Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕсихологические проблемы гомосексуальных отношений




—ерьезным преп€тствием, осложн€ющим обсуждение гомосексуальности, €вл€етс€ проблема ее научного определени€. ћожно дать функциональное или поведенческое определение: гомосексуальность - это сексуальные отношени€ между двум€ представител€ми одного пола, но как только вы начнете анализировать гомосексуальное поведение, данное определение становитс€ недостаточным, так как люди вступают в сексуальные отношени€ с партнерами одного с ними пола по целому р€ду различных причин. Ћюди, €вл€€сь гетеросексуалами, также могут совершать гомосексуальные действи€, например потому, что они лишены гетеросексуальных контактов в течение долгого времени; или, например, из прагматических соображений; или потому, что одиноки и хот€т любви и прив€занности любого человека, который готов их предложить; от скуки, жела€ попробовать нечто новое; таким образом они про€вл€ют свое бунтарство и выражают свое презрение к традиционным моральным нормам общества.

ѕоэтому имеет смысл определить гомосексуальность как сильное и посто€нное эротическое влечение к люд€м своего пола. Ёто влечение следует рассматривать как аналогичное посто€нному эротическому влечению к люд€м противоположного пола, которым характеризуетс€ состо€ние гетеросексуальности. »з этого определени€ становитс€ €сно, что человек может иметь сильное гомосексуальное влечение и тем не менее никогда не совершать гомосексуальных действий, испытыва€ чувство вины и тревогу по тем же причинам, по которым многие одинокие гетеросексуалы никогда не наход€т и не создают дл€ себ€ возможностей дл€ гетеросексуального контакта.

ƒл€ медиков и психиатров XIX в. "однопола€" любовь была болезнью. –. фон  рафт-Ёббинг, „. Ћомброзо, ¬. ћ. “арновский, ј. ћолль, ¬. ћ. Ѕехтерев считали, что гомосексуальное влечение - несчастный результат внешних вли€ний в критический момент сексуального развити€ личности. ћужчин, сексуальным объектом которых €вл€лась не женщина, а мужчина, и женщин, дл€ которых таким объектом €вл€лс€ не мужчина, а женщина, называли извращенно-сексуальными, или инвертированными, а самый факт - инверсией желани€, т. е. обращением естественного сексуального желани€ на противоположное и противоестественное.

"»нвертированные" подраздел€лись на:

  1. " абсолютно инвертированных ": их сексуальный объект может быть только одного с ними пола, между тем как противоположный пол никогда не может быть дл€ них предметом полового желани€, а оставл€ет их холодными или даже вызывает у них половое отвращение;
  2. " амфигенно инвертированных ", или так называемых "психосексуальных гермафродитов" ("амфигенный" - слово греческого происхождени€ и означает "двойственный"): их сексуальный объект может принадлежать как одинаковому с ним, так и другому полу, инверси€, следовательно, лишена характера исключительности;
  3. " случайно инвертированных ": ставших гомосексуальными при определенных внешних услови€х, среди которых на первом месте сто€т недоступность нормального полового объекта и подражание.

Ќаши исследовани€ показали, что среди факторов, оказывающих вли€ние на инвертированный выбор объекта, присутствует сексуальное запугивание в детстве, например за мастурбацию или игры в "доктора", хот€ чаще взрослые преследуют сексуальность детей без реальных на то причин, а следу€ либо собственным страхам и фантази€м и их проекцией на детей либо выработанным и, возможно, уже неосознаваемым в силу вытеснени€ автоматизмам поведени€: например, с ними так же поступали их родители в подобных ситуаци€х. “акже в формировании сбалансированной сексуальности большую роль играет участие обоих родителей в воспитании ребенка.

√омосексуалисты - это лица, которые вследствие того, что их собственные половые органы имеют дл€ них эрогенное значение, лишены возможности прин€ть сексуальный объект без половых органов, подобных своим. Ќа пути развити€ от аутоэротизма до любви к объектам они остановились на этапе, наход€щемс€ ближе к аутоэротизму.

√омосексуальность, считал ‘рейд, несомненно, не преимущество, но в ней нет и ничего постыдного, это не порок и не унижение; нельз€ считать ее и болезнью; психоанализ рассматривает ее как разновидность сексуальной функции, вызванную приостановкой сексуального развити€. —амой распространенной подобной остановкой €вл€етс€ фиксаци€ на нарциссической стадии - естественной фазе детского развити€, через которую должны проходить все дети, которым удалось пройти предыдущие стадии - оральную и анальную. ѕри любом отношении к теории психосексуального развити€ взрослым следует помнить, что так называемый нарциссический период в жизни ребенка чрезвычайно важен дл€ формировани€ его отношени€ к себе и веры в свои силы: вспомним поразительное ощущение собственного всемогущества у трехлетнего ребенка и то, как трудно позже воспитать или восстановить это чувство, если оно было не сформировано или разрушено. Ќарциссические раны - одни из самых глубоких человеческих ран.

»звестные эксперименты ∆. ѕиаже доказали существование феномена эгоцентризма детского мышлени€: 3. ‘рейд писал об аутоэротизме и об отсутствии необходимости в другом человеке как объекте влечени€ у маленького ребенка примерно на полвека раньше. ќба эти великих психолога увидели и доказали различными способами, что ментальна€ репрезентаци€ мира у ребенка, наход€щегос€ на нарциссической (или эгоцентрической) стадии развити€, представл€ет собой как бы гелиоцентрическую модель вселенной, где "солнцем", т. е. центром дл€ своей модели мира, €вл€етс€ сам ребенок. ≈сли же последующее развитие не позволило по каким-то причинам включить в этот мир других людей и сделать их также объектами любви (и ненависти), то в своей взрослой жизни человек оказываетс€ неспособным любить "другого", отличающегос€ от него человека, в том числе и человека противоположного пола. ƒругими словами, в партнере одного с ним пола он видит больше безопасности и причин дл€ восхищени€, потому что он продолжает нарциссически любить себ€, что было естественно в далеком детстве, любовь же к "иному", чем он, €вл€етс€ неизведанной, опасной, травматичной и т. п. ¬ этом смысле гомосексуализм можно представить как некое компромиссное решение между неспособностью к гетеросексуальной любви и неспособностью к любви и прив€занности вообще (вспомним классификацию невротических потребностей, предложенную  . ’орни, и одну из них: потребность быть "одиноким волком". »нтересно, что люди этого типа не вызывают столь сильного общественного порицани€, как гомосексуальные пары).

¬ понимании психологических механизмов формировани€ гомосексуальности важным €вл€етс€ анализ и понимание самого раннего эмоционального опыта ребенка. «аметим, что этот опыт €вл€етс€ совершенно различным у младенцев мужского пола, имеющих первый опыт общени€, прив€занности, любви, запретов с человеком противоположного пола - матерью, и у младенцев-девочек. ¬озможно, это одна из основных причин феноменологической разницы в про€влени€х мужского и женского гомосексуализма у взрослых людей. ¬ "√рупповой психологии и анализе Ёго" ‘рейд определил пон€тие ранней прив€занности как такой тип идентификации, где различи€ между я и ќбъектом (чаще всего это мать, если именно она ухаживает за младенцем) точно еще не установлены. Ёто бессознательный процесс, протекающий в фантазии ребенка, и в своих ранних формах идентификационные психические процессы проживаютс€ в таких состо€ни€х тела, как, например, глотание пищи.

≈сли в топографической модели психики ‘рейда акцент поставлен на конфликт между влечени€ми, где ќбъект может про€вл€тьс€ случайно, то в структурной модели уже отражено, что именно ќбъект становитс€ "решающим" дл€ построени€ ребенком его теории мира (Baranes, 1993). “аким образом, ‘рейд постепенно концентрируетс€ на том, как внешнее переходит во внутреннее и как строитс€ внутрипсихическа€ реальность. ѕон€тие "ранний тип идентификации" становитс€ важным в его дискуссии о женской сексуальности, в которой он постулирует существование ранней прив€занности маленькой девочки к матери.

 

¬се в сфере первой прив€занности к матери, как мне кажетс€, сложно уловить в анализе - таким тусклым, туманным и почти неоживл€емым заново становитс€ все с годами, как если бы подверглось особенно неумолимому вытеснению.

3. ‘рейд. "∆енска€ сексуальность"

 

¬ своей работе "∆енска€ сексуальность" ‘рейд впервые описал страх маленькой девочки быть поглощенной матерью. «начимость ранних ("доэдипальных", т. е. до этапа, когда и отец становитс€ важной фигурой в ментальной репрезентации мира дл€ ребенка) отношений с матерью подробнее рассмативаетс€ начина€ с ‘рейда другими авторами: это ƒетч (1925, 1930); Ѕрансвик (1940). ѕозднее интерес к природе женской идентичности может быть обнаружен в работах ‘аст (1979), Ѕенджамин (1988) и др. —ила первичного раннего материнского образа переживаетс€ детьми обоих полов: наблюдени€ за детьми показали, что и девочки, и мальчики хот€т быть объектом материнских желаний: и те и другие хотели бы подарить ей, например, ребенка.

‘ранцузский психолог ћ. Ћанже считает, что как раз на этом уровне можно найти объ€снение тому большому значению, которое придаетс€ матриархату в попытках обрисовать историю ранних этапов развити€ общества. ћатриархат, следу€ ее точке зрени€, становитс€ мифом, возникшим из персональной истории каждого человека, а именно: вначале существует всемогуща€ мать, котора€ ухаживает за ребенком, в то врем€ как отец представл€ет собой воплощение закона, преп€тствующего этому единению.

¬ јнглии психоаналитическа€ работа сначала концентрировалась на ранних состо€ни€х в детстве и постепенно стала удел€ть внимание воздействию этих начальных состо€ний на последующее поведение взрослеющего человека, в том числе и на перенос в ходе прохождени€ психоанализа. –аботы ћ.  л€йн поставили акцент на взаимоотношени€х между ребенком и материнским телом. ѕостепенно психоаналитики всех групп Ѕританского психоаналитического общества, вдохновленные работами ƒ. ¬инникотта, ћ. Ѕрайрли и ¬. Ѕиона, стали придавать особое значение св€зи между ранним эмоциональным развитием и объектными взаимоотношени€ми. “ак, ƒ. ¬инникотт полагал, что существует состо€ние первичной идентичности между маленькой девочкой и ее матерью: "Ёта первична€ идентичность может про€витьс€ очень рано и она €вл€етс€ просто основой дл€ всего уже при рождении, или до него, или вскоре после" (1971, р. 80-81). —огласно ƒ. ¬инникотту, эмоциональное развитие должно включать материнские чувства и способность матери терпеть (выносить), поддерживать эмоциональные послани€ ребенка и транслировать их таким образом, чтобы тот мог интегрировать их. ƒ. ¬инникотт также говорит о существовании первичной идентификации с матерью у обоих полов. ¬ ранние годы именно мать обеспечивает ребенка рефлективной (отражающей опыт ребенка) и поддерживающей средой, котора€ позвол€ет ему начать свое существование.  огда эти поддерживающие действи€ отсутствуют, умственное и эмоциональное функционирование ребенка не получает содействи€ и развитие внутренних взаимоотношений между субъектом и объектом останавливаетс€.

ѕозже в работах Ћакана и Ћеви-—тросса внимание было уделено и роли отца как некому противопоставлению описанной материнско-детской диаде, €вл€ющемус€ началом культуры и пор€дка. ѕо мнению р€да авторов, в матери ребенок видит свое отражение: отец вмешиваетс€ в эту диаду, таким образом предоставл€€ ребенку возможность проживани€ нового важного и подчас очень нелегкого опыта отношений между членами родительской пары. ќтрицание или исключение этого третьего объекта из психического мира ребенка - один из ключей к современному пониманию перверзии. ‘акт отсутстви€ отца - "буквального" (когда он физически не существует в семье) или "эмоционального" (когда он существует только физически, но не эмоционально) - приводит к таким последстви€м дл€ психического развити€ ребенка, как, например, невозможность создать внутренние границы во взаимоотношени€х матери и ребенка. Ќеобходимо формирование такой среды и помещение ребенка в такую ситуацию, где взаимные отношени€ требуют присутстви€ третьего объекта (Gaddini, 1974; Fonagy and Target, 1995).

ќтдельный интерес представл€ет образ всемогущей ("фаллической" в психоаналитической терминологии, т. е. обладающей мужской по силе властью) матери и его вли€ние на формирование женственности. ќбраз, по€вл€ющийс€ в ранних отношени€х, и есть та фаллическа€ мать, которую ‘рейд впервые ввел в своем труде о Ћеонардо да ¬инчи (1910). (¬ этой работе ‘рейд обсуждал фантазию Ћеонардо о женщине-птице с пенисом, котора€ билась во рту ребенка. ќтметим, что св€зь между гомосексуальностью и креативностью, впрочем как и ее св€зь с психическими отклонени€ми, отмечалась очень многими авторами.)

√лубину идентификации с матерью трудно переоценить. «аметим, что в семь€х из самых разнообразных обществ именно мать создает микросреду вокруг ребенка, что часто €вл€етс€ вполне творческим процессом. –ебенок узнает (если узнает) намного позже, что "большой мир" в основном построен мужчинами. ћать формирует и ментальную репрезентацию образа отца у ребенка, так как обычно большую часть времени в жизни ребенка отец физически отсутствует, поскольку находитс€ на "войне" или "охоте" самого различного вида и толка: конкретные про€влени€ зан€тости отца завис€т от уровн€ развити€ общества, где растет ребенок. ѕоследние исследовани€ показали, что женщине не менее трудно психологически "отделитьс€" от интроецированного образа матери, чем мужчине, хот€ про€вл€тьс€ это может по-разному: у женщин процесс отделени€ от матери чаще св€зан с телесными симптомами, тогда как у мужчин это больше про€вл€етс€ во внешнем, часто импульсивном поведении.

«десь не имеетс€ в виду копирование человеком отношений с матерью (хот€ возможно и это, а также их проигрывание вновь и вновь уже во "взрослых" ситуаци€х) в том смысле, что насто€щее становитс€ изоморфным (подобным) прошлому, поскольку с течением времени мен€ютс€ смыслы и функции конфликтов и добавл€ютс€ новые пласты опыта и фантазий.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1030 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

≈сть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © јристотель
==> читать все изречени€...

514 - | 475 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.