Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»сточники фактического материала

јрнольд »рина ¬ладимировна

 

ќсновы научных исследований в лингвистике: учебное пособие. Ц ћ.: »зд-во Ђ¬ысша€ школаї, 1990.

http://www.classes.ru/grammar/128.Arnold-research/html/1_11.html

ƒанный параграф извлечен из 5 главы книги.

 

ѕланирование

 

—одержание этой главы трудно четко разграничить с содержанием двух предыдущих. Ќекоторые повторени€ неизбежны. –ечь пойдет о п л а н и р о в а н и и и организации исследовани€, о сборе материала и научной теоретической информации, о необходимости соответстви€ материала, метода и проблематики, о критери€х отбора материала и его оформлении. Ќам также придетс€ вернутьс€ к гипотезе и в этой св€зи остановитьс€ на роли интуиции.

¬ажно напомнить, что задача исследовател€ состоит не только в том, чтобы найти какие-то новые св€зи в €зыке и вы€вить что-то новое в его механизме, но и в том, чтобы установить, что это ново не только дл€ исследовател€, и найти место полученных данных в общем поступательном движении науки, в том, что уже известно.

¬ планировании работы существует как бы две стороны. ¬о-первых, это планирование процесса исследовани€, т.е. его организации. Ќадо установить проблематику, объект исследовани€, его временные и географические границы, какой фактический материал и по каким критери€м он будет отбиратьс€, с какой теоретической литературой предстоит ознакомитьс€, кака€ методика будет примен€тьс€, зачем теоретически и практически нужно исследовать поставленный вопрос и где могут быть применены результаты исследовани€. “о есть решить три основных вопроса: что делать?, как делать? и зачем? ¬о-вторых, надо спланировать композицию работы Ч изложение результатов в виде текста.

ќсновные этапы работы: нулевой, или предварительный, цикл (предварительное ознакомление); выбор направлени€, темы, объекта и предмета; сбор и анализ информации по теме; первоначальный сбор фактического материала; формулировка гипотезы; выбор методик; составление подробного плана работы; затем Ч собственно исследование, обработка, анализ и обобщение результатов и оформление текста работы.

ѕо существующим правилам, если речь идет о диссертационном исследовании, в процессе работы над ним аспирант делает по своему материалу доклады и пишет статьи. ¬ св€зи с трудност€ми публикации это приходитс€, к сожалению, делать на очень раннем этапе и соответственно включать в план.

Ќеобходимо также продумать проверку материала практикой, т.е. его внедрение.

√уманитарные науки, и особенно филологи€, Ч служба понимани€ и взаимопонимани€. „тобы честно и компетентно выполнить свою задачу, человек, пожелавший стать филологом, должен развивать в себе самосто€тельность мышлени€ и чуткость к мышлению другого, дл€ того чтобы в процессе творчества самому решать, как поступать при изучении поставленного вопроса, а не ждать указаний извне. Ёто касаетс€ и умени€ самосто€тельно обобщить и затем применить свои выводы дл€ объ€снени€ своих наблюдений и умени€ обнаружить противоречи€ между теорией и фактами €зыка. Ёто важно и дл€ любой творческой работы вообще.

¬ыбирать в потоке обрушивающейс€ на сознание информации нужное дл€ выполнени€ поставленной задачи приходитс€ ежедневно и ежечасно, и в процессе этой де€тельности молодой человек осознает и свои возможности и находит себ€ как личность. ‘илологи€ Ч сама€ антропоцентрическа€ наука. “ворческое отношение к исследованию €зыка несет в себе зар€д большой силы дл€ будущей педагогической работы и передачи духовных ценностей следующим поколени€м.

ѕланирование научного текста подразумевает, прежде всего, определение его жанра: доклад, стать€, книга, диссертаци€ и т.д. ƒл€ более крупных форм существует соответствующий официальный пор€док планировани€. —татьи и доклады внос€тс€ в план научной работы кафедры или отдела. ƒл€ заключени€ договора на издание книги, как правило, в соответствующее учреждение представл€ютс€ за€вка на издание, план-проспект, аннотаци€ и некоторые другие документы. ¬ аннотации указываетс€ тема работы и область науки, к которой она принадлежит, обосновываетс€ ее актуальность и практическа€ значимость, а также контингент читателей, на который она рассчитана.

Ќаписание статьи целесообразно предвар€ть докладом, будь то на какой-либо конференции, семинаре или перед другой заинтересованной аудиторией. –еакци€ слушателей, их вопросы, записки и замечани€ могут принести не меньшую пользу автору, чем замечани€ рецензента.

“емы дипломных работ и диссертаций защищаютс€ сначала на кафедре, а затем на совете факультета или сектора, что также очень помогает автору внести соответствующие коррективы и уточнить формулировки. „ем чаще в дальнейшем автор предъ€вл€ет отдельные части работы на суд соучеников или коллег, тем лучше дл€ работы. Ќо тут нужно сделать одно предостережение. јвтору очень важно серьезно отдавать себе отчет в прин€той позиции и, учитыва€ обоснованные замечани€, не пытатьс€ угодить всем. ќппонент может и неточно пон€ть сказанное и вообще ошибитьс€. Ќе следует спешить отказыватьс€ от хорошо продуманного.

«а этой первой пробной попыткой выступить со своей темой должна сто€ть предварительна€ работа, но вполне возможно, что результаты этой работы в дальнейшем значительно преобразуютс€. Ёта перва€ предварительна€ работа может осуществл€тьс€ по указанному в главе II гипотетико-дедуктивному методу, включа€ все его этапы: знакомство с литературой, сбор фактов, их индуктивное обобщение, выдвижение гипотезы или теории дл€ их объ€снени€, проверка гипотезы. Ќо все это лишь предварительна€ работа, обосновывающа€ тему и целесообразность ее дальнейшего исследовани€.

 огда тема таким образом утверждена, приступают к самой работе. ќчень целесообразно уже на этом этапе составить ее более или менее подробный план по главам и разделам. —амо собой разумеетс€, что в действительности этот план будет осуществлен не полностью и в процессе работы будет не раз переделыватьс€. Ќо он очень дисциплинирует и помогает организовывать всю получаемую новую информацию, помогает отбирать нужное и отбрасывать ненужное.

–уководителей часто спрашивают, с чего надо начинать, начитывать ли теоретическую литературу или собирать фактический материал. ѕо-видимому, это лучше делать параллельно. ќпыт, однако, показывает, что на первых порах лучше самому разобратьс€ в фактах (некотора€ теоретическа€ подготовка уже есть), а только уж потом собрать все существующие мнени€. ¬ противном случае, у начинающего развиваетс€ некоторый комплекс неполноценности и неспособность остановитьс€: чем дальше он читает, тем больше остаетс€ того, что еще надо было бы прочесть. ѕроцесс становитс€ бесконечным, а собственна€ точка зрени€ тер€ет устойчивость.

ѕоследовательность изучени€ вопроса и написани€ самого текста работы могут не совпадать. »ногда бывает целесообразно написать сначала исследовательскую часть и только потом Ч общетеоретическую первую главу с формулировкой исходных концепций и обзором состо€ни€ вопроса, с тем чтобы включить сюда только то из проработанной по теме информации, что оказываетс€ релевантным дл€ освещени€ своего нового материала и решени€ поставленных задач.

ƒругой вопрос заключаетс€ в том, какую теоретическую проблему позвол€ет осветить тот или иной факт текста.

ќб этом надо подумать еще на первом этапе работы при установлении гипотезы и задач работы. Ѕольшую помощь в этом может оказать наличие не только положительного, но и отрицательного материала, поскольку, как известно, именно парадоксальные случаи могут привести к интересным открыти€м.

 

 ритерии отбора материала

 

ќдна из первых трудностей, с которой сталкиваетс€ исследователь, Ч точное выделение объекта исследовани€ и продуманное согласование с ним предмета и материала, на котором производитс€ наблюдение.

ƒопустим, нас интересуют особенности рекламного текста.  акой частный объект можно выделить, чтобы проследить его специфику? ”дачным и оправданным сочетанием трех составл€ющих Ч предмета, объекта и материала Ч мы находим, например, в работе ћ.ƒ. Ћековой Ђ—пецифика гиперболы в €зыке англо€зычной рекламыї (1987). ¬ свете такой центральной дл€ современной лингвистики проблемы, как категори€ оценки, реклама, действительно, именно тот тип текста, который содержит богатый и благодарный материал дл€ чрезвычайно часто встречающейс€ в ней гиперболы.

ѕри выборе материала иногда встает вопрос (если работа проводитс€ на материале произведений одного писател€), не будет ли эта работа литературоведческой, а не лингвистической. ƒумаетс€, что работы по стилистике остаютс€ в компетенции лингвистики, если автор достаточно полно освещает в ней именно €зыковые €влени€, встречающиес€ в тексте. „асто бывает эвристически целесообразно рассмотреть то или иное €вление в произведени€х автора, который особенно часто ими пользуетс€, с тем чтобы получить наиболее полную картину всех возможных его форм и функций. ¬ дальнейшем следует проверить полученные данные и на других источниках, как это сделала –.ј.  иселева, описавша€ комические функции авторских неологизмов в поэзии ќгдена Ќэша, виртуозного изобретател€ новых слов.

Ќеубедительные аргументы типа Ёто Ч не лингвистика, Ёто Ч не в нашей компетенции или Ёто Ч литературоведение возникают вновь и вновь, хот€ и €вл€ютс€ в наше врем€ интеграции многих наук подлинным анахронизмом. »нтеграци€ лингвистики с психологией, социологией, логикой и возникновение психолингвистики, социолингвистики и других наук, образованных из соединени€ с науками смежными, никого не удивл€ет и не смущает, но всегда наход€тс€ консерваторы, которые не признают объединени€ теории литературы и лингвистики в стилистике декодировани€, лингвистической поэтике и л и л и н г в и с т и к е текста.

Ќадо наде€тьс€, что по€вление все новых и новых работ, расшир€ющих опыт лингвистов за счет включени€ данных других наук о слове, развеет эти заблуждени€.

ѕроследим теперь некоторые возможности постепенного нащупывани€ темы. Ќаметка темы иногда возникает в процессе практических зан€тий €зыком или в студенческих докладах на семинарах.

Ќередко случаетс€, что формулировки границ объектов исследовани€ страдают нечеткостью и расплывчатостью. ≈сли это имеет место на начальных этапах работы над темой, это вполне естественно, но по мере углублени€ в работу исследователь уже получает возможность уточнить или сузить определение своего объекта и это необходимо сделать. Ќемалое значение при этом имеет четкое представление о том, какие уровни €зыка рассматриваютс€ и какие отрасли науки о €зыке интегрируютс€, если така€ интеграци€ имеет место. «аметим попутно, что такое объединение уровней вполне правомерно и необходимо, поскольку в €зыке знаки низших уровней не только служат кирпичиками дл€ создани€ единиц следующих по иерархии уровней, но и имеют возможность сквозьуровневого действи€, т.е. эффекта на уровн€х более высоких рангов.

¬с€кое множество, а следовательно, и множество подлежащих изучению фактов €зыка, определ€етс€, как известно, двум€ пут€ми: либо указанием свойств вход€щих в него элементов, либо перечислением.

ѕервый подход можно иллюстрировать на примере диссертации ≈.Ќ.  оршак о поэтических неологизмах. ќна определ€ет предмет своего исследовани€ так: Ђѕоэтическими неологизмами будем считать слова, употребленные в поэтическом тексте, но незафиксированные словар€миї и далее устанавливает список словарей, по которым это свойство провер€етс€ ( оршак, 1983). ¬торой подход по€снений не требует.

ќтметим также, что источники примеров и количество страниц, на которых делаетс€ выборка, надо фиксировать сразу же, не откладыва€, потому что подсчеты постфактум привод€т или к очень нерациональным тратам времени, или к неточност€м.

 

»сточники фактического материала

 

ќсновными источниками материала дл€ лингвистических работ €вл€ютс€ тексты, словари и опрос информантов.

”спехи лексикографии привели к тому, что в лексикологических работах, особенно в тех случа€х, когда обследованию подлежат большие массивы слов, сбор материала по словар€м дает основную массу фактов и словари считаютс€ вполне надежным источником. ¬ большинстве работ, однако, материал, собранный по словарю, в дальнейшем провер€етс€ и дополн€етс€ текстовым материалом. »зуча€ большие группы или высокочастотные слова, исследователи собирают более трех тыс€ч примеров.

ѕолные выборки накапливаютс€ к концу работы, а приблизительна€ наметка проблематики и стратегии работы осуществл€етс€ на сравнительно небольших предварительных выборках.

—обранный корпус примеров всегда учитываетс€ при оценке достоверности, хот€, конечно, и с учетом адекватности и последовательности применени€ методики. ƒостаточность выборки зависит от типа и частотности объекта. “ак, дл€ анализа функционировани€ в тексте шести слов неполной предикации потребовалось несколько тыс€ч примеров, поскольку дл€ этих шести слов приходилось учитывать весьма разнообразные св€зи. ¬ работе же об авторских неологизмах уже само отыскивание их представл€ло нелегкую задачу, и собранные 560 случаев позволили сделать интересные и обоснованные выводы.

ƒл€ того чтобы охарактеризовать английскую лексику со значением лица, Ќ. .  арпухина собрала по ЂЅольшому ќксфордскому словарюї свыше 7000 слов, и така€ цифра давала ей возможность обобщить и смоделировать эту группу и не была чрезмерно большой.

¬полне возможно, что когда лексикографии с помощью Ё¬ћ удастс€ сделать словари нового типа, в которых будут содержатьс€ все сведени€ о данном €зыке, в том числе и синтаксические, то и работы по синтаксису можно будет основывать на данных словарей. ј пока синтаксические работы делаютс€ по материалам текстов.

ћногие американские ученые считали возможным исследовать €зык на основе придуманных примеров. ќднако отсутствие объективных данных или, точнее, ограничение данных интуицией ученого были одной из причин недолговечности этих теорий.

ќсновным источником материала дл€ советских англистов служат оригинальные тексты: художественные, научные, газетные, публицистические, рекламные и т.д. ≈сли в задачу работы не входит изучение национальной вариативности тех или иных €влений, то дл€ английского €зыка целесообразно проводить исследовани€ в пределах какого-либо одного варианта - британского, американского или, может быть, австралийского, - хот€ в насто€щее врем€ есть тенденци€ некоторого их сближени€ благодар€ средствам массовой коммуникации.

»зучение вариативности английского, немецкого, французского, испанского и португальского €зыков, которые в разных странах приобретают статус национальных €зыков и, точнее, национальных вариантов, формируетс€ теперь в отдельную и очень важную отрасль €зыкознани€, получившую название вариантологии (см. работы ј.». ƒомашнева, ≈.ј. –еферовской, √.¬. —тепанова).

 ак уже сказано выше, источником материала могут быть и информанты.

— информантами работают преимущественно представители психолингвистики, в других отрасл€х €зыкознани€ к ним обращаютс€ мало и преимущественно только дл€ дополнительной проверки.

»сточник материала должен строго соответствовать поставленной задаче. Ѕольшие группы лексики изучаютс€ по словар€м, валентность тех или иных единиц по текстам, но существуют в этом плане и некоторые предрассудки, против которых нужно предостеречь. Ќекоторые считают, что изучать особенности разговорной коммуникации и ее психолингвистические проблемы можно по диалогам в романе или по драматургическому тексту. Ёто Ч заблуждение: в художественной литературе речь преобразована и препарирована в соответствии со сто€щими перед писателем художественными задачами и не может служить документальным и достаточно объективным отображением реальной коммуникации. –азговорную коммуникацию следует изучать с помощью информантов-носителей и записей на пленку.

 омбинированное использование источников разных типов увеличивает достоверность: результаты, полученные на лексикографическом материале, могут провер€тьс€ на текстах или с помощью информантов. —ледует помнить, что очень многое зависит от постановки эксперимента, при котором интуици€ исследовател€ может замен€тьс€ интуицией информанта. Ќа проблеме интуиции предстоит остановитьс€ в І 4.

 

 



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
¬ыбор темы и объекта исследовани€ | Ќо€бр€ исполнилось 134 года со дн€ рождени€ јлександра Ѕлока (1881-1921).
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1671 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинать всегда стоит с того, что сеет сомнени€. © Ѕорис —тругацкий
==> читать все изречени€...

530 - | 427 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.025 с.