Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћиллионы лет и движение звезд




 

ќчень большие числа фигурируют и в Ђ“екстах пирамидї, например, в Ђлодке миллионов летї, которой бог —олнца управл€ет в темной и безвоздушной пустоте межзвездного пространства. Ѕог мудрости “от (Ђон, кто причислен к небесам, звездочет, измеритель землиї) был специально облечен властью даровать миллионы лет жизни усопшему фараону. ѕро ќсириса, Ђцар€ вечности, владыку дл€щегос€ всегдаї, говорили, что за плечами у него миллионы лет жизни. „исла пор€дка Ђдес€тков миллионов летї (а также еще более головоломные Ђмиллионы миллионов летї) встречаютс€ достаточно часто, чтобы предположить, что, по крайней мере, часть элементов древнеегипетской культуры сформировалась людьми научного склада ума, которые не привыкли проходить не задумыва€сь мимо величи€ времени.

“аким люд€м требовалс€, разумеетс€, высококачественный календарь, который облегчал бы сложные вычислени€, требующие высокой точности. ѕоэтому не приходитс€ удивл€тьс€, что у древних египт€н, как и у май€, был такой календарь, причем степень понимани€ ими принципов его функционировани€ со временем не возрастала, а падала. ѕоследнее обсто€тельство наводит на мысль, что знани€, полученные когда-то в далеком прошлом, постепенно деградируют; этому не противоречат веровани€ древних египт€н, считавших, что календарь досталс€ им в наследство Ђот боговї.

¬опрос о возможной идентификации этих богов мы подробнее рассмотрим следующих главах. Ќо кем бы они ни были, они должны были проводить много времени за наблюдением звезд, накаплива€ множество передовых дл€ своего времени и довольно специфических знаний, в частности, касающихс€ звезды —ириус. ќдним из свидетельств этого €вл€етс€ ценный подарок, который сделали боги египт€нам Ч цикл —отис (—ириуса).

Ётот цикл основан на €влении, которое на научном Ђжаргонеї называетс€ Ђпериодический возврат предсолнечного восхода —ириусаї; под этим понимаетс€ первое по€вление звезды (после периода отсутстви€ на небе) на рассвете непосредственно перед восходом —олнца в восточной части неба. ¬ случае —ириуса интервал между двум€ такими последовательными восходами равн€етс€ точно 365,25 суток Ч числу, математически гармоничному (в том смысле, что оно не от€гощено последующими значащими дес€тичными цифрами; этот интервал на 12 минут длиннее солнечного года.

Ћюбопытной особенностью —ириуса €вл€етс€ то, что из двух тыс€ч звезд, видимых на небе невооруженным глазом, он один по€вл€етс€ перед восходом —олнца с указанным периодом в 365 с четвертью суток; этим он об€зан своему Ђправильномуї движению Ч сочетанию скорости его движени€ в пространстве и эффекта прецессии равноденствий. Ѕолее того, известно, что день предсолнечного восхода —ириуса Ч новый год по древнеегипетскому календарю Ч традиционно вычисл€лс€ в √елиополе, где были составлены Ђ“ексты пирамидї, и заблаговременно сообщалс€ во все остальные храмы, расположенные выше и ниже по течению Ќила.

я помнил, что звезда —ириус пр€мо называлась в Ђ“екстах пирамидї Ђновогоднейї. ¬ сочетании с р€дом других текстов (например, 669), это свидетельствует, что календарь этот, по крайней мере, так же стар, как и сами Ђ“екстыї[77], и их происхождение уходит куда-то в туман глубокой древности. Ќо тогда возникает серьезнейший вопрос: кто мог в те времена обладать необходимыми знани€ми, чтобы наблюдать и зафиксировать совпадение интервала в 365,25 суток с периодичностью предсолнечного восхода —ириуса Ч совпадение, о котором французский математик –. ј. Ўваллер де Ћюбич говорил как о Ђабсолютно уникальном небесном €вленииї?

 

Ђћы не можем не восхищатьс€ величием науки, способной зарегистрировать такое совпадение. ƒвойна€ звезда —ириус была выбрана потому, что она Ч единственна€ из звезд проходит требуемое рассто€ние в требуемом направлении на фоне остальных. Ётот факт, который был известен за четыре тыс€чи лет до нас и затем блистательно забыт, несомненно, требует незаур€дных и длительных наблюдений небаї.

 

ѕохоже, что именно такое наследие, основанное на веках астрономических наблюдений, сопр€женных с систематической научной регистрацией результатов, досталось ≈гипту в самом начале исторического периода, и это нашло свое отражение в Ђ“екстах пирамидї. » в этом тоже заключена сво€ тайнаЕ

 

 ќѕ»» »Ћ» ѕ≈–≈¬ќƒџ?

 

¬ 1934 году, в год своей смерти, ”оллис Ѕадж, бывший хранитель египетских древностей Ѕританского музе€ и уважаемый автор словар€ иероглифов, честно призналс€:

 

ЂД“ексты пирамидУ полны всевозможных трудностей. “очное значение многих встречающихс€ там слов неизвестноЕ  онструкци€ предложени€ зачастую преп€тствует всем попыткам перевода, а в сочетании с абсолютно неизвестными словами задача вообще становитс€ неразрешимой. –азумно предположить, что эти тексты использовались в похоронном ритуале, но совершенно очевидно, что период их использовани€ в ≈гипте лишь немного превышал столетие. ѕочему их так внезапно начали использовать в конце V династии и так резко перестали использовать в конце VI Ч необъ€снимої.

 

ћожет ли ответ сводитьс€ к тому, что ”нас, последний фараон V династии, вместе с несколькими преемниками из VI династии попыталс€ зафиксировать навеки в камне погребальных камер собственных пирамид копии более ранних документов? Ѕадж думал об этом и чувствовал, что, по крайней мере, часть первоисточников восходит к глубочайшей древности:

 

ЂЌекоторые отрывки свидетельствуют о том, что писцы, снимавшие копии, по которым резчики выполн€ли настенные надписи, не понимали, что пишутЕ ќбщее впечатление таково, что жрецы отбирали отрывки из нескольких документов различного возраста и различного содержани€Еї

 

¬се это заставл€ло предполагать, что первоисточники, что бы они собой ни представл€ли, были написаны на архаичном варианте древнеегипетского €зыка. ¬озможен, однако, альтернативный вариант, о котором Ѕадж не подумал. „то если перед жрецами сто€ла задача не просто скопировать материал, а перевести в иероглифическую форму тексты, написанные вообще на другом €зыке? ≈сли в этом €зыке содержалась научно-техническа€ терминологи€ и описание изделий и идей, которым не существовало адекватных названий в древнеегипетском €зыке, то странное впечатление, которое производ€т некоторые тексты, становитс€ вполне объ€снимым. Ѕолее того, если копирование и перевод документов-первоисточников были завершены к концу VI династии, то легко пон€ть, почему прекратилось вырезание надписей: работы по программе были прекращены, поскольку была Ђвыполнена ее цель, котора€ состо€ла в том, чтобы создать надежную иероглифическую копию св€щенной литературы, котора€ была уже достаточно ветхой в то врем€, когда ”нас восходил на египетский трон в 2356 году до н. э.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 346 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

1316 - | 1253 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.