Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Эмоция как симптоматика культуры. История, как известно, циклична: пройдя очередное испытание люди сначала ускоряют темпы развития и достигают невиданных успехов в экономике

История, как известно, циклична: пройдя очередное испытание люди сначала ускоряют темпы развития и достигают невиданных успехов в экономике, науке и культуре, но следом приходит период застоя, состояние покоя, когда человечество на время перестает порождать великое.
XX век - был веком предупреждения человечеству: оно пережило две страшные мировые войны и много локальных. Век, остро почувствовавший вселенское неблагополучие. И как результат, вторая половина XX века характеризуется глубокими, радикальными преобразованиями в мире, в культуре, обществе того времени. Тем не менее, после этих стремительных изменений современная культура перешла на стадию замедления развития. Очень много сделано, сложно открывать новое, меньше вдохновения. Относительное спокойствие и благополучие жизни начала ХХI века приводит к тому, что люди погрязли в поисках «неизвестно чего». Мир «высокого» искусства переполнен, ведь очень многим жителям планеты удается благополучно устроить свою жизнь, остается много времени на творчество и поиски себя. Высокоразвитые технологии, разнообразные гаджеты, Интернет, столь облегчающие всем нам жизнь, дают людям XXI века возможность оглянуться по сторонам, задуматься. К сожалению, эта возможность используется нами в очень малой степени и на данный момент не дает столь плодотворных результатов для общечеловеческой культуры, как могла бы. Почему же так происходит?

Ответов на данный вопрос, безусловно, может быть много, но многое кроется в новом мироощущении, в новых эмоциях людей XXI века. Дело в том, что наиболее характерной эмоцией нашей эпохи я бы назвала пресыщение; отнюдь не лестный для нас вывод.

Как известно, человек в состоянии счастья и покоя менее всего развивается и меньше способен на свершения. К тому же, человеческая природа склонна к привыканию, и со временем люди перестают ценить имеющиеся блага и достижения, пропадает уважение к великим произведениям искусства, устоявшимся традициям культуры. Нужно признать, что такое явление всегда присутствовало в мировой культуре, но, на мой взгляд, в XXI веке оно приобретает пагубный оборот. Пресыщение прекрасным, чистым, светлым, толкает новое поколение на поиски ужасного, безобразного, непонятного, отрицательного. Деятели современного искусства стараются отыскать все самое неприглядное и безобразное в нашей жизни. Современные творцы все наперебой стремятся переделывать, перекраивать классику на свой манер, вместо того, чтобы создавать новое. Не испытывая уважения к философской и моральной основе произведений, режиссеры театров ставят старинные пьесы, выворачивая их на изнанку и иногда придавая им совершенно неприглядный вид.

Примером для меня часто становятся современные постановки театров, такие как, например, спектакли Андрея Могучего, текущего директора БДТ Санкт-Петербурга. Его версии Гофмана, Чернышевского и других классиков мировой литературы пестрят приемами современного театра из разряда монохромного оформления, освежеванных туш коров на сцене, видеоперформансов, совершенно не подходящих для произведений XIX века.

То же можно увидеть, обратившись к другим сферам искусства. В нашем XXI веке, приходя на выставку современного искусства в любой из музеев Европы и России, видишь инсталляции из ведер, канатов, камней, разбитую посуду, бутылки, все что угодно, кроме картин и того, что ожидаешь увидеть. Таким сюрпризом стал для меня поход на выставку современного японского искусства Моно-но Аваре в Здание Главного Штаба. Особенно выделяются работы художника Ясуаки Ониси, который подвешивает фактурно смятую бумагу на сотнях нитей застывшей смолы. А также, в следующем зале, бросается в глаза огромный рисунок художника Мотои Ямамото, который насыпан солью на полу. Эмоции вызывает смешанные. С одной стороны, можно найти прекрасное и в таком искусстве, но не стремление ли это, как можно дальше уйти от классических традиций? Поначалу это было увлекательно, но возникает вопрос, что же дальше. Смогут ли художники придумать что-то еще более абстрактное и непостижимое, чем квадрат Казимира Малевича и брызги Джексона Поллока?

Еще дальше в этом плане идет, так называемый, джанк-арт или искусство создания произведений из ненужного хлама, макулатуры, металлолома и различных отходов. Такие поделки из мусора чрезвычайно популярны у «ценителей» современного искусства, а некоторые из них уходят с молотка за тысячи долларов и евро. Многие поспорят, что такова дань современному экологическому мышлению, но не из-за пресыщения ли классическими традициями живописи и скульптуры рождается столь странный способ самовыражения?

В современной литературе мы также находим ощущение пресыщения, поиска новых скандальных форм, отказ от устоявшихся традиций. Приведу в пример произведения французского писателя Мишеля Уэльбека, а в частности его роман «Карта и Территория». Герой романа- художник Джед Мартин, строящий карьеру и искренне стремящийся понять окружающий мир через повседневные предметы, которые его окружают. Герой начинает свой творческий путь именно с характерного для современного искусства отказа от классических традиций: он снимает на дедушкин фотоаппарат болты и гайки, затем продукты ширпотреба – «скоросшиватели, огнестрельное оружие, еженедельники, картриджи для принтера, вилки». Но, в конце концов, герой переключается на дорожные мишленовские карты, и, с помощью удачного пиара, добивается невероятной популярности у своих соотечественников. Этот момент, на мой взгляд, является знаковым для понимания потребностей современных представителей культуры, готовых принимать за искусства любые свободные поиски человека. А все кроется в глубоком пресыщении существующими нормами, стандартами красоты и прекрасного. Тем не менее, и сам персонаж романа понимает, что данный путь ни к чему не ведет, и покидает проект в поисках нового вдохновения. Типичный представитель XXI века, необремененный проблемами, не связанный семейными узами, свободный и ищущий, пресыщенный окружающими его благами, он стремится к творческой реализации, которая дается нам с трудом.

Вот так и многие представители нашего времени мечутся в поисках ответов, стремятся выйти за рамки, даже погружаются в глубоко депрессивное состояние из-за того, что блага жизни даны им сразу, и нет смысла проходить длинную череду испытаний и что-то доказывать. Пресыщение овладело многими сердцами, и сразу нашло отражение в нашей современной культуре, ведь она самый яркий показатель эмоционального состояния человечества.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
V. Подведение итогов выставки | Виды и уровни общения, формальное и неформальное общение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 320 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2258 - | 2103 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.