Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 2. Зрительный гнозис




13. «Разрезные картинки». Даются два одинаковых изображения,
целое (образец) и разрезанное на несколько частей: на две (по гори­
зонтали, вертикали), на четыре, шесть, девять; на части в виде по­
лос, квадратов или любой неправильной формы. Ребенок складывает
разрезанное изображение сначала по образцу, затем без него. Количе­
ство фрагментов должно соответствовать его актуальным возможнос­
тям. Постепенно оно увеличивается, а элементы усложняются по кон­
фигурации.

14. «Выбор недостающего фрагмента изображения». Предлагает­
ся картинка (предметный рисунок, сюжетная картинка, геометричес­
кий рисунок, орнамент и т.д.) с отсутствующими фрагментами и
набор недостающих кусочков. Необходимо подобрать нужный фраг­
мент. В изображении может не хватать как одного, так и нескольких
фрагментов. Можно попросить ребенка дорисовать недостающую
часть.

15. «Чего здесь не хватает?» Внимательно посмотрев на изоб­
ражение предмета с недостающими деталями, ребенку надо найти и
исправить (дорисовать) «ошибки художника». При затруднениях ему
показывают правильное изображение предмета и проводят срав­
нение.

16. «Дорисуй предмет до целого». Дается изображение с неполным
количеством элементов. Надо дорисовать отсутствующие элементы в



о

 


Рис. 8


Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 155

заданном рисунке и назвать их. Предмет может быть не дорисован по оси (справа или слева), могут отсутствовать некоторые его части.

17. «Загадочныерисунки». Нужно разглядеть, раскрасить и сосчи­
тать изображенные на рисунке предметы (рис. 8).

18. «Что здесь изображено?» Узнавание «зашумленных» (нало­
женных, перечеркнутых и т.п.) геометрических фигур; различных
предметов, букв, цифр, одинаковых и различных по величине, фор­
ме и цвету. Варианты этого задания легко придумать в зависимости от
возраста и возможностей ребенка.

19. «Что перепутал художник?» В изображениях любых предме­
тов, животных, лиц, целых сюжетов и т.п. ребенок должен найти не­
свойственные им детали, объяснить, как исправить ошибки.

20. «Фигура и фон». Нарисуйте или подберите стимульный мате­
риал, где основу составляет «фон» (более или менее часто расстав­
ленные точки или значки любой конфигурации; различные пересека­
ющиеся линии, переплетающиеся листья и т.п.). Ребенку предлагает­
ся различить на таком «фоне» «фигуры», то есть найти, показать и
назвать все «замаскированные» в этом «шуме» изображения (предме­
ты, буквы, цифры и т.д.).

Наиболее трудный вариант этого задания дан на рис. 9.


Рис. 9

21. «Лабиринт». Ребенку предлагаются разного рода «лабиринты»
в виде перепутанных нитей от воздушных шариков, тропинок, ко­
ридорчиков. К каждой картинке дается соответствующее задание


156 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

(«У кого какой шарик?», «Помоги выйти» и т.п.). Примеры таких за­даний легко придумать или выбрать из имеющейся литературы.

Задание целесообразно выполнять следующим образом: сначала сконструировать лабиринт на полу с помощью подручных средств (стульев, скамеек и т. п.) и специальных геометрических форм и пред­ложить ребенку пройти по нему. Потом на бумаге: дать задание ребен­ку провести по лабиринту пальцем, затем — карандашом и лишь по­том прослеживать путь исключительно глазами.


Рис. 10

22. «Найди все предметы». Дайте ребенку бланк, на котором враз­
брос нарисовано большое количество различных простых предметов,
геометрических фигур, цифр, букв. Попросите его найти и вычерк­
нуть все изображения одного вида.

23. «Тест Виткина». Здесь надо найти в нижних фигурах одну из
«спрятанных» в них эталонных (изображенных вверху) (рис. 10).

24. «Найди букву». Предложите ребенку рисунок с буквами, циф­
рами, написанными разным шрифтом, стилем и по-разному повер­
нутыми. Он должен ответить, что за буквы нарисованы.


Раздел 2. Формирование операционального обеспечения



 


25. «Допиши букву». Покажите ребенку недорисованную (в раз­
личных вариантах) букву, цифру (слово). Попросите его определить,
что за буква (слово) не дорисована, и дописать ее.

26. «На что похожа буква?» Спросите, на что похожа та или иная
буква. Попросите дорисовать ее так, чтобы получился этот предмет.

В другом варианте ребенок сам придумывает, во что превратить эту букву, дорисовав ее. То же с цифрами.

27. «Письмо в воздухе». Психолог рисует в воздухе перед ребенком
различные фигуры, буквы, цифры и т.д., которые он должен опоз­
нать и назвать.

На следующем этапе в воздухе прописываются их сочетания, а также целые слова. Этот прием эффективен при коррекции письма: пропуске букв, их заменах (например, ребенок путает строчные и прописные буквы, бн д, «и /п и др.), «зеркальном» написании и дру­гих ошибках. Далее ребенок выполняет необходимые движения вмес­те с психологом, который может помочь ему «писать», подойдя к нему (спереди или сзади) и взяв его ладони в свои. Этот прием также обладает психотерапевтическим эффектом, снимая у детей страх пе­ред школьной доской или тетрадью.

28. «Исправь ошибки». Ребенку надо найти и исправить разного
рода ошибки в тексте: отсутствующие или лишние штрихи в буквах,
лишняя буква или пропуск ее в словах; написание всех слов в пред­
ложении с большой или с маленькой буквы; разные высота, шири­
на, цвет или шрифт букв и т.п.

29. «Рамка с окошком». Рамка представляет собой прямоугольный
кусочек картона с вырезанным внутри окошком. По высоте окошко
равняется размеру одной буквы, а по ширине может изменяться. Рам­
ка может быть п- или г-образной формы (рис. 11). Введение рамки ус­
траняет страх перед объемом текста, позволяет ребенку не терять сло­
во, не перескакивать с одной строки на другую и благодаря этому
автоматизировать навык чтения.


Рис. 11


158 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

Глава 3. Пространственные

и «квазипространственные» представления





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 359 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2298 - | 2082 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.