Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава VI. ќпошление марксизма оппортунистами




¬опрос об отношении государства к социальной революции и социальной революции к государству занимал виднейших теоретиков и публицистов II »нтернационала (1889 - 1914) очень мало, как и вообще вопрос о революции. Ќо самое характерное в том процессе постепенного роста оппортунизма, который привел к краху II »нтернационала в 1914-ом году, - это то, что даже когда вплотную подходили к этому вопросу, его старались обойти или его не замечали. ¬ общем и целом, можно сказать, что из уклончивости по вопросу об отношении пролетарской революции к государству, уклончивости, выгодной дл€ оппортунизма и питавшей его, проистекло извращение марксизма и полное опошление егоЕ

јнархисты пытались именно ѕарижскую  оммуну объ€вить, так сказать, "своей", подтверждающей их учение, причем они совершенно не пон€ли уроков  оммуны и анализа этих уроков ћарксом. Ќичего даже приблизительно подход€щего к истине по конкретно-политическим вопросам: надо ли разбить старую государственную машину? и чем заменить ее? анархизм не дал.

Ќо говорить об "анархизме и социализме", обход€ весь вопрос о государстве, не замеча€ всего развити€ марксизма до и после  оммуны, это значило неминуемо скатыватьс€ к оппортунизму. »бо оппортунизму как раз больше всего и требуетс€, чтобы два указанные нами сейчас вопроса не ставились вовсе. Ёто уже есть победа оппортунизмаЕ

ќсобенно известен у нас  аутский, кроме своего попул€рного изложени€ марксизма, своей полемикой с оппортунистами и с Ѕернштейном во главе их. Ќо почти неизвестен факт, которого нельз€ обойти, если ставить себе задачей проследить, как скатилс€  аутский к неверо€тно-позорной растер€нности и защите социал-шовинизма во врем€ величайшего кризиса 1914 - 1915 годов. Ёто именно тот факт, что перед своим выступлением против виднейших представителей оппортунизма во ‘ранции (ћильеран и ∆орес) и в √ермании (Ѕернштейн)  аутский про€вил очень большие колебани€Е

Ќеизмеримо большее значение имеет, однако, то обсто€тельство, что в самой его полемике с оппортунистами, в его постановке вопроса и способе трактовани€ вопроса мы замечаем теперь, когда изучаем историю новейшей измены марксизму со стороны  аутского, систематический уклон к оппортунизму именно по вопросу о государстве.

¬озьмем первое крупное произведение  аутского против оппортунизма, его книгу "Ѕернштейн и социал-демократическа€ программа".  аутский подробно опровергает Ѕернштейна. Ќо вот что характерно.

Ѕернштейн в своих геростратовски-знаменитых "ѕредпосылках социализма" обвин€ет марксизм в " бланкизме" (обвинение, с тех пор тыс€чи раз повторенное оппортунистами и либеральными буржуа в –оссии против представителей революционного марксизма, большевиков). ѕри этом Ѕернштейн останавливаетс€ специально на марксовой "√ражданской войне во ‘ранции" и пытаетс€ - как мы видели, весьма неудачно - отождествить точку зрени€ ћаркса на уроки  оммуны с точкой зрени€ ѕрудона. ќсобенное внимание Ѕернштейна вызывает то заключение ћаркса, которое этот последний подчеркнул в предисловии 1872 года к " оммунистическому ћанифесту" и которое гласит: "рабочий класс не может просто вз€ть в руки готовой государственной машины и пустить ее в ход дл€ своих собственных целей".

Ѕернштейну так "понравилось" это изречение, что он не менее трех раз в своей книге повтор€ет его, толку€ его в самом извращенном, оппортунистическом смысле.

ћаркс, как мы видели, хочет сказать, что рабочий класс должен разбить, сломать, взорвать (Sprengung, взрыв, - выражение, употребленное Ёнгельсом) всю государственную машину. ј у Ѕернштейна выходит, будто ћаркс предостерегал этими словами рабочий класс против чрезмерной революционности при захвате власти.

Ѕолее грубого и безобразного извращени€ мысли ћаркса нельз€ себе и представить.

 ак же поступил  аутский в своем подробнейшем опровержении бернштейниады?

ќн уклонилс€ от разбора всей глубины извращени€ марксизма оппортунизмом в этом пункте. ќн привел цитированный выше отрывок из предислови€ Ёнгельса к "√ражданской войне" ћаркса, сказав, что, по ћарксу, рабочий класс не может просто овладеть готовой государственной машиной, но вообще может овладеть ей, и только. ќ том, что Ѕернштейн приписал ћарксу пр€мо обратное действительной мысли ћаркса, что ћаркс с 1852 года выдвигал задачу пролетарской революции "разбить" государственную машину, об этом у  аутского ни слова.

¬ышло так, что самое существенное отличие марксизма от оппортунизма по вопросу о задачах пролетарской революции оказалось у  аутского смазанным!

"–ешение вопроса о проблеме пролетарской диктатуры - писал  аутский "против" Ѕернштейна - мы вполне спокойно можем предоставить будущему"Е

Ёто не полемика против Ѕернштейна, а в сущности уступка ему, сдача позиций оппортунизму, ибо оппортунистам пока ничего большего и не надо, как "вполне спокойно предоставить будущему" все коренные вопросы о задачах пролетарской революции.

ћаркс и Ёнгельс с 1852 года по 1891 год, в течение сорока лет, учили пролетариат тому, что он должен разбить государственную машину. ј  аутский в 1899 году, пред лицом полной измены оппортунистов марксизму в этом пункте, проделывает подмен вопроса о том, необходимо ли эту машину разбить, вопросом о конкретных формах разбивани€ и спасаетс€ под сень "бесспорной" (и бесплодной) филистерской истины, что конкретных форм наперед знать мы не можем!!

ћежду ћарксом и  аутским - пропасть в их отношении к задаче пролетарской партии готовить рабочий класс к революции.

¬озьмем следующее, более зрелое, произведение  аутскогоЕЁто - его брошюра о "—оциальной революции"Ејвтор дал очень много чрезвычайно ценного, но как раз вопрос о государстве обошел. ¬ брошюре говоритс€ везде о завоевании государственной власти, и только, т. е. выбрана така€ формулировка, котора€ делает уступку оппортунистам, поскольку допускает завоевание власти без разрушени€ государственной машины.  ак раз то, что ћаркс в 1872 году объ€вил "устарелым" в программе " оммунистического ћанифеста", возрождаетс€  аутским в 1902-м годуЕ

 аутский излагает дело так: победивший пролетариат "осуществит демократическую программу" и излагает параграфы ее. ќ том, что нового дал 1871-ый год по вопросу о замене пролетарскою демократией демократии буржуазной, ни звука.  аутский отделываетс€ такими "солидно" звучащими банальност€ми: "ќчевидно само собой, что мы не достигнем господства при теперешних пор€дках. –еволюци€ сама предполагает продолжительную и глубоко захватывающую борьбу, котора€ успеет уже изменить нашу теперешнюю политическую и социальную структуру".

Ќесомненно, что это "очевидно само собой", как и та истина, что лошади кушают овес и что ¬олга течет в  аспийское море. ∆аль только, чтоЕ обходитс€ насущный дл€ революционного пролетариата вопрос о том, в чем же выражаетс€ "глубина" его революции по отношению к государству, по отношению к демократии, в отличие от прежних, непролетарских революций.

ќбход€ этот вопрос,  аутский на деле по этому существеннейшему пункту делает уступку оппортунизмуЕ

"¬ социалистическом обществе - пишет  аутский - могут существовать р€дом друг с другом... самые различные формы предпри€тий: бюрократическое (??), тред-юнионистское, кооперативное, единоличное"... "—уществуют, например, предпри€ти€, которые не могут обойтись без бюрократической (??) организации, - таковы железные дороги. “ут демократическа€ организаци€ может получить такой вид: рабочие выбирают делегатов, которые образуют нечто вроде парламента, и этот парламент устанавливает распор€док работ и наблюдает за управлением бюрократического аппарата. ƒругие предпри€ти€ можно передать в ведение рабочих союзов, третьи можно организовать на кооперативных началах"Е

Ёто рассуждение ошибочно, представл€ет из себ€ шаг назад по сравнению с тем, что разъ€сн€ли в 70-х годах ћаркс и Ёнгельс на примере уроков  оммуны.

∆елезные дороги решительно ничем не отличаютс€, с точки зрени€ необходимой будто бы "бюрократической" организации, от всех вообще предпри€тий крупной машинной индустрии, от любой фабрики, большого магазина, крупнокапиталистического сельскохоз€йственного предпри€ти€. ¬о всех таких предпри€ти€х техника предписывает безусловно строжайшую дисциплину, величайшую аккуратность при соблюдении каждым указанной ему доли работы, под угрозой остановки всего дела или порчи механизма, порчи продукта. ¬о всех таких предпри€ти€х рабочие будут, конечно, "выбирать делегатов, которые образуют нечто вроде парламента".

Ќо в том-то вс€ и соль, что это "нечто вроде парламента" не будет парламентом в смысле буржуазно-парламентарных учреждений. ¬ том-то вс€ и соль, что это "нечто вроде парламента" не будет только "устанавливать распор€док и наблюдать за управлением бюрократического аппарата", как воображает  аутский, мысль которого не выходит за рамки буржуазного парламентаризма.

¬ социалистическом обществе "нечто вроде парламента" из рабочих депутатов будет, конечно, "устанавливать распор€док и наблюдать за управлением" "аппарата", но аппарат-то этот не будет "бюрократическим". –абочие, завоевав политическую власть, разобьют старый бюрократический аппарат, сломают его до основани€, не остав€т от него камн€ на камне, замен€т его новым, состо€щим из тех же самых рабочих и служащих, против превращени€ коих в бюрократов будут прин€ты тотчас меры, подробно разобранные ћарксом и Ёнгельсом: 1) не только выборность, но и смен€емость в любое врем€; 2) плата не выше платы рабочего; 3) переход немедленный к тому, чтобы все исполн€ли функции контрол€ и надзора, чтобы все на врем€ становились "бюрократами" и чтобы поэтому никто не мог стать "бюрократом".

 аутский совершенно не продумал слов ћаркса: " оммуна была не парламентарной, а работающей корпорацией, в одно и то же врем€ издающей законы и исполн€ющей их".

 аутский совершенно не пон€л разницы между буржуазным парламентаризмом, соедин€ющим демократию (не дл€ народа) с бюрократизмом (против народа), и пролетарским демократизмом, который сразу примет меры, чтобы в корне подрезать бюрократизм, и который в состо€нии будет довести эти меры до конца, до полного уничтожени€ бюрократизма, до полного введени€ демократии дл€ народа.

 аутский обнаружил здесь все то же "суеверное почтение" к государству, "суеверную веру" в бюрократизм.

ѕерейдем к последнему и лучшему произведению  аутского против оппортунистов, к его брошюре "ѕуть к власти"ЕЁта брошюра есть большой шаг вперед, поскольку в ней говоритс€ не о революционной программе вообщеЕне о задачах социальной революции безотносительно к времени ее наступлени€Е, а о конкретных услови€х, заставл€ющих нас признать, что "эра революций" наступает.

јвтор определенно указывает на обострение классовых противоречий вообще и на империализм, играющий особенно большое значение в этом отношении. ѕосле "революционного периода 1789 - 1871 гг." дл€ «ападной ≈вропы, начинаетс€ с 1905 года аналогичный период дл€ ¬остока. ¬семирна€ война надвигаетс€ с угрожающей быстротой. "ѕролетариат не может уже больше говорить о преждевременной революции". "ћы вступили в революционный период". "–еволюционна€ эра начинаетс€".

Ёти за€влени€ совершенно €сны. Ёта брошюра  аутского должна служить мерилом дл€ сравнени€ того, чем обещала быть германска€ социал-демократи€ перед империалистской войной и как низко она палаЕ при взрыве войны. "“еперешн€€ ситуаци€ - писал  аутский в рассматриваемой брошюре - ведет за собой ту опасность, что нас (т. е. германскую социал-демократию) легко прин€ть за более умеренных, чем мы есть на деле". ќказалось, что на деле германска€ социал-демократическа€ парти€ несравненно более умеренна и оппортунистична, чем она казалась!

“ем характернее, что при такой определенности за€влений  аутского насчет начавшейс€ уже эры революций, он и в брошюре, посв€щеннойЕразбору вопроса именно о "политической революции", оп€ть-таки совершенно обошел вопрос о государстве.

»з суммы этих обходов вопроса, умолчаний, уклончивостей и получилс€ неизбежно тот полный переход к оппортунизму, о котором нам сейчас придетс€ говорить.

√ерманска€ социал-демократи€, в лице  аутского, как бы за€вл€ла: € остаюсь при революционных воззрени€х (1899 г.). я признаю в особенности неизбежность социальной революции пролетариата (1902 г.). я признаю наступление новой эры революций (1909 г.). Ќо € все же таки иду назад против того, что говорил ћаркс уже в 1852 году, раз вопрос ставитс€ о задачах пролетарской революции по отношению к государству (1912 г.).

»менно так был поставлен вопрос в упор в полемике  аутского с ѕаннекуком.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 221 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

497 - | 519 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.