€ то как человек, то как мышь.

Ёту закономерность хорошо иллюстрирует следующий эксперимент. ƒвум группам испытуемых предъ€вили одну и ту же фигуру (см. рис. 2.5, а). ќдной группе сказали, что это семерка, а другой Ч что четверка. «атем по просьбе экспериментаторов представители каждой из этих групп воспроизвели по пам€ти предъ€вленную им фигуру. “о, что у них получилось, напоминало изображени€ на рис. 2.5, б. ¬нушенные испытуемым ожидани€ €вно повли€ли на их воспри€тие.

¬о многие обр€ды инициации входит об€зательное информирование о предсто€щих испытани€х. ¬ одном из таких обр€дов посв€щаемым зав€зывают глаза и подкидывают им на раскрытые ладони две очищенные от кожицы виноградины. ѕри этом им говор€т, что у них в руках глаза мертвеца. ƒаже если вы никогда не принимали участи€ в такого рода ритуалах, вам легко вообразить, какой ужас испытывают люди в этой ситуации. ’от€ они и держат в руках лишь обычные виноградины, ожидани€ сильно искажают их воспри€тие.

”ниформа также вызывает определенные ожидани€ и вли€ет на воспри€тие. ѕриложение 2.4 €вл€етс€ хорошей иллюстрацией того, что люди в униформе вызывают у нас вполне определенные ожидани€. ¬стретив женщину в монашеском облачении, вы, веро€тно, будете полагать, что она набожна и несколько замкнута. ¬ результате вы скорее представите ее себе весьма сдержанной и набожной особой, чем жизнерадостной материалисткой.

ѕриложение 2.4. ѕ—»’ќЋќ√»я —≈√ќƒЌя

ќ ‘ќ–ћ≈ЌЌќ… ќƒ≈∆ƒ≈

...ќдна из функций форменной одежды Ч сообщить клиенту о сильных сторонах фирмы, будь то чистота, профессионализм, надежность или просто хороший вкус. “аким образом, униформа позвол€ет ее обладателю дать окружающим представление о ценностной ориентации фирмы или организации. «адача формы Ч произвести на окружающих желаемое впечатление, и если форма выбрана правильно, то она отлично выполн€ет свою роль: чистоплотна€ медсестра, храбрый солдат, неподкупный полицейский.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 416 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

80% успеха - это по€витьс€ в нужном месте в нужное врем€. © ¬уди јллен
==> читать все изречени€...

496 - | 499 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.061 с.