Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕознание истины в науке (медицине) и философии.

»стина в науке (медицине) »стина в философии
- направленность на раскрытие сущности -системность знани€, -упор€доченность -обоснованность, -доказательность. -повтор€емость -общезначимость,   - исследует процесс постижени€ истины, т. е. €вл€етс€ гносеологией (теорией познани€ истины), так и методологией (исследует процесс постижени€ истины, указывает путь, ведущий к ней). - »стина есть соответствие, совпадение между сознанием и миром.    

 

»стина Ц это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал ‘. Ѕекон, знание Ц сила, но при главном условии, что оно истинно. »стина есть знание.

 

»меютс€ разные варианты ответа дать определение слову истина:

Ј Ђ»стина Ц это знание, соответствующее тому, что есть в действительностиї. Ёто утверждение €вл€етс€ главным в классической концепции истины. »менно с нее и начинаетс€ теоретическое исследование истины. ѕервые попытки были предприн€ты ѕлатоном и јристотелем.

Ј –. ƒекарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знани€ Ц €сность.

Ј ƒл€ ѕлатона и √егел€ истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание €вл€етс€ с их точки зрени€ раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.

Ј ƒ. Ѕеркли, а позднее ћах и јвенариус рассматривали истину как результат совпадени€ воспри€тий большинства, т. е. считаетс€, что истинное знание €вл€етс€ результатом конвенции, соглашени€.

Ј ќтдельными гносеологами как истинное рассматриваетс€ знание, которое вписываетс€ в ту или иную систему знаний. »ными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, т. е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта.

Ј ѕозици€ прагматизма сводитс€ к тому, что истина состоит в полезности знани€, его эффективности.

–азброс мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользовалась и пользуетс€ классическа€ концепци€ истины, беруща€ свое начало от јристотел€ и свод€ща€с€ к корреспонденции, соответствию знани€ объекту.

 лассическа€ концепци€ истины хорошо согласуетс€ с исходным гносеологическим тезисом диалектико-материалистической философии о том, что познание есть отражение действительности в сознании человека. »стина с этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознани€.

 

—овременна€ трактовка истины, которую, раздел€ют большинство философов, включает в себ€ следующие моменты:

¬о-первых, пон€тие "действительность" трактуетс€ как объективна€ реальность, существующа€ до и независимо от нашего сознани€, как состо€ща€ не только из €влений, но и из сущностей, которые скрыты в ней.

¬о-вторых, в "действительность" входит также и субъективна€ действительность, познаетс€, отражаетс€ в истине также и духовна€ реальность.

¬-третьих, истина Ц это результат познани€, а также сам объект который неразрывно св€зан с предметно-чувственной де€тельностью человека, с практикой; объект задаетс€ через практику.

¬-четвертых, признаетс€, что истина не только статичное, но также и динамичное образование; истина есть процесс.

 

»стина Ч это соответствие наших знаний реальности. ¬ позитивизме, который больше всех других философских концепций, вместе вз€тых, занималс€ теорией познани€, истина понимаетс€ как строгое соответствие знаний эмпирическим фактам. ћарксизм несколько Ђоблегчилї требовани€ позитивизма, признав практику (в широком смысле) критерием истины.

 

’арактерными чертами истины €вл€ютс€ объективность и конкретность. »стина одновременно объективна и субъективна, обладает двум€ противоположными характеристиками, которые слиты, спа€ны воедино в любом знании. »стина объективна по содержанию, но субъективна по форме. “олько субъективной истины нет, так как нет знаний, которые были бы верны только дл€ одного человека или группы людей, но ошибочны дл€ все остальных. ќднако, истина субъективна, что означает неразрывную св€зь знаний с субъектом-человеком и человечеством.

 онкретность истины Ц это отражение в знании определенных св€зей и взаимодействий, присущих изучаемым €влени€м в зависимости от условий, места и времени их существовани€.

јбстрактной истина не бывает. Ёто значит, что она всегда Ђприписанаї к определенному месту и времени и необходимо оценивать факты, €влени€ и событи€ в конкретных, реальных услови€х и обсто€тельствах. Ќапример, "дождь - это благо или зло?". ќтветить на этот вопрос без учета конкретных условий невозможно, так как дождь может быть благом в одних услови€х и злом в других. ƒругой пример, конкретное утверждение, как Ђвода кипит при 100%ї жестко зав€зано на нормальное атмосферное давление (760 мм ртутного столба), Ђнормальнуюї высоту над уровнем мор€ и т. д. ¬ысоко в горах, заметим, это наше в целом правильное утверждение придетс€ уточн€ть.

 ритерием истины не может быть публичное или всеобщее признание. ≈сли какую-то информацию раздел€ет большинство, то это не значит, что на их стороне истина, она не устанавливаетс€ голосованием. ќна может быть и на стороне меньшинства. —удьба истины обычно такова: сначала ее все отрицают, затем с энтузиазмом принимают, наконец, она становитс€ чем-то привычным и рутинным. »так, не все то, что раздел€ет большинство, €вл€етс€ истинным, но истина рано или поздно становитс€ досто€нием большинства.

Ќе €вл€ютс€ критерием истинности знани€ и благопри€тные или полезные последстви€ его применени€. Ёта точка зрени€ известна как прагматизм. ќдин из основателей прагматизма, философ ”иль€м ƒжемс, например, считал, что истинность суждени€ ЂЅог существуетї не зависит от реальности существовани€ Ѕога и обусловлена тем, что убежденность в его существовании благотворна дл€ человеческой жизни. ѕрагматизм чаще всего выступает в индивидуалистической форме: истинно лично дл€ мен€, дл€ моей индивидуальной жизни. Ќо это очень сомнительно Ц отождествл€ть полезность с истинностью. ѕолезна иногда и ложь. Ћожь во спасение, например, когда умирающему больному родные и близкие говор€т (фактически Ц врут) о его скором выздоровлении. “аким образом, не все то истинно, что полезно. Ќо оп€ть же надо сказать, что мы ищем и открываем истины не ради самих по себе истин (хот€ есть у них и такой аспект), а дл€ практического преобразовани€ или обустройства жизни. “о есть истина, если это действительно истина, так или иначе общественно полезна.

Ќе годитс€ на роль критери€ истины и когеренци€, т. е. самосогласованность, знани€. ≈сли к уже существующей, имеющейс€ системе знани€ непротиворечивым образом присоедин€етс€ новое знание, то это еще не знак того, что оно истинно. “ут дает о себе знать нека€ естественна€ наклонность нашего ума: мы действительно готовы принимать за достоверное или истинное знание такое новое знание, которое логически не противоречит и хорошо согласуетс€ с уже имеющейс€ у нас системой взгл€дов.

 

ƒостаточно убедительно показано  антом, что не может существовать всеобщего критери€ истины. ¬се, чем располагает человек - это формальные законы логики. Ќо  ант утверждает, что эти законы стро€тс€ на основании априорных форм рассудка. »м впервые было устранено противоречие, заведшее в тупик философию того времени. явл€ютс€ ли человеческие знани€ продуктом чувственного воспри€ти€, или же это плоды умственной де€тельности? ѕредложенна€  антом концепци€ постижени€ человеком окружающего мира на основе априорных форм рассудка позволила выйти из этого тупика.

»стина едина, но в ней выдел€ютс€ объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые в свою очередь можно рассматривать как относительно самосто€тельные истины.

Ќаука имеет дело с объективной истиной, с объективными законами природы, общества и мышлени€. Ќо без признани€ объективной истины нет науки. ¬ объективной истине отражаетс€ реальное положение вещей, мир, как он существует вне и независимо от нашего сознани€. ¬ этом смысле можно сказать, что объективна€ истина не зависит ни от человека, ни от человечества. ѕример, объективности истины - утверждение естествознани€, что земл€ существовала до человека, все законы природы и общества, поскольку они правильно познаны, соответствуют объективной реальности и подтверждаютс€ общественно-исторической практикой человечества. ќднако, сказанное не следует понимать так, что истина возможна и существует вне субъекта. ¬ самой по себе действительности истин нет.

»деалисты, так или иначе, отрицают объективную истину. ќни считают, что содержание наших знаний зависит от субъекта, идеи абсолютного духа. »стиной характеризуетс€ лишь наши познавательные образы, наше знание о действительности. ѕоэтому истина и субъективна. Ќапример, скажем, стол. ќн не истинен и не ложен Ц просто стоит, существует. »стинным или ложным может быть только наш образ, наше воспри€тие стола Ц не как у дальтоника или, наоборот, человека близорукого.

ѕризнание объективной истины наносит сокрушительный удар по идеалистическому мировоззрению и €вл€етс€ краеугольным камнем теории познани€ диалектического материализма. ѕризнава€ объективную истину, диалектический материализм вместе с тем считает, что эта истина познаетс€ не сразу, а постепенно, част€ми. ¬ каждый данный момент познание исторически ограничено, но эти границы временны, относительны и практически посто€нно раздвигаютс€ в соответствии с успехами науки и техники. ѕоскольку познание развиваетс€ непрерывно, то и наши объективные знани€ в каждый данный момент неполны, незакончены, относительны. ƒиалектический материализм признает относительность истины лишь в смысле неполноты, незаконченности, незавершенности нашего познани€ в данной области, в данный момент. ќтносительность истины обусловливаетс€, прежде всего, тем, что мир находитс€ в вечном и бесконечном развитии и изменении. –азвиваютс€ и углубл€ютс€ и наши знани€ о мире. ѕознание развиваетс€ беспредельно, поступательно. ќтносительность истины следует также из ее конкретности.

ћатериалистическа€ диалектика учит, что истина носит конкретный характер. јбстрактной истины нет. »стина всегда конкретна.

Ќаучные знани€, в том числе и самые достоверные, точные, нос€т относительный характер. ќтносительность знаний заключаетс€ в их неполноте и веро€тностном характере. »стина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом. ј в известных пределах, услови€х, отношени€х, которые посто€нно измен€ютс€ и развиваютс€. ќтносительна€ истина есть ограниченно верное знание о чем-либо. Ќаши знани€ о солнечной системе, например, представл€ют собой истину относительную. ќни содержат массу верной информации о ней. ¬месте с тем солнечна€ система раскрыла человеку далеко не все свои тайны. ќтносительной истиной €вл€ютс€ наши знани€ о любом предмете и €влении, так как каждый из них бесконечно многообразен в своих признаках и свойствах, св€з€х и отношени€х. ќтносительным €вл€етс€ наше знание и о мире в целом. Ћюбой объект познани€ неисчерпаем, он посто€нно измен€етс€. ѕоэтому наше знание о нем всегда ограничено, относительно, неполно. ќно отражает этот объект в известных пределах, услови€х, отношени€х, которые посто€нно измен€ютс€. Ћюба€ научна€ теори€ относительна по своей природе, поскольку рано или поздно она смен€етс€ новой теорией, полнее, точнее и глубже объ€сн€ющей и описывающей те или иные стороны действительности.

√овор€ об относительном характере истины, не следует забывать, что имеютс€ в виду истины в сфере научного знани€, но отнюдь не знание абсолютно достоверных фактов. »менно наличие абсолютно достоверных и потому абсолютно истинных фактов чрезвычайно важно в практической де€тельности людей, особенно в тех област€х де€тельности, которые св€заны с решением человеческих судеб. “ак, судь€ не имеет право рассуждать: Ђѕодсудимый либо совершил преступление, либо нет, но на вс€кий случай давайте его накажемї. —уд не вправе наказать человека, если нет полной уверенности в наличии состава преступлени€. ¬рач, прежде чем оперировать больного или примен€ть сильнодействующее лекарство, должен опиратьс€ в своем решении на абсолютно достоверные данные о заболевании человека.

¬ отличие от относительной абсолютна€ истина представл€ет собой полное, исчерпывающее знание о предмете, €влении или мире в целом. јбсолютна€ истина - это истина навсегда, в последней инстанции, она не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познани€. —ам термин "абсолютна€ истина" неоднозначен.

јбсолютные знани€ содержатс€ в каждой науке: поскольку наши знани€ объективны, постольку в них есть зерно абсолютного. јбсолютна€ истина - это такое содержание знани€, которое не опровергаетс€ последующим развитием науки, а обогащаетс€ и посто€нно подтверждаетс€ жизнью. јбсолютна€ истина Ц это некоторый идеал, к которому безусловно нужно стремитьс€, но достичь и удостоверитьс€ в котором невозможно, предел, к которому стремитс€ наше знание.

  абсолютным истинам нередко относ€т Ђвечныеї или Ђокончательныеї истины, достоверно установленные факты (даты событий, рождени€, смерти и т.п., ћаркс родилс€ 5 ма€ 1818 г.). ѕримером подобных абсолютных истин могут быть суждени€ типа "философ √егель родилс€ в 1770 году", "√авайские острова наход€тс€ в “ихом океане", "вода при нормальном атмосферном давлении кипит при 100∞ по ÷ельсию" и др. “акие истины всегда строго "прив€заны" к определенному месту и времени. ќни €вл€ютс€ абсолютными истинами лишь в границах своей применимости, при точном соблюдении всех необходимых, строго определенных условий.

Ќаиболее корректным можно считать определение абсолютной истины как совокупности моментов завершенного, непреход€щего знани€ в составе истин относительных. ¬озьмем в качестве примера атом. ƒревние считали, что он неделим. ¬ начале ’’ в. он Ђсосто€лї из электронов. ¬ наше врем€ он Ђсостоитї уже из массы элементарных частиц. » число их посто€нно растет. ¬се эти образы атома - знание относительное. Ќо сам факт, что атом Ц это реальность, что он существует, относительно устойчив, Ц сам этот факт €вл€етс€ знаком, элементом абсолютного знани€.

јбсолютна€ истина складываетс€ из бесконечной суммы относительных истин, открываемых развивающейc€ наукой и практикой.

»так, диалектический материализм рассматривает относительную и абсолютную истины в единстве, не допуска€ их метафизического разрыва и противопоставлени€. »гнорирование единства абсолютной и относительной истины неизбежно ведет к догматизму и рел€тивизму. ƒогматики рассматривают истину как раз навсегда данную, абсолютную. “ак рассуждал, например, немецкий философ ƒюринг, счита€ истины вечными, окончательными, уподобл€€ их догме. ƒогматики абсолютизируют наши знани€ и отрицают их относительный характер. ƒогматики обычно цепл€ютс€ за высказывани€ и положени€, которые уже утратили свое значение в св€зи с изменившейс€ обстановкой.

»стина абсолютна€ и относительна€ Ц это два момента объективной истины, различных в степени точности, полноты. ¬ каждой объективной относительной истине есть частица абсолютной истины, как отражение вечной, абсолютной природы. Ќапример, современна€ физическа€ картина мира представл€ет собой истину относительную, так как наука сегодн€ еще не располагает исчерпывающим знанием о физическом строении ¬селенной. Ќо в этой относительной истине содержатс€ и абсолютные истины далее неопровержимые.   их числу, например, относ€тс€ такие суждени€, как "материальные тела состо€т из молекул, а молекулы из атомов", "атомы имеют сложную структуру" и др.

»стина будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме. Ќапример, всемирное т€готение изначально присуще материальному миру, но в качестве истины, закона науки оно было открыто Ќьютоном.

»стина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижени€ объекта сразу, целиком и в полном объеме.

ѕон€тие Ђотносительна€ истинаї служит дл€ обозначени€ конечных, ограниченных моментов человеческого познани€ мира, приблизительности и несовершенства наших знаний о действительности, определенных ступеней или пор€дков углублени€ в ее неисчерпаемую сущность. јбсолютна€ и относительна€ истины на самом деле Ц неразрывные аспекты истины объективной.

¬се науки ищут истину, но все они, исключа€ философию, ищут истину в чем-то отличным от истины. ‘илософи€ ищет истину об истине. ќна €вл€етс€ наукой об истине, теорией истины. “акого мнени€ придерживались, в частности, јристотель и √егель.

»стина исторична.  ажда€ ступень познани€ ограничена уровнем развити€ общества, науки. Ќаучные знани€, поэтому нос€т относительный характер.

 

ƒл€ науки характерно оградительное правило, следу€ которому она безжалостно отдел€ет различные догадки от доказанных утверждений, и, тем самым, выдел€ет истинное, достоверное знание от суеверий, шатких предположений, домыслов. Ќаучные знани€, подобно твердой почве под ногами, позвол€ют человеку правильно ориентироватьс€ в окружающем его мире, жить и действовать. Ќаука Ц это знани€, проверенные и подтвержденные практикой, приведенные в систему и позвол€ющие объ€снить существующее и предсказать будущее.

 



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
ќтбасының нег≥зг≥ қызметтер≥: репродуктивт≥, коммуникативт≥, тұрмыстық-экономикалық, тәрбиел≥к,. | Ќобелевска€ преми€ по экономике
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1646 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

501 - | 490 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.028 с.