Переговоры под Смоленском в декабре 1610 г. зашли в тупик: Сигизмунд III настаивал на собственном избрании на российский престол. Тогда же в Калуге собственными последователями был убит Лжедмитрий II, что привело к расколу его лагеря — некоторые тушинцы отъехали в Москву или под Смоленск. Правительство «семибоярщины» в Москве утратило влияние, фактически делами распоряжался командир польско-литовского гарнизона полковник Александр Гонсевский. Напряженность между поляками и русскими на улицах столицы все чаще перерастала в стычки. По приказу Гонсевского под стражу взяли патриарха Гермогена, подозреваемого в распространении призывов к выступлению против оккупантов. 20 марта 1611 г. очередное столкновение между русскими и поляками переросло в вооруженное восстание москвичей, для подавления которого полякам пришлось сжечь город.
13 В начале апреля 1611 г. к столице подошли и начали ее осаду отряды Первого ополчения, собранного для борьбы с оккупантами. Инициатором создания ополчения стал рязанский воевода Прокофий Петрович Ляпунов, по призыву которого к Москве выступили отряды из городов Поволжья и Поморья; к освободительному движению примкнули и недавние сторонники Лжедмитрия II, с боярином кн. Дмитрием Тимофеевичем Трубецким и атаманом Иваном Мартыновичем Заруцким во главе. Объединение под одним знаменем вчерашних противников впоследствии привело к расколу движения: в рядах Ополчения вынуждены были соседствовать вчерашние политические противники; играл свою роль и социальный фактор — казакам (в недавнем прошлом — крестьянам и холопам) было сложно ужиться с дворянством, добивавшимся возвращения казаков в их былое состояние. Согласно принятому в подмосковном лагере 30 июня 1611 г. «Приговору» руководство войском возлагалось на П. Ляпунова, кн. Д. Трубецкого и И. Заруцкого. Но уже 22 июля 1611 г. казаки убили Ляпунова, что привело к фактическому распаду Ополчения: дворянство покидало подмосковный лагерь, а казачество не могло организовать правильной осады города. Положение усугублялось падением Смоленска, взятого польскими войсками (3 июня 1611 г.) и захватом Великого Новгорода шведами (25 июля 1611 г.).
14 В конце 1611 г. в Нижнем Новгороде по призыву земского старосты Кузьмы Минина начался сбор Второго ополчения. На организацию войска с нижегородцев и населения окрестных городов брали треть всех доходов. Предводителем Ополчения избрали кн. Дмитрия Михайловича Пожарского. В начале 1612 г. ополченцы выступили в поход вверх по
течению Волги и в апреле 1612 г. разбили лагерь в Ярославле, который стал центром национально-освободительного движения и столицей временного правительства («Совета всея земли»). Между Первым и Вторым ополчениями не было единства — Заруцкий подослал к кн. Пожарскому убийц, а после провала покушения бежал из-под Москвы. Тем временем на выручку осажденному польскому гарнизону следовал польский отряд гетмана Яна Ходкевича. Войска Первого и Второго ополчений совместными усилиями 22—24 августа 1612 г. предотвратили прорыв Ходкевича в Кремль. К концу сентября было
достигнуто соглашение об объединении сил Ополчений. 22 октября 1612 г. ополченцы выбили неприятеля из Китай-города, и 26 октября остатки польско-литовского гарнизона Кремля капитулировали.
Земский собор 1613 г.
Вскоре после освобождения Москвы от имени «Совета всея земли» по городам разослали грамоты с призывом направлять в столицу выборных
представителей для участия в работе Земского собора, главной задачей которого было избрание нового государя. Начало работы собора назначили на 6 декабря 1612 г., но к указанному сроку выборные в Москву прибыть не успевали, и открытие заседаний перенесли на 6 января 1613 г. Однако и к этому времени многие города своих представителей прислать в столицу не смогли. Документально подтверждается присутствие в Москве во время работы собора представителей от 25 городов; к моменту царского избрания не успели прибыть даже представители городов, находящихся от столицы относительно недалеко — Нижнего Новгорода и Калуги. Тем не менее, в середине января 1613 г. Земский собор начал работу.
16 Главным вопросом, который предстояло решить, был выбор царя. Вопреки позднейшим утверждениям правительственной пропаганды, на соборе выдвигались разные кандидатуры: польский принц Владислав, шведский королевич Карл-Филипп, сын Марины Мнишек — «царевич Иван Дмитриевич», а также представители нескольких боярских родов, в частности — предводители Ополчения кн. Д. Т. Трубецкой и кн. Д. М. Пожарский. Отсутствие выборных от многих городов затягивало окончательное решение вопроса, что не устраивало многотысячную массу казаков, находившихся в Москве, но отстраненных от участия в выборе государя. 21 февраля 1613 г. под их вооруженным давлением участники Земского собора провозгласили царем 16-летнего Михаила Фёдоровича Романова, представителя видного боярского семейства, связанного свойством с угасшей царской династией Рюриковичей (Михаил Федорович был внучатым племянником царя Федора Ивановича). Сам новоизбранный государь в момент избрания отсутствовал в Москве, пребывая в одной из своих вотчин в Костромском уезде. Лишь в марте 1613 г. делегация от Земского собора известила его об избрании на престол. Сам Михаил Фёдорович прибыл в столицу только в начале мая 1613 г., и в июле его венчали на царство.