Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—транники-иерархиты, или статейники




 

ќснователем этого толка, по€вившегос€ во второй половине XIX столети€, был Ќикита —еменов. Ѕудучи насто€телем секты странников, он пожелал организовать свою общину на новых началах, дл€ чего и составил устав (или статьи, от которых последователи его и называютс€ "статейниками"). ѕо этому уставу у странников должен быть один над всеми старший, вроде патриарха, который управл€л бы всеми делами. ћилостын€, посылаема€ от щедрот благотворителей, должна поступать в общую странническую кассу, котора€ должна именоватьс€ общей церковной кассой, но распор€жатьс€ ею, делить ее между странниками имеет право только то лицо, которое занимает место патриарха. ¬ разных местах, где есть странники, должен быть также старший, вроде епископа; но он должен подчин€тьс€ распор€жению и суду старейшего, занимающего место патриарха. Ќаконец, в каждой общине должны быть насто€тели вроде пресвитера; они должны подчин€тьс€ своему старшему, имеющему значение епископа. Ќа должность старейшины всех, вроде патриарха, избран был сам Ќикита —еменов. —коро, однако, любоначалие его было обнаружено, и многие от него отделились.

ћолокане (¬еденцы, ¬оистину духовные христиане, —ионцы)

 

ƒвижение в духовном христианстве, которое оформилось под вли€нием духоборчества в 60-е годы XVIII века и интенсивно распростран€лось в начале XIX века. ќснователем молоканства считаетс€ брод€чий портной —емен ”клеин.

”казом јлександра I в 1805 г. молоканам было дано право исповедовать свою веру открыто, однако уже при Ќиколае I их общины стали преследовать и пересел€ть с места на место.

¬ отличие от духоборцев, молокане признают Ѕиблию, котора€ ассоциируетс€ у них с образом духовного молока, которым кормитс€ человек. —амоназвание течени€ молокане объ€сн€ют словами из ѕервого соборного послани€ апостола ѕетра: "как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение" (1 ѕет. 2:2). ¬ общем и целом культова€ практика молокан близка к евангельским протестантским течени€м, особенно к баптистам.

ћолокане признают “роицу, но считают, что Ѕог-сын и —в€той дух, хот€ и единосущны Ѕогу-отцу, но не равны ему в божественности. ћолокане полагают, что одаренные —в€тым духом люди общаютс€ непосредственно с богом. ѕост соблюдаетс€ только в дни страданий ’риста. ћолокане отвергают воинскую службу и не дают кл€тв. ѕриверженцам секты не разрешаетс€ ходить в увеселительные и общественные заведени€.

ћолокане отвергают некоторые христианские таинства, а остальные упрощают и воспринимают не как таинства, а как обр€ды. ћолокане не признают рукотворные храмы и образы, отвергают св€тых, не делают изображени€ креста и не поклон€ютс€ ему, не твор€т крестного знамени€ при молитве, не поклон€ютс€ мощам св€тых.

Ѕогослужение у молокан состоит в чтении Ѕиблии и пении псалмов и осуществл€етс€ в домах членов общины. Ѕогослужени€ совершаютс€ в больших комнатах, по образу "—ионской горницы", называемых молоканами "горгнцами"; посередине комнаты ставитс€ стол, по местам - лавки, на которых справа сад€тс€ мужчины, слева - женщины. ” молокан установлен определенный пор€док в совершении молений общих и частных (на обр€ды брака, рождени€, кончины). ћолокане не допускают пр€мого разрыва с господствующей церковью и государством.

—огласно учению молокан, они должны избегать исполн€ть законы, противоречащие —в€щенному ѕисанию (военна€ служба, прис€га и т.д.).

ѕризнава€ спасение по благодати через веру, молокане большое значение придают добрым делам.

”чение изложено в книге "ƒогматы молокан", где большое место удел€етс€ предсказани€м скорого второго пришестви€ ’риста и установлени€ на земле тыс€челетнего царства божьего.

ћолоканские общины управл€ютс€ выборными руководител€ми. ƒуховенство отсутствует.

— течением времени учение молокан утратило рационалистический характер, допустив учени€ мистические. ¬ 30-х годах XIX в. среди молокан по€вилось заимствованное из книги ёнга Ўтиллинга "ѕобедна€ песнь" учение о скором наступлении тыс€челетнего царства ’ристова, и пророческие предсказани€ о пришествии »лии и ≈ноха. ¬ 1833 г. мелитопольский молоканин “ерентий Ѕеловзоров объ€вил себ€ »лией, однако был разоблачен молоканами и сдан полиции.

ћногочисленные течени€ молокан дел€тс€ на две вероучительные школы: буквального толка и духовного толка. ѕредставители духовного толка более склонны к иносказательному толкованию учени€ и €влений Ѕиблии. —торонники буквального толка близки к ортодоксальному православию. Ќикаких конфликтов между общинами и течени€ми этих школ нет.

¬ 30-е годы XIX в. в молоканской среде возникло движение против эсхатологических течений. ¬озглавленное самарским купцом ј.ѕ.√рачевым, это движение преобразовалось в секту акинфьевцев.

¬ 1836 году в среде молокан по€вилс€ лжехристос Ћукиан ѕетров (позднее основавший секту прыгунов), призывавший молокан идти в обетованную землю на  авказ.

¬скоре после образовани€ молоканство разделилось на многочисленные направлени€. ”чение уклеинского толка считаетс€ в среде молокан ортодоксальным. Ќекоторые общины - прыгуны, посто€нные, общие, постники, субботники, евангелистические христиане - сохранились до насто€щего времени.

¬ конце 40-х годов XIX в. из среды молокан выделились водные молокане, признававшее причастие и водное крещение.

¬ 80-е годы XIX в. в “аврической губернии в среде молокан донского толка под вли€нием идей штундизма образовалась секта штундо-молокан (новомолокан), практически полностью прин€вших штундизм, за исключением крещени€ младенцев.

¬ 1892 году детей молокан насильно передавали в православные монастыри.

¬ 1904 году перва€ волна молоканской эмиграции, в основном из «акавказь€, прибыла в  алифорнию (—Ўј). Ёмиграци€ молокан и прыгунов продолжалась до 1917 года, молокане осели преимущественно в  алифорнии и јризоне. Ѕольшое количество молокан в течение XIX в. эмигрировало в “урцию.

ѕосле революции 1917 года молокане, эмигрировавшие в “урцию, по приглашению советских властей вернулись в донские —альские степи, где построили 22 молочных завода. — началом сталинских репрессий часть этих молокан вернулась обратно в “урцию.

јмериканские молокане находились в перманентном конфликте с американскими власт€ми, так как отказывались от получени€ гражданства и службы в армии. ¬ случае заключени€ молокан в американские тюрьмы общины осаждали тюрьмы, сто€ на колен€х и исполн€€ религиозные гимны.

¬ 1924 году молокане организовали —оюз ƒуховных ’ристиан-молокан, который просуществовал до 30-х годов XX в.

¬ июне 1991 года в ћоскве был провозглашен "—оюз общин духовных христиан-молокан", а в 1994 г. в с. очубеевском —тавропольского кра€ - "—оюз общин духовных христиан-молокан –оссии".

ѕечатный орган - журнал "ƒуховный христианин".

ќбща€ численность молокан на конец XX в. - около 300 тыс€ч человек, рассе€нных по всему миру, в основном в –оссии (—тавропольский и  раснодарский край), —Ўј ( алифорни€), јвстралии, ћексике, јрмении, “урции.

ƒухоборцы (ƒухоборы, ќбщина христиан всемирного братства)

 

ƒвижение в духовном христианстве. —формировалось как организованное течение в середине XVIII в., ориентировочно в 1750 г. “ермин "духоборцы" по€вилс€ в 1785 г.

ѕроисхождение духоборчества достаточно не€сно. »х корни св€зывают с жидовствующими XVI в. либо с квакерами 1740-1750 гг., проповедовавшими в ’арьковской губернии. ѕоследн€€ верси€ более веро€тна, так как в культе духоборцев прослеживаютс€ некоторые мистические идеи, веро€тно, заимствованные у квакеров. ѕо одной из версий, первую общину духоборцев основал некий прусский офицер, проповедовавший в ’арьковской губернии. —ами духоборцы ведут свое происхождение от "трех отроков: јнании, јзарии и ћисаила", т.е. от пострадавших за веру.

ќдин из первых лидеров духоборцев - —илу€н  олесников, хорошо знакомый с мистическими сочинени€ми.  олесников сформулировал основной догмат духоборческого вероучени€: борьбу —в€того духа, пребывающего в верующих, со вс€кой Усилой, вз€той из тьмыФ.

¬ основе вероучени€ духоборцев, в отличие от официальной церкви - собственный разум, озар€емый Ѕожественным светом; сердечна€ вера, равенство и взаимное уважение, как в социальном плане, так и в семейном.

ƒухоборцами признаетс€ часть христианских таинств (исповедь, причащение), часть отвергаетс€ (брак), равно как и почитание икон и уставов св.отцов. ѕравославные праздники не признаютс€, однако празднуютс€ по причине нежелани€ конфликтов с православными. ƒухоборцы считают, что насто€щий христианский праздник - когда "голодного насыщают, нагого одевают, больного и заточенного посещают, врагов прощают".

ƒухоборцы отрицают светскую и духовную власть и соответственно кл€тву, прис€гу и службу в армии. √осударство признаетс€ и рассматриваетс€ лишь как орудие против преступности.

Ѕогослужебные собрани€ духоборцев происход€т или под открытым небом, или в особых комнатах. Ѕогослужение состоит из чтени€ псалмов, пени€ и взаимного целовани€. –елигиозными символами у духоборцев считаютс€ хлеб, соль и кувшин с водой, которые став€тс€ на стол во врем€ богослужени€.

ќсновы учени€ духоборцев изложены в "∆ивотной книге", состо€щей из псалмов, стишков и вопросов и ответов. ¬первые "∆ивотна€ книга" была записана ¬.ƒ.Ѕонч-Ѕруевичем, до этого передавалась исключительно устным способом.

¬ основе духоборческой этики лежат заповеди ’риста о любви к богу и 10 заповедей ћоисе€, толкуемых совершенно категорично.

ѕод вли€нием Ћ.Ќ.“олстого в среду духоборцев проникли идеи вегетарианства.

Ќазвание секты первоначально предполагало борьбу с ƒухом; затем - борьбу за ƒух. ¬ одном из псалмов духоборцев говоритс€: "духовным мечом воюем, Ѕогу духом служим".

¬следствие традиционной малограмотности духоборцев в первые периоды их существовани€, у них нет письменного изложени€ их учени€. ѕодобно квакерам, духоборцы полагают, что бог пребывает в душе каждого человека. ѕам€тью человек подобен Ѕогу-ќтцу, разумом - Ѕогу-сыну, волею - —в€тому духу. Ѕог духовно пребывает в человеческой душе, а чувственно-в природе. ƒуши людей существовали до сотворени€ мира и пали вместе с другими ангелами. “еперь, в наказание, они посылаютс€ на землю и облекаютс€ в тела. ѕервородного греха духоборцы не признают. Ќебо и ад понимают иносказательно.

ƒухоборцы вер€т в переселение душ: душа праведника пересел€етс€ в тело живого праведника или новорожденного, а душа неверующего или преступника - в животное. ’ристос воспринимаетс€ как обычный человек, одаренный божественным разумом. ƒуховенство отсутствует, св€щенство отвергаетс€. Ѕожественное происхождение Ѕиблии признаетс€, но одновременно с тем утверждаетс€, что каждый человек имеет право брать из нее только то, что дл€ него полезно.

«ародившись в ≈катеринославской губернии, духоборчество в короткое врем€ распространилось по ’арьковской, —аратовской, “амбовской, ¬оронежской, јстраханской, ѕензенской губерни€м, на ƒону, в —ибири и ‘инл€ндии. –аспространению духоборчества во многом способствовала их тиха€, трезва€, праведна€ жизнь.

—разу после своего образовани€ духоборцы находились в мирных отношени€х с власт€ми, однако впоследствии подверглись преследовани€м со стороны церковной и светской власти, депортировались, ссылались на каторгу.

¬ 60-е годы XVIII в. из под вли€нием духоборцев сформировалась секта молокан.

ѕо указу јлександра I духоборцев освободили от преследований и переселили в степную местность в ћелитопольском уезде, с освобождением на 5 лет от податей и полным самоуправлением. «атем, по указу Ќикола€ I, в 1839 г. духоборцев депортировали в јхалкалацкий уезд √рузии, причислив к особо вредным сектам.

¬ июне 1895 года духоборцы организовали близ “ифлиса демонстративное сожжение большого количества оружи€. «а это губернатор “ифлиса устроил побоище и разрушил духоборческие деревни.

¬ 1898 - 1899 гг. с разрешени€ императора и по приглашению квакеров более семи тыс€ч духоборцев старани€ми своего лидера ѕетра ¬еригина эмигрировали в —Ўј и  анаду. „асть духоборцев была вывезена на  ипр английскими квакерами.

¬ конце XIX в. духоборцы распались на малую и большую партии, в которые вошли соответственно более обеспеченные и менее обеспеченные общины. јмерикано-канадские духоборцы распались на три группы: ѕравославные духоборцы  анады, ќбщество независимых духоборцев и свободники.

¬ 1905 г. 200 духоборцев прибыли в  анаду из якутии.  анадские духоборцы вступили в конфликт с правительством  анады и в 1908 г. вынуждены были переселитьс€ в количестве 6 тыс€ч человек в Ѕританскую  олумбию.

¬ 1991 г. российские духоборцы провели съезд в г. ÷елина –остовской области, на котором объединились в единую организацию "—оюз духоборцев –оссии".

ќбща€ численность духоборцев на конец XX в. составл€ет около 100 тыс€ч человек, проживающих во всех районах –оссии, јзербайджане, √рузии, —редней јзии, ”краине,  анаде и —Ўј. ѕо этническому составу преимущественно русские.

’Ћџ—“џ

–усска€ мистическа€ секта

Ќазвание

—ами сектанты не примен€ли к себе названи€ "хлысты" и считали его обидным. ќни называли себ€ "людьми Ѕожьими", в которых за их богоугодную жизнь обитает Ѕог, а также "птичками Ѕожьими" или "белыми голуб€ми". ’лысты давали своей секте различные символические названи€, например: "сад зелЄный", "большой царский", который насадил "сам батюшка" и дл€ которого избрал "кипарисовые древа". —екту также именовали "девственной девой", "духовным царством" и т. п.

—уществуют две основные версии происхождени€ названи€ "хлысты". ѕо одной из них, сектантов стали называть таким образом из-за обыча€ во врем€ радений бичевать себ€ жгутами и пруть€ми. ѕо другой версии "хлыстовщина" Ц это искаженное "христовщина", и это название св€зано с тем, что общины сектантов возглавл€лись "христами".

—екта также известна под другими названи€ми: самообожатели, ханжи, купидоны, брать€ корабельщики, вертуны, баклушники и др. —уществовал и целый р€д специфических местных названий (см. разд. ќтветвлени€)

»стори€ возникновени€

ѕо версии самих хлыстов, их сообщество возникло в середине XVII века, одновременно со старообр€дчеством. ¬ легендах сектантов в роли их первых гонителей выступают царь јлексей ћихайлович и патриарх Ќикон.

ѕервым из православных авторов о хлыстах упоминает ƒимитрий –остовский в 1709 г. в своем сочинении "–озыск о раскольнической брынской вере, об учении их, о делах их и изъ€вление, €ко вера их не права, учение их душевредно и дела их не богоугодны".

ќснователем секты считаетс€ ƒанила ‘илиппов (‘илиппович), кресть€нин  остромской (или ¬ладимирской) губернии, бежавший с военной службы. ¬ 1645 г. (по другой версии, в 1631 г.) он объ€вил себ€ воплотившимс€ "—аваофом", "всевышним Ѕогом".

—транству€ по  остромской, ¬ладимирской и Ќижегородской губерни€м, ‘илиппов распростран€л свое учение и приобрел немало последователей. ≈го ревностным помощником стал кресть€нин ћуромского уезда ¬ладимирской губернии »ван “имофеевич —услов. ¬ 1649 г. ƒанила ‘илиппов признал его своим "возлюбленным сыном, »исусом ’ристом".

—услов выбрал себе "богородицу" и 12 "апостолов" и продолжил активно проповедовать учение "—аваофа" во ¬ладимирской и Ќижегородской губерни€х.  ресть€не, взбудораженные событи€ми, св€занными с "никоновой" реформой (см. старообр€дчество), простодушно верили, что наступили "последние времена" и ’ристос в образе —услова снова сошел на землю. —услову воздавали всевозможные почести, клан€лись в ноги и целовали руку.

»з Ќижегородской губернии —услов перебралс€ в ћоскву, где новое учение также нашло много сторонников, причем не только среди простого народа, но и в монастыр€х. ¬ частности, последователи хлыстовства по€вились среди монахинь Ќикитского и »вановского монастырей. ¬ ћоскве —услов приобрел собственный дом, который называлс€ "домом Ѕожьим", "домом сионским", а также "новым »ерусалимом". Ётот дом стал главным местом собраний хлыстов. ¬ 1699 г. в ћоскву прибыл и "—аваоф" ƒанила ‘илиппов, однако здесь он прожил всего неделю: в начале следующего 1700 г. он скончалс€, по веровани€м хлыстов, вознесс€ на небо.

ѕосле смерти —услова ’ристом был признан ѕрокопий Ћупкин, один из стрельцов, который после стрелецкого бунта был сослан в Ќижний Ќовгород. ќн распростран€л учение секты в Ќижегородской губернии, а также основал первую хлыстовскую общину в ярославской губернии. ¬ 1716 г. вместе с несколькими последовател€ми он был схвачен и предан суду, но вскоре отпущен на свободу. — этого времени —услов окончательно переселилс€ в ћоскву со своей женой јкулиной »вановной, которую он выдавал за "богородицу".

 ак и —услов, Ћупкин пользовалс€ абсолютным авторитетом среди хлыстов и имел неограниченную власть. Ќа него крестились, как на икону, и при его по€влении кричали: "царь! царь!". √лавные молени€ происходили в его доме, однако в ћоскве было еще несколько домов, принадлежавших хлыстам, где проходили собрани€ членов секты. Ћупкин скончалс€ в 1732 г.   этому времени хлыстовщина успела значительно распространитьс€ по ћоскве. ≈е последователи существовали уже в восьми московских монастыр€х, причем некоторые из них стали местом собраний хлыстов. “ак, жена Ћупкина распростран€ла учение секты в женском »вановском монастыре, где после ее смерти одна из монахинь Ц инокин€ јнастаси€ была провозглашена новой "богородицей".

—ложивша€с€ ситуаци€ привлекла внимание властей. ¬ 1733 г. было произведено первое следствие о хлыстовской секте. ѕо делу было привлечено 78 человек. “рое лидеров: монахин€ јнастаси€, иеромонахи “ихон и ‘иларет были публично обезглавлены, другие наказаны кнутом и сосланы в —ибирь. ¬ 1739 г. пам€тники над могилами —услова и Ћупкина были разрушены, их тела выкопаны и сожжены, а пепел разве€н по ветру.

 азни не остановили распространение хлыстовщины. ¬ 1740 г. в ћоскве по€вилс€ новый "христос" Ц кресть€нин ќрловской губернии јндриан ѕетров. ќн выдавал себ€ за блаженного и предсказател€. ¬ его доме, находившемс€ неподалеку от —ухаревой башни, проходили многолюдные собрани€ хлыстов. ¬скоре по ћоскве распространились слухи о "блаженном юроде", который "без слов предсказывает будущее". ѕетрова стали посещать не только простые горожане, но и суеверные представители знати. Ќовый "христос" бывал даже в домах графа Ўереметева и кн€гини „еркасской. ѕри покровительстве нескольких знатных особ хлыстовство без труда вернуло свои позиции в московских монастыр€х и стало распростран€тьс€ среди "белого" духовенства.

 роме ћосковской, Ќижегородской,  остромской, ¬ладимирской и ярославской губерний, секта по€вилась в –€занской, “верской, —имбирской, ѕензенской и ¬ологодской. ¬ этот же период хлыстовщина распространилась по всему ѕоволжью, а также по ќке и ƒону. ƒаже в —анкт-ѕетербурге возник хлыстовский "корабль". ќн возглавл€лс€ "христом" »ваном „уркиным, а после него јлексеем »вановым и "богородицей" јвдотьей ѕрокофьевой.

¬ 1745 г. было начато второе следствие о хлыстах, продолжавшеес€ до 1752 г. ѕо данному делу было привлечено 416 человек, в числе которых были св€щенники, монахи и монахини. ћногие из них были сосланы на каторжные работы, некоторые были отправлены в дальние монастыри. ќднако это также не стало чувствительным ударом дл€ секты.

¬ 1770-е годы из хлыстовства выделилась секта скопцов, котора€ забрала у хлыстов значительную часть наиболее фанатичных последователей. ¬прочем, хлыстовство сумело пережить и этот непростой период своей истории. ќно продолжало развиватьс€ параллельно со скопчеством.

ѕерва€ четверть XIX века, царствование јлександра I, благопри€тное дл€ всевозможных мистических идей и течений, стало временем процветани€ и дл€ хлыстов. ¬ этот период секта активно распростран€етс€ в “амбовской губернии "христом" јввакумом  опыловым и его преемниками Ц сыном ‘едором и работником ѕерфилом (ѕорфирием)  атасоновым. ¬ Ќижегородской губернии объ€вилс€ хлыстовский "пророк" ¬. –адаев, который особенно успешно проповедовал в јрзамасском уезде.

¬о второй половине XIX века распространение хлыстовства несколько замедлилось, но не прекратилось. — особенной силой оно стало распростран€тьс€ на юге –оссии. ¬ 1840-е годы из “амбовской губернии хлыстовство проникает на  авказ, куда ѕорфирий  атасонов отправл€л своих проповедников. ¬скоре он и сам был сослан в «акавказье по приговору саратовского окружного суда. Ћичным присутствием  атасонов еще более содействовал укреплению секты на  авказе. √лавой всех хлыстов “ерской области и «акавказь€ был ѕетр Ћордугин (ум. 1890). »з кавказского региона хлыстовство проникло в ѕричерноморье и ≈катеринославскую губернию, где во главе хлыстовских общин сто€л –оман Ћихачев.

¬ 1893 Ц 1895 гг. проводилось т. н. "“арусское дело" о секте хлыстов. ¬ ходе следстви€ было вы€влено много приверженцев секты в  алужской губернии. Ќа рубеже XIX Ц ’’ веков хлыстовство значите льно усилилось в ќренбургской и —амарской губерни€х. ¬ ќренбурге в конце XIX века главой секты был "пророк" ќсип ƒурманов, сосланный в 1892 г. на  авказ, а после него брать€ »ван и —емЄн ”тицкие, каждый из которых называл себ€ "христом".

¬ советское врем€ хлыстовство было практически истреблено, однако идеи хлыстов нашли выражение в новых сектах постсоветского периода, таких как Ѕелое братство и ÷ерковь последнего завета. ѕо некоторым сведени€м, в нескольких отдаленных российских деревн€х общины хлыстов сохранились до насто€щего времени.

—труктура

ќтдельные общины хлыстов назывались "корабл€ми", они были совершенно автономны. ¬о главе каждого корабл€ сто€л "кормщик", называвшийс€ "учителем", "пророком", иногда "христом". ќн имел непререкаемый авторитет, был блюстителем веры и нравственности в своей общине.  ормщику помогала кормщица, иначе называема€ "матушкой", "восприемницей" или "богородицей". ќна считалась "матерью корабл€". »менно она принимала новых членов и руководила радени€ми. » кормщик и кормщица вступали в должность с особыми обр€дами.  ормщица участвовала в управлении общиной и после смерти кормщика становилась единовластной руководительницей.  ормщица воспитывала нескольких молодых девушек, которые "пророчествовали" во врем€ радений, а в случае смерти кормщицы могли зан€ть ее место.  роме того в каждой общине были свои "архангелы", "ангелы", "апостолы", "евангелисты" и "проповедники".

ƒругие члены секты Ц "брать€-корабельщики", по степени их посв€щени€ в тайны хлыстовства, раздел€лись на три разр€да: одни посещали только беседы, другие допускались на простые радени€, третьи участвовали в годовых и чрезвычайных радени€х.

¬ероучение

Ѕольшинство исследователей считает, что в основе хлыстовства лежат гностические идеи. Ёто, в частности, представление о том, что ’ристос Ц не уникальна€ личность, исторический »исус ’ристос, а нека€ духовна€ сущность, котора€ может всел€тьс€ в разных людей неопределенное количество раз. ’лысты признавали также переселение душ и, подобно гностикам, противопоставл€ли духовное (чистое) телесному (нечистому). ѕредставлени€ хлыстов о строении мира также имеют некие общие черты с гностицизмом. Ќапример, хлысты верили в существование семи небес, на высшем из которых обитают —в€та€ “роица, Ѕогородица, архангелы, ангелы и св€тые угодники.

—уществуют различные версии относительно того, как это учение по€вилось в –оссии. Ќекоторые ученые полагают, что оно было занесено с Ѕалкан и хлысты €вл€ютс€ пр€мыми наследниками богомилов. ƒругие утверждают, что корни хлыстовства следует искать на «ападе, у альбигойцев и катаров. ѕо мнению третьих, хлыстовство €вл€етс€ самобытным русским религиозным €влением, а сходство его учени€ с западноевропейскими средневековыми ерес€ми объ€сн€етс€ похожими услови€ми возникновени€ этих сект.

 ак уже отмечалось, учение хлыстов базируетс€ на вере в возможность многократного воплощени€ ’риста в разных люд€х. “акое воплощение происходит по духовной надобности и св€зано с нравственным достоинством людей, в которых всел€етс€ "христос".

ѕримечательно, что воплощатьс€ может не только ’ристос, но и Ѕогородица и даже Ѕог-ќтец. ¬ лице ƒанилы ‘илиппова воплотилс€ —аваоф, в лице »вана —услова Ц —ын Ѕожий, на многих "накатывает" —в€той ƒух. ¬оплощение "саваофа" Ц начало нового €влени€ "христов". ƒальнейшие воплощени€ идут почти непрерывно: за каждым "христом" сразу €вл€етс€ следующий. ¬оплощение "христа" может совершатьс€ через "передачу духа христова" сыну или другому близкому родственнику. ¬ другом случае воплощение осуществл€етс€ при помощи длительного поста, молитвы и добрых дел. ћожет существовать одновременно несколько "христов" и "богородиц". Ќередко на практике случались споры о том, кто из них больше. ќдин говорил: "я бог велик!", а другой возражал: "я больше теб€!". —пор решалс€ следующим образом: один другому давал пощечину, и тот кто не полезет в драку, а смиренно подставит другую щеку, считалс€ "большим христом".

»исус ’ристос не почиталс€ хлыстами как единственный »скупитель мира. ѕо их учению, это лишь один из "христов", в котором пребывало божество, как пребывает и в последующих "христах". ѕоэтому и возвещенное »м ќткровение имело значение только дл€ того времени, когда »исус жил на земле. —ейчас же главным источником ќткровени€ €вл€етс€ учение "христов" и "пророков", получаемое ими по непосредственному внушению от —в. ƒуха. ќснователь хлыстовства ƒанила ‘илиппов оставил своим последовател€м 12 заповедей, последн€€ (главна€) из которых гласит: "—в€тому ƒуху верьте". ¬ то же врем€, Ѕибли€ пр€мо не отвергалась, на радени€х ее иногда читали и толковали отдельные отрывки в пользу учени€ секты.

ќписанные в ≈вангелии чудеса ’ристовы сектанты трактовали "духовно" (аллегорически), телесное воскресение ими также отрицалось. ѕо веровани€м хлыстов, тело »исуса было погребено, и до сих пор покоитс€ в »ерусалиме. ¬ то же врем€ хлысты утверждали, что ’ристос "воскрес от греховной жизни", "не умер духом" и не покинул землю, а продолжает всел€тьс€ в другие тела.

’лысты считали, что души людей сотворены раньше их тел и способны многократно перевоплощатьс€. ≈сли душа обитала в теле "праведного" хлыста, то после смерти тела она становитс€ ангелом. ƒуши хлыстов, не исполн€ющих предписаний секты, после смерти воплощаютс€ в животных, в соответствии с наклонност€ми каждого, или в младенцев Ц нечистых существ, пока они не станут хлыстами. ƒуши, обитающие в люд€х, живущих в браке, пересел€ютс€ в свиней. “ак из жизни в жизнь душа постепенно совершенствуетс€, пока не попадет в тело хлыста, в котором она окончательно осв€щаетс€ и переходит после смерти в сообщество ангелов. ≈сли и после многих перевоплощений душа не очищаетс€, она всел€етс€ в демона и отправл€етс€ в ад на вечную муку.

’лысты учили, что существуют "две смерти": смерть в јдаме и смерть во ’ристе. —мерть в јдаме Ц это видима€ смерть, котора€ €вл€етс€ следствием греха. —мерть во ’ристе Ц это таинственна€ смерть, состо€ща€ в отречении от всего внешнего, в углублении в себ€, самоотверженной преданности воли Ѕожией.  то умирает такой смертью, становитс€ "храмом Ѕожиим", в нем живет —в. ƒух. “акой человек становитс€ сыном Ѕожиим, "новым ’ристом". ќн может совершать чудеса и предсказывать будущее.

¬ечна€ жизнь, по учению секты, начнетс€ с €влени€ "’риста »вана “имофеевича", после чего раздастс€ трубный глас "господа саваофа ƒанилы ‘илипповича". ∆ившие в "дольних небесах" люди воскреснут и направ€тс€ от ¬остока к «ападу. «а ними полет€т по небу на облаках оставшиес€ на земле хлысты. ѕервым пунктом сбора станет ћосква. «атем, когда зазвонит московский "царь-колокол", все народы земли соберутс€ в ѕетербург, где и будет происходить —трашный —уд. —уд будет производить "’ристос »ван “имофеевич". ѕосле суда "дольна€ небеса" распадутс€ и над землей €витс€ "небо ново", пресветлый град —ион, где хлысты будут наслаждатьс€ блаженством: гул€ть в роскошных садах и хрустальных дворцах, одеватьс€ в золотые ризы, есть сладкие €ства, посто€нно веселитьс€, спать на "божественных постел€х" и т. п. ¬ столь же примитивном чувственном образе представл€лись хлыстам и адские мучени€, которые ожидают всех не-хлыстов.

’лысты отвергали ѕравославную ÷ерковь, счита€ ее "ветхозаветной", "внешней" и "плотской", а истинной, "духовной" или "внутренней" церковью признавали только собственную секту. ќднако, поскольку принадлежность к секте до революции была уголовно наказуема, внешне хлысты старались не выдел€тьс€ из массы православных прихожан. Ќапротив, они активно посещали церковные службы и беседы со св€щенниками (на которых сами ругали хлыстов), из-за чего их часто считали истовыми православными. ¬ действительности, христианские таинства и обр€ды хлысты считали лишь прообразом хлыстовских радений и признавали их значение только дл€ тех, кто "не познал истины".

Ќравственность

Ќравственное учение секты основано на дуалисти ческ ом представлении о том, что дух есть доброе начало, а тело Ц злое. »менно поэтому хлысты проповедовали отказ от брачной жизни и умерщвление плоти. “еатр, танцы, музыка, игра в карты и прочие увеселени€ категорически осуждались. ѕо учению хлыстов, цель человека состоит в том, чтобы освободить свою душу от власти тела, убить в себе естественные желани€ и потребности, добившись полного бесстрасти€, "умереть плотью", чтобы "воскреснуть духом".

— этим был св€зан отказ от употреблени€ в пищу м€са и алкогол€, а также самобичевани€ во врем€ радений. ќснователь хлыстовства ƒанила ‘илиппов не запрещал своим последовател€м есть м€со, этот запрет был введен позднее и был вызван, кроме прочего, бо€знью съесть какого-нибудь родственника, чь€ душа воплотилась в домашнем животном. ¬ некоторых хлыстовских общинах запрещалось есть только свинину. ¬ино, чай, кофе, сахар, лук, чеснок, картофель, табак однозначно запрещались как нечистые и "сатанинские" продукты.

Ћюбые сексуальные св€зи у хлыстов теоретически также порицались, однако на практике отвергалс€ только сам институт брака. ѕо мнению хлыстов, первый человек јдам согрешил именно угождением плоти: он впал в "грех" супружества. ѕоэтому секта предписывала своим членам не женитьс€ и жить с женой, как с сестрой. “акже нельз€ было почитать плотских родителей.

’лысты с презрением относились к дет€м, рожденным от церковного брака, называ€ их "утехой сатаны", "щен€тами", "грешками" и пр. —ектантки вс€чески старались не допустить рождени€ детей и нередко вытравливали плод, принима€ смесь из ртути, селитры, пороха и купороса. Ёти процедуры порой заканчивались серьезными отравлени€ми и даже смертью.

¬се супруги, вступавшие в секту, должны были прекратить брачные отношени€. ¬ то же врем€, хлысты получали "духовных жен", которые давались им "христами" или "пророками" на радени€х, "дл€ забот о хранении целомудри€ этими женами". ѕримечательно, что плотские св€зи с "духовными женами" не считались грехом, поскольку здесь про€вл€етс€ уже не плоть, а "духовна€", "христова любовь". “акими "духовными женами" могли быть близкие родственницы, даже сестры. ƒети, зачатые от этой св€зи, признавались "зачатыми по наитию —в. ƒуха", родившимис€ "не от крови, ни от хотени€ плоти, ни от хотени€ мужа, но от Ѕога". Ётих детей любили и называли "христосиками". ѕо свидетельству р€да авторов, радени€ хлыстов нередко заканчивались "свальным грехом". “аким образом, заповедь о безбрачии ради воздержани€ на деле оборачивалась у хлыстов банальным развратом. ¬последствии реакцией на это стало по€вление скопчества.

–елигиозные практики

—обрани€ хлыстов обычно происходили в каком-нибудь скрытом месте, иногда в подвале или в удаленных постройках. ¬о врем€ молений ставни закрывались, а к двер€м и окнам часто прикладывали тюф€ки, чтобы заглушить звуки радений. ѕомещение во врем€ собраний охран€лось особым караулом. ћесто молений именовалось "—ионской горницей", "»ерусалимом" или "ƒомом ƒавидовым".

ћолени€ происходили как правило в ночное врем€, перед большими православными праздниками, иногда Ц в особые дни, св€занные с событи€ми из жизни "—аваофа" (ƒанилы ‘илиппова) или "’риста" (»вана —услова). “. н. "годовое радение" совершалось в один из самых длинных дней июн€. —обрани€ и молени€ также происходили в день избрани€ кормщицы или кормщика.

¬о врем€ собраний комната €рко освещалась, зажигались все лампы и свечи. Ќа стенах помещались аллегорические картины, например, расп€тие плоти в виде расп€того монаха. »ногда вешали иконы, изображающие »исуса ’риста в белой одежде (перед судом  аиафы или в кругу ангелов и св€тых).

„лены секты приходили на собрани€ в особой белой одежде. ћужчины Ц в длинной белой рубахе до п€т, с широкими рукавами. Ёта рубаха называлась "раздельной", а также "мантией", "парусом" и "белою ризой". ∆енщины поверх рубахи надевали белый сарафан или белую юбку, а голову покрывали белым в крапинку платком. ¬ правой руке участники молени€ держали зажженную свечу, а в левой Ц белый платок, называвшийс€ "покровом" или "крылом архангела". ќбувь обычно снимали.

ћолени€ хлыстов включали пение духовных песен, "радени€", и пророчества. ѕри этом собрани€ различались в зависимости от того, присутствовали на них посторонние люди или только сами сектанты.

—обрани€ с участием посторонних состо€ли в благочестивых беседах, чтении —в. ѕисани€, творений —в. ќтцов и житий св€тых. „тение обычно сопровождалось комментарием в аллегорическом ключе. ѕелись псалмы, иногда народные песни. √лава общины давал наставление, как правило, о воздержании, целомудрии и суетности мирских удовольствий.

≈сли в собрании участвовали только хлысты, то оно начиналось пением "духовных роспевцев" Ц по большей части произведений самих хлыстовских "пророков". ѕосле этого начинались "радени€" Ц бегание по комнате и кружение до исступлени€. –адени€ могли быть нескольких видов:

"ќдиночное" Ц быстрое и непродолжительное, которое имело подготовительное значение;

"¬ схватку" Ц мужчина с женщиной;

"—тенкой" Ц несколько человек р€дом или в кругу, где каждый прыгал, в такт размахива€ руками;

" орабельное" или "ƒавидово радение" Ц один бегает за другим;

" руговое" или "хороводное" Ц бегание по кругу;

"¬ раскодку" или "крестное" Ц становились парами накрест и перебегали в противоположные стороны;

" руговое" Ц все кружатс€ отдельно, каждый вертитс€ по солнцу на своем месте.

¬ результате кружений и беготни, участники радений доходили до полного исступлени€, впадали в транс, в результате чего у них начинались галлюцинации, бессв€зное бормотание и т. п. ¬се это считалось действием —в. ƒуха.

ѕрактика радений оправдывалась примером цар€ ƒавида, который "скакал и играл перед св€тым ковчегом". –адени€, по учению хлыстов, имеют весьма важное значение. ¬ них умерщвл€ютс€ плотские страсти, и душа обращаетс€ к Ѕогу Ц все мысли и чувства человека устремл€ютс€ к миру горнему. –адеющий всей душой желает "в небо улететь" и оттуда "птицу райскую сманить", т. е. привлечь к себе благодать —в. ƒуха. Ёта благодать, как во времена апостолов, изливаетс€ во врем€ кружений на радеющих, и они начинают говорить "иными €зыки странные глаголы", которых и сами не могут пон€ть. Ёти "глаголы и суть пророчества".

Ќародна€ молва устойчиво приписывала хлыстам "свальный грех" (групповой секс) в качестве "кульминации" радений. Ќекоторые православные полемисты также указывают, что в конце радений сектанты, обессилив, вал€тс€ в кучу, после чего гас€тс€ свечи и начинаетс€ разврат. ¬прочем, некоторые исследователи считают, что это лишь фантазии недружественного хлыстам православного населени€.

Ўирокое распространение хлыстовства привело к возникновению множества его местных разновидностей. “ак в ¬оронежской и —имбирской губерни€х хлысты были известны под названием богомолов, в  остромской губернии Ц л€дов, в  азанской Ц кантовщиков и сладкоедцев, в —амарской Ц монтанов, в —тавропольской, ≈катеринославской и ’ерсонской губерни€х Ц шалопутов и т. д.

— конца XIX века хлыстовство стало подвергатьс€ вли€нию рационалистических сект, особенно молоканства и штундизма, стали проникать в его среду и толстовские идеи. ¬ результате этого среди хлыстов стали по€вл€тьс€ новые ответвлени€: ново-хлыстовство, паниашковцы, телеши, марь€новцы, штундохлысты. ѕо€вились и более мелкие нетипичные секты: дурмановщина в —амарской губернии, ≈ленушкина секта в ѕсковской губернии и др.

ѕ–џ√”Ќџ

 

—ами себ€ прыгуны называли "духами", а свою секту - "сектою духов".

”же через 20 - 25 лет после того, как возникла эта секта (30-е годы XIX

в.), ее приверженцы разделились на два направлени€: первоначальных или

обычных прыгунов и пры-гунов-максимистов.  оренное отличие между ними

состоит в том, что первые за Ѕога признают »исуса ’риста, а вторые - живую

личность, в то врем€ инициатора второго направлени€ - ћаксима –удометкина,

известного тогда главу этого направлени€ в «акавказье.

ћолитвенные собрани€ у прыгунов-максимистов раньше бывали двух родов: с

духом (т. е. с духодействием, с прыганием) и без духа. Ќа собрани€х с духом

прыгуны прыгают. —вое прыганье они называют "духовной пл€ской". ¬ некоторых

общинах прьиуны прыгали голыми, ссыла€сь при этом на јдама и ≈ву, которые не

стыдились своей наготы. ƒуховную пл€ску прыгуны совершают в такт одной из

своих песен, имеющей название "Ќову песню мы поем, путем истинным идем",

котора€ €вл€етс€ по мотиву пл€совой, но духовного содержани€.

—обрани€ прыгунов обычно продолжаютс€ долго, иногда по 5 и более часов.

Ќа собрани€х кто-нибудь из "осененных духом" занимаетс€ пророчеством.

—обрание заканчиваетс€ так называемым братским целованием, после чего

прыгуны молча расход€тс€ по домам.

ѕрыгуны молчаливы. »х вероучение наложило запрет на вс€кие про€влени€

веселости. ¬с€кие другие песни, кроме "духовных", у прыгунов воспрещены.

¬с€ка€ пл€ска мирского характера также строжайше запрещена.

¬ быту у прыгунов прин€ты посты в виде, так называемых, "жертв" или

"духовных бань", цель которых - очиститьс€ от грехов. ѕо существу, это

сводитс€ к общественному обеду (или, как они говор€т, "жертва" или

"обедец"). “от прыгун, который очищаетс€ от грехов, должен провести "жертву"

или "обедец", на которые он приглашает своих "братьев" и "сестер" и перед

ними каетс€ в своих грехах и просит у них прощени€. ѕодобными

жертвоприношением и духовным пл€сом отмечаютс€ у прыгунов также обр€ды

свадеб, крещени€, похорон.

” прыгунов имеетс€ особого рода книга - “ребник (рукопись на

церковно-слав€нском €зыке), котора€ носит название "ќбр€д". ќбычные прыгуны

этот “ребник почитают наравне с Ѕиблией. ¬ этом “ребнике изложен не только

обр€д, но и сущность прыгунского вероучени€. ѕрыгуны-максими-сты за основу

своего вероучени€ и обр€да берут сочинени€ ћаксима –удометкина (книгу "ƒух

жизни" и другие).

ќбычные прыгуны и прыгуны-максимисты вер€т в наступление тыс€челетнего

царства дл€ "праведников", т. е. дл€ прыгунов, дл€ всех же "неправедников",

т. е. неверующих и ина-коверующих, должно наступить мучение. “ребник

трактует, что в тыс€челетнем царстве "праведные" работать не будут, что

кормить их будет Ѕог, что они "ужир€тс€" и будут только играть на гусл€х и

органах, т. е. услаждатьс€ музыкой. ћаксим –удометкин даже называл сроки

начала этого тыс€челетнего царства прыгунов (1857, I860 и др. годы).

Ќыне прыгуны, в том числе и максимисты, не имеют живых царей. ¬о главе

общин сто€т пресвитеры со штатом пророков и пророчиц.

ѕрыгуны не ед€т свинины, не покупают гов€дины и баранины. ѕо их вере

скот дл€ пищи должен резать только единоверец, т. е. прыгун. ѕосты у

прыгунов, в отличие от молокан, более строгие. ¬о врем€ постов они не

принимают никакой пищи и даже сладкого ча€, хот€ бы они и постились не 1 -

2 - 3 дн€, а целых 5 и даже 7 суток.

ѕрыгуны бород своих не бреют и стараютс€ даже не подстригать их, т. к.

в —в€щенном ѕисании сказано: "Ќе касайтесь кра€ бороды своей". ѕрыгун должен

женитьс€ на прыгунке. ≈сли прыгун женитс€ не на прыгунке, то жена

об€зательно потом должна стать приверженцем их веры.

¬о врем€ похорон в доме умершего (а затем на кладбище) провод€тс€

псалмопение и чтение молитв. ѕосле похорон справл€ютс€ молитвы.

ѕрыгуны празднуют, по существу, и христианские, и иудейские праздники -

–ождество ’ристово,  рещение, ѕасху, “роицу (ѕ€тидес€тницу), ѕам€ть “руб

(—удный ƒень),  ущи и др. Ќекоторые из этих праздников отмечаютс€ по лунному

календарю.

— ќѕ÷џ

¬ середине XIX века в –оссии возникла секта скопцов, и страну охватило форменное безумие.  оличество скопцов превысило все мыслимые пределы - не менее четырехсот тыс€ч человек.

«олото парти€ми

¬ 1869 году в городке ћоршанске “амбовской губернии был арестован купец ћаксим ѕлатицын. ≈го обвинили в "пристано-держательстве скопцов и совращении простолюдинов в лжехристианскую ересь". ѕлатицына лишили всех прав, избили батогами и сослали в отдаленную сибирскую губернию. ¬ кладовых дома купца нашли дес€тки бочек, наполненных золотом, которое оценивалось в миллиарды рублей!

ќткуда у провинциального купца такое фантастическое богатство?

ƒело в том, что секта скопцов отличалась финансовой изобретательностью. Ќапример, почти каждой осенью мен€льные конторы ћосквы и ѕетербурга, накопив огромное количество новых монет, вдруг прекращали принимать стертую серебр€ную монету. √л€д€ на столицы, провинциальные мен€лы делали то же самое. ÷енность стертой монеты резко падала. «а несколько дней до Ќового года мен€лы так же внезапно начинали принимать такие деньги по смехотворно низкой цене: за двугривенный давали четвертак, за п€тиалтынный - двугривенный, за гривенник - п€тиалтынный...

 огда в подвалах мен€льных контор собиралось огромное количество стертого серебра, его тут же отправл€ли на Ќижегородскую €рмарку, где всегда был дефицит мелочи. —терта€ монета, привезенна€ приказчиками и поверенными мен€льных контор, немедленно расползалась по €рмарке - по номиналу... » так - из года в год! ѕрибыль от этих манипул€ций шла не только в карманы мен€л, но и на поддержку движени€ скопцов...

“алантливые аферисты

—транно, однако оскопившиес€ люди часто обнаруживали в себе деловые таланты. ¬ полицейских списках вы€вленных скопцов значились имена едва ли не всех владельцев самых крупных магазинов ќхотного –€да и  узнецкого ћоста. ¬ ѕетербурге скопцы оккупировали лучшие места √остиного двора.

—копцам добровольно отдавали свои богатства такие миллионщики, как владелец “ульской полотн€ной фабрики Ћуганин, московский подр€дчик ѕороховой, купцы первой гильдии  обелев, √ригорьев, »льин, —олодовников...

Ќе брезговали скопцы и насто€щими аферами. ќни вошли и в историю шулерства. ѕо всей –оссии ими была организована сеть подпольных школ, в которых преподавали опытные карточные жулики. ѕотом выпускники расползались по стране и отчисл€ли процент прибыли в пользу вскормившей их секты...

ЂЅожь€ свитаї

√лавна€ иде€ скопцов такова: "¬торое пришествие —пасител€ случитс€ не раньше, чем вс€ –осси€ будет оскоплена". ј зачем? ≈сли в православии или католицизме спасение души достигаетс€ ежедневной работой над собой и борьбой с грехом, то в скопчестве все гораздо проще: нечем грешить - следовательно, ты чист.

—копцы ссылались на ≈вангелие от ћатфе€, где говоритс€ о "скопцах дл€ ÷арстви€ небесного" (глава 19, стих 12). —огласно постулатам скопческой ереси, ’ристос был оскоплен »оанном ѕредтечей.

ѕо мысли теоретиков скопчества, во врем€ —трашного суда »исус ’ристос с€дет на трон в —анкт-ѕетербурге и воздаст по заслугам всем, попиравшим скопческую религию. —еб€ скопцы называли "светом ’ристовым" и "Ѕожьей свитой".

Ќо благими намерени€ми дорога вымощена сами знаете куда.

¬место искомой чистоты - необузданный секс. ¬место любви к ближнему - хитроумные финансовые операции на грани и за гранью закона...

ќргии продолжались до утра

ќсновоположником движени€ скопцов был сбежавший от рекрутства кресть€нин  ондратий —еливанов, уроженец села —толбова ќрловской губернии. —начала он примкнул к секте хлыстов, а потом объ€вил себ€ живым богом и царем ѕетром “ретьим. ѕеред живым богом раскрывались двери самых богатых домов. —еливанов жил в доме петербургского купца-миллионщика —олодовникова.

ќчень скоро —еливанов создал мощную законспирированную организацию. —копцы маскировались под обычных граждан, даже в церковь ходили и делали пожертвовани€. ћожно было прожить всю жизнь р€дом со скопцом и не подозревать, что этот добропор€дочный гражданин еженедельно в ночь с субботы на воскресенье доводит себ€ до полного исступлени€ на радени€х, бега€ по молельной в белой рубахе босиком с истошным криком: "ƒух, дух св€той!"

ƒве печати

¬се, кто не был оскоплен, по мнению сектантов, €вл€лись недочеловеками - значит, ограбить или обмануть такого было благом. Ѕрак у скопцов предавалс€ прокл€тию. ∆енщина, родивша€ ребенка, называлась источником скверны, а дети именовались осколками и щенками. ¬ербу€ новых сторонников, скопцы вдохновенно вещали о необходимости удалени€ от Ђженской лепостиї, отказа от м€са, вина и табака, а также таких грехов, как клевета, зависть, тщеславие и гордость. Ќовичков тут же кастрировали. —уществовало несколько степеней оскоплени€: "мала€ печать" - котора€ позвол€ла заниматьс€ любовью и предназначалась дл€ р€довых членов общины, и "царска€ печать", после которой мужчина становилс€ полным и бесповоротным кастратом.

ќпераци€ проводилась без вс€кого наркоза, поэтому часто заканчивалась смертью человека. » все-таки тыс€чи людей мечтали о том, чтобы их кастрировали. ѕочему?

ƒело в том, что оскопленный "малой печатью" становилс€ гиперсексуалом и мог заниматьс€ любовью сутки подр€д. “ак что напрасно царь ƒадон из "«олотого петушка" ехидно интересовалс€ у скопца: "» на что тебе девица"?

ј обладатель "царской печати" мог быть уверен, что вскоре займет высокую должность и станет очень богатым человеком.

ƒл€ скопцов не было проблемы достать денег на открытие своего дела. ќни могли рисковать, зна€, что в случае неудачи "брать€" помогут.

Ђќтецї и Ђсынї

—огласно архивным документам, скопцам покровительствовал кн€зь ѕотемкин. ќн так любил обрусевшего италь€нца-скопца јнтона Ѕравура, простого учител€ пени€, что сделал его профессором несуществующей ‘илармонической академии. ѕоговаривали, что ѕотемкин неспроста так любил италь€нца - по его совету, он подвергс€ малой кастрации, и его любовна€ неутомимость, поразивша€ ≈катерину, была вызвана именно этим.

«лые €зыки причисл€ли к скопцам генералиссимуса —уворова, знаменитого портретиста Ѕоровиковского и еще великое множество аристократов, придворных, поэтов, генералов.

—лухи слухами, а долгое врем€ правительство боролось со скопцами чрезвычайно в€ло.

"∆ивой бог" —еливанов жил на широкую ногу, ни от кого не скрывалс€. ¬з€ли его только тогда, когда секта хлыстов - конкурирующа€ организаци€ - стала посылать в жандармское управление пачки доносов. ¬ наказание скопцов всего лишь сослали в »ркутск.

ј через несколько мес€цев после этого император ѕавел зачем-то потребовал вернуть —еливанова в ѕетербург. —осто€лась историческа€ встреча, о которой сам —еливанов потом писал в своих воспоминани€х. ≈сли верить "живому богу", ѕавел не только признал его своим отцом, но и просил благословить себ€ на царствование. —еливанов сказал, что сделает это после того, как сын монарха, јлександр ѕавлович, подвергнетс€ кастрации. ѕавел отказалс€, и тогда "отец" в сердцах прокл€л "сына"...

—овременники свидетельствовали, что встреча цар€ и беглого рекрута действительно состо€лась - причем при закрытых двер€х. ѕосле чего ѕавел распор€дилс€ поместить главу скопцов в отделение дл€ душевнобольных при петербургской ќбуховской больнице.

—клеп скопцов в городе Ўахты

—клеп скопцов в ѕарке культуры и отдыха города Ўахты

 

 лассово чуждый элемент

Ћечилс€ —еливанов недолго. „ерез год с небольшим, по личной просьбе посольского камергера ≈ланского (тайного скопца), "живой бог" был отпущен. “еперь он председательствует на скопческих собрани€х, собственноручно кастрирует мальчиков и мужчин. ј власти упорно признают его "по слабости здоровь€ неспособным оказывать никакого действи€ в распространении скопчества". » так продолжаетс€ более двадцати лет! —огласитесь, есть в этом кака€-то загадка, которую уже не разгадать...

”мер —еливанов в возрасте ста лет в —уздальском монастыре.

ј дело его расцвело. —уздаль стал скопческой меккой. ¬еликое множество скопцов по€вилось и в ћоскве.

ѕрижали скопцов только при јлександре ¬тором, и тогда новое руководство секты решило, что пора залечь на дно. ѕресса практически перестала писать о скопцах. “олько в 1915 году по€вл€етс€ несколько статей в московских и питерских газетах, где трогательно рассказывалось о скопцах - матросах Ѕалтийского флота, а также о распространении скопчества в сухопутных войсках Ќовороссийского кра€.

ѕоследнее, что мне удалось извлечь из бездонных недр ѕубличной библиотеки, - краткое газетное сообщение о том, что в 1929 году в Ћенинградской области и городе √орьком слушалось несколько дел о ритуальном членовредительстве. ”пор делалс€ на то, что все подсудимые были кулаками или буржу€ми - то есть классово чуждым элементом...





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-12-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 467 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

664 - | 715 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.17 с.