Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Диалектический материализм




Задачу соединения материализма с диалектикой впервые решили Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Основными источниками диалектического материализма послужили гегелевская диалектика и французский материализм XVIII века, через материализм Фейербаха. Такой подход Маркса позволил систематизировать уже имевшийся в историко-философской практике материал, перевести диалектику на базу материализма и придать материалистическому мировоззрению форму целостного учения.

Объединение материализма и диалектики в марксистской философии в XIX веке произвело очень сильное влияние на философию XIX—XX веков. Одной из заметных сторон такого изменения в истории философской мысли стало распространение материалистических воззрений на историю развития общества, получившее название исторического материализма.

 

Исторический материализм.

Согласно господствующим идеалистическим представлениям, считалось, что ход истории обусловлен лишь субъективной волей и поступками лидеров, и не имеет отдельной самостоятельной объективной направленности. Так, Гегель в своей работе «Философия истории» предположил, что в основе исторического процесса лежит саморазвивающееся высшая идея, идеальное начало, мировая душа, которая становится объективной необходимостью для всех остальных. Маркс, развивая диалектику Гегеля, предположил, что причиной и движущей силой исторического развития являются внутренние противоречия в производственной сфере, которые с развитием общества приобретают форму классовой борьбы. По мнению Маркса, эта причина объективна и не столь сильно зависит от конкретных людей, участвующих в исторических процессах, как считают сторонники идеализма.

В соответствии с материалистической диалектикой самого Маркса, производственные отношения определяются уровнем развития производительных сил. На основании этого, Маркс предложил свою версию периодизации истории[6], утверждая, что развитие человеческого общества проходит через пять так называемых «общественно-экономических формаций». В своих поздних работах, к ранее предложенным формациям, Маркс добавил ещё три новых «способа производства»: «античный», «германский» и «азиатский».

Дальнейшее развитие диалектического и исторического материализма в конце XIX — начале XX веков, связано с трудами В. И. Ленина. С учётом накопленных к этому времени естествознанием знаний, Ленин дал своё определение материи: материя — это «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашимиощущениями, существуя независимо от них».

Современные теории

В XX веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов сохранялся интерес и к диалектике.

К материализму часто относят натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть проверено только посредством естественнонаучных методов; неопозитивизм, с самого начала отрицающий объяснение духовно-душевной сущности дел. Однако позитивизм и неопозитивизм материализмом всё же назвать нельзя, потому что обе философские концепции отвергают саму постановку вопроса о самостоятельном существовании какого-либо бытия вне познающего мышления субъекта; считает возможным только анализ ощущений и систематизирующего их языка. Отчасти материалистична также философия Бертрана Рассела и его школы: хотя Рассел и отрицает понятие субстанции, мышление он считает классом событий в мозгу человека.

В современной философии конца XX и начала XXI века, материализм представлен философским направлением «онтологической философии», видным выразителем которого является американский философ Барри Смит (англ.)[9]. Философский материализм именно потому можно назвать самостоятельным направлением философии, что он разрешает ряд проблем, постановка которых исключена другими направлениями философского познания[10].

Еще одной, в принципе, продолжающей и в какой-то мере расширяющей материалистическое представление, концепцией можно назвать принцип семантического экстернализма (англ.), в котором содержание высказывания объясняется как «внешне обусловленное».

Элиминативизм как разновидность материализма критически относится к понятийному аппарату современных научных представлений о психических процессах. Представители элиминативизма считают, что психологические концепции, представления о сознании и соответствующий категориальный аппарат требуют замены новым подходом, который оперирует понятиями нейронных взаимодействий головного мозга. Категории «желание», «мотив», «вера», «понимание» должны исчезнуть из описаний психических процессов, как исчезли в своё время понятия флогистона, теплорода, витализма. Элиминативизм развивался в работахПола Черчленда (англ.)русск. и Патриции Черчленд[11], Дэниела Деннета.

 

Заключение

Согласно материализму материя вечна, независима, неуничтожима и первична — источник всех вещей; существует и развивается по своим собственным законам, сознание и идеальное — вторично, определяется материальным. Достоинство материализма — опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона — недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождение, прежде всего) и всего идеального.

 

Список использованной литературы

1. 1 Калмыков В.Н. Основы философии: Учеб.пособие/Мн.:Выш.шк., 2003. - 541с.;

2. 2 Кохановского В.П. Философия: учебник для высших учебных заведений/ Ростов н/Д.: «Феникс», 1999 — 576с.;

3. 3 Кохановского В.П., Яковлева В.П. История философии: учебник для высших учебных заведений/ Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 736с.;

4. 4 Новый Завет и Псалтырь, От Матфея святое благовествование стих второй;

5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.:Гардарики,2001 — 816с.

6. 5 Аникеев Н. П. О материалистических традициях в индийской философии. М., 1965. — 260 с.

7. 6 Гулыга А. В. Из истории немецкого материализма. М., 1962.

8. 7 Деборин А. М. Очерки по истории материализма XVII-XVIII вв. М.-Л., 1930.- 300 с.

9. 8 История философии: Запад — Россия — Восток / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. — Т. 1 — 4. — М.

10. 9 История философии в кратком изложении. М., 1991. (Перевод с чеш.)

11. 10 Материализм / Кедров Б. М. // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.

12. 11 Комарова В. Я. Становление философского материализма в Древней Греции. Л., 1975.

13. Левин Г. Д. Материализм // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.

14. Максимов А. А. Очерки по истории борьбы за материализм в русском естествознании. М., 1947.

15. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О диалектическом и историческом материализме

16. Материализм // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.

17. Материалисты Древней Греции. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1955 на сайте Руниверс

18. Нагата Х. История японского материализма. М. Мысль. 1990. 333 с. ISBN 5-244-00382-8

19. Радлов Э. Л. Материализм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

20. Радуль-Затуловский Я. Б. Из истории материалистических идей в Японии. М., 1972. — 290 с.

21. Рассел Б. История западной философии. В 3-х кн. Любое изд.

22. Реале Дж., Антисери Д. (англ.)русск. Западная философия от истоков до наших дней. — Т. 1 — 4. — СПб.

23. Семёнов Ю. И. «Философия истории» //«Современные тетради», 2003 — крупнейшая теоретическая работа в области исторического материализма

 

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

 

1. http://bogomir.ru/

2. http://www.t5s.ru/

3. http://litevv.narod.ru/lekcii/filosof/1.html

4. mirslovarei.com/.../JEPIKUR-BOGI-CHELOVEK-NRAVSTVENNOE-POVEDENIE-SCHASTE-12190.html

 

Тест


 

1 - 2

2 – 2

3 – 2

4 – 4

5 – 5

6 – 4

7 – 5

8 – 5

9 – 4

10 – 1

11 – 2

12- 5

13 – 4

14 – 4

15 – 3

16 – 3

17 – 3

18 – 5

19 - 3

20 - 4

21-1

22-3

23-3

24-3

25- 1

26 -3

27- 3

28- 4

29 - 3

30 - 3

31 – 1,3

32 - 1

33 - 1

34 - 4

35 - 5

36 - 1

37 - 3

38 - 4

39 – 2, 4

40 – 2

41 - 4

42 - 2

43 - 1

44 - 3

45 - 5

46 - 1

47 - 2

48 - 4

49 - 3

50 - 2

51 - 1

52 - 1

53 - 5

54 - 1

55 – 2, 5

56 - 3

57 - 5

58 - 1

59 - 4

60 – 3

61 – 1

62 – 3,5

63 - 3

64 - 3

65 - 1

66 – 3

67 - 3

68 - 5

69 – 1, 2, 5

70 – 2

71 - 3

72 - 3

73 - 1

74 - 1

75 - 3

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 491 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2507 - | 2376 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.