Даниил Сысоев
И, наконец, «Песнь Песней» - это вершина всех его книг и всех книг Ветхого Завета. Она повествует о великой любви между Богом и людьми. Надо помнить, что все толкователи Ветхого и Нового Завета, православные, они всегда понимали ее не в том смысле, в каком часто понимают ее обычные люди. Есть даже постановление V-го Вселенского Собора, которое анафематствует тех, кто учит, будто бы «Песнь Песней» говорит о любви между мужчиной и женщиной. Дальше при чтении мы увидим, что в ней скрыт особый величайший, глубинный смысл.
Книга тем интересна, что, хотя все ее толкователи считают ее величайшей книгой Ветхого Завета, а рабби Акиба говорил, что весь мир не стоит того мгновения, когда дана была книга «Песнь Песней», тем не менее, в ней ни разу не упоминается имя Божие, ни разу не употребляется имя «Бог» и никакое из Его имен.
В этой книге неоднократно пытались найти какой-то сюжет, развитие драмы, пытались истолковать ее буквально, но она не поддается буквальному толкованию, принципиально не поддается. Об этом приходится говорить, потому что до сих пор появляются толкователи православные, а тем более, западные еретики, которые говорят, что в ней идет речь о любви между мужчиной и женщиной, о плотской любви. Но при таком подходе непонятно, почему Жених (там два главных героя - Жених и Невеста) периодически называется также и братом, а Невесту называет сестрой. Ведь, как мы знаем, по ветхозаветным законам со времен Моисея свадьба брата и сестры была невозможна. Кроме того, мы видим, что география совершенно не земная, то есть, что географические реалии Книги не совпадают с географией Палестины. Там нет также ни одной ссылки ни на Патриархов, ни еще на кого, даже нет никаких элементов свадебного еврейского ритуала. Наше венчание, кстати, очень точно воспроизводит еврейский свадебный ритуал. Известен случай, когда один человек, еврей, зашел в наш храм во время венчания и очень удивился, что все как в синагоге: то есть оба ритуала венчания восходят к Ветхому Завету. Здесь ничего похожего мы не найдем. Книга наполнена такими вещами, которые не переводимы при обычном подходе.
То есть, как я уже говорил, все древние толкователи Ветхого и Нового Завета и все Святые Отцы понимают под Женихом - Бога, Христа, а под Невестой - или Церковь, или человеческую душу, или Пресвятую Богородицу. Как Вы понимаете, все три толкования не взаимоисключающие, а, наоборот, взаимодополняющие. Какая человеческая душа больше всех восприняла Бога, как не Пречистая Богородица? И кроме того мы знаем, что в Крещении каждая человеческая душа становится храмом Бога и малой Церковью. Кто более всех реализовал в себе это, как не Пречистая Дева Мария? Здесь идет речь о каждой человеческой душе, которая приходит к Богу. Не только о Деве Марии, которая, конечно же, прошла этим путем, но и о любом христианине, который идет к Христу.
Итак, начинаем эту Книгу с заглавия, которое звучит так: «Книга Песни Песней Соломона». Что значит «Песнь Песней»? Значит, что это превосходная песнь, лучше, чем все песни земли, самая лучшая, самая прекрасная из всех песней. Кто стоит за именем Соломона? Конечно же, автором этой Книги, земным автором, является царь Соломон - величайший из царей Израиля, сын Давида, при котором Израиль достиг максимального своего могущества, который дал израильскому народу покой. Он первый, кто построил Храм Божий, кому Бог дал мудрости больше, чем кому-либо из людей земли, самый мудрейший из всех людей. Но за ним скрывается, конечно же, истинный автор этой песни, Которого тоже называют Соломоном. Слово «Соломон» происходит от слова «мир» («дающий мир», настоящий Миротворец) - «мир» не в смысле «космос», а в смысле «отсутствие войны». Истинный Автор этой песни - Тот, о Котором говорит 71-й псалом, Тот, чье владычество будет от моря до моря, от рек до конец вселенной, Которого Имя пребывает прежде солнца, Который является Всемогущим Богом. Здесь речь идет о том, что Песнь Песней - творение истинного Соломона, то есть Христа, истинного Миротворца, дающего мир вселенной. И потому не случайно, что Песнь Песней читается в праздник Пасхи, потому что в ней содержится предсказание о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа из мертвых.
Начинается она такими словами. Невеста говорит Жених-у: «Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои (по-славянски - сосцы) лучше вина. От благовония мастей твоих имя твое — как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя. Влеки меня, мы побежим за тобою; — царь ввел меня в чертоги свои, — будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя!» (Песн. П. 1, 1-3). Так Невеста - христианская душа - желает, чтобы Бог лобзал ее лобзаньем уст своих, то есть, чтобы Бог встретился с ней лицом к лицу. Душа желает, чтобы Бог не через тени, не через кого-то из посредников общался с нею, но чтобы лобзанье Его уст, то есть слово Его, выходящее из Его уст, прекраснейший поцелуй, оно пришло к лицу ее, чтобы она могла встретиться с Ним и стать одним целым.
«Целовать» что значит? Значит - стать цельным, то есть мы желаем стать единым целым с Богом, при этом оставаясь сами собой. Смотрите, при поцелуе человек остается человеком, но он становится единым целым с тем, кого он целует. Здесь происходит не растворение личности в другой личности, а личная встреча, в которой человек узнает другого человека. Например, можно ли узнать человека, ненавидя его? Нет, конечно же. Можно ли узнать другого человека путем вскрытия? Нет, тоже нельзя. При помощи психоанализа можно узнать человека? Нет. Человека можно узнать, только полюбив.
Мы хотим полюбить не человека, мы хотим полюбить Бога. Поэтому инициатива всегда исходит только от Бога. Даже такое желание - полюбить Бога - не смогло бы в нас возникнуть, если бы Он нас не поманил. Об этом говорит следующий стих: «...ласки твои лучше вина. От благовония мастей твоих имя твое — как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя».
Представьте себе, на человека вылили сосуд с благовонием, какой от него исходит аромат! Знаете, иногда в метро или еще где пройдет женщина, и от нее аромат вокруг распространяется. Христос когда приходит, вокруг Него распространяется аромат необычайной силы и красоты, который охватывает всю вселенную.
Почему ласки Христа (по-славянски - сосцы) лучше вина? Сосцы - это знак того, что даже самое начало Его познания - молоко, дающее здоровье и жизнь. Как говорил апостол Павел: «Я кормил вас молоком, а не твердой пищей». И с самого начала учение Христа лучше вина, лучше всех учений земли, которые, как вино, помрачают разум человека. Когда человек напьется вина, его разум становится глуп и туп, человек глупеет и тупеет и теряет возможность ориентироваться в пространстве, начинает шататься. Так и человек, напившийся духовного вина злых духов, напившийся злого земного вина, злых земных учений, - его тоже начинает шатать в разные стороны, он начинает нести глупости, говорит взаимоисключающие вещи. Его начинает крутить, вертеть, он теряет всякую ориентацию во времени и в пространстве и начинает нести всякую ахинею. А самые начатки учения Христова - они отрезвляют, как молоко, поэтому они лучше вина. Сосцы Христа лучше вина.
И дальше говорит певец: «От благовония мастей твоих имя твое — как разлитое миро». Блаж. Филарет Тирский говорит: «Почему же Христос назван разлитым миром?» Это одно из имен Христа - Разлитое Миро. Потому что некогда миро было заключено в сосуд. Представьте себе запечатанный сосуд с миром, он же не пахнет, а когда миро проливается, то аромат его заполняет все пространство. Некогда Иисус тоже был Неразлитым Миром, Божественная природа Его была скрыта от людей. Люди знали о Боге только тени, только те отблески, которые получали от пророков, но пришел тот день, когда Миро было разлито. И Тот, на Кого Оно было разлито, стал называться Помазанником, Христом, Тем, Кто помазан Небесным Миром, Божеством. Это был Тот, чье Человечество было помазано этим Миром. И действительно, аромат этого Мира распространился везде. Обратите внимание, это очень точное сравнение. Господь привлекает к Себе, как аромат, Он не берет, как Мухаммед. Он не мечом загоняет в Царство Божие. Мухаммед говорил, что раньше, мол, Бог посылал со словом, а меня Он послал с мечом. А Христос зовет тонким ароматом, которым влечет за Собой. Он действительно увлекает человека, манит его за Собою - для того, чтобы дать ему свободу. Не для того, чтобы обмануть или лишить жизни разума, а для того, чтобы дать ему жизнь разума, для того, чтобы сделать и его благоуханным.
Кстати говоря, сравнение с миром здесь не только символическое. Дело в том, что, как знают очевидцы, встречавшиеся с Богом, встреча с Богом прекрасна для всех органов чувств человека. Когда Серафим Саровский в Духе Святом явился Мотовилову, тот чувствовал аромат, который был несравним ни с какими духами земли. Недаром наше миро варится из 35 ингредиентов - самые ароматные подбираются, чтобы был самый прекрасный аромат на земле, потому что Бог - это первоисточник ароматов, Миро Благоухающее, Которое благоухает все творение Свое, и это проявляется в самых очевидных вещах. Кто помнит из тех, кто прикладывался к мироточивым иконам, какой от этих икон исходит прекрасный аромат?! Это действительно отблеск и отзвук, некое отражение того первого Мира, излитого на человеческую природу, Мира - Христа, Божественного Мира.
И «... поэтому девицы любят тебя». Те люди, те души, которые сохранили себя в девстве, они любят Тебя. А те души, которые не девицы уже, как вы думаете, они любят Христа? - А мы все, души-то, - все девицы. К сожалению, нет, не девицы. Как тело может блудить с телами мужчин или женщин, так души могут блудить с ложными идеями, ложными богами, с ложными идолами, истуканами. Об этом и говорят пророки. Они обличают Израиль в блуде очень красочно. Как тело оскверняет блуд, так и душу осквернят соединение с ложными богами, с ложными духами, со всякой нечистотой. Не обязательно именно с ложными богами, всякими истуканами, хотя и сейчас такое бывает. Помните, как 1 мая наши доблестные анпиловцы ползали на коленях вокруг бронзовой статуи Владимира Ильича и просили у этой статуи прощения за то, что дали развалить Советский Союз? Если это не идолопоклонство, то что же это такое? Когда душа растлевается злом, когда она служит истуканам зла (как говорится в каноне Андрея Критского: «я стал самоистуканным страстями», то есть стал сам для себя истуканом), тогда душа человека уже перестает быть девицей. Он уже не бежит за Христом, для него, как говорит апостол Павел, этот благовонный аромат Христа воспринимается как запах, ведущий к смерти. Для любящих Христа, для любящих Истину, для любящих Бога, для них Христос - это аромат, ведущий к жизни. А для ненавидящих Христа - это аромат, ведущий к смерти. Они боятся и ненавидят и не бегут за Христом, а бегут от Него. На самом деле можно сказать, что люди перед лицом благоухающего Христа определяют, как у них органы чувств духовных - здоровы ли? Если здоровы, то человек бежит за Христом и получает исцеление, а если у него органы чувств извращены, то с ним происходит то же, что и у женщин во время беременности. Они могут есть самую вкусную пищу, а она им гадкой покажется, идиосинкразия возникает. Так человек может страдать и духовной идиосинкразией. Он воспринимает Христа - прекраснейшего из сыновей человеческих, благоуханнейшего и величайшего - как что-то жгучее, противное, ненавистное. Это связано с тем, что человек разлагается изнутри, у него душа распадается, гниет. И поэтому его собственная гниль, к которой он привык, она проявляет свою мерзость в сравнении с благоуханием Христа. И если человек выбирает гниль, то для него аромат Христа становится невыносимым.
Девственные души любят Христа. «Влеки меня, мы побежим за тобою; — царь ввел меня в чертоги свои...» (Песн. П. 1, 3). Итак, душа говорит: «Ты влеки меня, и я побегу за тобою». Так происходит в христианстве: Жених - Христос влечет, а мы должны за ним бежать. Но мы часто говорим: «Влеки меня, тащи меня за собой на веревке, я буду сзади болтаться как не знаю что, как болван деревянный, как собака». А Христос хочет, чтобы, когда Он поманил нас, мы с радостной готовностью устремились вслед за Ним. Так и происходит: когда человек приходит ко Христу, Бог его манит, дает ему свою благодать, ничем не заслуженную, и смотрит, побежит ли за Ним душа или не побежит. Если не побежит, Бог начинает ее наказывать, а если побежит, то начинает ее поддерживать. Когда человек бежит, он может запыхаться, споткнуться, но он встанет и побежит дальше. Как на исповеди: когда мы исповедуемся, наша задача - бежать дальше. Тогда введет нас Царь в чертоги свои. Мы не должны просто стоять на месте и заниматься отжиманием: упал, отжался, встал, упал, отжался, встал. Надо бежать, и, если даже споткнулся и упал, надо встать и бежать дальше, никогда не прекращать двигаться на пути к Создателю. Царь уже ввел душу в чертоги свои. И это движение начинается, когда человек вводится в чертоги Царя.
Что же это за чертоги таинственные, в которые человек уже сейчас входит? Это, конечно же, Православная Церковь. Это действительно прекраснейшие чертоги Царя, дворец Царя, в который человек входит, и только тогда начинается настоящий бег за Богом. Все пути, которые вне этих чертогов, они еще вне пути к Богу. А когда входит человек в Церковь, тогда начинается настоящее восхождение, начинается настоящий бег, который, как мы увидим из самого последнего стиха «Песни Песней», никогда не заканчивается. Это бег, который влечет нас в вечность, который будет продолжаться вечно. Если становится тяжело молиться, тяжело добрые дела делать, надо заставлять себя бежать дальше, бежать, а не идти вразвалочку и не ползти по-пластунски, бежать, то есть вкладывать все силы. Когда вы все силы вложите, тогда будет легко. Когда по-пластунски ползете, тяжело.
Итак, «...будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя!» (Песн. П. 1, 3). Как вы думаете, зачем должен человек приходить к Богу? - Для того, чтобы восхищаться и радоваться Им. Не для того, чтобы, например, Он от наркомании избавил. Бог принимает и тех, кто приходит ради этого. Бог у нас смиренный, никаких претензий у Него к нам нет. Но если человек остается только ради того, чтобы Бог ему все время что-нибудь делал, то есть все время говорит: «дай, дай, дай», - в такой ситуации Бог отходит от него, потому что человек слишком мало Его ценит. Действительно, человек должен уметь восхищаться и радоваться Богом. К сожалению, когда христиане утрачивают это чувство, у них душа умирает. А почему? Потому что они не хотят бежать. Когда человек ползет, ему сложно восхищаться Богом, он Его не видит. Он видит травку или грязь, по которой он проползает, холмики грязные. А когда он бежит, он видит Бога, за Которым бежит. Помните, как говорит апостол Павел: «...стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3, 12-14). Именно так нужно идти христианину: всегда забывать о прежнем и бежать к новому, бежать ко Христу, чтобы веселиться и радоваться Им, Ему. Вот в этом христианство. Не в том, что мы какое-то количество поклонов побьем, не в том, что мы ревностно посты будем соблюдать, а потом ходить и этим гордиться. Такое христианство фарисейское, к истинному христианству не имеет никакого отношения. Эти ступени, может быть, и неизбежны для начала, но их нужно переходить, нужно подниматься выше.
Вопрос: а как можно восхищаться и радоваться?
Ответ: очень просто. Вот, мы радуемся: «Христос воскресе! Какая радость! Слава Тебе, Господи, Боже, что Ты воскрес из мертвых!» Церковь же нас учит на каждом всенощном бдении, на каждой утрени нас учит! Помните: «Хвалим Тя, благословим Тя, славословим Тя, благодарим Тя Великия ради славы Твоея». Потому что «ТЫ есть», потому славим, не за то, что «ТЫ для нас сделал», а за то, что «ТЫ есть», за это славим. Как мы Тебя встречаем, как Тебя чувствуем. Единственное достаточное для нас чувство - это радость, которая превышает все. Почему Церковь ограничивает человека в каких-то вещах? Потому, что Церковь не хочет, чтобы люди растрачивали свои силы на всякую ерунду и глупость. Как говорит Василий Великий: «Если у человека душа простая, то есть не состоящая из кусочков.». Поэтому чем больше человек привязывается любовью к земному, тем меньше остается любви для небес. И тогда любовь к земному превращается в терновник, который заглушает все. А когда человек радуется и веселится пред Богом, тогда он начинает понимать, как правильно относиться и к близким своим, и к дальним, и к себе самому, он во всем начинает видеть Христа. Поэтому и говорит Невеста: «достойно любят тебя». Кто достоин любви по природе своей - это Бог. Вот нас любит Бог и недостойных, мы совершенно не достойны, чтобы нас любили. Он любит нас потому, что мы Его творения, а не потому что мы какие-то особые качества имеем. Многие люди считают себя очень хорошими, некоторые говорят: «Какой я умный, Бог меня за это любит» или: «Какой я духовный человек, Бог меня за это любит» и обижаются, когда узнают о том, что Бог любит всех нас не за наши заслуги, причем узнают об этом, когда Бог им популярно объясняет, что все качества, которыми они гордятся, вовсе не им принадлежат. Оказывается, Бог любит не за это, а любит совершенно незаслуженно, потому что люди - Его творение. Единственный, Кто достоин любви, это Жених - Христос.
Далее Невеста обращается к дщерям иерусалимским. Кто такие дочери иерусалимские? Это -ангелы, дочери Небесного Иерусалима, наши старшие братья, которые ликуют пред лицом Бога, граждане Небесного Иерусалима. К ним мы должны присоединиться снова. Невеста говорит: «Дщери Иерусалимские! черна я, но красива, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы. Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня: сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, — моего собственного виноградника я не стерегла. Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты? где отдыхаешь в полдень? к чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих?» (Песн. П. 1, 4-6).
Невеста оправдывается: «черна я, но красива». Человеческая душа черной стала, так как ее опалил грех, на она тем не менее красива, потому что на ней отпечаток Бога, воплотившегося в Сына Божия, по которому она создана. Образ Сына, образ Божий на ней отпечатан, поэтому она, хотя и черная, но не утратила красоты Образа. Как говорит архимандрит Софроний Сахаров, у человека есть страшное искушение: когда он погружается в глубины своей души, он может принять себя за Бога. Человеческий ум очень красив, потому что он является отсветом, отблеском ума Божия, хотя он извращен, и искажен, и испачкан. Поэтому душа человеческая, хоть и черна, но красива, сравнивается с шатрами Кидарскими, шатрами самых дальних кочевников, на дальнем севере, в глухой пустыне. Она черна, но красива, как шатры Кидарские, как странница, странствующая вдали от Бога, которая ничего основательного не имеет. Черна и красива, потому что состоит из двух народов - из языческого, идолопоклоннического и из еврейского, который дал пророка Давида. Потому и сравнивается с шатрами Кидарскими и с завесою Соломона - как два народа, которые вошли в одну Церковь.
И дальше Она говорит ангелам: «Не смотрите на меня, что я смугла», - то есть это не ее природное свойство, греховное. Об этом говорится в Писании: человеку не свойственно быть греховным, человеку не свойственно быть смуглым, черным. Грех и зло - это внешнее, это нечто, наросшее на человеке, это наросты и извращения, это не природное свойство человека. «Не смотрите на меня, что я смугла; ибо солнце [солнце зла] опалило меня» - меня опалило солнце, гнев Божий опалил меня.
«...сыновья матери моей разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, — моего собственного виноградника я не стерегла». Кто они такие - жестокие сыновья матери, которые разгневались на нее и поставили ее свои виноградники стеречь? - Это злые духи, бесы, которые раньше и были такими же прекрасными ангелами, как и дщери иерусалимские, но которые стали нечистыми злыми духами, тиранами, за свое отступничество. Итак, они «поставили меня стеречь виноградники» - они заставили работать на себя, служить себе, работать не на Бога, а на себя, потому что «моего собственного виноградника я не стерегла». Вспомним, когда душа не стерегла свой виноградник, свой сад? В раю Адам не смог сохранить своего собственного сада. И поэтому стал копаться в чужом саду, стал наемником у других господ, рабом, стал служить злым нечистым духам, потому что не стерег своего собственного виноградника, и стал черным и смуглым, его душа почернела.
И теперь душа обращается к Богу: «Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты?» - Где Ты пасешь людей, покажи мне, где находится Твое пастбище, на котором Ты пасешь своих людей.
«Где отдыхаешь в полдень?» - то есть где Ты покоишься в своей сверхсияющей мощи. Полдень - знак полноты сияния Божия. Где Ты находишься, переполненный сиянием, где находится место Твоего покоя? Где я могу найти Тебя? Покажи мне Ты, потому что без Тебя я не найду этого. На самом деле глупы те, которые выдумывают свои религии, потому что они пытаются своими силами прорваться туда, куда они сами никогда не смогут войти.
«К чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих?» - к чему мне скитаться около стад чужих богов, служить чужим богам? Я хочу найти Тебя, но не могу найти Тебя. Моя душа рвется к Тебе, но сама я найти не могу, мне нужно, чтобы Ты сам нашел меня. Никто, ни один человек никогда не сможет найти Бога, если Бог сам не найдет предварительно человека.
И ангелы отвечают: «Если ты не знаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец и паси козлят твоих подле шатров пастушеских» (Песн. П. 1, 7). Славянский текст более точен: «Если ты не знаешь себя, прекраснейшая из женщин.». Только через вхождение в свое сердце ты можешь найти Бога. Не потому, что Он там есть, а потому, что там находится дверь, ведущая к Нему. Если ты не знаешь себя, не познал себя, своего состояния, не увидел, кем ты стал, если ты не понял, кем ты был и кем ты стал, не осознал, в каком состоянии ты находишься, тогда ты не можешь никогда найти Бога. Тогда занимайся тем, чем раньше занимался, иди по следам своих овец, копайся в земле, будь таким же человеком, будь таким же привязанным к земле, как пастухи.
И здесь уже вступает Жених, Который Сам находит свою Невесту, Он говорит: «Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя, возлюбленная моя. Прекрасны ланиты твои под подвесками, шея твоя в ожерельях; золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками» (Песн. П. 1, 8-10). Интересны слова: «кобылица моя в колеснице фараоновой». Если ты Моя кобылица, то почему находишься в колеснице фараоновой? Непонятно, о чем идет речь, если воспринимать буквально. Действительно, душа стала подобна кобылице: как кобылу несет ее в разные стороны, как говорил пророк Иеремия: «Все вы как лошади ржете, каждый на жену ближнего своего». И душа, хотя она и Божия изначально, стала кобылицей в колеснице фараона. А кто же такой фараон? Конечно же диавол, величайший фараон, царь Египта духовного, области тьмы. И человек стал кобылицей в колеснице фараоновой, хотя он изначально Божий. Сначала был Божий, но стал полностью управляем фараоном. Знаете, как кобылицей управляют? Вкладывают в рот удила, куда повернет возничий, туда она и смотрит, туда и едет. Так же и человеку удила диавол вложил, сел на него и поехал и скачет, куда ему хочется. Но при этом надо помнить, что диавол не любит эту душу, хотя она и стала его кобылицей, потому что знает, что она по природе не его, а Божия. Душа принадлежит Богу изначально, поэтому диавол ненавидит эту душу, хочет ее убить. Поэтому Бог и говорит: «Когда я тебя нашел, ты была подобна кобылице в колеснице фараоновой».
И затем: «...я уподобил тебя, возлюбленная моя» - ты становишься моей возлюбленной.
А дальше он говорит: «Прекрасны ланиты твои под подвесками». Что же окружает голову невесты, какие прекрасные подвески ограничивающие? Закон Божий, который и ограничивает невесту, и является украшением ее? Измененный разум становится подвесками для невесты. С чего начинается обращение ко Христу? Смотрите, очень точно - с того, что меняется разум, не с того, что чувства меняются. То, что построено на чувствах, оно очень быстро рушится. А по-настоящему человек становится прекрасной невестой, начинается тогда, когда Христос надевает ему на голову прекрасные «золотые подвески», то есть золотое мышление, меняет способ мышления у человека. Тогда его щеки становятся красивыми - «прекрасны ланиты твои», - способными даже стыд ощущать.
«...шея твоя в ожерельях...». - Дальше что Бог делает? Он надевает на шею человека ожерелья красивые в знак чего? То есть, Бог приучает человека к смирению. Если у человека гордого шея медная и железный затылок, как говорит Писание, то у человека, верного Богу, шея как воск. Она сгибается легко, то есть полностью покорна Богу. Человек, вместо того, чтобы закусывать удила и нестись в колеснице фараона, становится слугой Божиим, которого Бог украшает прекрасным ожерельем.
И дальше Бог говорит: «Золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками» (Песн. П. 1, 10). Мы сделаем подвески, которые сможем тебе на уши подвесить, с серебряными блестками. Почему еще не цельнозолотые? Мы тебе вкладываем Откровение Наше, но оно еще не цельное, не совершенное, потому что ты не способна познать всей полноты Откровения. Сначала Мы даем тебе азы. Как Господь учил Церковь? Он дал ей сначала золотые подвески Закона с серебряными блестками, еще несовершенное нечто, «повесил на уши», для того чтобы приучить тем самым к слушанию, хотя бы так начать обучение человека. Так вот, когда человек приходит в Церковь Православную, он тоже начинает с каких-то азов, с книжечек, например «В помощь кающемуся», «Как вести себя в Церкви». Это действительно вещи хорошие - «золотые подвески с блестками серебряными», но это только начало, потому что это ведет к более далеким путям, путям богоуподобления.
Итак, невеста отвечает: «Доколе царь был за столом своим, нард мой издавал благовоние свое. Мирровый пучок — возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает. Как кисть кипера, возлюбленный мой у меня в виноградниках Енгедских» (Песн. П. 1, 11-13). - Пока Царь, Бог, покоился за Своим столом, за трапезой, «нард мой издавал благовоние свое», то есть тот дар Духа, который вошел в меня, благоухая, тогда, когда Царь был за трапезой. А когда человек приходит к трапезе Царя, начинает благоухать? Во время причастия, тогда действительно душа начинает расцветать, начинает благоухать, как нард, спрятанный в одежде, как благовония, спрятанные в одежде. И когда я причащаюсь, мирровый пучок, благовонное миро - это «возлюбленный мой у меня, у грудей моих пребывает». Даже еще точнее: между персей, между грудей моих пребывает. Где это - между грудей? В сердце, конечно же. Когда возлюбленный у меня в сердце, когда Христос входит в мое сердце через Причастие, Он становится похожим на миро, Он начинает облагоухать всю природу мою, начиная с груди. Одновременно Господь разум, и душу, и сердце трогает и со всех сторон начинает разгром врага, на человека действующего. Он переделывает всего человека, облагоухает его, делает его чудесным сосудом благовоний.
Жених, когда видит Невесту в таком виде, говорит: «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные» (Песн. П. 1, 14). То есть, когда благоухание миро вошло в тебя, ты приобретаешь глаза голубя. Почему голубя? - Глаза Святого Духа. У человека меняется созерцание мира. Обычно у человека какие бывают глаза? «Руки загребущие, глаза завидущие» - глаза у него все время «хапают». Это даже видно, люди иногда глаза прячут, чтобы другие в них не заглянули, поэтому они ходят в темных очках. Они начинают все судорожно ощупывать глазами, взгляд становится такой жадный, бывает взгляд раздевающий, то есть глаза человека пожирают все вокруг, одержимые страстью блуда или гнева или страстью сребролюбия или чем-то другим, - глаза не Божьи совсем. А когда Бог входит в человека, у него начинают меняться глаза, и это видно. Глаза человека начинает преобразовывать Святой Дух. Человек начинает искать, что полезно, что Богу угодно, что прекрасно. Это следующая степень, которую хочет Жених от Невесты. Чтобы наши глаза, наше зрение отыскивало только прекрасное. Есть люди, которые всегда и везде плохое ищут, везде ищут жидовский заговор, всякие пакости, - они одни против всех. Как пел Гребенщиков: «лихо жить, когда ждешь войны с той стороны». Действительно, когда человек ждет со всех сторон нападения, он везде видит врагов. Потому что не те глаза. Что внутри, то и снаружи человека. Настоящим христианином человек начинает становиться, когда приобретает «глаза голубиные». Когда начинает отыскивать, что хорошо, а не то, что плохо. У некоторых людей есть страшная страсть - поиск врагов, заразы в книжках, заразы в людях, в каких-то идеях и т.д. Такие могут заниматься годами, десятилетиями этой «замечательной» страстью. Это значит, что они не прекрасные, не возлюбленные, у них глаза не те совсем. А нужно, чтобы глаза были голубиные, тогда человек будет отыскивать самое прекрасное, что угодно Святому Духу.
Невеста отвечает: «О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен! и ложе у нас — зелень» (Песн. П. 1, 15). То есть, Ты прекрасен Сам по Себе и любезен, то есть Ты очень деликатный Бог, очень обходительный. Когда человек общается с Богом, он чувствует, что Бог - сама любезность, очень учтиво общается с человеком. «И ложе у нас зелень» - то есть, когда человек сенситивно общается с Богом, все вокруг начинает цвести. Когда Бог входит в сердце человека, вокруг него начинает все зеленеть. В день Святой Троицы храмы украшают березками, символом вечной жизни, которая в день Пятидесятницы сошла на эту землю. Когда человек становится богоподобным, вокруг него все расцветает. Как отличить настоящего старца от ложного старца? Как отличить настоящего богоугодного человека от ложного благочестия? Настоящий старец всегда полон радостью и вокруг себя сеет жизнь, около него все ликуют, веселятся, люди начинают подниматься с колен, они начинают оживать. А лжестарец, или просто лжепророк, наоборот, везде сеет панику и смуту, потому что он не встретился с Богом.
И дальше: «кровли домов наших — кедры, потолки наши — кипарисы» (Песн. П. 1, 16). Что за «дома» такие, в которых душа человека с Богом встречается? - Церковь. Почему кровли домов - кедры, а потолки - кипарисы? Потому что Церковь обладает благоуханной добродетелью, а потолки наши, буквально, - стропила из кипариса, не гниющего благовонного дерева. Что это за балки, стропила, на которых держится крыша Церкви? - Это православные догматы, которые не гниют, никогда не меняются и издают прекраснейшее благоухание. Вот так люди встречаются с Богом.
Невеста дальше говорит: «Я нарцисс Саронский, лилия долин!» (Песн. П. 2, 1). Жених говорит: «Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами» (Песн. П. 2, 2). Действительно, когда человек встречается с Богом, он становится похожим на нарцисс -очень красивый, хотя и «заезженный» сейчас у нас цветок, и лилию долин. Это весенние цветы. Когда человек встречается с Богом, у него в душе начинается весна. Сейчас, накануне недели святого Фомы, мы слышали такие слова: «Днесь весна душам, потому что Христос воскрес из мертвых». Действительно, когда человек встречается с Создателем, он становится похожим на цветок, который расцветает среди полей, то есть он никем не обрабатывается, он вырастает сам. Бог подчеркивает, что у Него дело происходит таким образом: у Него не происходит никогда никаких надломов, никаких резких движений, у Бога все растет само по себе. Одна из притчей Евангелия от Марка говорит, что Царство Небесное подобно тому, как человек посеял семя на поле своем. Встает он и приходит днем и ночью. Он не знает - не видит, как семя растет, пускает отросток, потом колос, потом зерно в колосе. А когда зерно созревает, то тогда сразу же посылает серп, потому что настала жатва. Точно так же и здесь говорится, что человеческая душа раскрывается сама по себе, постепенно. Многие люди хотят подогнать человека, срочно сделать так, чтобы стал христианином в 24 часа или святым за неделю, а это не получится - цветок растет постепенно, становится красивым по-настоящему. А если его все время дергать резко, пальчиком ковырять, он никогда не вырастет. Так же и душа христианская - если ее все время пальчиком ковырять, пытаться лезть, подгонять, пытаться диктовать какие-то регламенты, то она не вырастет. Кстати, посмотрите, как настоящие духовники, такие, как отец Кирилл, например, и другие, - они никогда не будут говорить: «Давай, чего ты там копаешься?», а скажут: «Лучше бы сделать так», - потому что они знают, что душа - это растение, его не вытягивают. Иногда одному человеку сказано одно, а другому другое, разные вещи совершенно. Люди говорят: «Ну, как же так - по-разному». Дело в том, что, если мы за растением будем ухаживать одинаково все время - например, непрерывно обкладывать навозом, обкладывать и обкладывать - сгорит оно и все. То есть, должен быть разный подход к растению в разное время его развития. Так и к человеческой душе в разное время разный подход. Никаких общих правил, естественно, нет.
Человеческая душа должна расти под контролем Бога, Который Сам выращивает ее, как Он выращивает полевые растения. И человек становится «нарциссом Саронским» и «лилией долин», лилией, которая прячется в долинах. Лилия растет не на вершинах гор, а в долинах. А что такое долины? Долина - знак смирения. Никакая душа не вырастет, если она будет выставлять себя наружу. Если человек будет бегать и хвастаться каждым своим подвигом, это будет подобно тому, как если бы человек поставил себя на вершине холма. Любой самум или любой ураганчик - и все, эта лилия будет унесена, а лилия, которая растет тайно, в долине, никем не замеченная, она вырастет. Также и человеческая душа, которая растет в смирении, в незаметности, которая не смотрит даже сама на себя, а смотрит только на Создателя и на то, как убрать то, что мешает ей идти к Богу, - вот такая душа вырастет, как прекрасная лилия, благоуханная, белая и чистая. Здесь лилия - как знак чистоты и невинности. Поэтому, исходя из этого стиха, цветком Божией Матери считается лилия, и Сама Божия Матерь является величайшей «лилией долин» и «нарциссом Саронским».
«Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами», - говорит Жених. То есть, как лилия вырастает совершенно независимо от окружающей среды, даже и в терновнике, так и возлюбленная вырастает независимо от окружающей среды. Очень важно помнить, что никакое окружение не может помешать человеку стать «лилией» или «терновником». Все зависит от человека. И человеческая душа действительно может стать подобной лилии, выросшей среди терна, как Пречистая Дева прекрасным растением выросла среди развращенного еврейского народа. Любой человек может стать богоподобным, прекрасным существом, благоуханным, благовонным, белым и сияющим.
Невеста говорит: «Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени ее люблю я сидеть, и плоды ее сладки для гортани моей. Он ввел меня в дом пира, и знамя его надо мною — любовь. Подкрепите меня вином, освежите меня яблоками, ибо я изнемогаю от любви. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня»
(Песн. П. 2, 3-6).
Итак, Невеста говорит, что возлюбленный ее похож на яблоню, как яблоня среди лесных деревьев. Лесные деревья приносят кисленькие плоды, невкусные и несъедобные, а яблоня приносит сочные, сладкие плоды. Также Бог истинный - единственный, Кто может дать настоящие плоды человеку. Человек может искать истину жизни в философии, в культуре, в искусстве, в разных ложных религиях. Но где бы он их ни искал, он найдет несъедобную кислятину, что-нибудь вяжущее найдет, горькое, а яблок освежающих он не найдет. Единственно, где яблоки он может найти, - у Христа, Который действительно подобен настоящей яблоне в саду. Кстати говоря, к этому образу - яблоне - восходят наши сказки. Потому что сказки наши - очень христианские на самом деле.
«В тени ее люблю я сидеть...» (Песн. П. 2, 3). В какой тени? То есть, под покровом Бога я люблю пребывать. Христианин должен знать, что есть время действовать, а есть время быть в покое. Человек, который непрерывно действует, может проскочить мимо Христа. Человек должен уметь упокаиваться. Недаром есть заповедь Божия о субботнем покое. Зачем она была дана? Не только для того, чтобы человек отдохнул, а для того, чтобы он с Богом побыл. И здесь христианская душа говорит: «В тени Христа я люблю сидеть». Хорошо быть с Христом, просто сидеть, отдыхать с Ним. Я часто советую после причастия уходить в лес или куда-нибудь в тихое спокойное место, чтобы побыть наедине с Богом. Не бегать, не носиться никуда, не заниматься кипучей деятельностью, а уметь остановиться. Многим людям этого не хватает. Некоторые люди вообще не умеют действовать, а некоторые деятельны чересчур -крутят, вертят, носят, они непрерывно все организуют, строят, а о Боге они забыли, заняты суетой.
«...и плоды ее сладки для гортани моей». Какие плоды Христа? Помните, об этом Апостол говорит: «Плод же духа - любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, милосердие, вера, воздержание». Они действительно сладки для нашей гортани, то есть для нашего ума, для нашей души, они дают необыкновенную сладость в буквальном смысле этого слова. Человек, сделавший доброе, ощущает сладость, он ее может почувствовать явно, тем более – ощущение сладости будет в его душе. Замечательное качество одобрения совести. Не ругань совести, что чаще мы слышим, а одобрение совести. А когда человек делает добродетели - не просто добрые дела, а добродетели, то есть добрые дела, вошедшие в привычку, - тогда он ощущает сладость, которая не сравнима ни с чем на земле. «Он ввел меня в дом пира.» (Песн. П. 2, 4), ибо храм православный - это дом пира настоящий.
«...и знамя его надо мною — любовь». Какое знамя над нами Любви вечной между Богом и людьми? Это Крест. Это и есть - знамя Любви, которое Бог поставил над нами. Знамя вечной Любви, которая свела Его с небес и привела на Голгофу, чтобы единственный невинный, единственный святой, не заслуживающий никакого наказания, умер за виновных, чтобы оправдать их Своею собственной Кровью. Поэтому-то Крест, действительно, - это знамя Его Любви вечной.
«Подкрепите меня вином...» (Песн. П. 2, 5). Каким? - Кровью Господней. «. освежите меня яблоками.» - то есть добродетелями.
«. ибо я изнемогаю от любви», потому что человек, когда Бог его восхитит, может дойти до такого состояния, о котором говорил святой Ефрем Сирин, он молился: «Боже, умерь во мне волны благодати Твоей, потому что я не могу уже их переносить, потому что слаб я». Ты слишком сильно влечешь меня, Ты слишком прекрасен. Для меня непереносимо становится Твое присутствие, если Ты Сам меня не укрепишь. Для того, чтобы человек встретился с Богом, он должен быть сам укреплен Богом, потому что Бог действует через него. Он должен пить вино Божие в доме пира, то есть Кровь Христа, и подкрепляться яблоками, то есть евангельскими добродетелями, потому что иначе человек изнеможет. Собственно, почему Бог не является каждому из нас в явном виде? Потому что мы изнеможем от той необыкновенной любви, которая изольется на нас. Его любовь невыносима для человека, если он не укреплен изнутри. Зачем нужны добродетели? Для того, чтобы мы могли встретиться лицом к лицу с Богом. Укрепиться, быть пронизанными жизнью. А так мы слишком слабы, смертны, чтобы с Ним встретится, слишком разложены, слишком гниловаты, чтобы с такой Силой, такой Красотой встретиться. Мы слишком уродливы, чтобы встретиться с таким прекрасным Обликом и не изнемочь.
И вот Невеста говорит: «Левая рука Его у меня под головою, а правая обнимает меня» (Песн. П. 2, 6). Если вы представите себе эту позу, то поймете, что буквальное толкование здесь невозможно, то есть если вы левую руку подложите под голову, а правой попытаетесь обнять, то это будет очень трудно сделать. Но здесь идет речь о чем? Что левая рука Бога у меня под головою. Так что это за левая рука Бога? У Христа левая рука связана с чем? Помните, в конце времен люди встанут по правую и по левую руку Христа? Тем, кто по левую руку, что Он скажет? «. идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25, 41). А тем, кто по правую руку, скажет: «. приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34). Итак, левая рука - это угроза наказания, она поддерживает голову, то есть не дает возможности человеку забыть о страхе Божием, предотвращает возможность скатиться к панибратству по отношению к Богу, что само по себе глупо. Страх - это такая мера, которая не дает человеку скатиться на низкий уровень, на уровень животного. Левая рука поддерживает голову, она необходима как поддержка. Как только человек начинает опускаться, голова начинает склоняться - страх Божий поддерживает голову. Как только мысль начинает к земле
прилипать, левая рука напоминает: «А ну-ка вспомни, что уготовано для тех, кто по левую руку стоит?» Поэтому в одном месте Писания она называется «воловьим погоняем» - это такая острая палка. То есть, страх Божий, страх наказания необходим, чтобы нам в себя прийти, когда нас понесло. Как нас кольнут страхом Божиим, сразу человек в чувство приходит, головой потрясет, в себя придет. Но правая рука, то есть награды Божии, они окружают человека со всех сторон, потому что они задуманы были до сотворения мира, и они встретят человека после конца мира; они окружают человека, обнимают со всех сторон. Милость Божия - она идет всегда, а наказание Божие нужно христианину как нечто погоняющее, отрезвляющее.
«Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, сернами или полевыми ланями: не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно» (Песн. П. 2, 7). Ангелам Бог говорит: «Заклинаю вас... сернами или полевыми ланями.» Что же это за животные, почему именно на них указывается? В древнем предании говорится, что они не любят змей, топчут змей, некоторые даже от ярости пожирают змей. Поэтому, когда они пожрут змей, они бегут к источнику, чтобы напиться, от жажды. Не знаю, насколько это так, но смысл вот каков. Бог говорит: «. не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно». То есть, пусть она почивает во Мне, пока она похожа на серну и полевую лань. Пока она уничтожает змей, она может находиться в покое. Пока человек держится, уничтожая врагов своих, он находится в покое, а если он прекращает быть серной и полевой ланью и начинает со змеями дружить, вот тогда Бог за него и берется.
О следующей встрече человека с Богом мы поговорим в другой раз. Это вторая глава, начиная с восьмого стиха. Когда внезапно приходит Жених, и Невеста пытается с ним заигрывать, кокетничать. Сначала немного на себе зацикливается, и Жених уходит сразу же. Тогда Невеста начинает поиски Жениха. Но об этом поговорим в следующий раз.
Вы помните, что душа в самом начале, когда Бог призвал ее, она радуется пред лицом Создателя, и как Небесный Жених, Христос, ее обнимает. Правая рука обнимает ее, а левая под головой у души. То есть, обещание вечной жизни охватывает человека со всех сторон, а разум его поддерживается памятью о наказании, которое предназначено для тех, кто отверг благодать. Вообще, память смертная, память вечного огня является таким отрезвляющим действием, которое приводит в себя человеческую душу. Но она начинает расслабляться, если не помнит о Суде, который ждет каждого человека.
И дальше душа описывает, как Сам Бог идет навстречу человеку. Слова, которые мы дальше будем читать, касаются не только человеческой души, но и всей Вселенской Церкви, потому что невеста Божия - это и душа, и Церковь. Здесь нет никакого противоречия, потому что душа становится невестой Бога только потому, что она часть Вселенской Церкви. И мы все соединяемся с Богом не поодиночке, не как голые индивидуалисты, как протестанты думают, что «я принял Иисуса как личного спасителя - и все, у нас вечный контакт, и мне все равно, что будет с остальными». Люди спасаются вместе в единой Вселенской Церкви. И для нас свои - все святые, для нас свои - все умершие, все живые, для нас свои даже те люди, которые еще не родились, потому что они до сих пор придерживаются слова Божия, они живут в Боге уже сейчас и здесь.
Итак, душа говорит: «Голос возлюбленного моего! вот, он идет, скачет по горам, прыгает по холмам. Друг мой похож на серну или на молодого оленя. Вот, он стоит у нас за стеною, заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку. Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал;
цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно. Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники, а виноградники наши в цвете» (Песн. П. 2, 8-15).
Как постепенно подходит Бог: сначала мы слышим голос возлюбленного, который идет. Сначала Бог издает некоторый звук, Он призывает человека издали. Каким это образом? И Церкви Он призвал сначала через голос Пророка, который неясно еще открывает нам Откровение Божие. Но и потом Господь открывает Себя через Свой голос. Он являет Себя человеку в ощущении красоты Заповеди Божией. Мы не привыкли заповедями Божьими любоваться. А ведь есть прекраснейший псалом, который Церковь настолько любит, что употребляет в своем богослужении каждый день. Это 118-й псалом, самый большой псалом в Псалтири. «Блаженны непорочные в путь, ходящие в законе Господнем.». Весь этот псалом описывает красоту Божьего Закона. Царь Давид - он любуется Законом Бога. Понимаете, он его не просто выполняет. Вот мы привыкли как? Мы видим Закон, и мы его, может быть, скрепя зубы, но выполняем. Нам тяжело его выполнять, иногда более-менее легко. Но чтобы любоваться Законом Божиим - это редко с нами случается. А ведь Закон Божий чрезвычайно изящен, он красив, и он крепок. «Заповеди твои истинны», - говорит царь Давид. В еврейском тексте стоит слово «эмэт»: заповеди Твои истинны, то есть то, на что можно положиться. Это очень важно, потому что многие люди говорят: «Как я могу знать, что такое добро и что такое зло? Какие у меня критерии, на что я могу полагаться?» На самом деле Заповедь Божия действительно очень крепкая вещь, на которую можно положиться, можно опереться и которая никогда не подведет. Которая действительно способна дать ориентиры в жизни.
Вот когда говорят о «нравственных ориентирах». Выражение это просто ужасно воспринимается, но здесь заложено нечто действительно верное. Конечно, в обществе нравственных ориентиров нет, потому что нравственность безбожная никогда не устоит.
Но есть Закон Бога, а Закон Бога - это проявление Его воли. Это - действительно вещь, при помощи которой можно ориентироваться в жизни. И не просто ориентироваться. Закон Бога дает человеку возможность стать твердым. Действительно, как поет стихира про некоторых мучениц: «Ты адамантову твердость прияше», - то есть ты женщина, точнее, девочка (многие мученицы были младше нас, лет по 17-18, даже и по 12), стало быть, девчонка просто, а ты стала крепче алмаза. Почему? Потому что Закон Бога сделал человека крепким. Но это еще только голос возлюбленного Бога, Который идет издалека. Закон прекрасен, он дороже драгоценных камней, он красивей топаза, он драгоценней золота и серебра, но это только голос Возлюбленного, Который идет. Зачем нужен Закон? Закон для того и нужен, чтобы расслышать голос Возлюбленного, чтобы услышать голос Бога, Который идет за человеком. А суть в чем? Суть в том, что человек сам лично встречается с Создателем, потому что Бог стал человеком для того, чтобы воссоздать человека, для того, чтобы человек узнал Того, по образу Которого он создан. Человек создан по образу Божьему. А Кто образ Божий? Иисус Христос - это природный Образ Отца, и Он пришел для того, чтобы мы по Нему жили. Не просто по Его словам. Да, сначала были слова, драгоценные, прекрасные, слаще меда и сотов, которые подобны ключевой воде в жару, которые подобны свежему воздуху после раскаленного московского асфальта. Но это еще только голос Возлюбленного, Который издалека зовет.
Бог начинает с того, что приучает человека к добрым делам. Добрые дела становятся
приятными для человека. Когда он начинает наслаждаться Законом Божьим, находить услаждение в Законе Божьем, тогда человек уже может встретиться и с Самим Богом. Каким образом? Видит он, что Возлюбленный идет, не просто идет, Он идет, скачет по горам, перескакивает на холмы. То есть, Господь попирает, Он топчет, с одной стороны, всех злых гордецов. Бог громит все диавольские силы, когда подходит к нам. Когда Бог приходит, то все враги разбегаются в ужасе. Но, с другой стороны, Бог превосходит всяческие представления человека о высоте, в том числе и о нравственности. Когда человек думает, что он очень хороший, что, сделав как можно больше добрых дел, он таким образом заслужит благоволение Божье, Бог приближается к нему и оказывается выше. Бог, оказывается, выше всех человеческих представлений даже о нравственности. Это не значит, что Бог отрицает человеческие представления о нравственности, что Бог назовет злом то, что мы считаем добром. Он показывает, что наше добро - это слабая-слабая тень от настоящего блага, которым Он является. Потому Бог идет стремительно.
Почему Бог именно «скачет по горам»? Почему Он не идет, не шествует, а именно скачет? Потому, что Бог выше всякой скорости. Мы привыкли считать, что Бог - Он неизменный, что значит - Он покоится. На самом деле покой Бога не сравним с тем, что Он, как иногда человек, никуда не двигается, с нашим покоем. А лучше сказать так, что Бог двигается с бесконечной скоростью, с бесконечной скоростью бежит за человеком. Он действительно -Великий Охотник, Который гоняется за человеком, ищет его везде, на всех путях его. Поэтому сказано, что Он «скачет по горам», Он бежит человеку навстречу, лишь бы и человек немножко двинулся к Нему, чтобы человек чуть-чуть почувствовал сладость богообщения, несравнимую ни с чем.
Дальше: «Друг мой похож на серну или на молодого оленя» (Песн. П. 2, 9). Мы уже говорили в прошлый раз, что по древнему преданию серны и молодые олени - они пожирают змей, они топчут их ногами и уничтожают их, - они враги змей. Христос - Он подобен серне или молодому оленю, потому что, с одной стороны, Он вечно молод, потому что Он неувядающий. Хотя Он и называется «Ветхий днями», но в жизни Он не ветхий. Он - Начальник жизни, Источник жизни. В Нем жизнь кипит, она переполняет все берега. Действительно, Бог вечно юный. Поэтому и сказано про надеющихся на Господа: «обновится, яко орля, юность твоя», -что мы слышим каждый раз не шестопсалмии. То есть, человек, который соединяется Богом, у него юность, как у орла, обновляется, потому что он соединяется с вечно молодым Богом. И первое, что делает Бог, когда подходит к человеку, - уничтожает всех змеенышей, которые в нем обитают. Потому что человек не может соединиться с Богом, если в нем полно змей, если он подобен гадючнику. И вот, Бог начинает уничтожать змей внутри человека.
И дальше душа говорит: «Вот, он стоит у нас за стеною.». Что это за стена, которая отделяет нас от Бога? Это стена природы: нетварная природа бесконечно больше тварной, человеческой. Вы помните, что, когда Господь воплотился, Своим сошествием на землю Он уничтожил три стены, которые стояли между Богом и людьми: разницу природ, стену греха и стену смерти - три стены. И Бог, Он стоит за нашей стеной, Он выше всей нашей природы, Он невместим для нашей природы, Он чрезмерно силен, чтобы наши слабые глаза могли Его увидеть, поэтому Он, соответственно, и невидим, потому что слишком яркий для наших глаз. Поэтому мы Его и не слышим - потому что Он слишком громко кричит, а не потому, что Он тихо говорит. Ему нужно уменьшать Свой голос, чтобы мы Его услышали. Ему нужно уменьшать Свой блеск, чтобы мы Его увидели. И вот, действительно, Он стоит у нас за стеной, за пределами всей нашей природы, не только человеческой, но и за всей материальной природой, даже и нематериальной сотворенной природой. Любое сотворенное существо, материальное или нематериальное, оно не способно само по себе соединиться с Богом, если
Бог не заглянет к нему.
И вот, Бог стоит за нашей стеной, но Он там не остается, за этой стеной. Сначала Он «заглядывает в окно». Бог действительно стоит и заглядывает в наше окно. Каким образом? Он заглядывает в наше сердце, потому что окно, которое ведет к Богу, находится в нашем
сердце.
Он заглядывает в наше окно при условии, что оно будет расчищено. И «мелькает сквозь решетку». То есть, окно должно быть зарешечено. Об этих решетках напоминают и решетки на окнах храма. Это не только оконные ставни здесь, решетки на окнах не только технически необходимы, но они просто напоминают нам на самом деле об одной решетке, которая соединяет нас с Богом. Не разделяет нас с Богом, а соединяет. Что это за решетка? - Это решетка добродетелей. Не просто добрых дел, а добродетелей. Зачем эта решетка нужна? Зачем нужна решетка на окнах? Чтобы не ограбили. Решетка добродетелей, между собой связанных в прекрасное такое согласие, нужна для того, чтобы нашу душу не ограбили духовные воры, которые летают здесь в воздухе. Когда у человека окно зарешечено, тогда Жених и заглянет туда. Вот если оно не зарешечено, тогда Жених скажет: «Видимо, ограбили, кого мне там искать, если там все ограблено?» Но когда Господь видит зарешеченное окно, видит, что в сердце человека добрые дела связаны одно с другим (не одно какое-то доброе дело стоит, как одинокая палочка, которой человек страшно гордится, потому что замечено, что чем меньше добрых дел, тем больше человек ими гордится), когда у него все забрано решетками, изящными, красивыми, вот тогда Жених и заглядывает туда. Зачем? Чтобы показать, что хотя добродетели и прекрасны, хотя они замечательны и ведут ко Мне, но они не Я. Я выше, Я - Источник добродетелей, Я - Тот, к Кому они должны вести; они - путь, а Я - цель».
И дальше Господь говорит, Он заглядывает и говорит. «Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди!» (Песн. П. 2, 10). Почему Господь говорит, что надо выходить? Сначала встать, а потом выходить? Нужно встать от обычной нашей жизни. Мы привыкли жить нашей обычной жизнью, то есть бегаем как белки в колесе. А Господь говорит, что надо, во-первых, встать, а во-вторых, надо выйти. Бога в этом мире не найдешь. Бог не солнце, поэтому в солнце Его не найдешь, Бог не ветер, Бог не цивилизация, Бог не новый мировой порядок. Бог выше всего, поэтому, если вы хотите найти Бога, нужно выйти из мира. Куда? За пределы космоса? Нет, конечно же, - сколько ни лети на ракете, все равно до Бога не долетишь. Есть другой путь, тайный путь, ведущий за пределы мира. Он начинается из глубины сердца, нужно «поднырнуть», чтобы найти этот путь, нужно нырнуть на дно сердца. Господь говорит: «Встань, распрямись, поднимись, вспомни, что ты человек». По-гречески человек - антропос, буквально - тот, чье лицо устремлено к небесам. Человек становится человеком тогда, когда он смотрит в лицо Бога, а если он не смотрит в лицо Бога, то он не человек, а так. Как Аристотель издевательски определял человека - как нечто голое, двуногое, прямоходящее; ощипал бедного живого петуха и сказал, что это натурально человек. А так и есть на самом деле. Человек, живущий без Бога, похож на петуха ощипанного. А когда он лицом к лицу с Богом встречается, тогда он человеком становится. А для того, чтобы встретиться с Богом, надо от грязи поднять лицо и стать лицом к Создателю. Часто человек голову поднимает для того, чтобы сказать, какой я хороший. Голову поднимает, но при этом глаза духовные закрывает, чтобы не посмотреть на Того, Кто над ним. А нужно встать и посмотреть в лицо Того, Кто выше всех, то есть в лицо Бога.
И вот говорит Бог: «Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди!» А почему прекрасная? Потому что человек становится красивым, когда свет лица Божия на его лице
отразится. Именно тогда духовная красота начинает в человеке раскрываться.
Почему «выйди»? «Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей» (Песн. П. 2, 11-12). То есть, время страшной чудовищной зимы - греха - оно окончилось. Дожди искушений с Моим приходом иссякли, враги ушли, когда Я пришел, и человеческая природа начинает расцветать. В буквальном смысле это, конечно же, пророчество об одной удивительной весне, весне Воскресения, когда Христос воскрес из мертвых - об этом Кирилл Иерусалимский говорит.
«. дождь миновал, перестал», - то есть они убежали, все дожди, дожденосцы, точнее. Нечистые, которые обливались нечистыми водами зла, - они ушли.
«. цветы показались на земле», - то есть, наше сердце начало выращивать добрые дела. Зимой много вы цветочков найдете? Может, какой мох и торчит, какие-то мелкие добрые дела, мохоподобные, торчат под снегом, но ничего больше нет. Настоящие цветы появляются, когда наступает весна, когда человек встречается с Богом, когда его душа выращивает прекрасные цветы милосердия, любви, кротости, воздержания, целомудрия, нестяжательности и всех других прекрасных евангельских добродетелей.
И дальше Господь говорит: «. время пения настало». Почему? Вы знаете, что, когда человек находится во грехе, он не может петь Богу. Можно ли петь акафисты, когда у вас совесть вся прогнившая, и она вас обличает? Сможете вы благодарение Богу пропеть? Очень сложно. Об этом говорит царь Давид. Помните 136-й псалом, который поется перед Великим Постом? «Как воспоем песнь Господню на земле чужой». Песни Господу можно петь только тогда, когда ты примирился с Богом. Когда ты не примирился с Ним, ты можешь только кричать: «Боже, помилуй мя грешного!» А когда ты с Ним примирился, тогда наступает время пения. Не время, когда человек начинает опять грешить, как некоторые делают. У них совесть успокоилась после исповеди, и они опять идут делать то же самое. Нет, наступает время для пения. Спрашивают: чем заниматься после причастия? Петь Богу, пока я есть возможность.
Господь говорит дальше: «Время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей». Как говорят все Святые Отцы, горлица - это Иоанн Креститель, прекрасная небесная горлица, которая говорит о наступлении времени покаяния. А покаяние - что это? Покаяние -путь к вечной радости. Покаяние - это не просто самобичевание, как часто понимают. Бичом себя побить, расцарапать себе лицо, сказать: какой я плохой человек, и на этом успокоиться. Покаяние - это перемена жизни. Для того, чтобы человек, раскаявшись в своих грехах, получил радость, то есть Бога. Поэтому сравнивают с горлицей, которая говорит о наступлении весны. Когда нас призывают к покаянию, нас призывают к духовной весне, которая, кстати говоря, не зависит от времени года совершенно, которая может наступить хоть в январе. В самую стужу на душе может быть весна. Удивительная служба Георгию Победоносцу зимнему, она в конце ноября празднуется, и там мы говорим, что сегодня наступает весна для наших душ, память о святом Георгии. Почему? Вроде бы ноябрь, совершенно не весенняя погода. Да потому, что весна душ начинается, когда человек встречается с Создателем.
И он (Соломон) говорит дальше: «Смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние» (Песн. П. 2, 13). То есть, человек весь расцветает как сады, в нем появляются маленькие добродетели, которые подобны смоковнице. И виноградной лозой он становится, то есть лозой Христовой, которая, распускаясь, издает благовоние. Смотрите -еще не принося плоды, только распускаясь. Когда человек встречается с Богом - это только
начало, это ни в коем случае не конец. Многие люди думают: «Вот я покаялся, и все на этом закончилось». Ничего подобного, это только начало пути. Крещение, покаяние - это только начало пути к богоуподоблению, которое дальше описывает душа человеческая.
И дальше Жених говорит: «Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое, дай мне услышать голос твой, потому что голос твой сладок и лице твое приятно» (Песн. П. 2, 13-14). Почему душа называется «голубицей»? Потому что она стала пронизанной силой Святого Духа. Она окрылела крылами Святого Духа - истинная голубица. И она стала кроткой и одухотворенной в прямом смысле этого слова. Не так, как у нас часто говорят: «лицо одухотворенное», а в прямом смысле о-духо-творенная, то есть пронизанная духом Бога, Святым Духом. Поэтому она стала называться голубицей.
Господь говорит: «Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! покажи мне лице твое...». Почему надо показаться под кровом утеса в скалах? Помните, есть такой эпизод из Библии, когда Моисей говорит: «покажи мне славу Твою» (Исх. 33, 18). Бог говорит: «. лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо [тебе]» (Исх. 33, 20-23). Что же это за место под покровом камня? Это когда Господь стал человеком. Когда это исполнилось? Когда Моисей встретился лицом к лицу с Богом, ставшим человеком. Когда Христос стал Камнем Церкви, принял человеческую природу. Но здесь это пророчество имеет и прямой смысл. Где мы по-настоящему с Христом встречаемся? Под покровом утеса, в скале около стен Иерусалима, в пещере Воскресения Господня. Если мы возьмем греческий текст и славянский перевод, то там сказано еще яснее: «Голубица моя в пещере скалы около предградия». В греческом тексте - «около городской стены» - там буквально точно описано место, где человеческая душа встречается со своим Создателем. Мы с Христом встречаемся в пещере Воскресения. Именно около пещеры Воскресения мы можем увидеть Его лицо, и тогда наш голос становится сладким, а лицо становится приятным, когда мы увидим воскресшего Господа. Можно ли сказать, что у мирского человека голос сладкий? По-настоящему сладкий. Что такое настоящая сладость? Это - Закон Бога, который слаще меда и сота, помните? Так вот, посмотрите, как говорят мирские люди: два-три слова, а потом «пи-и-и», два-три слова, а потом «пи-и-и», то есть люди не могут говорить красиво. Я уже не упоминаю о том, что язык у людей не пронизан словом Божиим. Язык у них пронизан мерзкими скверными ругательствами. Потому что от избытка сердца говорят уста. Когда у человека внутри клокочет всякая мерзость, она просится наружу. Можно ли сказать, что у такого человека лицо приятное, а голос сладкий? Скорее, голос у него будет горьким, а лицо уродливо. Недаром светские люди не могут свое лицо в нормальном виде показывать. Если женщина прямо свое лицо маскирует, надевая на него толстый слой штукатурки, чтобы настоящего лица не увидели, эту мерзость его, которая там скрыта, то мужчины то же самое делают, но без штукатурки, - они разрабатывают систему гримас: высокомерная гримаса, презрительная гримаса, блудливая гримаса. Человек все время играет, у него настоящего лица нет, он безликий, потому что грех обезличивает человека в буквальном смысле этого слова. А вот когда человек лицом к лицу с Богом встречается, тогда его лицо становится прекрасным. Не просто красивым, а прекрасным - «сверх-красным», то есть сверхкрасивым. Так вот светилось лицо у Серафима Саровского, так сияло лицо Моисея, есть и множество других примеров. Когда человеку посмотришь в лицо, оно действительно излучает некоторое духовное сияние, оно действительно сверхкрасивое. Почему? Потому что человек встретился с Создателем в пещере Воскресения.
Итак, Бог говорит: «Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники, а виноградники наши в цвете» (Песн. П. 2, 15). Виноградники - это наша душа. А что это за лисы и лисенята? Лисы - это злые дела, а лисенята - это злые мысли. Их нужно ловить, потому что они портят виноградники. Смотрите, как нужно охотиться? Сначала нужно вести охоту на больших злодеев, но на этом не надо останавливаться, нужно отлавливать и маленьких лисичек, которые кажутся такими маленькими, симпатичными, рыженькие такие, хвостиками помахивают. На самом деле, это пример очень жизненный, это пример очень точный. Как, например, приятен помысел зависти. Он так красиво гово