После смерти Ленина развернулась внутрипартийная дискуссия о перспективах развития страны, которая вылилась в борьбу за лидерство в партии. Партийные группировки использовали в своей борьбе различные идеи из наследия Ленина. Борьба за власть переплеталась с противоборством идейных концепций строительства социализма в СССР. Решающие столкновения при этом приходились на периоды кризисов НЭПа: 1923 и 1925 гг.; кризис хлебозаготовок 1928 г.
3.1. Борьба против троцкизма. В период болезни Ленина к маю 1922 г. в руководстве партии основное место заняла «тройка» (триумвират) членов Политбюро – Зиновьев, Сталин, Каменев. В 1923–1924 гг. они развернули борьбу с Троцким и его сторонниками (Г. Л. Пятаковым, Е. А. Преображенским и др.), предложившими выход из кризиса с помощью жесткого государственного планирования, привлечения ресурсов из частного сектора для создания тяжелой промышленности (отсюда термин «диктатура промышленности»).
Одновременно «левая оппозиция» открыто поставила вопрос о партийном аппарате и бюрократическом режиме, сложившемся в партии. Контрдоводом против Троцкого явился также сталинский тезис о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране, даже если она экономически менее развита, чем ее капиталистические соседи. Троцкий продолжал связывать возможность победы социализма в одной стране с мировой революцией и помощью западноевропейского пролетариата. Это дало повод оппонентам Троцкого представить его человеком, недостаточно верившим в Советскую Россию и противостоявшим мнению партийного большинства. В январе 1924 г. XIII партконференция осудила Троцкого и оппозицию как «мелкобуржуазный уклон» в партии. В 1925 г. Троцкий был освобожден с поста наркомвоенмора и председателя Реввоенсовета, а позиция по отношению к крестьянству была откорректирована в соответствии с идеями Н. И. Бухарина о развитии крепких хозяйств.
3.2. «Новая оппозиция». В 1925 г. антитроцкистский триумвират распался. Зиновьев и Каменев, поддержанные Г. Я. Сокольниковым и Н. К. Крупской, составили «новую оппозицию». Они выступили с обвинениями в адрес Пленума ЦК и лично Сталина в «примиренческом отношении к троцкизму», а затем члены оппозиции сначала тайно, а потом открыто бросили вызов Сталину как руководителю партийного аппарата и Бухарину – как выразителю партийной идеологии.
3.3. «Объединенная оппозиция». В 1926 г. бывшие противники – Троцкий, Зиновьев, Каменев, выступившие единой («объединенной») фракцией, оказались в оппозиции к официальной политике, против четверки большинства в Политбюро – И. В. Сталина, Н. И. Бухарина, А. И. Рыкова, М. И. Томского. Последовательнее всех лидеров оппозиции борьбу против существовавшего внутрипартийного режима продолжал вести Троцкий, требовавший демократизации партии и установления контроля над ее аппаратом.
Оппозиция потерпела поражение. Троцкого и Каменева вывели из состава Политбюро. После участия в ноябрьской демонстрации 1927 г. под собственными лозунгами Зиновьев и Троцкий были исключены из партии, а вместе с ними еще 93 члена оппозиции. В 1928 г. Троцкий и 30 его сторонников были высланы из Москвы в Алма‑Ату, а оттуда – в Турцию. В 1930 г. он и члены его семьи были лишены советского гражданства, а имя Троцкого вычеркнуто из истории партии и революции на долгие годы.
3.4. «Правая оппозиция». В 1927 г. распалась просталинская коалиция. Три члена Политбюро (Бухарин, Рыков, Томский), названные «правой оппозицией» в партии, выступили против курса «большого скачка» Сталина, определив его политику чрезвычайных мер как несовместимую с социализмом. Бухарин и его последователи подвергли критике призывы Сталина к развертыванию «классовой войны» в деревне и «внезапному прыжку» к социализму в сельском хозяйстве. «Правые» предлагали свой вариант выхода из экономического кризиса через «сбалансированное» развитие тяжелой и легкой промышленности, индустриального и аграрного секторов, не отвергая при этом форсированных методов индустриализации.
Однако ни одно из предложений группы Бухарина принято не было. В 1929 г. он и его активный сторонник секретарь ЦК и Московского комитета ВКП(б) Н. А. Угланов были выведены из состава Политбюро, следом лишились постов и званий Рыков и Томский.
Сталин и его окружение обрели безраздельный контроль над партией, в руководстве которой, кроме генсека, не осталось никого, кто бы являлся членом Политбюро «ленинского» состава. К тому времени был определен и сталинский план социалистического строительства.