Технократическое направление
Американский экономист Дж. Гэлбрейта (1908-2006).
Решающим фактором общественного развития выступают техника и технология, создаваемые руками и разумом человека, техническая цивилизация имеет способность к саморазвитию и совершенствованию своих параметров.
Особая роль в обществе должна принадлежать людям, которые владеют научно-техническими знаниями, т.е. технократам. Придя к власти эти люди организуют компетентное управление обществом. Реальная власть в обществе должна распределятся между специалистами производства и управления.
Гелбрейт полагал, что одинаковые процессы идут и при капитализме, и социализме. И на этой основе возможно сближение этих систем с последующим синтезом в смешанное общество.
Недостатки этого направления:
v увеличение роли техники в общественном развитии;
v варварское отношение к природе и человеку;
v недооценивалась роль духовной культуры.
Философия о формировании ценностей в обществе
А) Немецкий социолог М. Вебера (1864—1920), который и ввел в социологию проблематику ценностей. Ценности, это осознанные интересы. Попадая в сферу интересом человека, любой предмет может оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного и т. д. Вебер считал, что ценности определяются неким интересом эпохи, т. е. имеют исторически конкретный характер и имеют силу лишь для определенного периода времени, а затем утрачивают свое значение.
Б) Немецкий социолог Г. Риккерт, рассматривали ценности как «надысторические», вечные и универсальные принципы.
Говорит о том, что есть некие универсальные нравственные принципы, которые актуальны для любого периода времени. Они содержатся в любой религии. Эти ценности помогли человечеству выжить.
Экзистенциализм
А) Датский философ Серен Кьеркегор (1813 — 1855) Основатель экзистенциализма. В своих работах «Или — или» («Наслаждение и долг») и «Болезнь к смерти» С.Кьеркегор говорил о трех стадиях развития личности:
v ЭСТЕТИЧЕСКАЯ – жизнь непосредственная. Когда человек живёт минутой, не задумываясь о смысле жизни.
v ЭТИЧЕСКАЯ – лежит через отчаяние. Отчаяние – это не средство утешения или состояния, но подготовительный душевный акт, требующий серьёзного напряжения всех сил души, именно оно даёт победу над миром.
v РЕЛИГИОЗНАЯ - это когда человек прорывается к вере. На этом уровне отчаяние уже грех, и противоположностью отчаяния является не добродетель, а вера, вера в то, что для Бога всё возможно. Бог может сделать бывшее не бывшем. В этом и состоит безумная борьба за возможность. Эта вера открывается каждому дошедшему до края, когда для него не открывается никакой другой человеческой возможности.
Б) Французский философ Ж-П.Сартр(1905 - 1980)
В своей работе «Бытие и ничто» рассуждает о сущности и существовании человека. Любая вещь прежде, чем появиться на свет возникает в сознании человека. Здесь сущность предшествует существованию. С человеком всё наоборот. Ребёнок, родившись уже существует, но стать человеком и приобрести человеческую сущность ему ещё предстоит. Никакая внешняя сила, никто, кроме самого индивида не поможет ему состояться как личность. Трудный удел человека быть всегда в пути и заботиться о своей сущности.
В) Французский философ А. Камю (1913-1960).
Центральной темой философии Камю является вопрос о смысле человеческого существования – стоит ли жизнь того, чтобы жить.
В своих работах "Посторонний", "Миф о Сизифе", "Чума", "Бунтующий человек ", человек описывается как "посторонний", и лишь на пороге смерти он чувствует себя умиротворенным и свободным.
Бессмысленность человеческой жизни олицетворяет мифологический образ Сизифа. Не выдержав бессмысленности своего существования, человек бунтует, отсюда возникают бунты и революции, в которых человек пытается найти выход из своего «сизифового» положения.
Гуманизм Камю направлен на то, чтобы сделать человека свободным и сознательным.
В духе Достоевского Камю полагает, что мир спасёт красота. Она не служит ни какой партии и ни какому государству. Она состоит на службе у сострадания и свободы.
Ещё один идеал Камю – это идеал универсальной коммуникации. Он полагал, что красота и общение выведут людей из изоляции и помогут установить социальную справедливость.
Философия об этапах и путях развития общества
А) У. Ростоу (1916-2003) - американский экономист и социолог
Его работа называется «Стадии экономического роста». Он выделяет 5 стадий развития:
1) традиционное общество (он начался с зарождения человечества и до возникновения капитализма);
2) переходное общество (появляются научное открытие и изобретение, предприниматели, складываются нации, оживляется национализм);
3) сдвиг или промышленная революция (накопление капитала, ускоренное развитие промышленности);
4) стадия зрелости (общество демонстрирует, что может производить всё, что захочет);
5) стадия массового потребления (внимание сосредотачивается на проблемах потребления и благосостояния населения).
Б) Освальд Шпенглер (1880 — 1936) —немецкий философ
Утверждает, что нет единой культуры, есть целый ряд замкнутых в себе культур. Каждая из них возникает, развивается, стареет и умирает, между ними нет никакой преемственности. Шпенглер насчитывает 8 таких культур. Ожидается рождение девятой русско-сибирской культуры. Каждая культура – это организм, имеющий свой срок жизни, примерно 1000 лет. Каждая культура имеет свою душу, которая определяет отношение к миру, к смерти и месту человека во вселенной.
Каждая культура проходит два этапа развития – варварство и цивилизация.
В) Немецкий социолог А. Вебер (1868— 1958)
Назвал три стадии развития общества: «молодость», «зрелость» и «упадок».
Г) Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) — английский философ
Его работа называется «Постижение истории», в которой он насчитывает 37 цивилизаций. Все цивилизации делятся на 3 вида: расцветшие, неразвившиеся, застывшие.
Каждая цивилизация проходит 5 стадий развития: рождение, рост, надлом, распад, гибель
Он издаёт теорию исторического круговорота, сменяющих друг друга локальных цивилизаций. Каждая цивилизация имеет свои особенности развития.
Д) Английский философ и публицист О. Тоффлер (1928 - 2016 ).
В развитие человеческой цивилизации он выделяет 3 стадии:
1 стадия – аграрная;
2 стадия – индустриальная;
3 стадия – стадия связанная с началом; компьютерной эры и перехода к информационному обществу.
Ревизионизм
Немецкого социал-демократ Э. Бернштейна (1850— 1932)
Подверг критике теорию К.Маркса, был не согласен с рядом его выводов.
Прежде всего, он подверг критике вывод Маркса
v об обнищании пролетариата, считал тенденцию к обнищанию присущей к зачаточному состоянию капитализма и преодолеваемой с течением времени.
v также он был не согласен с Марксом, что перейти к новому обществу можно только с помощью социальной революции. Он считал, что капитализм сам с помощью мелких реформ трансформируется в социалистическом направлении.
Сегодня позицию Бернштейна считают дальновидной.