Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Fathers» and «children»: from the dispute to mutual understanding

ОТЦЫ» И «ДЕТИ»: ОТ РАЗНОГЛАСИЙ К ВЗАИМОПОНИМАНИЮ

Д.П.Чистякова

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

E-mail: [email protected]

В статье обоснована актуальность изучения межпоколенных отношений, рассмотрены основные позитивные и негативные черты молодого и старшего поколения. На основе данных исследования ФОМ и ВЦИОМ в период с 2001 по 2014 год сформировано представление о причинах межпоколенных разногласий, а также обоснована тенденция к становлению на путь взаимопонимания. Также описан ряд причин, которые привели к повышению солидарности поколений в последнее десятиление. Тем самым представлен новый формат межпоколенных отношей – субъект-субъектный.

Ключевые слова: поколение, межпоколенные отношения, межпоколенный конфликт, межпоколенное взаимодействие, причины межпоколенной солидарности.

 

FATHERS» AND «CHILDREN»: FROM THE DISPUTE TO MUTUAL UNDERSTANDING


D.P. Chistyakova
Novosibirsk State University of Economics and Management
E-mail: [email protected]

 

The article substantiates the relevance of the study of intergenerational relations, the basic positive and negative features of the young and older generation were considered. Based on these studies and the FOM and VCIOM between 2001 and 2014 formed an idea of ​​the reasons for the differences between the generations and justified trend to becoming the way of understanding. Also disclosed is a number of reasons, which led to an increase in inter-generational solidarity for the last decade. Thus, the new format intergenerational attitude - the subject-subject was presented.

Key words: generation, intergenerational relations, intergenerational conflict, intergenerational interaction causes intergenerational solidarity.

 

Вопрос взаимодействия поколений является актуальным во все времена. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, структура нашего общего устроена таким образом, что мы находимся в постоянном контакте с представителями различных поколений. Причем эти взаимодействия связаны со всеми сферами человеческой жизни: с семьей, работой, социальным окружением, бытом, досугом и др. Во-вторых, тема межпоколенных взаимоотношений является самовозобновляемой и обоюдоострой: одни поколения сменяются другими, «дети» становятся «отцами» [6]. Еще в 1969 году Л. Фойер писал: «Старые и молодые, отцы и дети, зрелые мастера и молодые подмастерья, взрослые работодатели и молодые чернорабочие, старые профессора и молодые студенты со времен первобытного отцеубийства соперничали между собой за господство в обществе. Эта борьба продолжается непрерывно, то скрыто, то явно; она никогда не кончается явным триумфом молодых, ибо к тому времени, когда они побеждали, они уже становились людьми средних лет» [10, c.32].

Каждое поколение характеризуется собственной системой ценностей, взглядов и мировоззрения, которое они готовы отстаивать, однако в условиях возросшего темпа общественного развития жизненные принципы старшего поколения «в подавляющем большинстве утратили свой смысл и практическое значение, и в силу этого не могут быть унаследованы «детьми», поскольку не пригодная им ни для настоящей, ни для будущей жизни» [4, с.57]. В этих условиях трансформируется социальная и культурная реальность: на смену взаимному уважению приходит дерзость и агрессивность, коллективизм вступает в противоречие с индивидуализмом, забота о людях характеризуется заносчивостью, пассивность консервативных «отцов» соседствует с активностью новаторского поколения.

По данных ФОМ (2014 год) современную молодежь отличают от молодежи советского времени такие негативные качества как наглость и невоспитанность (12%), безответственность, меркантильность и лень (по 5 %), безнравственность (4%), отсутствие патриотизма (3%), отсутствие сплоченности, агрессивность и жестокость (по 2%). Среди позитивных качеств называют владение современными технологиями (12%), информированность (10%), независимость, уверенность (10%), активность, целеустремленность (4%) [15]. Возникает вопрос: каким образом при наличии таких взаимоисключающих качеств представителей различных поколений сформировать толерантное, стабильное и динамично развивающееся прогрессивное общество?

Необходимо признать, что в условиях социальной транзитивности на смену безоговорочной опоры на опыт старшего поколения приходит возрастающая активность нового субъекта межпоколенных отношений – молодежи [9]. «Однако, старшее поколение, воспитанное в консервативной традиции не готово воспринимать молодежь как автора создания и трансляции социальной информации» [13]. В этой связи последнее десятилетие тематика научных исследований [1,2,8] представлена в аспекте конфликтогенности и проблем межпоколенного взаимодействия.

Более глубокое изучение данного вопроса привело нас к осознанию того факта, что за последнее десятилетие на смену разногласиям постепенно приходит осознание деструктивности межпоколенных конфликтов, отцы и дети становятся на путь взаимопонимания (табл.1) [11].

 

Таблица 1

Отношение «отцов» и «детей» в период с 2001 по 2014 год

Как вы считаете, какое из следующих высказываний наиболее точно описывает нынешние отношения «отцов» и «детей»? (закрытый вопрос, один ответ)
  2001 г. 2004 г. 2014 г.
Не могут понять друг друга, у них разный опыт жизни      
Могут понять друг друга, поскольку живут в одной стране      
Хорошо понимают друг друга, нет оснований для противоречий      
Проблемы «отцов» и «детей» вообще не существует      
Затрудняюсь ответить      

 

Как показывают данные таблицы 1, в настоящее время треть наших сограждан (31%) считают, что взаимопонимание возможно по причине проживания в одной стране [11]. Однако, следует обратить внимание на тот факт, что солидарность по этой причине по сравнению с 2001 годом упала на 18 %. По нашему мнению, эти данные связаны с растущей глобализацией, расширением границ, и, как следствие, снижению патриотизма. Современная информированность дает нам возможность оценить проблемы, существующие в российском обществе, а также выявить некоторые положительные аспекты жизни в тех странах, в которых мы ни разу не были. Проведенное в 2004 году исследование ВЦИОМ [12] также подтверждает низкий уровень патриотизма молодежи. Всего 7% респондентов старше 45 лет и 18% молодых людей отмечают патриотизм как черту, характеризующую представителей нового поколения. При таком низком показателе любви к Родине мы рискует подойти к снижению уровня солидарности поколений из-за различий в национальном самосознании (для сравнения, 89% людей старшего поколения считают себя патриотами). Однако, в настоящее время (см табл.1) четверть наших сограждан считает, что, в целом, оснований для противоречий поколений нет.

Наконец, одним из важнейших результатов исследования ВЦИОМ [11] является выявление сокращения доли респондентов, считающих, что взаимопонимание невозможно по причине различного опыта – за 10 лет этот показатель упал на 13%. Эти данные свидетельствуют о том, что представители поколений встали на путь осознания различий в опыте, ценностях, взглядах, однако эти противоречия уже не выступают предметом конфликтов. Приходит понимание субъект-субъектности межпоколенных отношений.

С чем же связано повышение солидарности молодежи и старшего поколения, произошедшее за последние 10 лет?

Это обстоятельство может быть связано с несколькими причинами. Во-первых, это появление большего доверия к представителям другого поколения в семье. На смену «как отец сказал, так и будет» приходит осознание того, что «сын-то он мой, да ум-то у него свой». С возросшим уровнем информированности, свободным доступом к сети Интернет, родители осознают, что уровень интеллектуальных ресурсов молодого поколения существенно возрос, и, зачастую, старшее поколение осознает, что дети могут многому научить их [14]. Обращаясь к теории поколений М.Мид [5], на смену префигуративной приходит постфигуративная культура. Вторая причина – экономическая. 2004 год в нашей стране характеризовался в нашей стране экономическим ростом [7, c.9]. Многие молодые люди сумели отделиться от родителей, жить собственной, «яркой» жизнью, ездить в отпуск не «в деревню к дедушке», а в места, где знакомых может и не быть. Таким образом, 2004 год становится годом возможностей для проявления индивидуализма. По прошествии 10 лет в экономической сфере жизнедеятельности возникает ощущение неуверенности в завтрашнем дне [3, с.54]. В этих условиях растет интеграция с представителями старшего поколения. Как никогда важными становятся их заботливость, душевность, верность и бескорыстие. Примером является то, что сейчас многие представители старшего поколения приносят в жертву свою карьеру и свободное время ради внуков, позволяя детям продолжать трудовую деятельность, и, тем самым, не терять экономическую стабильность. Эти причины также являются основанием для позитивной оценки отношений в семье: 35% оценивают их как самые близкие и любящие, 21% как дружеские, еще 14% указывают на «довольно теплые» отношения в семье. Для сравнения, такие категории как «прохладные», «напряженные» и «враждебные» указывают менее 3% наших сограждан в 2014 году [11].

Нам представляется важным подчеркнуть тот факт, что в современных реалиях мы уже не можем говорить о преемственности поколений. Этот вопрос следует рассматривать с позиций взаимопонимания, толерантности и солидарности. Обсуждение этих проблем, становление на путь поиска диалогов между различными поколениями является важным шагом к стабильному и гармонично развивающемуся обществу. Главной характеристикой этого общества является то, что традиционный механизм социального наследования постепенно сменяется инновационными изменениями, приводящими к социальному прогрессу.

Литература

 

1. Болотин И.С. Проблема поколений в российском обществе // Социальные и этнические процессы в развитии общества: сборник научных трудов: в 2 ч. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета. 2013. Ч.1. С.21-23

2. Ганина С.А. Проблемы взаимодействия поколений в русской культурной традиции: философский анализ // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Петрозаводск. 2012. №5(126). С.75-78

3. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2014 год / под ред. Л.М. Григорьева и С.Н. Бобылева. М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. 2014. 204 с.

4. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос. 2001. 696 с.

5. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения / пер. с англ. М.: Наука. 1988. C.226-243

6. Нор-Аревян О.А. Конфликтогенность взаимодействия поколений в условиях социальной транзиции российского общества (Микросоциологический анализ): Дис.... канд. социол. наук: 22.00.04: Ростов-на-Дону. 2003. 169 c.

7. Российская экономика в 2004 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 26) М.: ИЭПП. 2004. 684 с.

8. Сидоров Е.С. Конфликт поколений в контексте процесса развития культуры и общества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. 2013. № 2 (28): в 2-х ч. Ч. I. C. 175-178

9. Старчикова М.В. Межпоколенное взаимодействие в современной Рос-сии / М.В. Старчикова // Социологические исследования. 2012. № 5 (337). С.140-144.

10. Feuer L.S. The Conflict of Generations. The Character and Significance of Student Movement. New York. 1969. 527 p

11. ВЦИОМ: «Отцы» и «дети»: на пути к взаимопониманию? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old2.wciom.ru/index.php?id=459&uid=114890 (дата обращения: 25.10.2016).

12. ВЦИОМ: Кумиры молодежи – звезды шоу-бизнеса, телегерои и олигархи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=854 (дата обращения: 23.10.2016).

13. Грязнова Ю.Г. Конфликтогенность межпоколенного взаимодействия в культуре современного российского общества [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2011. № 2. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/konfliktogennost-mezhpokolennogo-vzaimodeystviya-v-kulture-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 26.10.2016).

14. Игнатова Т.В. Преемственность и конфликт поколений [Электронный ресурс] // Образование и общество. 2005. №3. Режим доступа: http://www.jeducation.ru/3_2005/100.html (дата обращения: 22.10.2016).

15. ФОМ: Противоречивая молодежь: казусы общественного мнения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fom.ru/blogs/11747 (дата обращения: 21.10.2016).



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Препятствующие вступлению в брак
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 401 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2256 - | 2185 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.