Форма политической власти в Древней Руси определяется отечественными историками в зависимости от той или иной интерпретации социально-экономического строя. Большинство историков определяет Древнерусское государство как раннефеодальную монархию во главе с великим князем киевским – защитником русской земли, ее устроителем и законодателем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани.
Особенности древнерусской раннефеодальной монархии проявлялись в сохранении элементов догосударственной системы организации общества, пришедших из эпохи военной демократии и ограничивающих княжескую власть. К ним относится вече, которое, например, активно действует в Новгороде на протяжении всего ХI в. и позднее. Двоякую роль играла и княжеская дружина. С одной стороны, она была носительница принципа государственности, а, с другой – сохраняла традиции племенной демократии. Дружинники воспринимали себя не подданными, а соратниками и советниками князя. Наиболее авторитетные старшие дружинники, составлявшие постоянный совет князя, назывались боярами. Младшие дружинники – рядовые воины – именовались «отроки» и «гриди».
Вооружение свободных общинников, характерное для племенного строя, сохранялось, хотя и во все уменьшающемся масштабе. Само существование массы свободных вооруженных людей поддерживало могущество народного веча.
В Древней Руси, с одной стороны, власть великого князя не обязательно передавалась от отца к сыну. К элементам догосударственных отношений следует отнести и то, что Древняя Русь воспринималась сознанием современников как владение всего рода Рюриковичей. Оно предполагало лествичное право наследования, т.е. передачу власти по старшинству (например, от умершего князя не к его старшему сыну, а ставшему старшим в роде следующему брату). Таким образом, согласно господствующим вечевым представлениям людей той эпохи князь имел власть только как представитель всего рода. Складывался не монархический, а родовой, или династический, сюзеренитет, ставший стержнем государственной системы Древней Руси.
С другой стороны, продолжалась, особенно после принятия христианства, сакрализация личности князя, что создавало духовные предпосылки для развития самовластия и укрепления княжеской власти.
Сохранение единства рода некоторое время предопределяло сохранение территориальной целостности государства. Например, земли, выделяемые тому или иному князю, после его смерти возвращались в род. Однако уже после смерти Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг.) и раздела земли между братьями во главе со старшим Изяславом начинаются усобицы между отдельными ветвями разросшегося рода Рюриковичей.
С изменением социально-экономической и внешнеполитической обстановки и в целях преодоления усобиц перед лицом нависшей общей для всех половецкой опасности на съезде князей в г. Любече (1097 г.), созванном по инициативе Владимира Всеволодовича Мономаха, были приняты решения, подрывающие основы родового сюзеренитета и старейшинства. Князья провозгласили принцип: «Каждо да держит отчину свою», приводивший на практике к замене родового владения семейным, а родового старейшинства политическим единовластием. В отдельных княжествах стали утверждаться микродинастии – отдельные ветви рода Рюриковичей. В этих династиях также применялся принцип передачи власти по старшинству, прямое наследование еще не стало единственно возможным. Так, например, внук Владимира Мономаха Изяслав Мстиславович, заняв силой киевский престол и оттеснив дядю Вячеслава Владимировича, вынужден был под влиянием политической обстановки и культурной традиции пригласить его в 1150 г. в качестве соправителя.
Развитие новых принципов вело к установлению вассальных поземельных отношений и, в итоге, к политической раздробленности.
КРЕЩЕНИЕ РУСИ
После объединения восточных славян под своей властью киевские князья попытались сделать своего бога Перуна главным богом славян. Если в договоре Олега с греками (907 г.) упоминаются несколько богов, то в договоре Игоря с Византией (944 г.) назван только Перун. Однако против возвеличивания Перуна выступили покоренные племена, ведь у каждого из них был свой главный бог-покровитель. Присоединенные народы согласны были платить дань, но подчинить своего бога чужому – Перуну – было выше их сил. После убийства древлянами князя Игоря киевским властям в вопросе религии пришлось отступить. В договоре с Византией (971 г.) наряду с Перуном упоминается и другой языческий бог – Велес.
В 980 году князь Владимир предпринял новую попытку перейти к единобожию на основе язычества, которая в Повести временных лет называется «Поставление кумиров». Она тоже оказалась неудачной. Тогда Владимир решил принять одну из мировых религий.
«Повесть временных лет» рассказывает, как князь Владимир I выбирал веру. Выслушав представителей различных религий – иудейской, мусульманской и христианской, – Владимир остановил свой выбор на христианской вере православного толка (988 г.).
Еще задолго до княжения Владимира I началось крещение русов, о чем свидетельствует «Окружное послание» Константинопольского патриарха Фотия. По его сведениям, в 866 – 867 гг. была крещена дружина князей Дира и Аскольда. Однако это еще не означало, что христианство стало государственной религией на Руси. Можно говорить лишь о появлении на Руси христианской общины, центром которой стал Киев. В 882 г. Киев был подчинен языческими князьями Новгорода, Олегом и Игорем, но христианская община сохранилась и, по-видимому, даже увеличилась. Известно, что при Игоре в Киеве была уже соборная церковь святого Ильи. Известно также, что вдова Игоря – княгиня Ольга – крестилась в Царьграде в 957 г. Княгиня Ольга пыталась крестить и своего сына Святослава, но из этого ничего не вышло.
После смерти Святослава князем Киевским стал его старший сын Ярополк, по своим убеждениям – христианин, однако позднее он был вынужден уступить власть Владимиру. Как бы то ни было, к моменту принятия христианства на Руси киевляне были уже достаточно хорошо знакомы с основами православия. По летописи, крещение киевлян произошло летом 988 года. Принятие христианства имело важные последствия: князья получили идейную основу для утверждения государственной централизации.
Новую веру, ставшую государственной, необходимо было распространить на всю территорию страны. Это оказалось не так-то просто, хотя кроме византийских священников в крещении активное участие принимала княжеская власть. Судя по летописям, редко где крещение народа обходилось без насилия. Новгородцев в 991 г. крестили при помощи дружины из Киева. Первые два епископа, Федор и Илларион (XI в.), ничего не могли сделать с ростовчанами-язычниками. Жителей Мурома не смогли приобщить к православию ни сын Владимира Глеб, ни его преемник. И так было по всей Руси. Даже обращенные в христианство люди часто сохраняли веру в древних богов.
Формирование церковной структуры Киевской Руси происходило в X – XII вв. Была создана Киевская митрополия Константинопольской патриархии.
Первым митрополитом был Михаил (988 – 992 гг.). Местом пребывания митрополичьей кафедры стал собор Святой Софии. В важнейших центрах государства – в Чернигове, Полоцке, Новгороде, Смоленске – были созданы епископии, подчиненные киевскому митрополиту.
В первое время русская православная церковь существовала на средства государства. На ее содержание выделялась 1/10 часть от всех даней, от княжеского суда и от торговых пошлин. С середины XI века упоминаются первые монастыри, в том числе знаменитая Киево-Печерская лавра. Для обеспечения монастырей князья даровали им села с крестьянами.
Крещение Руси содействовало укреплению международного положения Киевской Руси. Русь вошла в семью европейских христианских народов, получила широкий доступ к знаниям, накопленным человечеством, так как Византия была самой образованной страной того времени. И, наконец, сама церковь в лице митрополита, епископов, паломников стала влиятельным элементом внешней политики и самой дипломатической службы.
1.4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ
(XII – XIII вв.)