1.1. Изменения в духовном климате общества. После 1945 г. происходили изменения в общественном сознании советских людей. Победа в войне породила надежды на ослабление политического режима, в том числе на вновь присоединенных территориях Прибалтики, западных областей Украины, Белоруссии. Поколение советских офицеров, прошедших суровую школу войны и почувствовавших относительную самостоятельность и значение инициативы, ожидали демократизации общественной жизни. При этом надежды соединялись с энтузиазмом и чувством гордости за страну.
1.2. Активизация деятельности радикально настроенной молодежи. Новый импульс времени проявился также в возникновении ряда антисталинских групп молодежи (в основном студентов) в Москве, Воронеже, Свердловске, Челябинске. Их члены обвиняли Сталина в перерождении Компартии, бюрократизации партийно‑государственного аппарата. Участники челябинской молодежной группы приняли воззвание «Манифест идейной коммунистической молодежи», в котором призывали своих сверстников к борьбе против существующего режима. При этом молодежь сохраняла верность социалистическому выбору, коммунистическим идеалам, идее демократии. На этой основе создавался прообраз общественной силы, которая в будущем могла стать во главе процесса демократического обновления страны.
1.3. Изменения в структурах власти. В сентябре 1945 г. в СССР было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. В марте 1946 г. Совнарком СССР был преобразован в Совет министров (председателем которого до 1953 г. являлся И. В. Сталин), соответственно наркоматы – в министерства.
В течение 1946–1947 гг. прошли перевыборы в местные Советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР. В новом составе местных Советов, их руководстве, не менявшемся в годы войны, появилось много фронтовиков. В работе Советов нового созыва повысились демократизм, коллегиальность. Впервые на основе прямых и тайных выборов были избраны народные судьи и народные заседатели.
В 1948 г. возобновилась деятельность съездов общественных и политических организаций (профсоюзов, комсомола, творческих союзов). После тринадцатилетнего перерыва в октябре 1952 г. состоялся XIX съезд ВКП(б). На съезде партия большевиков была переименована в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС). Произошли также некоторые структурные изменения в партии – Политбюро преобразовывалось в Президиум ЦК (состоявший из 25 членов и 10 кандидатов), при этом избиралось Бюро Президиума.
1.4. Обсуждение проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП(б). в партийно‑государственных структурах также зрело понимание необходимости перемен.
• В 1946–1948 гг. прошли закрытые обсуждения проекта новой Конституции СССР, во время которых высказывались предложения о допущении наряду с государственной собственностью мелкого частного хозяйства крестьян и кустарей, о децентрализации экономической жизни, об усилении внимания к социальной сфере, предоставлении больших хозяйственных прав на местах, ликвидации специальных судов военного времени и военных трибуналов.
• В ходе обсуждения проекта Программы ВКП(б), работа над которым завершилась в 1947 г., высказывались аналогичные по направленности идеи. В их числе предложения: по отказу партии от прямого руководства хозяйством, расширению внутрипартийной демократии, ограничению сроков пребывания на руководящих должностях и проведении альтернативных партийных выборов.
2. Сталинизм в общественно‑политической жизни страны
Вся послевоенная политика властей строилась на противоречии между потребностью в перестройке и возможностью сохранить неизменным политический строй.
2.1. Противоречия социально‑политического развития. Завершение войны и эйфория после первых месяцев победы вселяли надежду на либерализацию политического режима, но уже в 1946–1948 гг. стало очевидным возвращение к политическим методам 30‑х гг. Характерными шагами в этом направлении стали:
– усиление уголовной ответственности за хищение государственного имущества (до 25 лет заключения), а также за недоносительство и разглашение государственной тайны;
– создание в министерствах и ведомствах «судов чести» – общественных карательных органов для борьбы с «проступками» советских работников; деятельность внесудебного репрессивного органа – Особого совещания при МВД СССР, созданного еще в 1934 г.;
– репрессии в отношении репатриированных в СССР бывших советских военнопленных и угнанных в Германию мирных жителей (около 2 млн), многие из которых оказались в лагерях или ссылках;
– репрессии в армии, возвращение к политике депортаций народов и т. д.;
– обстановка «железного занавеса» (т. е. ограничения в области политических и гуманитарных контактов с зарубежными странами в условиях внешнеторговой государственной монополии).
При этом проводились отдельные преобразования в советской судебной системе и др. В 1946 г. была введена должность Генерального прокурора. 25 мая 1947 г. была отменена смертная казнь (восстановленная частично в 1950 г.).
Но с 1949 г. был свернут процесс обсуждения проектов новой Конституции и Устава партии, развернулись массовые репрессии. Культ личности Сталина достиг к этому времени своей высшей точки.
2.2. Апогей сталинизма. Сталинский политический режим полностью идентифицировался с советским социализмом, а решающая роль СССР в разгроме фашизма ассоциировалась пропагандой с именем Сталина. В результате возрос международный авторитет вождя, чему способствовал также всенародно отмечаемый в декабре 1949 г. 70‑летний юбилей Сталина. Ему удалось вновь усилить жесткий контроль над жизнью общества, опираясь на систему репрессивных органов. Он держал в напряжении и всю номенклатуру, периодически совершая перестановки в партийном аппарате. С конца 40‑х гг. деятельность Политбюро ЦК ВКП(б) была заменена системой «троек», «шестерок», «пятерок» (перед смертью Сталина это – сам И. В. Сталин, Л. П. Берия, Г. М. Маленков, Н. А. Булганин, Н. С. Хрущев). Члены этих внеуставных органов партийной власти беспрекословно выполняли указания вождя.
2.3. Новый виток репрессий. Истребив в 20–30‑е гг. «ленинскую гвардию» и часть новых партийно‑советских кадров, Сталин оставлял за собой право и в дальнейшем подвергать репрессиям любого – независимо от занимаемого им места в партийно‑государственной иерархии страны.
• Репрессии распространились на выдвинувшиеся во время войны партийные, хозяйственные и армейские кадры. В 1949–1952 гг. был организован процесс по ленинградскому делу, в ходе которого были репрессированы руководители Ленинградской партийной организации, включая 1‑го секретаря Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) И. С. Попкова, а также выходцев из Ленинградской партийной организации – председателя Госплана СССР Н. А. Вознесенского, председателя Совета Министров РСФСР М. И. Родионова и др. Именно им принадлежали идеи, сформулированные в проекте новой Конституции.
Еще раньше в опале оказался имевший огромную популярность маршал Г. К. Жуков, обвиненный в организации группы недовольных генералов и офицеров, неуважении к Сталину.
• Чтобы предварить выражение недовольства существующим режимом, вновь оказалась востребована тактика создания образа «врага народа». Для борьбы с влиянием Запада и космополитизмом в 1947–1949 гг. была использована идеология антисемитизма. Создание государства Израиль и первые попытки некоторых советских граждан выехать на новое место жительства вызвали резкую реакцию руководства партии. Опале подверглись ученые, композиторы, историки, писатели и обычные инженеры, которых выгоняли с работы, а многих арестовывали. Был закрыт Московский еврейский театр, осуждены «еврейские истоки» в художественной традиции формализма и модернизма. С 1948 г. готовился и в 1952 г. был проведен процесс по «делу Еврейского антифашистского комитета» (в состав которого входили многие выдающиеся деятели нашей культуры); сфабриковано «дело врачей» (1952–1953 г.).
• Депортации народов. Активное неприятие социалистических идей и сталинского режима существовало в присоединенных к СССР перед войной западных областях Украины, Белоруссии, Прибалтике.
Здесь широкий размах приобрела деятельность различных национальных движений, до начала 50‑х гг. велась вооруженная борьба против насильственной коллективизации и советизации. За участие в ней народы этих республик подверглись частичной депортации (в Западной Украине было выселено 300 тыс. человек; в Прибалтике – 400 тыс. литовцев, 150 тыс. латышей, 50 тыс. эстонцев).
Насильственно высылались и представители других народов (в частности, молдаване).
2.4. Идеология и культура в послевоенный период. В рамках сталинской политической системы власть продолжала осуществлять контроль над духовной жизнью народа, используя идеологический комплекс, в состав которого входило несколько основных компонентов.
• Большой акцент делался на усиление национально‑патриотического чувства. В массовом сознании развивалось ощущение участия в новом великом деле – восстановлении разрушенной экономики и строительстве будущего своей страны, подчеркивалась вовлеченность советских людей в события всенародного и всемирного масштаба.
• При этом пропаганда была направлена на всестороннее укрепление культа личности Сталина. Эта пропаганда пронизывала науку и образование, литературу и искусство.
• В ходе борьбы с возникшими проявлениями свободомыслия были приняты специальные постановления. Отдел агитации и пропаганды ЦК ВКП(б) обвинил издательство «Советский писатель» в переиздании «порочивших советскую действительность и государственный аппарат» книг «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Постановления «О журналах “Звезда” и “Ленинград”» (1946) содержали беспощадную критику творчества М. Зощенко и А. Ахматовой. Позднее появились аналогичные постановления о журналах «Крокодил» (1948), «Огонек» (1948), «Знамя» (1949). Итогом этого идеологического наступления стало закрытие ряда журналов, запрещение некоторых литературных произведений.
Были лишены возможности нормальной работы выдающиеся деятели культуры – литераторы А. Ахматова, М. Зощенко за «аполитичность и безыдейность», художники А. Осмеркин, Р. Фальк, А. Шевченко, П. Корин, М. Сарьян и др. В 1948 г. Первый Всесоюзный съезд советских композиторов обвинил известных композиторов Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Н. Мясковского, А. Хачатуряна в антинародности и формализме.
Атмосфера «железного занавеса» привела к борьбе против западного влияния в отечественной культуре, которую возглавил член Политбюро, секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов. В постановлении ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 г. была подвергнута критике «линия» Комитета по делам искусств за «внедрение в репертуар театров пьес буржуазных зарубежных драматургов», что рассматривалось как «пропаганда реакционной буржуазной идеологии и морали», как «попытка отравить сознание советских людей», «оживить пережитки капитализма в сознании и быту».
Давление на представителей советской интеллигенции вызвало кризис отечественной культуры в послевоенный период.
• «Лысенковщина» в науке. После ареста в 1940 г. академика Н. И. Вавилова руководство сельскохозяйственной наукой в СССР, а с 1948 г. и всей биологической наукой, было передано Т. Д. Лысенко. В августе 1948 г. на сессии ВАСХНИЛ Лысенко объявил все идеи и работы прогрессивных биологов «вне закона», как лженаучные, отошедшие от дарвинизма и принадлежащие «вейсманизму‑менделизму‑морганизму». Были запрещены исследования в области генетики. В результате деятельности Лысенко страна понесла колоссальные материальные потери. Вместо работы по выведению новых сортов селекционеры были вынуждены заниматься опытами по «вегетативной гибридизации», «переделке природы» растений и даже их «перевоспитанию». Была запутана система семеноводства и опытного дела, подорваны основы агрономии. В результате советская биология и сельскохозяйственная наука в целом значительно отстали от развития мировой науки.