Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


„ем человек отличаетс€ от животных?

ќбща€ характеристика эпохи.

≈сть несколько теорий временного существовани€ человека. ѕрин€то считать, что человек как вид существует 2,5 млн.лет Ц5 тыс. лет. Ётот период прин€то именовать первобытно-общинным строем. ¬ некоторых районах мира первобытные отношени€ сохран€ютс€ до сих пор.

јрхеологическа€ периодизаци€: каменный век Ц палеолит- 2,6 млн.лет Ц 12тыс€челетие до н.э.

ћезолит 12 Ц7 тыс.лет до н.э.

Ќеолит 7-4 тыс.лет до н.э.

ћеднокаменный - энеолит 4-2 тс. Ћет до н.э.

Ѕронзовый век 2 Ц1 тыс. лет до н.э.

∆елезный век с 1- тыс€телети€ до н.э.

„еловеческий род существует около 2,5 млн. лет, а человек разумный около 40 тыс. лет

ќруди€ми труда он пользуетс€ 2 млн. лет.

„ем человек отличаетс€ от животных?

„еловек умеет использовать символы. –ечь Ц это форма символического выражени€. ѕриведите примеры.

„то такое миф? √лавна€ черта мифа Ц символизм. „увственно-конкретный характер мифов.

—амые древние мифы Ц мифы о происхождении людей Ц антропогонические.

ќ возникновении животных - зооатропоморфнные.

 осмогонические Ц о происхождении мира и вселенной.

“еогонические мифы Ц о происхождении богов.

ћифы о геро€х, календарные мифы.

ѕричины возникновени€ мифов: разум не терпит неизвестности.

¬озникает религи€. ≈е функции Ц иллюзорно-компенсаторна€, мировоззренческа€, регул€тивна€.

Ќаиболее древние формы религии: маги€ Ц действие, основанное на вере человека в свою способность символическими действи€ми оказывать вли€ние на естественный ход событий.

ѕервобытный человек чувствует потребность отметить видимыми знаками природу, в которой он живет, и уже в верхнем палеолите рождаетс€ великое наскальное искусство: фигуры животных, людей и абстрактные знаки, резные работы, скульптура, керамика и предметы обихода, искусно выполненные, отражают стремление к красоте. Ђ»скусство эпохи палеолита, суд€ по всему, исчезло вместе с самим палеолитом. ƒвадцать тыс€ч лет этой эпохи, продолжавшейс€ приблизительно от тридцатого до дес€того тыс€челети€ до нашей эры, стали самым древним Ц и самым продолжительным Ц процессом развити€ искусства в истории человечества. ≈го эволюци€ была такой же последовательной, как и эволюци€ искусства последующих эпох.

¬ его истории различаетс€ длительный период детства, апогей, продолжавшийс€ примерно п€ть тыс€ч лет, и быстрый и посто€нно ускор€вшийс€ упадок. —ледовательно, речь идет о нормальном искусстве, имевшем свой период поисков в начале, свою зрелость, свой особый опыт и даже свой академизм, который мог иногда казатьс€ весьма скучным, если не был столь благоговейнымї. (јндре Ћеруа-√уран.)

»скусство необходимо человеку, потому что его средствами он выражает собственную св€зь с окружающим миром. „еловек начал испытывать потребность выразить мысли и эмоции сразу после своего по€влени€ на земле. ƒл€ него было насто€тельной необходимостью отразить свой внутренний мир, передать в изображении то, что у него было в воображении.

¬ыразить Ц значит заменить одну реальность другой, имеющей совсем иную природу. ѕервые изображени€ могли по€витьс€ тогда, когда человек начал развивать свою способность мыслить и мыслить абстрактно.

¬начале был знак, порожденный необходимостью за€вить права обладани€ территорией Ц отпечатки человеческой руки.  огда охота стала основным зан€тием, по€вились изображени€ животных, выполненные с помощью осколков камн€, и настенной живописью с использованием природных красок: угл€, земли, соков растений. »скусство примитивных охотников верхнего палеолита рождалось из магических нужд, желани€ обеспечить успех в охоте.

 огда охотники превратились в земледельцев (неолит), воспри€тие мира стало статическим: наскальное искусство сошло на нет с по€влением письменности.

язык изображений Ц это дописьменна€ форма коммуникации, архив сведений по ранним этапам истории человечества.

ѕроблема датировки: стара€ система Ц оринь€к, мадлен и т.п. Ц св€зана с техникой изготовлени€ каменных орудий. Ќова€ (Ћеруа-√уран и јнати, ученые) св€зана с социально Ц экономическими стади€ми развити€, с которыми содержание, техники и стили наход€тс€ в тесной св€зи. ѕредставлены п€ть основных мотивов (человеческие фигуры, животные, оруди€ труда, изображени€ местности, символы и идеограммы) и два основных жанра: Ђдвижимыйї (резные или глин€ные предметы) и Ђнедвижимыйї (наскальна€ живопись или резные изображени€).

“опографические композиции.

¬ наскальном искусстве отсутствуют пейзажи, но встречаютс€ топографические композиции: загоны дл€ животных, Ђкартыї поселений и городов.  арта из Ѕедолины (эпоха бронзы, 3-1века до н.э.), »таль€нские јльпы; на озере Ѕайкал в —ибири, „атал-’ююка, “урци€, ƒжебель-јмуд, »ордани€ (эпоха меди, энеолит, 4век до н.э.).

ѕреемственность. ¬ некоторых скалах или пещерах происходило наложение резных изображений или рисунков Ц этого требовала непрерывность культа. ¬ јвстралии (пещера √айант- ’орс) древние композиции подновл€ютс€ до сих пор: дес€ть слоев росписи с 20 тыс€челети€ до нашей эры по насто€щее врем€.

Ќаскальное искусство.

ќсобенности: редко встречаютс€ изображени€ с выраженными индивидуальными чертами, пейзажи, растени€, плоды и цветы;

в групповых композици€х р€дом с фигурами крупных животных изображаютс€ немногие человеческие фигуры, около маленьких фигурок животных Ц многочисленные человеческие фигурки;

у ранних охотников существуют пары господствующих видов животных: бизон Ц лошадь в ≈вропе, слон Ц жираф в јфрике.

¬еликое искусство рождаетс€ в верхнем палеолите. ¬ јфрике, к югу от —ахары, встречаютс€ монохромные изображени€ (черные и желтые) и граффити ранних охотников в гранитных пещерах, в галере€х из песчаника и на лавовых стенах. Ќа них накладываютс€ полихромные произведени€ последующих эпох: идеограммы и рисунки, отпечатки рук и немногочисленные маленькие человеческие фигурки с преобладающим изображением пары слон Ц жираф (стади€ крупных животных). ѕредполагаетс€, что человек разумный происход€щий из јфрики ввел в ≈вропу представление об искусстве и умение создавать его произведени€: 200 известных пещер и сто€нок с произведени€ми палеолитического искусства, из кот. 120 Ц во ‘ранции, 55 в »спании, в »талии, –умынии, ѕортугалии и –оссии.

ƒревний верхний палеолит, оринь€к Ц это вырезанные из камн€ реалистические сексуальные изображени€ и профили животных. ¬ росписи использовали различные оттенки охры (желтой, красной, фиолетовой) и черную двуокись марганца в смеси с жиром и размазывали краски по поверхности руками, с помощью палочки или иных приспособлений.

¬ Ђархаическийї период (солютре Ц начало мадлен) по€вл€ютс€ барельефы животных на крупных каменных глыбах и большие комплексы рисунков и резных изображений в пещерных Ђсв€тилищахї (Ћаско, Ўове,  оске), на которых фигуры животных и людей выполнены согласно строгим стилистическим канонам.

¬ Ђклассическийї период (верхний мадлен) Ц точное воспроизведение реальности: были высечены большие украшени€ над убежищами ( ап Ѕлан, ‘ранци€) и расписаны фресками многочисленные гроты (“руа ‘рэр, јльтамира). Ќа Ѕлижнем и —реднем ¬остоке искусство представлено резными изображени€ми в ÷ентральной јравии. Ќа ƒальнем ¬остоке палеолит продолжалс€ до 33000 до н.э. (»нди€,  итай); в јвстралии до 20000 до н.э. в Ђмакаронномї стиле. ¬ерхний палеолит распространилс€ до 10000до н.э. повсюду, кроме јвстралии, где он продолжалс€ до прихода европейцев. ¬ јмерике получила развитие особенно культура “ольденс (ѕатагони€) с пещерами и убежищами, изобилующими негативными отпечатками рук.

¬ јфрике ранних охотников сменили примитивные собиратели плодов диких растений, изображавшие танцовщиков, ветви, плоды, листву Ц стади€ Ђдуховї, 12000 Ц6000. ¬ —ахаре этому периоду соответствует Ђпоздн€€ буйволина€ стади€ї (9000 Ц8000), за ней следует стади€ Ђкруглых головї (8000-6000).

—тиль Ђдинамичный реализмї Ц стади€ развитого охотничьего хоз€йства, преднеолита (—ахара, 5000-1000), последн€€ стади€ до начала нашей эры. ¬ ≈вропе (восток »спании, »тали€) получил развитие статичный натуралистический стиль, дл€ которого характерны крупные животные, африканское происхождение которого четко прослеживаетс€. ¬ —кандинавии и —ибири нар€ду с животными встречаютс€ речные суда.

— началом земледели€ технологи€ совершенствовалась параллельно с развитием общества. Ќаскальное искусство пришло в упадок, так как утратило свою коммуникативную функцию, но его стилистические приемы и темы перешли в искусство керамики. ¬ ёжной јфрике рисунки встречаютс€ в пещерах, в которых погребали своих мертвых охотники Ц собиратели (культура пиалы). ¬ —еверной јфрике наиболее древние граффити представл€ют простые контуры человеческих фигур и вымерших животных (большерогий буйвол) или животных. ¬ ≈гипте самые древние граффити имели более натуралистический характер. «десь уже в 8000 до н.э. произошел переход к энеолиту с началом великого египетского искусства.  ерамические формы развивались под знаком преемственности, Ђно когда спуст€ тыс€челети€, возникло протодинастическое искусство, словно бы вышла из тьмы архитектура, уже зрела€ и блистательна€ї.

∆ивотные.

∆ивотные были излюбленным сюжетом охотников и пастухов Ц скотоводов. »х изображени€ выполн€лись с такой тщательностью, что мы можем узнать существующие по сей день виды и получить информацию о внешнем облике вымерших: пещерного медвед€, пещерного льва, саблезубого тигра, мамонта, гигантского олен€. ¬ ≈вропе предпочитали изображать лошадей, бизонов, мамонтов, северных оленей, быков, кабанов, рыб, угрей, птиц - Ђжеланныхї животных. ЂЌежеланныеї животные (львы, тигры, гиены, шакалы, волки, змеи) св€зываютс€ с опасностью. »сход€щей от обр€да материализации, который был призван дать человеку власть над изображенным существом. ¬ јфрике роскошна€ речна€ и озерна€ фауна. ∆ивотные прерий и саванн оживают в рисунках, оставленных на камне скал, ныне окруженных песками пустыни.

»скусство керамики.

 ерамические сосуды Ц искусство неолита. ¬  итае, в культуре ѕейлиган (7-6 тыс. до н.э.) впервые встречаютс€ сосуды из обожженной глины, затем по€вл€ютс€ сосуды, украшенные изображени€ми рыб и других животных. ‘игуры не только обладали символическим значением. Ќо и Ђпреобразовывали Ђвнешние формы сосуда, привлека€ внимание к изображени€м, к цветовому контрасту с фоном, к ритму контуров. “аким образом. —осуд приобретал пространственное значение, а изображение - иную ценность. ¬ 6 тыс. до н.э. на Ѕлижнем и —реднем ¬остоке началось изготовление керамики в домашних услови€х. √рубо обожженной дотемна или красно-коричневого цвета, с круглым отверстием, декорированной простыми или перевернутыми отпечатками раковин, геометрическим или фигурным орнаментом.

¬ јфрике примитивна€ керамика из глины, смешанной с соломой, имевша€ неровную, бугристую поверхность, по€вилась в ≈гипте в5 тыс. до н.э. ¬ ≈вропе перва€ гладкостенна€ керамика характерна дл€ альпийских брахицефалов (свайные постройки в Ўвейцарии, —еверной »талии, ‘ранции).  ерамика с ленточным орнаментом была распространена вплоть до Ёльзаса и Ѕельгии. –асписна€ керамика, впервые по€вивша€с€ в 4 тыс. до н.э., встречалась от  ита€ до ÷ентральной ≈вропы, а чашевидные кубки с полосами, выдавленными с помошью гребней или колесиков, по€вились в »спании в меднокаменном веке.

 

 



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
»сточники права ƒревнерусского государства |  афедра общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 213 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—ложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © јмели€ Ёрхарт
==> читать все изречени€...

547 - | 471 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.