Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


«ан€тие 14. 5 методика фонационного тренинга




 

¬водные замечани€. Ѕольшое число профессий имеет пр€мую св€зь с голосовой или речевой функцией.   професси€м с высоким требованием к качеству речи и голоса прежде всего относитс€ преподавательска€ де€тельность. ѕредварительна€ оценка пригодности кандидатов дл€ обучени€ таким професси€м считаетс€ необходимой, но пока оптимально не разработана. ќсновными требовани€ми к качеству голоса €вл€ютс€: нормальное функционирование психофизиологических механизмов речи и слуха, устойчивость к большим голосовым нагрузкам, сила, звонкость, м€гка€ атака, собранность звучани€ и гибкость голоса.

Ќадо заметить, что иногда сложность речевого процесса недооцениваетс€ или неправильно понимаетс€. Ќередко учитель или лектор досадуют на то, что им трудно выдержать голосовую нагрузку, быстро нарастает усталость, в горле ощущаетс€ першение, сухость, по€вл€етс€ кашель и Ђперехватывает дыханиеї. Ќе многим известно, что большинство этих трудностей св€зано с отсутствием у говор€щего навыков правильного речевого дыхани€. ѕорой непосредственно перед публичным выступлением или при ответах на экзаменах возникает особое состо€ние так называемой Ђпредаудиторной лихорадкиї (трак), когда голос не подчин€етс€ воле, темпераменту и нервам говор€щего. “акое состо€ние прострации сопровождаетс€ частым, прерывистым дыханием, чувством удушь€, сильным сердцебиением, бесконечным глотанием, спазмами в горле, дрожанием или напр€жением нижней челюсти и забыванием текста. ƒл€ преодолени€ этого состо€ни€ необходимо не только воспитание волевых качеств, но и овладение техникой речи.   наиболее распространенным речевым недостаткам относитс€ дикционна€ невн€тность, возникающа€ вследствие небрежной, в€лой артикул€ции, когда губы едва двигаютс€, нижн€€ челюсть напр€жена и зажата, не озвучены окончани€ слов, используетс€ скороговорение, искаженно произнос€тс€ звуки, голос тихий. “ака€ речь неэстетична, вызывает слуховое, зрительное и мышечное утомление слушател€, а также не дает возможности сосредоточитьс€ на содержании. —туденты должны ликвидировать недостатки речи и голоса еще в стенах учебного заведени€, поскольку правильна€ речь относитс€ к набору важных профессиональных средств, не исчерпываемых только знани€ми предмета.

”стна€ речь имеет свои технологические приемы. –ечева€ техника складываетс€ из совокупности элементарных способов и средств тренинга речевого аппарата и умени€ осознать, запомнить и закрепить те мышечные, вибрационные и слуховые ощущени€, которые возникают в процессе такой работы. ѕод вли€нием тренировки анализ различных видов чувствительности становитс€ все более тонким, уменьшаютс€ либо ликвидируютс€ лишние движени€ и ненужные напр€жени€ мышц. ”стна€ речь как сложный динамический процесс обеспечиваетс€ одновременной и целостной де€тельностью трех систем: дыхательной, голосовой и артикул€торной под управлением центральной нервной системы. ¬озникающую неисправность одного из звеньев в различной мере помогает компенсировать сохранность другого. ’орошее произношение и правильное дыхание дают возможность слабому голосу избегать утомлени€, перегрузки. ќпределенные действи€ органов артикул€ции облегчают работу гортани: активизаци€ м€гкого нЄба и задней стенки глотки усиливает тонус голосовых складок и диафрагмы, в результате чего голос приобретает звонкость, легкость и пр. Ќо на зан€ти€х возможно осваивать лишь каждую систему в отдельности.

÷ель зан€ти€. ќвладение навыками речевого дыхани€, правильной дикции, управлени€ фонацией и соблюдени€ гигиены голоса.

ќснащение. Ќастенное и карманное зеркала.

ѕор€док работы. –абота должна проводитьс€ в светлом и хорошо проветриваемом помещении в форме коллективного или индивидуального тренинга. ѕрограмма фонационного тренинга включает в себ€ несколько групп упражнений.

ƒанное зан€тие проводитс€ в три этапа.

Ќа первом этапе отрабатываетс€ речевое (фонационное) дыхание: диафрагмально-нижнереберный тип, направленность, длительность, интенсивность, распределение и добор воздуха в процессе речи. “ренировка начинаетс€ с приведени€ человека в состо€ние поко€ и расслаблени€ мышц плеч, грудной клетки и рук, что возможно в любом из трех положений: сто€, сид€, лежа. ƒл€ постановки наиболее рационального диафрагмально-нижнереберного дыхани€ (в любом случае это суммарное €вление) предлагаетс€ с целью контрол€ положить руку областью лучевого сгибател€ кисти на нижние ребра грудной клетки и выполнить следующие упражнени€.

1. ѕроизводитс€ быстрый бесшумный вдох, переход€щий в длительный и спокойный выдох. ќт наполнени€ легких воздухом во врем€ вдоха отмечаетс€ движение стенки живота и нижних ребер вперед и в стороны; на выдохе они постепенно занимают свое исходное положение.

2. ¬ыдох направл€етс€ к местам активной артикул€ции и фокусируетс€ в одной точке - на губах. ƒл€ достижени€, а затем закреплени€ этого навыка губы слегка выт€гиваютс€ вперед, не измен€€ своего положени€. ѕри этом длительно и слитно (3-6 раз) произнос€тс€ специально подобранные звуки, слоги, слова и фразы типа: Ђуї, Ђої, Ђухї, Ђухої, Ђужї, Ђурокї, Ђуснутьї, Ђутюгї, Ђуютї, Ђкто от кого, тот в тогої, Ђчужую беду руками разведуї, Ђдружба дружбой, служба службойї, Ђза труд чтутї, Ђочи ушей вернейї, Ђповинную голову меч не сечетї.

3. ”длин€етс€ речевой выдох. —начала используетс€ счет до шести, потом до дес€ти, п€тнадцати, двадцати п€ти (пр€мой, обратный, пор€дковый и пр.). ѕри выполнении этого упражнени€ следует придерживатьс€ умеренного темпа с четким проговариванием каждого слова в полном его объеме, обращать внимание на сли€ние слов, на ровное распределение выдоха на прот€жении всего счета и сохранность резерва - небольшого количества воздуха, которое всегда должно оставатьс€ в легких. ƒалее счет замен€етс€ поговорками, скороговорками и стихотворными отрывками, произносимыми на одном выдохе. —истематическое выполнение этих упражнений способствует развитию интенсивности дыхани€.

4. ќтрабатываетс€ умение использовать паузы дл€ добора воздуха. — этой целью в процессе проговаривани€ текста нижние отделы грудной клетки и на выдохе следует удерживать в несколько увеличенном объеме, при этом выдыхательные мышцы не возвращают дыхательный аппарат в исходную позицию - парадокс речевого дыхани€. ƒанное упражнение следует начинать осваивать значительно позже предыдущих. √лавное условие добора воздуха, а не нового вдоха - это использование каждой удобной паузы дл€ незаметного прин€ти€ в легкие новых порций воздуха с подключением всех дыхательных мышц.

ѕри выполнении упражнений следует иметь в виду, что тренировка речевого дыхани€ должна осуществл€тьс€ регул€рно, в спокойной обстановке, как в статике, так и в движении с контролем за осанкой (положение спины и головы), за расслабленностью нижней челюсти, мышц рук, особенно кистей. Ќаиболее частым недостатком дыхани€ €вл€етс€ подъем вверх грудной клетки и вт€гивание стенки живота внутрь во врем€ вдоха. ¬о избежание перебора воздуха на вдохе, привод€щего к форсированному грубому голосу, делаетс€ легкий наклон всего тела вперед. Ќужно следить за тем, чтобы паузами не разрывалось течение мысли, не нарушалс€ четкий внутренний ритм и не утрачивалась полнозвучность последнего слова.

Ќа втором этапе тренинга добавл€ютс€ упражнени€ дл€ дикции. ќни направлены на отработку четкости, чистоты и разборчивости речи, которые завис€т от активной и правильной работы артикул€торного аппарата. “ренировка мышц речевых органов проводитс€ перед зеркалом.

ѕерва€ группа дикционных упражнений направлена на стимул€цию нЄбно-глоточных структур:

1. –аспластывание €зыка при широко открытой ротовой полости так, чтобы кончик его прилегал к нижним резцам, а корень был опущен; сдвиг гортани и глотки вниз и подн€тие м€гкого нЄба вверх, в целом - позици€ типа Ђпоказать горло врачуї; затем - удержание этого положени€ при закрытой ротовой полости.

2. ¬ыдыхание теплой струи воздуха с артикулированием гласных: Ђаї, Ђэї, Ђої, Ђыї, затем звукосочетаний Ђбаї, Ђдаї, Ђгаї; выполн€етс€ в аналогичных услови€х.

3. ѕроизнесение гласных и звукосочетаний: Ђаї, Ђйаї, Ђбаї с опорой подбородка на сцепленные пальцы и движением головы вверх на выдохе.

4. ћысленное произнесение с сомкнутыми губами звука Ђпї, а затем беззвучно - звукосочетание Ђаэої.

5. ћедленное произнесение звуков Ђкї и Ђгї.

6. ƒлительное и звучное произнесение звукосочетани€ Ђм Ц мТї.

7. ѕроизнесение фраз с имитацией позевывани€: Ђна мели мы налима ловилиї, Ђполили ли лилию, видели ли Ћидию?ї и др.

¬тора€ группа дикционных упражнений направлена на тренировку мышц €зыка, губ и нижней челюсти, а также на отработку координации внутриглоточной и внешней артикул€ции. √имнастика дл€ губ включает следующие упражнени€:

1. ѕроизнесение звукосочетаний Ђглї, Ђгнї, Ђклї, Ђкнї, Ђдлї, Ђднї, Ђтлї, Ђтнї, Ђвлї, Ђвнї с длительным звучанием второго согласного, в течение которого верхн€€ губа должна подниматьс€ все выше и выше.

2. јналогичное произнесение звукосочетаний Ђксї, Ђгзї и Ђбзї, но с отт€гиванием нижней губы вниз.

3. ѕроизнесение звукосочетани€ Ђмвзї, с условием большей прот€женности звука Ђвї - дл€ верхней губы и звука Ђзї - дл€ нижней.

4. ѕроизнесение звукосочетаний и фраз с активным движением губ: Ђпткаї, Ђпопытка - не пыткаї, Ђпылинка на былинкеї, Ђпекарь ѕетр пек пирогиї, Ђкупи кипу пик вкупе с кипой пакетовї, Ђдобыл бобыль бобовї, Ђверзила ¬авила весело ворочал вилыї, Ђфофан, фофан в землю вкопанї и др.

“реть€ группа включает упражнени€ по гимнастике €зыка:

1. –асслабление и распластывание спинки €зыка в форме Ђлопатыї, при этом €зык лежит на нижней губе.

2. ¬ыполнение предыдущего упражнени€ с подн€тием €зыка к верхней губе и произнесением звука Ђмї.

3. ѕодн€тие краев €зыка к верхним коренным зубам до образовани€ желобка посередине (с имитацией произнесени€ звукосочетани€ Ђиэї).

4. — удержанием уклада €зыка, заданного нами в предыдущем упражнении (при слегка открытом рте и обзоре положени€ передней части спинки €зыка) произнесение свист€щих: Ђзї, Ђсї, Ђцї; с подн€тием передней части €зыка - шип€щих: Ђжї, Ђшї, Ђчї, Ђщї, а затем с вибрацией €зыка - Ђрї.

5. ѕодн€тие узкого €зыка вверх, опускание вниз, крестообразные движени€ €зыком, скольжение кончика €зыка по твердому нЄбу в форме крючка сначала молча, а затем с произнесением гласных Ђої, Ђуї, Ђыї.

6. „астое постукивание кончиком €зыка о верхние зубы и десны (типа выстукивани€ телеграфным ключом) с произнесением Ђло-ло-лолллї, Ђлу-лу-лулллї, Ђлы-лы-лылллї.

7. „еткое и ритмичное проговаривание скороговорок-€зыковерток, сначала медленно, а затем быстро: Ђоколо кола колоколаї, Ђнаш ѕолкан из Ѕайкала лакал, ѕолкан лакал, не мелел Ѕайкалї, Ђуточка - вострохвосточка вывострохвостила вострохвост€тї, Ђбрит  лим - брат, брит √леб - брат, брат »гнат - бородатї, Ђнаш шахматист вашего шахматиста перешахматит, перевышахматитї, Ђк √абсбургам из —трасбургаї, Ђвсех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришьї, Ђткет ткач ткани на платки “анеї.

¬ упражнени€х четвертой группы - дл€ нижней челюсти - следует добиватьс€ эластичности мышц нижней челюсти, в результате чего она свободно и легко опускаетс€ вниз и не поглощает произносимые звуки. ƒл€ этой цели предлагаютс€ следующие задани€:

1. –асслабление и опускание нижней челюсти как бы под собственной т€жестью.

2. ѕроизнесение звукосочетаний с отклонением головы назад и удерживанием подбородка на месте:Ђпайї,Ђбайї,Ђмайї,Ђгайї, Ђдайї, Ђтайї.

3. ѕроизнесение звукосочетаний и фраз типа: Ђмаї, Ђбаї, Ђваї, Ђдама сдавала багажї, Ђма€к на скале, как макї, Ђрадует ћарка радуги аркаї.

4. ѕроизнесение звукосочетаний с поворотом головы и касанием подбородком то правого, то левого плеча: Ђпайї, Ђдайї, Ђкайї.

5. ѕроизнесение фраз с легким выдвижением нижней челюсти вперед: Ђтопоры остры до порыї, Ђлыком шиты, да мылом мытыї, Ђрвы рыли, да не дорылиї.

ƒалее навык четкого произношени€ закрепл€етс€ при громком чтении различных текстов.

–абота над речевым дыханием и дикцией - это собственно и есть начало работы над голосом.

Ќа третьем этапе тренинга формируютс€ основные характеристики речевого голоса: настройка, атака голоса, направленность, динамический диапазон, гибкость и сила, развиваетс€ координаци€ речевого дыхани€, звучани€ и артикулировани€. ƒл€ достижени€ этого предлагаютс€ специальные упражнени€:

1. Ќастройка голоса. ≈й содействует так называемое основное положение, которое складываетс€ из нескольких, поочередно выполн€емых действий: сн€тие напр€жени€ в области плеч, шеи, затылочных мышц, нижней челюсти, оформление губ легким овалом, подн€тие нЄбной Ђзанавескиї, небольшое расширение нижних отделов грудной клетки. ¬ таком основном положении издаетс€ звучание, имитирующее стон, с переходом от короткого Ђмммї к более длительному - Ђмммммммммї или от Ђуууї - к Ђуууууууууї, затем подключаютс€ другие гласные, кроме открытых Ђаї и Ђэї. ƒалее используютс€ сочетани€ типа: Ђмуммї, Ђмоммї, Ђнуммї, Ђноммї, Ђвуммї, Ђвоммї, Ђлуммї, Ђруммї. ѕри выполнении упражнений должны быть активны дыхание и губы, собранные в звучании, а звук как бы рождаетс€ на кончиках губ. ¬ конце такой тренировки примен€ютс€ все гласные, но сфокусированные в области губ. ѕод наслоением привычных навыков постепенно отыскиваетс€ индивидуальный более естественный тон голоса, возникающий легко и свободно.

ќвладение настройкой голоса и закрепление вибрации губ при фонации подготавливают переход к знакомству с различными атаками звука.

2. ќтработка м€гкой атаки звука. ѕроизводство трех видов атаки звука - твердой, м€гкой и придыхательной - зависит от плотности смыкани€ голосовых складок и от силы подскладочного давлени€. —начала выполн€етс€ наиболее привычна€ тверда€ атака при произнесении открытых гласных Ђаї, Ђэї и слов с этими гласными в абсолютном начале: Ђарктикаї, Ђавгустї, Ђастраї, Ђэтикаї, ЂЁллаї. ѕри этом голосовые складки, плотно смыка€сь, как бы сопротивл€ютс€ подскладочному давлению, и звук получаетс€ короткий, твердый с легким щелчком в области гортани и напр€жением.

ƒалее отрабатываетс€ м€гка€ атака на закрытых гласных Ђуї, Ђої, Ђиї и на словах с этими гласными в абсолютном начале: Ђусї, Ђужї, Ђумї, Ђушиї Ђулицаї, Ђужинї, Ђопытї, Ђосеньї, Ђоптикаї, Ђигрыї, Ђ»горьї. ѕри этом голосовые складки м€гко и менее плотно смыкаютс€ с умеренным подскладоч-ным давлением, свободным колебанием голосовых складок, в результате чего звук - более удлиненный, обогащенный обертонами, свободный и м€гкий, как бы сдуваемый с губ. ѕравильно полученный звук закрепл€етс€ во фразах типа: Ђурну с водой уронив, об утес ее дева разбилаї, Ђуходит день не прив€жешь за плетеньї, Ђученье - путь к уменьюї, Ђострое словечко колет сердечкої, Ђи строгает, и вал€ет, и гладит, и катает, а все €зыкомї Ђэто утро, радость эта; это мощь и дн€, и света, этот синий сводї, Ђа в ≈нисее синеваї, Ђа »ван овес унесї, Ђах ахнуло эхої. ѕри проговаривании этих фраз следует избегать форсированности и напр€женности, но сохран€ть достаточную громкость.

ѕридыхательна€ атака создаетс€ звучанием, допускающим утечку выдоха через неплотное смыкание голосовых складок - имеетс€ небольша€ щель, и в результате вместе с гласным слышитс€ звук Ђхї. Ќа материале, приведенном выше, она отрабатываетс€ при наличии голосовых судорог и спастике мышц.

3. –асширение диапазона голоса. Ќаиболее частым недостатком €вл€етс€ пользование узким диапазоном: чаще - высоким, реже - низким, а иногда - форсированным средним. ”пражнение начинаетс€ с расширени€ тональности в двух направлени€х: понижении и повышении, отрабатываютс€ свободные Ђнизыї и легкие Ђверхиї. ”мение говорить низко требует хорошего высокого регистра голоса и наоборот. —начала имитируетс€ звучание большого колокола: Ђбоммм, боммм, бомммї в низкой тональности, а также - Ђбумммї, буммм, бумммї, при этом руку дл€ контрол€ следует держать на грудине и ощущать ее вибрацию ладонью. «атем следует перенести звучание в высокий регистр: Ђбимммї, биммм, бимммї, Ђдиммм, диммм, димммї - как бы зазвонили небольшие колокола, далее следует объединить оба звучани€ в единое среднее - Ђбаммм, баммм, бамммї, Ђбэммм, бэммм, бэмммї. Ќаконец используютс€ различные звукосочетани€ с увеличением их количества на одном выдохе, а также тексты. ¬ работе над голосом и его настройкой широко примен€ютс€ звонкие согласные Ђмї, Ђвї, Ђзї, Ђжї, Ђлї, Ђнї, Ђрї как изолированно, так и в сочетани€х. ”пражнени€ с согласными звуками дают возможность приблизить звучание к костным стенкам лицевого скелета, грудины, косвенно воздействовать на внутригортанные мышцы и стимулировать их. ¬о врем€ выполнени€ упражнений и чтени€ текстов следует учитьс€ слушать себ€, ощущать вибрацию в области передних зубов, губ и грудины, а также расслабл€ть мышцы окологортанной области и нижней челюсти.

¬ упражнени€х на повышение - понижение голоса используютс€ стихи с короткой и длинной строчкой. Ќапример, Ђ” лукоморь€...ї ј. —. ѕушкина, Ђ–усалкаї и отрывки из поэмы Ђћцыриї ћ. ё. Ћермонтова. „тение начинаетс€ на удобном дл€ каждого, среднем, тоне звучани€ (миксте), далее тон поочередно от строчки к строчке то повышаетс€, то понижаетс€. ѕри этом не следует достигать предельных возможностей, что может повлечь перенапр€жение голосовых мышц. ѕонижение голоса производитс€ более энергично и активно. ќсобое внимание обращаетс€ на ровный и интенсивный выдох к органам активной артикул€ции.

4. –абота над силой голоса. ƒл€ упражнений по ослаблению - усилению голоса сначала используетс€ счет с четким проговариванием каждого числа: от 1 до 6, голос постепенно усиливаетс€, и от 6 до 1, голос ослабл€етс€ его. «атем тренировочным материалом могут служить стихи и проза. ¬ этих упражнени€х активизируетс€ дыхание, используетс€ вс€ его энерги€ и осуществл€етс€ контроль за устойчивостью среднего тона звука.

¬ работе над голосом (во избежание вреда) следует соблюдать некоторые правила: а) настройка голоса требует особой точности, вспомогательными приемами здесь могут быть: глубокое покашливание с закрытым ртом, метод Ђшумного глотани€ї, произнесение сочетани€ типа Ђпрррї с покачиванием головы из стороны в сторону; б) при использовании в упражнени€х звуков, звукосочетаний и слов не допускаетс€ их пение; в) дл€ того чтобы в голосе прозвучали насыщенные тембральные оттенки, необходимо говорить в умеренном темпе и с соблюдением пауз. ¬ целом профилактика расстройств речевого голоса слагаетс€ из использовани€ его в естественном диапазоне средней тональности с м€гкой атакой, проведени€ местного и общего закаливани€, исключение недосыпани€, курени€ и других токсических средств.

ќбработка и анализ результатов. –езультаты выполнени€ упражнений каждого этапа фиксируютс€ в протоколе (форма 63). ¬ заключении отражают динамику формировани€ речевого ƒыхани€ (по первому этапу), степень овладени€ навыками четкого произношени€ (по второму этапу), навыки управлени€ голосом (по третьему этапу) и дают соответствующие рекомендации дл€ самосто€тельной работы.

ѕ–ќ“ќ ќЋ «јЌя“»я ‘орма 63

‘амили€, им€, отчество........................................................................ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

ƒата.............ЕЕЕЕЕЕ. ¬озраст................ЕЕЕЕЕЕ. ѕрофесси€.....................................ЕЕЕЕЕЕЕ.

‘онационный тренинг

 

Ётапы тренинга  орригируемые системы речи ”пражнени€ –езультаты коррекции
I –ечевое дыхание    
II ƒикци€    
III –ечевой голос    

 

«аключение и рекомендации:............................................................ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ

 онтрольные вопросы

1.  акова роль дыхани€ в процессах речеобразовани€?

2.  акими оптимальными качествами должен обладать голос лектора, преподавател€?

3.  аковы приемы отработки дикции?

4. ¬ чем состоит профилактика расстройств голосовой функции?





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 644 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © »осиф Ѕродский
==> читать все изречени€...

745 - | 681 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.028 с.